Урок по русскому языку в 10 классе по теме "Лексико - грамматические разряды имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Урок включает в себя не только подачу нового материала,но и содержит комплексную подготовку к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.leksiko-grammaticheskie_razryady_imen_sushchestvitelnyh.rar | 199.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе на тему
«Лексико-грамматические разряды имен существительных»
По программе Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В.
Издательство: Русское слово
Цели урока:
1.Образовательнае: актуализация знаний об имени существительном, понятие о лексико-грамматических разрядах имени существительного, система подготовки к ЕГЭ (орфоэпия-А1,средства грамматической связи в словосочетаниях - Б2, орфограммы в приставках, правописание Ъ и Ь знаков, И - Ы после приставок - А15, употребление паронимов в речи-А2).
2.Развивающае: развитие логического мышления школьников, аналитических способностей, коммуникативной компетенции, памяти; умения правильно обобщить данные и сделать вывод, развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, развивать наблюдательность, внимание.
3 Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости; воспитание чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.
Ход урока:
Сообщение целей урока, вопрос об актуальности нашего урока (где пригодятся знания, умения, навыки).
I. Проверка домашнего задания. Прописная и строчная буквы - проверка умения конспектировать, работа с ОК.
Вопрос 1: С прописной или строчной буквы пишется президент РФ? Об этом задумываемся лишь в преддверии важных для страны событий.( С прописной буквы в официальных документах пишутся наименования высших должностей и высших почетных званий, например: Президент Российской Федерации, Председатель правительства РФ.
В документах и текстах неофициального характера, а также при использовании неполного (не официального) наименования, со строчной буквы пишутся названия всех (в том числе и высших) должностей и званий.
Вопрос 2:В каких источниках искать подобную информацию?
Слайд1.
Источники: справочный раздел: «прописная – строчная»
НАИМЕНОВАНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ И ЗВАНИЙ.
Вопрос 3: А как пишется слово преддверие? В каких источниках искать эту информацию?
Источники: орфографический словарь; этимологический словарь, объясняющий написание удвоенной д .
II.Опрос:
- А1 Орфоэпическая работа у доски-3 человека:
Индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа на месте
1.Банты
Вероисповедание
Диспансер
Досуг
Еретик
Жалюзи
Иксы
Каталог
Некролог
Квартал
2.Кремень
Лекторы
Местностей
Мусоропровод
Намерение
Приданое
Сироты
Статуя
Знамение
Генезис
3.Созыв
Таможня
Цемент
Центнер
Цепочка
Шарфы
Щавель
Эксперт
Электропровод
Аэропорты
4.Класс списывает с проектора слова (2 Слайд)+4 человека на отдельных листах:
Балованный
Включен
Избалованный
Закупорить
Включит
Красивее
Оптовый
Сливовый
Осведомиться
Углубить
Проверка - консультанты (3 слайд) - 4 столбика слов с ударениями, сверяясь со слайдом, класс, сверяясь со слайдом-4 консультанта на месте с инд. работами. Подведение итогов.
- Лексическая работа с классом (устная) с выделенными словами Слайда 3. (Работа с Толковым словарем).
- Б2, А15 Задание: используя данные слова и слова для справок, составить словосочетания Cлайд 4.
Работа по цепочке-орфография:
- По 2 человека за доской, класс работает в парах.
Работа в парах. Работа со словарем с выделенными словами.
А15 Непр…ступный, кон…юнктура, меж…языковой, фел…д…егерь, не…добровать, пр…язык, пр…амбула, пр…оритет, бе…вкусно, пр…цедент.
Проверка работы за доской.
физкультминутка
III.Новая тема
Работа в парах: придумать слова, обозначающие предмет
Вопрос: слова на доске - какая часть речи? Доказать, актуализируя знания 1-9 классов. Обращаем внимание, что это общие признаки существительного. А тема нашего урока - лексико-грамматические разряды. Что это - исходим из понятия лексико(значение)грамматика(род, число, падеж..)
Слайд 5
IV.Закрепление материала
Работаем в группах, используя материал Слайда 5 и упр.165 учебника. Заполняем таблицу (Приложение).
1 группа – конкретные имена существительные
2 группа – вещественные имена существительные
3 группа – отвлеченные имена существительные
4 группа - собирательные имена существительные (придумать по аналогии).
Проверка работ групп и коллективное заполнение всей таблицы. От каждой группы вывод по конкретному заданию и общий вывод.
Но это еще не все открытия!
Такие знакомые с начальной школы понятия, как одушевленные – неодушевленные имена существительные, вспоминаем, приводим примеры.
Слайд 6
Девочка, кукла, ясень, валет, козырь, ромашка, ферзь, фельдъегерь, народ, толпа, стая, чудовище, микроб, персонаж, снеговик.
Используя материал Слайда 6 распределить слова на одушевленные и неодушевленные.
Работа по вариантам самостоятельно.
1вариант выписывает одушевленные имена существительные.
Девочка
Кукла
Валет
Козырь
Ферзь
Фельдъегерь
Чудовище
Снеговик
2 вариант выписывает неодушевленные имена существительные.
Ясень
Ромашка
Народ
Толпа
Стая
Микроб
При проверке оказывается, что категория одушевленности – неодушевленности лексико-грамматическая!
Слайд 7
Делаем выводы, подводим итоги урока.
Итак, подведем итоги урока. Д.З. §32,упр.167.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
Разработка урока по русскому языку в 6 кл. на тему: «Словообразование имен существительных и прилагательных».
Урок - исследование. 6 класс...
Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"
Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...
Урок по русскому языку 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...
СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СКАЗКЕ М. ГОРЬКОГО «ВОРОБЬИШКА»
В статье рассматривается специфика употребления лексико-грамматических разрядов имен существительных в рассказе М. Горького "Воробьишка"....
Презентация по русскому языку для 5 класса по теме "Лексико-грамматические разряды имен существительных"
Презентация по русскому языку для 5 класса по теме "Лексико-грамматические разряды имен существительных". Рассматриваются имена существительные одушевленные и неодушевленные, а также собстве...
Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему: "НЕ с именами прилагательными"
повторение пройденного, изучение нового материала, работа с учебником...