СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СКАЗКЕ М. ГОРЬКОГО «ВОРОБЬИШКА»
статья по русскому языку
В статье рассматривается специфика употребления лексико-грамматических разрядов имен существительных в рассказе М. Горького "Воробьишка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnye_v_rasskaze_vorobishka.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Некрасова Н.Н.
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ №2 с. Бешпагир
Грачевского района
Ставропольского края
СПЕЦИФИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ РАЗРЯДОВ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СКАЗКЕ М. ГОРЬКОГО «ВОРОБЬИШКА»
Морфология – раздел лингвистики, который начинает изучаться в школьной программе со второго класса. Знакомство начинается с имени существительного, которое занимает одно из главных мест в нашей речи: существительным является почти каждое второе слово.
В.Г. Ветвицкий сравнивает существительное с дирижером, руководящим грамматическим оркестром, а зависимые слова с оркестрантами, подстраивающимися под все указания дирижера, согласовывающимися с существительным [1, С.45-49]. Все другие члены предложения меняют свои падежи, формы, окончания в соответствии с этой частью речи. Вот поэтому так важно начать знакомство с морфологией именно с имени существительного.
С описания существительного и его грамматических признаков начинается курс морфологии во всех учебниках и справочниках по русскому языку. А.А. Камынина определяет имя существительное как часть речи, которая «объединяет лексемы с предметным значением, имеющие грамматические категории рода, числа, падежа, способные в предложении быть подлежащим и дополнением, а также определяться прилагательными. Значение предмета в существительных является категориальным, его имеют все типы существительных» [3, С.34].
В морфологии изучается комплекс признаков имени существительного: категории одушевленности и неодушевленности, рода, числа, падежа, лексико-грамматические разряды (в соответствии с которыми выделяются собственные и нарицательные, конкретные, отвлеченные, вещественные, собирательные, единичные существительные).
Рассмотрим подробнее такие лексико-грамматические разряды, как конкретность, отвлеченность, вещественность, единичность и собирательность.
Конкретные существительные - это слова, называющие факты, вещи, лица, явления действительности. Слова данного разряда представлены наименованиями предметов в форме единственного и множественного числа, исключением являются слова pluraliatantum (ножницы, шорты, жмурки, очки).
Отвлеченные (абстрактные) существительные –это слова, обозначающие абстрактные понятия, свойства, качества, состояния и действия (страх, радость, любовь, злость), которые образуются при помощи нулевого суффикса (замена, вывоз, хворь, горечь), суффикса -ость (милость, подлость), -ство (меньшинство), -чин(а)/-щин(а) (сдельщина), -изм (гуманизм, реализм), -от (а) (красота, хрипота) и других. Отвлеченные существительные не изменяются по числам и не сочетаются с количественными числительными.
Вещественные существительные –это слова, называющие однородные по составу вещества (сахар, мука, цемент), не изменяющиеся по числам, не исчисляющиеся, но сочетающиеся с единицами измерения.
Собирательные существительные – это слова, обозначающие совокупности однородных предметов или лиц как неделимое целое. Могут быть образованы при помощи суффиксов: -ств(о) (учительство, студенчество); -иj- (аристократия, пионерия); -от(а) (беднота) и др. Выражают собирательность такие слова лексически, а не словообразовательно. Не исчисляются и не имеют формы множественного числа.
Единичные существительные – это наименования отдельных предметов из совокупности подобных, обладающих одинаковыми признаками. Подобно конкретным, они изменяются по числам и исчисляются, но образуются от вещественных при помощи суффиксов -ин, -инк (снежинка, горошина).
Объектом нашего исследования стали имёна существительные, использующиеся в произведениях для младших школьников, и их принадлежность к определенному лексико-грамматическому разряду. Рассмотрим, существительные каких разрядов чаще всего употребляются в художественном тексте, и попытаемся объяснить причину подобного выбора.
Для реализации данной цели возьмём сказку М. Горького «Воробьишко»[2].В произведении использовано 53 неповторяющихся существительных, которые мы распределяются по лексико-грамматическим разрядам следующим образом:
- конкретные- 38;
- отвлечённые – 10;
- вещественные – 3;
- собирательные – 1;
- единичные – 1.
Как мы видим, количество конкретных существительных преобладает. Причиной этого является следующее: у детей младшего школьного возраста ведущее место занимает наглядно-образное мышление, и соотнести слова, называющие конкретные предметы мира, которые они неоднократно видели,с соответствующими им лексическими значениями детям проще, нежели представить значение абстрактных понятий. Поэтому для детей, чьи жизненные впечатления малы, важно, чтобы образы, встречающиеся в художественных произведениях, были предельно конкретны и знакомы. Очевидно, Максим Горький, выдающийся мастер художественного слова с тонким языковым вкусом, интуитивно отразил наблюдения педагогов и психологов в отборе лексики для своей сказки.
Психическая деятельность младших школьников обычно окрашена эмоциями. Дети еще не умеют управлять своими чувствами; все, что они делают, о чем думают, что слышат, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Сказанное справедливо и для оценки восприятия лексики, используемой в художественном произведении, и, как следствие, оценки восприятия самого произведения. Помимо конкретных, в сказке М. Горького «Воробьишка» употреблены преимущественно несложные отвлеченные существительные, которые будут понятны детям. Такие слова, как радость, чудо, честь вызовут у любого ребенка положительные эмоции; слово страх – противоположное чувство, испытанное каждым, и это вызовет эмпатию к герою, потому что позволит представить состояние маленького воробьишки, оказавшегося перед чудовищем – кошкой.
Но помимо нейтральных слов в сказке присутствуют также эмоционально окрашенные отвлеченные существительные чушь, чепуха. Для обозначения эмоциональной модификации слов, употребленных в тексте, по отношению к словарному значению, в лингвистике используется термин «коннотация». В словаре-справочнике лингвистических терминов Розенталя Д. Э. и Теленковой М. А.коннотация определяется как «добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова и служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски, придавая высказыванию тон торжественности, непринужденности, фамильярности и т. п.»[5, С. 127]. Слова чушь и чепуха разговорного стиля, их использование маркирует непринужденность, непосредственность ситуации, в которой они употребляются, и этим выражается их экспрессивность.
Собирательных и единичных существительных в тексте всего по одному слову (молодёжь, моховинки), вещественных – три (воздух, пакля, материал). Такие слова, как моховинки и пакля могут вызвать у учащихся младших классов трудности при восприятии, поэтому учителю важно правильно организовать работу по активизации словаря школьников. Непонятные слова нельзя игнорировать, это может вызвать пробелы в восприятии содержания, а медленное и вдумчивое чтение, напротив, пробудит интерес и любовь к родной речи.
Анализируя лексическое значение слова моховинки, следует обратить внимание школьников на его словообразовательную структуру и установить не лексическое, а словообразовательное значение: предмет из ряда подобных, обладающих одинаковыми признаками; часть вещества, который состоит из множества таких частей. В пример можно привести другие единичные существительные типа снег-снежинка, горох-горошина, пыль-пылинка и т.д. Такая работа станет пропедевтической для морфемно-словообразовательного анализа слов и морфологического анализа имен существительных. В данном случае будет наблюдаться межпредметная связь литературного чтения и русского языка, произойдет закрепление знаний о существительных, что, очевидно, будет способствовать формированию языковой компетенции.
К. Д. Ушинский говорил: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета»[4, С. 61]. Именно поэтому специального внимания требует также вещественное существительное пакля (грубое, спутанное волокно, отход от первичной обработки лубяных культур), поскольку его значение и употребление может быть не понятно детям.
В результате исследования специфики употребления лексико-грамматических разрядов имен существительных в сказке М. Горького «Воробьишка» мы пришли к выводу, что конкретных существительных в тексте значительно больше. Слова этого и других разрядов, преимущественно несложные, хорошо знакомые детям, вызывают у них эмоционально окрашенное отношение, что обусловлено возрастными особенностями младших школьников. А незнакомые или сложные слова, объясненные учителем, позволят расширить словарный запас детей.
Список литературы:
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание: пособие для учителей. – М. – Л.: Просвещение, 1966.–158с.
- Горький М. Воробьишко. – Москва: Речь, 2015.– 12 с.
- Камынина А. А. Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. – М.: Издательство Московского университета, 1999. –235 с.
- Лазарева В. А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 68 с.
- Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976.– 399 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 10 классе по теме "Лексико - грамматические разряды имен существительных"
Урок включает в себя не только подачу нового материала,но и содержит комплексную подготовку к ЕГЭ....
Урок немецкого языка «Тренировка и употребление лексико-грамматических структур».
Основной задачей данного урока является:- повторение основных форм глагола;- склонения и употребления определённых и неопределённыхартиклей;-повторение структуры немецкого предложения....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....
Конспект урока Лексико-грамматический практикум. Сложно-составные существительные. Настоящее простое и настоящее длительное время.
Конспект урока в 6 классе по УМК У “Английский в фокусе-6”, В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. ВаулинаЛЛе Лексико-грамматический практикум. Слож...
Презентация по русскому языку для 5 класса по теме "Лексико-грамматические разряды имен существительных"
Презентация по русскому языку для 5 класса по теме "Лексико-грамматические разряды имен существительных". Рассматриваются имена существительные одушевленные и неодушевленные, а также собстве...