Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс 2.Актуализация знаний Цель этапа: предъявить задания близкие жизненному опыту детей; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала
| -Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы с вами поговорим о важной теме для каждого из нас, для каждого человека нашей большой многонациональной страны.
Ребята, сегодня мы совершим путешествие. Но путешествие будет необычным. Это путешествие в прошлое под этот звук метронома.
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: эмоциональный настрой наурок |
Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений |
Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые: слушание собеседника |
Формируемые способы деятельности: построение понятных для собеседника высказываний |
Личностные УУД | Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний, активное погружение в тему |
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности; слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта |
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из текстов, выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений |
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности; формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения |
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности | Слайд 2. (1941-1945) - С каким знаменательным событием связаны эти даты? А какой частью речи они являются в русском языке? Что вы знаете о ней? Прочитайте эти числительные, правильно выговаривая их окончания. Слайд 3-4. (22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. Блокада Ленинграда — военная блокада города немецкими, Финскими, испанскими войсками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944. 872 дня. - Какие числительные встретились вам здесь? На какой вопрос отвечают эти числительные? (Сколько? Какой?)
Слайд 5-7 . Какая тема нашего урока? (Количественные и порядковые числительные) - А теперь подумайте и ответьте: как мы сформулируем тему нашего урока? Слайд 8 Сейчас вы самостоятельно изучите параграфы 70, 71 на стр. 49, 51. - О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что мы должны сегодня сделать на уроке? Цели урока: - Уметь различать разряды порядковых и количественных числительных, об изменениях порядковых числительных, согласовании их с существительными, назначении в речи; сложных прилагательных, в состав которых (первая основа) входит числительное.
- Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи. Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении
Слайд 9-10 Задание: 2 учащихся работают у доски. Выпишите из данного текста числительные -Правильно ли ребята выполнили задание? Какие ошибки они могли допустить? Слайд 11 филькультминутка | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: самостоятельное определение цели урока |
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогнозировать предстоящую работу |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
|
Личностные УУД
| Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению |
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: Формирование уменияучитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество с учителем
|
Формируемые способы деятельности: формировать умения ставить цель деятельности |
4.Проблемное изложение нового знания Цель этапа: Зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения | Слайд 12 Прочитать тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Поставьте к ним вопросы и определите падеж числительных. К какому разряду относятся эти числительные?
В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..» «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
Работа по учебнику. Стр. 50. Упр. 406. (материал для ознакомления) | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: осознание целей и задач обучения, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала и основных вопросов |
Формируемые способы деятельности: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; формирование умения работать в парах, группах |
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: развитее умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; |
Формируемые способы деятельности: формирование умения осуществлять познавательную и личную рефлексию |
5.Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: Зафиксировать алгоритм определения падежа количественных и порядковых числительных; организовать усвоение учащимися нового материала ( фронтально и в группах)
| Слайд 13 Прочитайте тексты, правильно выговаривая окончания числительных. Запишите числительные прописью и выделите окончания. «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; применение на практике и последующее повторение нового материала |
Формируемые способы деятельности: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками |
Формируемые способы деятельности: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
6.Практическая работа с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок
|
За годы блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 годы погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискаревском кладбище. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет примерно 500 тыс. человек.
| Личностные УУД | Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности, запоминание материала |
Формируемые способы деятельности: применение на практике полученных знаний и последующее повторение |
Регулятивные УУД
| Осуществляемые действия: самоконтроль выполнения заданий, взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность
|
Формируемые способы деятельности: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Познавательные УУД
| Осуществляемые действия: развитие и углубление потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Формируемые способы деятельности: умения структурировать знания, построение логической цепи рассуждений |
7.Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий | Домашнее задание. Сочинение-миниатюра. Найти и записать сочинения-миниатюры, используя числительные на темы: 1) Героизм советских солдат в годы ВОВ; 2) Скольким героям было присвоено звание Героя Советского Союза во время ВОВ? 3) Показать начало ВОВ в цифрах. 4) Сколько самарских добровольцев ушло воевать в годы ВОВ | Познавательные УУД
| Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме, творческая переработка изученной информации, поиск в словарях, в сети Интернет
|
Формируемые способы действия: Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, применение методов информационного поиска |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности | - Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса. - А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники. - На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания!
| Коммуникативные УУД |
|
Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности, обобщение и систематизация знаний, учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока
|
Формируемые способы деятельности: формирование умений точно и полно выражать свои мысли |