Урок русского языка в 9 классе "Знаки препинания в ССП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Тема: «Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП»

Цели:

- формирование навыков пунктуационной грамотности;

- подготовка к ГИА;

- привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaki_prepinaiya_v_ssp.docx26.45 КБ
Файл znaki_prep._v_ssp.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

                                                             СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

Презентация учителя к уроку.

Приветствие обучающихся.

Запись числа урока

1-2 мин.

2.

Актуализация опорных знаний.

Выведение темы и целей.

Презентация

1-4

Слов.диктант

Учитель  задает вопросы по материалу презентации

Отвечают на вопросы учителя

8 мин.

3.

Проверка домашнего задания

Раздаточный материал

Фронтальный опрос по домашнему упражнению

Защита домашней работы

4 мин.

4.

Изучение нового материала

Презентация «Сложное предложение»,

Слайд 6-8

Учитель формулирует задания, задает вопросы. Знакомство с новым материалом сопровождается демонстрацией презентации. Учитель  помогает  обучающимся сформулировать  выводы.

Знакомятся с содержанием задания, анализируют предложения, формулируют выводы.

15 мин.

5.

Закрепление изученного

Презентация «Сложное предложение»,

Слайд 9-10

Учитель формулирует задания.

Анализирует результаты.

Выполняют задания

13 мин.

6.

Рефлексия. Итог урока

Слайд 11

Формулировка выводов по уроку

Фиксируют выводы

5 мин

7.

Сообщение домашнего задания

«Сложное предложение»,

Слайд 12

Сообщает домашнее задание, дает комментарий к его выполнению

Запись домашнего задания

2 мин.

Тема: «Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП»

Цели:

- формирование навыков пунктуационной грамотности;

- подготовка к ГИА;

- привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд 1

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла это замечательное высказывание:

Будь любознателен – и многое тебе откроется.

Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.

Будь отважен – и ты победишь. 

Орфографическая разминка.

А) словарный диктант

Национальный поэт, окруженный ореолом славы, жажда наслаждений, чувство красоты, не зарастет народная тропа, Царскосельский лицей.

- Имя какого поэта можно смело подписать под каждым из этих выражений? (Пушкин)

Именно творчество Пушкина поможет нам сегодня провести урок.

Слайд 2

2. Целеполагание.

Слайд 3

Слайд 4

Запись темы урока в тетрадь.

3. Актуализация опорных знаний.

- Что вы уже знаете по теме нашего урока? Какой информацией можете поделиться? (рассказывают о том, что такое ССП, о постановке запятой между частями ССП) Доказывают теорию на примере предложения.

Слайд 5

  1. Создание проблемной ситуации.

Обратите внимание на предложения.

Слайд  6

- Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений? Какую учебную цель необходимо поставить на уроке?

- Чтобы  достичь цели, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы.

- С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем?

А) Доказываем, что предложение сложное.

Б) Доказываем, что предложение ССП.

В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП.

Г) Подключаем правило.

На доске появляются  элементы алгоритма.

- Давайте проверим, как работает алгоритм на практике.

Слайд 7

5. Изучение нового материала.

Исследовательская деятельность.

На экране появляются фрагменты текстов. Задача: доказать, что предложение ССП, подключая алгоритм, объяснить постановку знаков препинания.

Слайд 8

(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть                запятые, то между ними ставится точка с запятой)

Слайд 9

(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире)

Работа проводится у доски и в тетрадях. Теоретический материал записывается в памятку. На каждого ученика распечатан лист-памятка.

  1. Закрепление изученного.

Работа в парах.

Слайд 10

              1 вариант.

Конструирование предложений.

- На слайде даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Начала предложений

Продолжение предложений

1. Он знак подаст…

1. Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

2. ... Прозрачный лес один чернеет…

2. и все хлопочут.

3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

3. И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

    2 вариант.

     Соотнесите  предложения со схемами.

     Слайд 11

  1. Контроль и оценка знаний.

Тест.

Укажите ошибочное суждение.

  1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2.   Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3.  Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

                                     «Пророк»

  1. Союзы а, но, да (но) – соединительные.

  1. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

      Слайд 13

Приложения.

Лист-памятка

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Запятая

Точка с запятой

Тире

Запятая не ставится

Укажите ошибочное суждение.

1.        Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

2.   Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:

- при помощи интонации и союзов или союзных слов

- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)

3.  Это предложение сложносочиненное.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

«Пророк»

3.        Союзы а, но, да (но) – соединительные.

4.        Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.

Сконструируйте ССП с различными значениями. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.

Начала предложений

Продолжение предложений

1. Он знак подаст…

1. Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

2. ... Прозрачный лес один чернеет…

2. и все хлопочут.

3. Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

3. И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин 1799-1837

Слайд 2

А. 4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ТЕМА - количество букв и звуков совпадает. 2) В слове ЦЕЛЬ – мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного. 3) В слове НАШЕГО – последний согласный звонкий. 4) В слове УРОКА – все согласные парные.

Слайд 3

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел . «Поэт» В 7. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую( ие ) запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. И сердце бьется в упоенье ,(1) И для него воскресли вновь И божество ,(2) и вдохновенье ,(3) И жизнь ,(4) и слезы ,(5) и любовь. «Я помню чудное мгновенье»

Слайд 4

Сравните предложения. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон… «Пророк» Восстал вселенный бич – и вскоре новой брани Зарделась грозная заря. «Воспоминания в Царском селе»

Слайд 5

Тема: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Цели: формирование навыков пунктуационной грамотности; подготовка к ГИА; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.

Слайд 6

[ ] , и [ ] С младенчества дух песен в нас горел , И дивное волненье мы познали… [ ] - и [ ] Вошел – и пробка в потолок . [ ]; но [ , , ] Его пример другим наука ; Но , боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!

Слайд 8

Начало предложений Продолжение предложений 1.С колесницы пал Дадон , охнул раз… 1. Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. 2. Блеснет заутра луч денницы… 2. …(и) умер он. 3. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем… 3. …(и) заиграет яркий день.

Слайд 9

Перед вами афоризмы А.С. Пушкина. Соотнесите номера предложений с номерами схем. 1)На свете счастья нет, но есть покой и воля. 1)[ - = ], а [ = - ]. 2)Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин. 2)[ - , ], и [ - ]. 3)Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. 3) [ и - = ] . 4)Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. 4) [ - , а ] . 5)Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. 5)[ = ], но [ = и ]. 6)Сказка - ложь, да в ней намек. 6)[ - = ] , [ = - ]. 7)Гений и злодейство - Две вещи несовместные... 7)[ - = ] , да [ - ].

Слайд 10

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился . «Пророк»

Слайд 11

Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой Пушкин», используя сложносочиненные предложения. Выучите наизусть стихотворения: «Пророк», «Я помню чудное мгновенье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Урок русского языка по технологии ТРКМПЧ Класс: 9 Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Урок  русского языка по технологии ТРКМПЧКласс. 9Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияПланируемые образовательные результатыПредметные – знать, ч...

Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"

Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...

Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)

На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...

Урок русского языка по теме «Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания».

Цели урока:Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять  принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматиче...