Урок русского языка в 9 классе "Знаки препинания в ССП"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Тема: «Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП»
Цели:
- формирование навыков пунктуационной грамотности;
- подготовка к ГИА;
- привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaiya_v_ssp.docx | 26.45 КБ |
znaki_prep._v_ssp.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент | Презентация учителя к уроку. | Приветствие обучающихся. | Запись числа урока | 1-2 мин. |
2. | Актуализация опорных знаний. Выведение темы и целей. | Презентация 1-4 | Слов.диктант Учитель задает вопросы по материалу презентации | Отвечают на вопросы учителя | 8 мин. |
3. | Проверка домашнего задания | Раздаточный материал | Фронтальный опрос по домашнему упражнению | Защита домашней работы | 4 мин. |
4. | Изучение нового материала | Презентация «Сложное предложение», Слайд 6-8 | Учитель формулирует задания, задает вопросы. Знакомство с новым материалом сопровождается демонстрацией презентации. Учитель помогает обучающимся сформулировать выводы. | Знакомятся с содержанием задания, анализируют предложения, формулируют выводы. | 15 мин. |
5. | Закрепление изученного | Презентация «Сложное предложение», Слайд 9-10 | Учитель формулирует задания. Анализирует результаты. | Выполняют задания | 13 мин. |
6. | Рефлексия. Итог урока | Слайд 11 | Формулировка выводов по уроку | Фиксируют выводы | 5 мин |
7. | Сообщение домашнего задания | «Сложное предложение», Слайд 12 | Сообщает домашнее задание, дает комментарий к его выполнению | Запись домашнего задания | 2 мин. |
Тема: «Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП»
Цели:
- формирование навыков пунктуационной грамотности;
- подготовка к ГИА;
- привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд 1
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла это замечательное высказывание:
Будь любознателен – и многое тебе откроется.
Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.
Будь отважен – и ты победишь.
Орфографическая разминка.
А) словарный диктант
Национальный поэт, окруженный ореолом славы, жажда наслаждений, чувство красоты, не зарастет народная тропа, Царскосельский лицей.
- Имя какого поэта можно смело подписать под каждым из этих выражений? (Пушкин)
Именно творчество Пушкина поможет нам сегодня провести урок.
Слайд 2
2. Целеполагание.
Слайд 3
Слайд 4
Запись темы урока в тетрадь.
3. Актуализация опорных знаний.
- Что вы уже знаете по теме нашего урока? Какой информацией можете поделиться? (рассказывают о том, что такое ССП, о постановке запятой между частями ССП) Доказывают теорию на примере предложения.
Слайд 5
- Создание проблемной ситуации.
Обратите внимание на предложения.
Слайд 6
- Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений? Какую учебную цель необходимо поставить на уроке?
- Чтобы достичь цели, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы.
- С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем?
А) Доказываем, что предложение сложное.
Б) Доказываем, что предложение ССП.
В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП.
Г) Подключаем правило.
На доске появляются элементы алгоритма.
- Давайте проверим, как работает алгоритм на практике.
Слайд 7
5. Изучение нового материала.
Исследовательская деятельность.
На экране появляются фрагменты текстов. Задача: доказать, что предложение ССП, подключая алгоритм, объяснить постановку знаков препинания.
Слайд 8
(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)
Слайд 9
(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире)
Работа проводится у доски и в тетрадях. Теоретический материал записывается в памятку. На каждого ученика распечатан лист-памятка.
- Закрепление изученного.
Работа в парах.
Слайд 10
1 вариант.
Конструирование предложений.
- На слайде даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.
Начала предложений | Продолжение предложений |
1. Он знак подаст… | 1. Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. |
2. ... Прозрачный лес один чернеет… | 2. и все хлопочут. |
3. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем… | 3. И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. |
2 вариант.
Соотнесите предложения со схемами.
Слайд 11
- Контроль и оценка знаний.
Тест.
Укажите ошибочное суждение.
- Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
- при помощи интонации и союзов или союзных слов
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
«Пророк»
- Союзы а, но, да (но) – соединительные.
- Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
- Рефлексия. Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Слайд 13
Приложения.
Лист-памятка
Знаки препинания в сложносочиненном предложении | |||
Запятая | Точка с запятой | Тире | Запятая не ставится |
Укажите ошибочное суждение.
1. Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
- при помощи интонации и союзов или союзных слов
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
«Пророк»
3. Союзы а, но, да (но) – соединительные.
4. Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
Сконструируйте ССП с различными значениями. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.
Начала предложений | Продолжение предложений |
1. Он знак подаст… | 1. Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. |
2. ... Прозрачный лес один чернеет… | 2. и все хлопочут. |
3. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем… | 3. И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. 4 Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ТЕМА - количество букв и звуков совпадает. 2) В слове ЦЕЛЬ – мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного. 3) В слове НАШЕГО – последний согласный звонкий. 4) В слове УРОКА – все согласные парные.
В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел . «Поэт» В 7. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую( ие ) запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. И сердце бьется в упоенье ,(1) И для него воскресли вновь И божество ,(2) и вдохновенье ,(3) И жизнь ,(4) и слезы ,(5) и любовь. «Я помню чудное мгновенье»
Сравните предложения. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон… «Пророк» Восстал вселенный бич – и вскоре новой брани Зарделась грозная заря. «Воспоминания в Царском селе»
Тема: Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. Цели: формирование навыков пунктуационной грамотности; подготовка к ГИА; привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.
[ ] , и [ ] С младенчества дух песен в нас горел , И дивное волненье мы познали… [ ] - и [ ] Вошел – и пробка в потолок . [ ]; но [ , , ] Его пример другим наука ; Но , боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!
Начало предложений Продолжение предложений 1.С колесницы пал Дадон , охнул раз… 1. Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. 2. Блеснет заутра луч денницы… 2. …(и) умер он. 3. Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем… 3. …(и) заиграет яркий день.
Перед вами афоризмы А.С. Пушкина. Соотнесите номера предложений с номерами схем. 1)На свете счастья нет, но есть покой и воля. 1)[ - = ], а [ = - ]. 2)Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин. 2)[ - , ], и [ - ]. 3)Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. 3) [ и - = ] . 4)Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа. 4) [ - , а ] . 5)Всяк суетится, лжет за двух, И всюду меркантильный дух. 5)[ = ], но [ = и ]. 6)Сказка - ложь, да в ней намек. 6)[ - = ] , [ = - ]. 7)Гений и злодейство - Две вещи несовместные... 7)[ - = ] , да [ - ].
Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился . «Пророк»
Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой Пушкин», используя сложносочиненные предложения. Выучите наизусть стихотворения: «Пророк», «Я помню чудное мгновенье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка в 8 классе Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».
Разработка урока и презентация....
Урок русского языка по технологии ТРКМПЧ Класс: 9 Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Урок русского языка по технологии ТРКМПЧКласс. 9Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияПланируемые образовательные результатыПредметные – знать, ч...
Технологическая карта урока русского языка. "Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением"
Предмет: русский языкКласс: 5Учитель: Лопатина Лилия АнатольевнаТема: «Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебник: Базовый учебник...
Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова.Знаки препинания при вводных словах (конспект урока)
На уроке повторяются и углубляются знания по орфографии и пунктуации,формируется умение различать вводные слова и члены предложения. Для проверки знаний используются интерактивные тесты LECTA...
Урок русского языка по теме «Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания».
Цели урока:Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматиче...