Урок русского языка по теме «Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Франк Елена Юрьевна

Цели урока:

  1. Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять  принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам.
  2. Уметь определять функцию каждого знака препинания.
  3. Совершенствовать умения работы с текстом.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Технологии: для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции), проблемного обучения и ИКТ.

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Средства обучения: учебник, тетрадь, компьютер, видеоурок, раздаточный материал, КИМы ЕГЭ.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать принципы и функции знаков препинания; уметь применять нормы пунктуации на практике.

 Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse_frank.docx40.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:«Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.

Цели урока:

  1. Повторить основные принципы пунктуации, классифицировать знаки препинания; определять  принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по смыслу, интонации и грамматическим признакам.
  2. Уметь определять функцию каждого знака препинания.
  3. Совершенствовать умения работы с текстом.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Технологии: для достижения поставленных целей будут использованы приемы компетентностно-ориентированной технологии (коммуникативная и культурологическая компетенции), проблемного обучения и ИКТ.

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Средства обучения: учебник, тетрадь, компьютер, видеоурок, раздаточный материал, КИМы ЕГЭ.

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать принципы и функции знаков препинания; уметь применять нормы пунктуации на практике.

 Метапредметные (универсальные учебные действия)

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: ученик принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: ученик вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Ход урока.

  1. Мотивационно-ориентированный этап.

Слайд 1 (без темы урока)

-Здравствуйте, ребята!

-Откройте тетради и запишите число.Внимание на слайд. Прочитайте, пожалуйста, отрывок из произведения К. Паустовского «Золотая роза».

Слайд 2

Читает ученик: «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

-Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

- Да просто расставил правильно все знаки препинания»

К. Паустовский «Золотая роза»

- Как, по-вашему, связан этот отрывок с темой сегодняшнего урока? О чем пойдет разговор?(о пунктуации, о знаках препинания)  (записать тему урока)

Слайд 3( тема урока)

- Давайте вспомним, Что такое пунктуация?

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

- Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Современный русский язык отличается тем, что в нем есть знаки препинания.

- Откройте учебник на стр 413, упр 662. Прочитайте текст.

- О скольких знаках препинания рассуждает поэт Имант Зиедонис? Согласны ли вы с его рассуждениями?

- А сколько всего знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?

 (10 знаков)

(Слайд 4)

В современном русском языке 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ( ).

- Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

2. Постановка главной учебной задачи.

- Проблемный вопрос: умеем ли мы пользоваться возможностями, которые представляет стройная система знаков препинания?

(Слайд 5)

Задание 1. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами  восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

- Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?

(Слайд 6)

«Эдуарда убить, не смейте бояться - полезно».

«Эдуарда убить не смейте, бояться полезно».

-Покажите, как меняется смысл предложения?

-Так что иногда от постановки знаков препинания зависел и ход истории. Этот знак препинания в истории назвали кровавым, соответственно, и функцию определили ему - функцию палача. Какому знаку?(запятой)

Вывод:  знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

3.Актуализация знаний

- Но прежде чем поговорим о принципах, вспомним, какую роль выполняют знаки препинания в письменной речи.

(Слайд  7)

Три  функции знаков препинания: завершения, выделения, разделения частей предложения;

-Попробуем убедиться в том, что без знаков препинания невозможно понять содержимое текста

Проведем лингвистический эксперимент

(Слайд 8)

Задание 2.

(На слайде) и раздаточный материал на каждой парте

Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13)

По Д.Гранину «Мой лейтенант»

- Что затрудняет чтение? Как исправить сложившуюся ситуацию?

- Чем вы будете руководствоваться при расстановке знаков препинания?(функции: завершения, выделения, разделения)

- Расставьте знаки препинания, объясните функцию каждого. Поработайте в парах.

- Назовите цифры знаков завершения. Какие знаки завершения использовали?(2,3,7,9,12,13)

- Назовите цифры разделительных знаков. Что они разделяют?

(1,8 (части сложного предложения); 4,6 (однородные члены)

- Назовите цифры выделительных знаков препинания. Что они выделяют?

5 (деепричастный оборот), 10, 11 (вводное слово)

(Слайд 9)

- А теперь прочтите получившийся текст, соблюдая нужную интонацию.

Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так,ничего не сделав, ни разу не выстрелив? У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. Я, конечно, был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха!

По Д.Гранину «Мой лейтенант»

 - При выполнении данного задания мы   руководствовались   не только функциями  знаков препинания, но и принципами русской пунктуации.

Давайте вспомним эти принципы. Посмотрите видеоурок. Постарайтесь ответить на вопрос: чем обусловлен каждый принцип и какой принцип пунктуации является ведущим?( 2.38)

-Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

(Слайд 10)

Грамматический принцип обусловлен структурой предложения. Он способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки не могут быть авторскими, это фундамент, на котором строится современная русская пунктуация.

Смысловой принцип (логический). В основе правил   постановки  знаков

препинания лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое членение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое членение.

Интонационный принцип является выразителем семантики, т. е. значения и смысла языковой единицы. Устная речь оформляется интонацией, а письменная – пунктуацией. Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении расчленять речь на ее составные части.

- А теперь, ребята, теоретические знания мы должны применить на практике. Для этого выполним задание.

(Слайд 11)

Задание 3.

На слайде  строфа стихотворения Н. Гумилева «Слово».

- Предлагаю учащимся представить такую ситуацию:

 стихотворение Н. Гумилева было утеряно, а когда отыскали черновой вариант, в первой строфе не оказалось ни одного знака препинания. Наша задача – попытаться восстановить утраченную пунктуацию.(записать в тетрадь, восстанавливая знаки препинания)

В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

Словарная работа  (Слово «оный» (тот, тот самый)

- С чего вы начнете свою работу? (вспомнить принципы, прежде, чем расставить знаки препинания, нужно вдуматься в смысл стихотворения)

И о каком принципе вы вспомнили?

- О смысловом, потому что нельзя расставить знаки препинания, не понимая

смысла. Далее я стал искать границы предложения. В конце строфы поставил

точку – знак завершения. Точку, потому что текст читается с интонацией

повествования, а не восклицания или вопроса. Далее я нашел сложное

предложение, внутри главной части которого есть придаточная, и вспомнил,

что придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон, если находится

внутри главной части. И получилось следующее:

(Слайд 12)

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Далее ученик объясняет постановку запятой между 3 и 4 строками.(разделение одн. членов)

- Какой же принцип помог вам осмыслить постановку знаков препинания?

- Грамматический.

- Прочитайте глазами четверостишье и подумайте, о чем надо помнить, чтобы прочитать его выразительно.

- Чтобы прочитать стихотворение осмысленно и выразительно, надо помнить и о роли интонационного принципа. Когда я читал строфу уже со знаками препинания, я чувствовал паузы, соблюдал их, и вырисовалась осмысленность и выразительность. ( Ученик выразительно читает 1-ую строфу.)

4. Рефлексия.

- О каких трех принципах русской пунктуации мы говорили  сегодня на уроке?

- Можно из трех этих принципов выделить основополагающий (-ие)?

( Грамматический и смысловой, а интонационный оформляет смысловую сторону текста)

Слайд 13

Современный лингвист Нина Сергеевна Валгина считает: «Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

- Согласны ли вы с таким высказыванием? - Можно ли выучить пунктуацию?

- О чем же мы должны помнить, когда решаем пунктуационную задачу, решая тесты?

- Надо помнить, прежде всего, о том, что лежит в основе русской пунктуации, о

ее назначении и функциях. Когда мы это осознаем, осмыслим, то и устная, и письменная речь обретут стройность, логичность и выразительность.

Обобщение изученного материала. Работа с заданиями ЕГЭ( задания 16-18)

 (КИМы с сайта РЕШУ ЕГЭ)

16.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Там сверкали  бенгальским огнем стены занесенных снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
  2. Природу он любил не только как созерцатель  но и как лесничий.
  3. Озера прекрасны и на юге и  в тишине наших северных лесов.
  4. Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.
  5. Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые.

Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от берега.

18. .Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые.

       От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

19.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной создают ощущение праздника.

20.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.

Слайд 14

Домашнее задание. Учебник упр 663 или 664 ( на выбор), решение КИМов.

У вас все получится! Спасибо за урок!

Раздаточный материал

Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13)

По Д.Гранину «Мой лейтенант»

Н. Гумелев «Слово»

В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

Тест

16.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Там сверкали  бенгальским огнем стены занесенных снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
  2. Природу он любил не только как созерцатель  но и как лесничий.
  3. Озера прекрасны и на юге и  в тишине наших северных лесов.
  4. Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.
  5. Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые.

Осмотрев (1) замкнутый круг залива (2) я увидел парусное судно (3) стоявшее недалеко от берега.

18. .Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в   предложении должны стоять запятые.

       От прямых ответов и моих прямых вопросов она (1) впрочем (2) ловко увиливала. Даже трубы (3) мне (4) казалось (5) в её присутствии дымили застенчиво и не в полную силу.

19.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около деревьев (1) можно посадить луковичные растения (2) яркие пятна (3) которых (4) ранней весной создают ощущение праздника.

20.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Первое (1) что мы увидели подле дома (2) был стройный обелиск чёрного мрамора (3) и (4) когда я прочитал надпись на другой стороне цоколя (5) то стало понятно (6) что обелиск установлен к столетию со дня рождения Лермонтова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке"

Урок русского языка  по теме "Фонетические чередования в русском языке" позволяет расширить знания учащихся об исторических процессах русского языка. исторических корнях  русских слов. Учащи...

Доклад на городской конференции почитателей русского языка по теме «Варваризация и вульгаризация русского языка обучающимися школы».

Текст доклада на городской конференции почитателей русского языка по теме «Варваризация и вульгаризация русского языка обучающимися школы»....

Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс

В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ”  Урок разработан с использованием техноло...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...