Урок русского языка в 5 классе З и С на конце приставки по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок соответствует ФГОС ООО, прописаны личностные, метапредметные и предметные результаты, на уроке применяются ИКТ, ЭОРы.На урок включена физкультминутка, рефлексия, самооценка, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОСе.
На всех этапах урока предполагается вовлечение обучающихся в деятельность различного рода: самостоятельная работа, оценивание границ собственного знания и незнания, постановка проблемы, целеполагание, исследование, выполнение дифференцированных разноуровневых заданий, рефлексия, оценочная деятельность и др.
ФИО: Нуранова Айгуль Шайкуллаевна
Место работы: МБОУ «Нижнебаскунчакская СОШ МО «Ахтубинский район» имени
К.К. Искалиева»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема и номер урока: № 100 «Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с»
Базовый учебник: Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е., Шмелёва Е.Я. Под ред. Шмелёва А.Д. Русский язык. 5 класс-Издательство «Вентана Граф».
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал (карточки, перфокарты, орфографический словарь, Интернет ресурсы
Цель урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:.
Целевые установки на достижение результата:
Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации; социальном признании;
Ученик получит возможность: для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; развивать навыки самоконтроля.
Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения.
Предметные результаты: ученик усвоит правило написания –з и –с на конце приставок, научится: применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять орфографические ошибки; совершенствует навык различения согласных звонких и глухих; выявит и освоит способы действия при выборе согласных –з и –с на конце приставок; обозначать приставки в словах.
Ученик научится: выбирать из орфографического словаря, мультимедийных орфографических словарей слова с изучаемой орфограммой, демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи.
Структура и ход урока:
Этап урока | Название используемых ЭОР (гиперссылка на ресурс) | Деятельность учителя | Деятельность учащегося (познавательная, коммуникативная, регулятивная) |
1.Организационный момент ( 2 минуты) | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. Диагностико-мотивационный этап. (3 минуты) | Учитель осуществляет проверку домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе выполнения (употребление приставок с единообразным написанием) | Ученики называют слова, вызвавшие затруднение, обсуждают, исправляют ошибки. | |
3. Актуализация знаний (3 минуты) | Учитель подводит учащихся к проблеме: есть приставки, правила написания которых пока неизвестно. Обращает внимание на приставки слов второго столбика. Осуществляет фронтальную беседу по вопросам: Что объединяет приставки слов второго столбика? Стоит ли их выделять в отдельную группу и учиться писать? Есть ли еще слова с этими приставками? Приведите примеры. Надо постараться разрешить возникшую проблему? | Ученики под руководством учителя формулируют проблему: есть приставки, ,правило написания которых пока неизвестно. Участвуют в беседе, вступают в диалог, высказывают свое мнение, приводят аргументы. | |
4. Изучение нового материала (5 минут) | Учитель предлагает самостоятельную работу с новым материалом (Приложение задание №1), записать ряд слов (даны на экране) с пропущенными согласными в приставках. Дает задание сгруппировать, вставить пропущенные буквы, в случае сомнения оставлять в словах «дырку», выделить приставку. | Ученик выполняет самостоятельную работу, группирует слова (с учетом собственных знаний о правописании приставок), вставляя пропущенные буквы и выделяя приставку. Проверяют самостоятельную работу, сверяя с доской, заполняют «дырки», оставленные в словах. Оценивают свою работу в «Листе достижений» (Приложение №2) | |
5.. Целеполагание. (4 минуты) | Учитель предлагает сформулировать тему урока. Ставит вопрос: Какие цели можем поставить перед собой на уроке? Учитель читает сказку о правописании приставок (Приложение №8) | Ученики отвечают на вопрос, формулирует тему урока, приходит к выводу, что нужно выяснить, когда на конце приставок пишется –з, когда –с., потренироваться в написании слов с этими приставками. | |
6. Закрепление изученного материала (исследовательская работа, работа в группах) (5 минут) | № 2 Презентация по теме: «Буквы З и С на конце приставок» http://shepelenko.ucoz.ru/bukvy_z-s_na_konce_pristavok.prezentacija1.ppt | Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных –з и –с на конце приставок. Напоминает правила работы в группе. Просит распределить слова записанные на карточках на 2 столбика ( на З и на –С) (Приложение Задание№3) Учитель, двигаясь от группы к группе, помогает учащимся соблюдать правила работы в группе. Учитель предлагает посмотреть презентацию по теме «Буквы З и С на конце приставок» | Ученики принимают правила работы в группе (Приложение №9).Ученики распределяют слова на два столбика, работая в группах по 5 человек, сотрудничают друг с другом, выполняя задание. |
7. Взаимопроверка и взаимооценка (3 минут) | Проверяет работу в группах, просит оценить себя в «Листе достижений». Предлагает проверить себя по учебнику (п.83 стр.174), к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. | Группы предлагают свои варианты ответа по заданию. Поправляют друг друга, отстаивают собственное мнение. Оценивают свою работу в группе в «Листе достижений» (Приложение 2) Ученики обращаются к параграфу учебника (П.83), читают правило на стр. 174. | |
8. Промежуточная рефлексия. ( 2 минуты) | Учитель сообщает детям: Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили работу группу и собственную? | Ученики отвечают на вопросы учителя, вспоминает ранее изученный материал, отмечают, что им помогло умение выделять приставки, т.е знание морфемики, знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знание, изученные в начальных классах, которые повторяли в начале 5 класса. | |
8. Разминка. Динамическая пауза. (2 минуты) | Учитель проводит разминку.(Приложение №10) | Ученики выполняют разминку. | |
Творческое задание (5 минут) | Учитель предлагает выполнить задание на базовом и повышенном уровне. Проводит игру с сигнальными карточками: З и С, зачитывает слова, ученики поднимают нужную букву (базовый уровень) (Приложение №4). Просит заполнить кроссворд на доске словами с приставками раз-, рас- (Приложение №5) Задание продвинутого уровня: замена развернутых определений понятий синонимами, состоящими из одного слова (Приложение №6). | Ученики слушают учителя, поднимают нужную карточку (на базовом уровне) Выполняют задание №5, заменяют развернутые понятия синонимами, За существительные с предлогом прилагательным с приставками на -з и -с . | |
9. Контрольно-диагностический этап. (Работа с перфокартами) (5 минут) | №1 ТЕСТ « Буквы З и С на конце приставок» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d649ea05-dd5d-47d6-a951-c86664a98d97/8.2.2_all.doc http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5bd0394f-bb89-4143-9dea-44bc76afd886/8.2.2_var1.doc http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/25c4a8fb-50cc-4d1c-88b5-2fe388ab7516/8.2.2_var2.doc | Учитель раздает тестовые задания с помощью перфокарт (Приложение №7). Просит обменяться карточками с соседом по парте и проверить друг друга, оценить свою работу в «Листе достижений». Предлагает выполнить тест «Буквы З и С на конце приставок». | Ученик выполняет работу, вставляет пропущенные буквы, обмениваются карточками, осуществляют взаимопроверку с оцениванием и последующим обсуждением, указывают на ошибки товарища (по критериям: выполнено все, выполнено частично, не выполнено). |
10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минуты) | Учитель подводит итоги. Рефлексия по вопросам: Кто доволен своей работой на уроке? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? Выставляет оценки. | Ученики отвечают на вопросы, высказывая свое мнение. | |
11. Домашнее задание (3 минуты) | Учитель дает домашнее задание по выбору:
Дает инструкцию (базовый уровень): 1). Записать слова в два столбика –с и –з Какие слова вы не выписали? Почему? Запишите их отдельно.
Виртуальная кладовочка: www.gramota.ru – заглядывайте сюда почаще. Самый лучший сайт для грамотеев! | Слушают учителя, записывают домашнее задание |
Приложения:
Задание № 1.
О…дать, ра..смотреть, с…здавать, ра..жигать, бе..конечный, з…править, в…шел, в…бираться, и…пугаться, …делать, бе…вкусный, по…держать.
(Должна получится запись: 1 столбик: отдать, создавать, заправить, вошел, сделать, поддержать,; 2 столбик: рассмотреть, разжигать, бесконечный, взбираться,испугаться, безвкусный).
2. Лист достижений.
Лист достижений ученика 5 класса по теме: «Правописание приставок на –з и –с» | Оценка (!- отлично, хорошо, уверен; ?- возникли трудности, сомнения, + выполнил правильно, - не справился с заданием, +- были ошибки) |
Самостоятельная работа | |
Работа в группе | |
Работа с сигнальными картами | |
Работа над заданием №5 (продвинутого уровня) | |
Работа с перфокартой |
Задание №3.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, , и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…падать.,бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Задание №4 Работа с сигнальными картами З и С.
Изгиб реки, сдать сочинение, расстелить ковер, безвкусная одежда, расспрашивать о поездке, рассчитывать все до мелочей, распилить дерево, избавиться от боли, разгонять скот, беспричинный смех, беспомощный человек, раздавать тетради, возложить цветы, взметнул крыльями.
Задание №5. Заполните кроссворд словами с приставками раз-, рас-
1 | З | ||||||
2 | С | ||||||
3 | З | ||||||
4 | С | ||||||
5 | З | ||||||
6 | С | ||||||
7 | З | ||||||
8 | С |
1). Движение с целью набрать скорость.
2). Соленая вода для засолки овощей.
3). Место раздвоения железнодорожного пути.
4). Молодые растения, выращенные для пересадки.
5). Сбор сведений о противнике.
6).Словесное сообщение о чем-либо.
7). Полное поражение кого-либо.
8). Время восхода солнца.
(Задание взято из Сборника упражнений по орфографии :5 класс/ Л.Г. Ларионова - М.: Просвещение, 2001.)
Задание №6.
1). Замените развернутые определения понятий синонимами, состоящими из одного слова.
1. Тихая погода, полное отсутствие ветра (безветрие). 2. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли (всходы).3. Сообщение, уведомление о чем-нибудь (извещение). 4. Тревожное состояние, волнение (беспокойство).
2) Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) .
1. Ребенок без забот (беззаботный) 2. Небо без звезд (беззвездное) 3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная) 5. Плач без звука (беззвучный) 6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный) 8. Вход без платы (бесплатный) 9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный) 11. Облако без формы (бесформенное) 12. Пустыня без воды (безводная)
Задание №7.
Перфокарта 1. Перфокарта 2.
- Бесцельный 1. Вспорхнуть
- Безжалостный 2. Рассмотреть
- Развалиться 3. Бесконечный
- Сбить 4. Распорядок
- Искусать 5. Испортить
- Безграничный 6. Разгадать
- Разжимать 7. Расписание
- Разносить 8. Безболезненный
- Сдать 9. Бесшумный
- Вздыхать 10. Бесчувственный
Приложение №8.
Сказка о правописании при ставок на –з и-с.
Сказывают, жила когда-то гордая королева в стране Грамматики. И у нее были прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ-. Были они звонкие и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глуховатая С и спросила: «Что вам угодно? «Мы пришли посмотреть, как вы живете», -ответили принцессы звонкие. «Милости просим. НО вы войдете в наш город, когда расстанетесь с буквой З и поменяете ее на меня»,-ехидненько улыбнулась С и прочла: «Не забудьте, принцессы, что приставки НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ_, БЕЗ- быстро меняют З и С!»
Принцессы согласились и вошли в город, но при каком условии ребята?
Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
( Л. Тумина. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка.- Брянск: Курсив, 2006.
Вопросы и задания:
1. Ответьте на вопрос, поставленный в сказке.
2. Напишите продолжение сказки, в котором в названные выше приставки вернулась звонкая З.
3. Нарисуйте героев сказки и город, который посетили принцессы.
Приложение №9. Правила работы в группе:
- Правило конфиденциальности
означает, что все, о чем мы говорим в группе, останется между нами.
• Правило активности
(«Как вы сами понимаете, что означает это правило?»)
чем активнее каждый из вас будет участвовать, тем больше пользы он принесёт как другим, так и себе. Это правило означает, что желательно откликаться на предложения ведущих, отвечать на их вопросы, если вам захотелось что-то спросить, то спрашивать и если вы хотите что-то предложить, то предлагать.
• Правило «стоп»
тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «стоп» и таким образом исключить себя из участия. Но этим правилом желательно пользоваться как можно реже, так как оно ограничивает и самого участника и саму группу.
• Правило открытости и честности
необходимо стараться быть здесь самими собой, говорить то, что думаешь и чувствуешь. Если раскрываться в каком-либо действии для Вас болезненно, лучше обратиться к правилу «стоп», чем говорить неправду.
• Без оценок
не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, не допускать оценки человека, оценивать не участников, а только их действия (высказывания), учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
- обращаться по имени, относиться друг к другу с уважением, устанавливать доверительные отношения; говорить спокойно, ясно, не выкрикивать, разговаривать в полголоса; если возникнет вопрос, который хотелось бы обсудить с ведущими вне группы, то можно обращаться.
После фиксации правил происходит процесс «голосования» - учащийся поднимает руку в знак согласия с тем, что принимает их и готов применять.
Приложение №10. Физкультминутка.
На зарядку пятый класс.
Мы присядем десять раз.
Высоко поднимем руки,
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево,
Вновь работать будем смело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"
Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки пре-"
Конспект урока русского языка в 6 классе по учебнику Ладыженской. Урок освоения новых знаний....
Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставки при-"
Методический комплект (конспект урока и презентация) к уроку русского языка в 6 классе. Тип урока - освоение новых знаний....
Урок русского языка в 6 классе. Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-
Урок русского языка в 6 классеТема: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-Цели: 1) обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание ...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"
Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....
Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...