Урок русского языка в 6 классе. Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-
Цели:
1) обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;
2) развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
3) воспитывать положительное отношение к знаниям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок сопровождается презентацией. | 534.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ-
Цели:
- обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;
- развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
- воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оборудование: видеопроектор, экран, компьютеры, карточки для индивидуальной работы, раздаточные карточки со словарными словами (для резервного задания), информационные карточки «Созвучные слова», карточки со значением приставок пре- и при-, учебник русского языка для 6 класса под редакцией
Вид урока: комбинированный
План:
1. Организационный момент.
2. Определение задач урока совместно с учащимися.
3. Проверка домашнего задания. Дифференцированные задания.
4. Повторение изученного материала. Объяснительный диктант.
5. Углубление материала. Фронтальная беседа.
6. Отработка навыков правописания. Распределительный диктант.
7. Работа с учебником. Наблюдение. Работа с информационными карточками.
8. Итоги урока.
- оценивание и комментирование работы учащихся на уроке;
- инструктаж домашнего задания.
Резервные задания.
1. Работа с рисунками (устно) .
2. Работа со словарными словами (устно).
СЛАЙД № 1. Русский язык. (эпиграф к уроку):
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Д.Самойлов
Ход урока:
I Организационный момент.
- Дорогие ребята, здравствуйте! Рада всех приветствовать!
СЛАЙД № 2.
Не привыкайте к чудесам, –
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам
Глазами к ним тянитесь,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, –
Ничто не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так – и все не так
через одно мгновенье!
- Впадать в изумленье, удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям будете вы сегодня, дорогие ребята, на примере нашего замечательного русского языка.
СЛАЙД № 3. Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
II. Определение задач урока совместно с учащимися.
- Ребята, сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме «Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-».
- Как вы думаете, что мы должны сделать сегодня на уроке, чтобы не ошибиться в правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- ?
(Повторить и закрепить знания о правописании приставок пре- и при- )
- Мы должны:
- обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;
- развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
- воспитывать положительное отношение к знаниям.
- Для этого мы сегодня с вами поработаем вместе, группами, индивидуально и с помощником-компьютером.
- Проверка домашнего задания.
- Ребята, откройте тетради, запишите число, вид работы.
- Проверим, насколько каждый из вас научился правописанию гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
- Индивидуальная работа по карточкам (предлагаются разноуровневые задания).
Для высокомотивируемых учеников (2 ученика).
- Работу по карточкам выполняют три ученика в течение 5-7 минут. Карточки сдаете на проверку. В конце урока я проверю ваши работы.
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1
Найди ошибки!
Задание. Перепиши исправленный текст. Подчеркни орфограммы.
1) Белая берёза под моим окном пренакрылась снегом, точно серебром.
2) Из-за далекого горизонта неслись и преближались низкие облака.
3) Тонкие стволики прегнулись к земле, премерзли и ждут с часу на час освобождения.
1)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Найди ошибки!
Задание. Перепиши исправленный текст. Подчеркни орфограммы.
Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слабым ученикам предлагается выполнить другое задание (1 ученик).
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Орфограммы выдели.
Карточка Е-И.
Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый, пр…увеличить, пр…мчатся, пр..касаться, пр…градить, пр…образить, пр…городный.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV Тестовый контроль «Правописание ПРИ- и ПРЕ-». Работа учащихся за компьютером (4 человекa).
- Работу за компьютером выполняют четверо учеников в течение 5-7 минут. Компьютер вам выставит отметки за проделанную работу.
(Лучше, когда данный вид работы выполняется учащимися за компьютерами. Если такая работа невозможна, то проводится тестовый контроль «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-» c распечатанными тестами ).
П Р И Л О Ж Е Н И Е 2
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..рекаться, пр..одолеть
б) пр..мирять, пр..красный
в) пр..выкать, пр..вратить
2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..выкаю, пр..глашаю
б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)
в) пр..творить (мечту), пр..выкаю
3. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..сутствовать, пр..одолеть
б) пр..рода, пр..града
в) пр..гласить, пр..смотреться
4. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..одолеть, пр..града
б) пр..ставка, пр..кратить
в) пр..казать, пр..вратить
5. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..учить, пр..рвать
б) пр..интересный, пр..одолеть
в) пр..годится, пр..зидент
6. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..милый, пр..кратить
б) пр..одолеть, пр..дворный
в) пр..усадебный, пр..рвать
7. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..сутствовать, пр..зидент
б) пр..дорожный, пр..нять
в) пр..тащить, пр..пятствие
8. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..открыть, пр..расти
б) пр..интересный, пр..винтить
в) пр..одолеть, пр..ехать
- А пока у нас некоторые учащиеся выполняют разные виды работ, мы прокомментируем по цепочке примеры, которые вы видите на слайде, и запишем словосочетания в тетради.
СЛАЙД № 4. Комментированное письмо.
V Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.
Пр..интересный рассказ, пр..остановить движение, пр..рывать изложение, пр..дорожный цветок, пр..школьный участок, пр..поднять стол, пр..землиться неудачно, пр..терпевать изменения.
- Проверьте свои работы по слайду, исправьте ошибки карандашом. В конце урока я соберу ваши тетради, проверю и поставлю каждом отметку за урок.
СЛАЙД № 5. Самопроверка по экрану.
Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.
VI Повторение изученного материала.
- Классу предлагается вспомнить строки и записать пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках.
- Ребята, посмотрите внимательно на строчки из известных произведений. Вставьте пропущенные слова и прочтите выразительно данные отрывки.
- Кто автор этих строчек? (А.С. Пушкин)
- Назовите сказки А.С. Пушкина.
Задание. 1. Запишите пропущенные слова, объясните в них правописание гласных в приставках.
2. Запишите понравившиеся строки из последних трех отрывков. Обратите внимание на написание некоторых слов, а также на знаки препинания.
СЛАЙД № 6. Объяснительный диктант.
- Час обеда (…)
Топот по двору раздался.
2) Кто-то терем (…)
Да хозяев поджидал.
3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек (…).
4) Здравствуй, князь ты мой (…)!
Что ж ты тих, как день ненастный?
5) Только поп один Балду не любит,
Никогда его не (…)
6) (…) к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
- Поработаем в паре, обменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте по экрану написанное, исправьте ошибки карандашом.
СЛАЙД № 7. Взаимопроверка по экрану.
1) Час обеда приближался,
Топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2) Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3) Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный? ( «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
5) Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит… (« Сказка о попе и о работнике его Балде»)
6) Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
VII Углубление материала. Фронтальная беседа.
- Ребята, давайте вспомним смысловое значение приставок.
- Если подзабыли, посмотрите на экран.
СЛАЙД № 8. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ ПРИ-.
СЛАЙД № 9. СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВКИ ПРЕ-.
- Для того чтобы мы запомнили правописание гласных в приставках, давным-давно были придуманы стихи, которые помогают нам в этом. Послушаем ребят.
СЛАЙД № 10. 1 – ученик:
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из вселенной-
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ-, несомненно.
СЛАЙД № 11. 2-й ученик:
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Пишем мы ПРИ-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
СЛАЙД № 12. 3-й ученик:
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой ПРИ-.
СЛАЙД № 13. 4-й ученик:
ПРИ- или ПРЕ-?
ПРИ- или ПРЕ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри -
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если “очень такой” или “очень сякой” –
ПРЕ- мы напишем при этом.
СЛАЙД № 14. 5-й ученик:
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Писать только ПРЕ- там надо.
- Спасибо, ребята.
VIII Отработка навыков правописания.
- Итак, ребята, во всех словах с ПРЕ- и ПРИ-, которые мы сегодня называли, записывали, слышали в стихотворении, приставки имеют ясное значение. Важно об этом помнить и не ошибиться в выборе гласной в приставках ПРЕ- и ПРИ.
- Но есть слова, в которых значение приставки сложно объяснить, и слова, где ПРЕ- и ПРИ-
являются началом корня. Написание таких слов нужно запомнить.
- Объявляется «орфографическая дуэль». Кто лучше знает материал? Кто грамотнее?
Два ученика работают по обеим сторонам доски. Каждый из них выбирает слова из данной
группы и записывает. Класс пишет в тетрадях.
СЛАЙД № 15. Распределительный диктант.
Задание:
Распределить слова на две группы:
с ясным значением приставки с неясным значением приставки
Преодолеть, примечать, присмотреться, прельщать, прехорошенький, приоткрыть,
причудливый.
СЛАЙД № 16. Перекрестная проверка.
(1-й столбик: преодолеть, присмотреться, прехорошенький, приоткрыть;
2-й столбик: примечать, прельщать, причудливый )
IX Перекрестная проверка. Проверьте друг у друга. Объясните, где возможно, правописание
приставок ПРЕ- и ПРИ-.
X Работа с учебником. Наблюдение.
Упражнение 121 (стр. 48).
- Прочитаем вслух задание (1 ученик). Пронаблюдаем, что необычного в данных парах слов?
(В данных словах употребляются сочетания ПРИ- и ПРЕ- (либо приставка, либо часть корня),
эти слова отличаются написанием только одной буквы И или Е и значениями).
Задание:
- С помощью информационных карточек составьте с данными парами слов предложения, не
забудьте учитывать значение самого слова.
(Задание выполняется по рядам, у каждого на парте информационная карточка)
П Р И Л О Ж Е Н И Е 3
СЛАЙДЫ № 17-18.
СОЗВУЧНЫЕ СЛОВА
Придать – усилить, прибавить.
| Предать – отдать, изменить, выдать.
|
Прибывать – 1) прийти, приехать. 2) увеличиться. | Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.
|
Приступить – подступить или начать.
| Преступить – самовольно нарушить, отступить. |
Приклоняться – наклоняться, пригибаться.
| Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. |
ПРИМЕРЫ
Придать – усилить, прибавить. Не придам важности словам. | Предать – отдать, изменить, выдать. Предать Родину. |
Прибывать – 1) прийти, приехать. Прибыть на вокзал. 2) увеличиться. Вода прибывала. | Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии. Пребывать в унынии. |
Приступить – подступить или начать. Приступить к строительству. | Преступить – самовольно нарушить, отступить. Преступить закон. |
Приклоняться – наклоняться, пригибаться. Приклонил ветку. | Преклоняться – чувствовать глубокое уважение, восхищение. Преклоняться перед подвигом. |
XI Итоги урока
- Что нам удалось сегодня сделать?
(Повторили правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-, закрепили наши знания, выполняя различные виды работ)
- Оценивание комментирование работы учащихся на уроке.
- Вы, ребята, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.
За выполненные тесты на компьютере отметки …
За работу по карточкам …
- Инструктаж домашнего задания: СЛАЙД № 19.
П Р И Л О Ж Е Н И Е 4
1. Редактирование текста. Корректоры (1 вариант).
Задание.
Секретарь, печатая, пропустила буквы. Вам предлагается отредактировать текст.
СЛАЙД № 20.
Весь день шел Иванушка, и пр…вела его тропинка к пр…высокой стене. Пр…сел он на
пр…дорожный камень и пр…горюнился. Как пр…граду пр…одолеть? И пр…звал он тогда
верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Пр…бегай ко мне, дружок!»
СЛАЙД № 21.
2. Написание статьи по опорным словам. Журналисты (2 вариант).
Задание.
Напишите статью по опорным словам.
Посадка деревьев
Пришкольный, привезли, прибежали, приступили, предовольные.
СЛАЙД № 22.
Завершая урок,
хочу
пожелать вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ. СЛАЙД № 23.
1. Работа с рисунками (устно) . СЛАЙД № 24.
- Отгадайте, какое значение приставки здесь спрятано? Назовите слово с соответствующей
приставкой.
2. Работа со словарными словами (устно).
- Есть немало слов, в которых пре-, при- – часть корня. Это словарные слова. Дома вы над
ними работали, поэтому без труда их найдете. Кто быстрее?
СЛАЙД № 25.
Я | И | П | И | Ж |
П | Г | Р | Т | П |
Р | Е | Е | С | Р |
Е | Л | И | В | И |
М | Ь | Е | Р | А |
СЛАЙД № 26.
/Престиж, привилегия, премьера/
П Р И Л О Ж Е Н И Е 5
СЛОВАРИК | |||
прекратить преобразовать превратить преодолеть превозносить превышение превзойти превозмогать превосходить прегрешение | предмет президент прекращение прелюдия препарат препинание преподаватель пресловутый престиж престол | приготовить приспособить приобрести пригодиться привыкать присмотреться приказать пригласить присутствовать примерять | примирять привет пример природа причина приключение прилежный приятный приличный прикидываться |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.
Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"
Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...
Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"
Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках при- и пре-"
Создание технологической карты урока сопряжено с определенными трудностями. Возможно, представленная разработка поможет учителям в составлении технологических карт других урок...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...