Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

план-клнспект по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении", подготовка к ОГЭ 9 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_oge_russkiy_yazyk.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая работа Сенокосовой М. Г. Идентификатор 402-803-192

План - конспект урока в 9 классе

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Цели:

  • Дать понятие о союзах и союзных словах;
  • Отработать навык их различения;
  • Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к урокам русского языка.

Задачи:

  • Выработать умение отличать союзы от союзных слов;
  • Развивать пунктуационную грамотность.

Планируемые результаты:

  • Знать средства связи частей в СПП
  • Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова

Тип урока: урок усвоения нового материала

Технология дифференцированного обучения.

Ресурсы: презентация, карточки с заданиями, учебник, тетрадь, схема.

Этап урока

Содержание урока (Задания)

Результат

Оценивание

Орг.момент.

Позитивный настрой

Коллективная

Готовность к уроку.

1 минута

Синтаксический разбор СПП.

Я утром должен быть уверен, что с Вами днём увижусь я.

3 минуты

Актуализация прежних знаний

Коллективная работа.

Вопросы для закрепления теоретических знаний (д/з)

  1. Учитель читает грамматические формулировки, учащиеся отмечают знаком «+» номера правильных утверждений (самопроверка).
  • СПП состоит из двух простых предложений.
  • В состав СПП входят главное предложение и одно или несколько придаточных. (+)
  • Простые предложения в составе СПП всегда равноправны.
  • Придаточное предложение связано сочинительной или подчинительной связью.
  • В роли средства связи в СПП выступают подчинительные союзы или союзные слова (+).
  • Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи – паузой (+).
  1. Запишите предложение. (Сильный ученик работает у доски)

Кто мало говорит, тот больше делает.

Начертите схему. На что обратите внимание? (Где стоит придаточное, на средство связи).

-Итак, в роли средства связи в СПП выступают подчинительные союзы и союзные слова. А можете ли определить, чем является слово КТО? (союзом или союзным словом?). (Нет). Почему? (Не знаем, что такое союзные слова).

1 правильный ответ =1 баллу

2-3 минуты

2 минуты

Самопроверка

Целеполагание

Сформулируйте цели и задачи урока, используя слова:

  1. Я смогу (должен, попробую) узнать…(Где союз, где союзное слово).
  2. Я буду уметь…(Расставлять знаки препинания, строить схемы СПП).
  3. Я научусь (должен, смогу научиться)… (различать союзы и союзные слова).

Самостоятельно определяют цели урока.

1 минута

Изучение новой темы

Где мы можем узнать все, что нужно для достижения цели (в учебнике)

1 Исследование (работа по группам)

-Откройте учебник п.20. -Прочитайте. (1 группа – сильные учащиеся) – составление алгоритма; (2 группа-средние ученики) - составляют таблицу «Разграничение союзов и союзных слов»; (3 группа – слабые учащиеся заполняют таблицу «Средства связи в СПП);

Средста связи

Место расположения

Является ли членом предложения

Примеры

  1. Союз

  1. Союзное слово

Группа «Умники и умницы» (3 человека), выступая в роли учителя, сравнивают два предложная.

- Запишите предложения.

Александр Курин писал, что язык – это история народа.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

- Обратите внимание на средства связи. Чем является в них слово «Что»? Союзом или союзным словом?

2 Проверка

- Оцените работу группы по пятибалльной системе. На полях поставьте балл. (Взаимооценивание)

Умение анализировать и находить нужную информации.

5 минут

1 минута

Взаимопроверка

Первичное закрепление и проговаривание речи.

  1. Первичное закрепление и проговаривание речи.

(Слайд, на партах карточки с пословицами). (Работа в группах. Каждую группу возглавляет один «Умник»). Устно определим, чем является средство связи в предложении, пользуясь алгоритмом.

  1. Языком мелет, что кружева плетет. (союз)
  2. Что в лицо сказано, со злом не связано. (союзное слово)
  3. Верхушки башен, если бы языком можно было бы строить, касались бы неба. (союз)
  4. Кто мало говорит, больше делает. (Союзное слово)

Баллы выставляются на полях.

Вывод делает сильный ученик. (Итак, если союз не отвечает на вопрос, не является членом предложения, его можно убрать, то речь идет от служебной части речи, не имеющей лексического значения, союзное слово – это самостоятельная часть речи – местоименные наречия и относительные местоимения).

7 минут

Закрепление материала.

Графический диктант.

1группа находит предложения, где средством связи является союз.

2 группа находит предложения, где средством связи является союзное слово.

  1. Не все годится, что говорится.
  2. Кстати промолчать, что большое слово сказать.
  3. Язык без костей, когда работает на хозяйку и на гостей.
  4. Когда говоришь, хорошенько думай.
  5. Речь без пословицы, как суп без соли.
  6. Так говори, как делаешь.

(Самопроверка по ключу). 1) 2,3,5 2)1,4,6

2 минуты

Оценивание на полях

Физминутка

Упражнения для глаз

Концентрация дыхания и внимания

1 минута

Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

Включение нового знания в систему знаний.

Упр. 96. 1-2 предложение выполняет с комментированием сильный ученик.

Самостоятельная работа. 2 средних ученика выполняет работу за доской с 2-х сторон. 1-й ученик – 3-7 предложение; 2-й ученик-8-12 предложение.

Время регламентируется -7 Минут.

Взаимопроверка с доски. Ученики меняются тетрадями.

Учитель: - Поднимите руки, у кого без ошибок; у кого-1-2 ошибки, у кого – больше 4 ошибок.

Обратная связь

17 минут

Взаимопроверка

Рефлексия

Закончите предложение.

Я понял, что союзы можно заменить….(только союзами)

Я узнал, что союзные слова можно заменить (словами других самостоятельных частей речи)

Умеют подводить итоги своей деятельности

2 минуты

Домашнее задание

  1. Домашнее задание. П. 20. Упражнение 97.

На «5» - из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выписать по 3 предложения с союзами и союзными словами.

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока....

Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях".

Презентация к уроку содержит теоретический материал и задания для закрепления по данной теме....

Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс

Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....