ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ-КЛИШЕ
Лексические средства описания текста
Компоненты содержания структуры текста | Лексические средства |
1. Тема текста (статьи), ее общая характеристика | - Темой данного текста является описание (чего)... - Текст посвящен теме (проблеме, вопросу) ... - Текст представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)... - Текст озаглавлен (носит название, называется, под названием, под заголовком) ... - В тексте излагается (говорится) о... - В тексте дается (оценка, анализ, описание, обзор, обобщение)... - В тексте представлена точка зрения ... - Автор текста рассказывает (излагает)... - В предлагаемом тексте ... - В работе автора... - Рецензируемый текст... - В рецензируемой работе... |
2. Проблема данного текста (статьи),его актуальность | - В статье автор затрагивает (ставит, освещает) следующие проблемы... - Автор данной статьи останавливается (особо) на следующих проблемах (вопросах, фактах)... - Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)... - Сущность проблемы, сводится к ...(заключается, состоит в ...) - В начале текста автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи) - В тексте рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для... - Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что ... - Тема статьи представляет большой интерес... |
3.Композиция статьи | - Статья делится на…(начинается с…, состоит из…, заканчивается…) |
4.Иллюстрация позиций автора | -Автор приводит пример (цитату, факты, данные)... - Автор ссылается на ... - Автор иллюстрирует... - В статье (тексте) приводится (дается)... |
5.Заключение, выводы автора статьи | -Автор приводит (подводит нас) к выводу(заключению) -Автор делает вывод (заключение), подводит итог (говорит, утверждает)... - В итоге делается вывод ... - В заключение говорится ... - Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)… |
Смысловые отношения | Лексические средства |
1.Характеристика авторского изложения информации | - Автор говорит, анализирует, характеризует, раскрывает (сущность, суть) описывает, выдвигает (вопрос, гипотезу), останавливается, касается, отмечает, подчёркивает, утверждает, доказывает... - Автор считает, полагает, стоит на точке зрения, придерживается точки зрения, отстаивает точку зрения, разделяет точку зрения... - Автор сравнивает; сопоставляет, противопоставляет... - Автор соглашается (согласен), возражает, опровергает, полемизирует, критикует, выдвигает возражения, аргументы, доказательства… -Автор ссылается, опирается, исходит, иллюстрирует, приводит пример, цитирует, обосновывает, имеет в виду, видит причину этого в том, что.... - Для того чтобы повлиять на убежден читателей, автор использует особый стиль (разговорный, научный, официальный, художественный, публицистический), особую композицию и специально подранные изобразительно-выразительные средства русского языка. - Для того чтобы привлечь внимание молодого поколения к исследуемой проблеме… - Чтобы поддержать интерес к предмету разговора, автор использует некоторые изобразительно-выразительные средства языка, помогающие воздействовать не только на разум, но и на чувства читателя (собеседника) |
2. Обобщение авторской информации | - Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы)... - Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы... - Важно отметить... - Необходимо подчеркнуть.... - Особо следует выделить (следующие положения)... - В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться)... |
3.Оценка изложенной авторской информации | -Основная (главная) ценность содержания текста(состоит, заключается)в… - Автор данного текста предстает перед нами... - Яркая образная речь текста отражает личную позицию автора. - Заслуга автора состоит (заключается) в том, что - Личная позиция автора ... - В данном тексте... - Нельзя (не) согласиться с ... - Вызывают возражения (сомнения) ... - Оценивая текст в целом ... - Проблема, поднятая автором, имеет... - Таким образом, анализируемый текст ... - Реализация авторского замысла достигнута (достигается)... - Безусловной заслугой автора является... - Проблема текста, бесспорно, вызывает интерес... - В тексте приводится аргументация (чего-либо против чего)... |
Выводы | - Особо хочется выделить... - Необходимо остановиться на ... - Постараемся теперь объяснить... - Далее подчеркнем... - Как было сказано... - Совершенно справедливо... - Представляется, что данный текст имеет важное значение для ... - Автор сумел увидеть насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя. |
Лексические и речевые средства организации связного текста
Смысловые отношения между частями предложения | Лексические средства |
1.Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации | -и поэтому, отсюда, оттуда, тем самым, в результате; - следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; -в таком случае, в этом случае, при этом условии |
2. Временная соотне- сенность частей ин- формации | - вначале, сначала, прежде всего, в первую очередь, предварительно, сейчас,| теперь, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, опять, еще (раз), снова, вновь, затем, позже, позднее, впоследствии, в дальнейшем, в последующем, впредь, в заключение и т.д. |
3.Сопоставление и противопоставление частей информации | - так (же), таким (же) образом, точной так, совершенно так, аналогично; если... то, тогда как, в то время как; одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, и (все-таки) же, а, но, однако, зато и т.п. |
4.Дополнение и уточнение данной информации | - и, также; при этом, причем, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того, кстати, между прочим, в частности и т.п. |
5. Иллюстрация, выделение частного случая, пояснение | - например; так, например; - именно, только, даже; лишь; ведь; - другими словами, иначе говоря, говоря точнее |
6. Порядок перечисления информации | - во-первых, во-вторых... затем, далее, наконец и т.п. |
7. Обобщение, вывод, итог предыдущей информации | - таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, вообще говоря, словом, следовательно, из этого следует и т.п. |
8. Ссылка на предыдущую и последующую информацию | - как было сказано (показано, упомянуто, отмечено) - как говорилось (указывалось, отмечалось)… - как видно +рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный ... -согласно этому, сообразно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого и т.п. |
9. Информация, вводящая связный текст: А) в форме вопросительного предложения Б) в форме императивного предложения (побуждение к действию) | - каковы преимущества такого подхода к проблеме? - в чем заключается сущность данного вопроса, проблемы? - рассмотрим следующие примеры автора (приведем пример, возьмем в качестве примера) - Сравним, сопоставим… - Перейдем к вопросу о … - Основные преимущества данного высказывания… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте уче...
Языковые и речевые стандарты-клише при написании части С по русскому языку в 11 классе
Необходимый материал при написании части С ЕГЭ по русскому языку...
Формирование языковой и речевой компетенции на уроках и во внеурочной деятельности
В статье представлен практический опыт работы по формированию языковой и речевой компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности....
Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетенции учащихся...
Формирование языковой и речевой комперенции в условиях дифференцированного подхода
УМК по английскому языку не в полном объеме выстраивают систему разноуровневых заданий, ориентированных на личностные особенности ученика, особенности его темперамента, типа нервной деятельности, спос...
Доклад "Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности и как средству формирования сложных языковых и речевых навыков и умений.
Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речево...