Рабочая программа по русскому языку для 6 класса Бунеев.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основе учебника Бунеева на 175 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_6_klass_buneev.docx | 83.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Заместитель директора по УР | Директор МБОУ |
|
| |
___________________ / _________________/ | ___________________ / _____________/? | ___________________ / ______________/ |
Протокол № _____ от | Приказ № _____ от | |
« _____» ______________ 2012 года | « _____» ______________ 2012 года | « _____» ______________ 2012 года |
МБОУ «Гимназия № 5
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Галимуллиной Г.Н., учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
по русскому языку, базовый уровень
6 а,б классы, базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______ от
« _____» _______________ 2012 года
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Основными документами для разработки рабочей программы являются:
- государственный образовательный стандарт основного общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;
- региональный базисный учебный план (далее БУП РТ -2012) для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;
- федеральная примерная (типовая) программа по русскому языку, 2004 год, и авторская программа по русскому языку для 5-9 классов ощеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанской (М.: Просвещение, 2006)
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- приказ МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан»;
- локальный акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов по образовательному учреждению».
- Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03-1905 «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях»
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе указанных выше документов.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Целью преподавания русского языка является формирование языковой коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Одно из основных направлений преподавания - организация работы по овладению осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, составлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного и других видов разбора.
Важнейшим направлением в работе является формирование навыков грамотного письма. Закрепление орфографических и пунктуационных навыков является обязательным при изучении всех разделов программы, тем самым создается непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Изучение каждого раздела, каждой темы направлено на развитие логического мышления и речи учащегося. Развитие речи способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности. В программе специально выделены часы на развитие связной речи, которые пропорционально распределяются между изучаемым материалом.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Оно дано в начале и в конце года, а также перед началом изучения каждой темы.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:
♦ Познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, наречие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи.
♦ Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять на письме причастные и деепричастные обороты; работать с текстом.
♦ Совершенствовать речемыслительную деятельность. Коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.
♦ Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии:
- культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
- социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
- информационно-методологическую (человек-информация).
В работе учитель использует элементы следующих образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения И.Якиманской, технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технологии дифференцированного обучения, современных компьютерных технологий, следит за соблюдением основных принципов здоровьесберегающих технологий.
Расширенное изучения русского языка связано
- с усилением практической отработки полученных ЗУН (уроки-практикумы, решение тестов, направленных на подготовку к ГИА)
- с развитием речевых навыков (умение строить устную и письменную речь, используя средства языка )
- с овладением приемами компрессии (сжатия ) текста.
Результаты обучения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста — рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные, цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 6 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, словарный, творческий, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Классы: 6А, 6Б классы
Учитель: Галимуллина Г.Н.
Количество часов: всего 175 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных уроков __________
Уроков развития речи
Административных контрольных уроков часов.
Планирование составлено на основе авторской программы М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской,Н.М.Шанского для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, 9-е изд. - М.: «Просвещение», 2006.
Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 7 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, О.М.Александрова и др. Москва «Просвещение» 2007 год.
Дополнительная литература:
- Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова «Поурочные разработки по русскому языку». Москва «ВАКО», 2012г.
- Г.Н.Владимирская Уроки русского языка в 7 классе Книга для учителя .Москва ТЦ «Сфера», 2004г.
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе». Москва ООО «Наш язык».
- Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».
- А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
- С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов –на-Дону «Феникс» 2005 г.
- Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань: РИЦ «Школа», 2010 г.
- Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников».Москва «Школьная пресса»
Список электронных пособий по русскому языку
1\CD\ "Репетитор по русскому языку КиМ 2008 CD-ROM" (Нью Медиа Дж)
2\CD\ "Русский язык. Средняя школа. 8 класс" (1С)
3\CD\ "Сдаем ЕГЭ 2008 + Ю.Репетитор. Русский язык" (1С)
4\CD\ Интерактивный плакат. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка
5\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.1 Гласные и безгласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
6\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.2 Согласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
7\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Ч.З Части и запчасти (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
8. \CD\ " Уроки русского языка КиМ 8-9 кл. DVD-BOX CD-ROM" (Нью Медиа)
9. \CD\ " Пишем излoжeниe(Jewel) (Новый диск)'
10.\СО\"1С:Школа Привет, причастие!
11.\ CD\ 1С: Русский язык, 8 класс
Литература для учащихся:
1 Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.;
2 Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
3 Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;
4 Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;
5 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;
6 Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;
7 Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
8 Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;
9 Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;
10 Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;
11 Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;
12 компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
13 Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.
14 Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.
15 Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Деятельность учащихся или разновидность видов деятельности | Планируемые результаты | Домашнее задание | Время проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||||||
Введение. | |||||||||
1 | Русский язык – язык русского народа. | 1 | Обобщение и систематизация | Чтение статей, выборочное чтение, ответы на вопросы. | Осознание цели изучения русского языка. | Упр. 7 | 1.09. | ||
Лексика и фразеология русского языка. | |||||||||
2 | Лексическое богатство русского языка. | 1 | Повторение. | Языковая разминка, словарно-орфографическая работа, работа с текстом. | Осознание словообразовательных возможностей языка, богатства русской лексики, звукописи. | Стр. 10-11 – ответить на вопросы, упр. 13 | 3.09. | ||
3 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний. | 1 | Изучение нового материала. | Языковая разминка, ответы на вопросы, работа с учебником, словарями. | Осознание роли фразеологизмов в речи. | Упр. 18 | 4.09. | ||
4 | Происхождение фразеологизмов. | 1 | Закрепление. | Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, замена фразеологизмов на нейтральные словосочетания. | Умение использовать фразеологизмы как активный словарный запас. | Упр. 25 | 5.09. | ||
5 | Р.р. Фразеологизмы в повседневной жизни. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарно-орфографическая работа, работа с текстом, написание сочинения. | Научиться употреблять фразеологизмы в речи. | Составить рассказ на свободную тему, используя фразеологизмы | 7.09. | ||
6 | Слова, заимствованные из других языков | 1 | Изучение нового материала. | Фонетический диктант, работа с учебником, составление плана. | Уметь видеть заимствованные слова в текстах. | Найти и записать заимствован-ные слова. | 8.09. | ||
7 | Слова, заимствованные из старославянского языка. | 1 | Изучение нового материала. | Словарный диктант, ответы на вопросы, изучающее чтение, работа над орфограммами. | Уметь видеть старославянизмы в тексте. | Упр. 39 | 10.09. | ||
8 | Устаревшие слова. | 1 | Изучение нового материала. | Работа с толковым словарем, морфемный разбор, разбор орфограмм, ответы на вопросы к тексту, работа с учебником. | Научиться видеть устаревшие слова, объяснять их значение. | Найти и записать устаревшие слова. | 11.09. | ||
9 | Архаизмы и историзмы. | 1 | Изучение нового материала. | Работа со словарем, фонетический разбор, работа с текстом. | Научиться видеть историзмы и архаизмы в тексте, объяснять их значение, уметь различать историзмы и архаизмы. | Стр. 26 – выучить определение, упр. 44 | 12.09. | ||
10 | Неологизмы. | 1 | Изучение нового материала. | Работа со словарями, письмо по памяти, лексико-орфографическая работа, морфемный разбор, работа с учебником. | Научиться работать со словарями, опознавать неологизмы в тексте. | Составить и записать 5 предложений с неологизмами. | 14.09. | ||
11 | Авторские неологизмы. | 1 | Изучение нового материала. | Ответы на вопросы, фонетический разбор, морфологический разбор, работа с учебником. | Научиться выявлять художественную роль авторских неологизмов. | Упр. 49 | 15.09. | ||
Имя существительное как часть речи и как член предложения. | |||||||||
12 | Понятие «часть речи». | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, ответы на вопросы, чтение и анализ текста, словарная работа с устаревшим словом, работа по учебнику. | Осознать понятие «часть речи» в совокупности его отличительных признаков, опознавать различные части речи по их основным признакам. | Упр. 54 | 17.09. | ||
13 | Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного | 1 | Повторение и систематизация | Устные рассказы по теме, рецензирование ответов, словарная работа с паронимами, работа по учебнику. | Уметь характеризовать грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. | П. 4, упр. 60 | 18.09. | ||
14 | Способы образования имен существительных. | 1 | Обобщение и систематизация | Языковая разминка, морфемный разбор, работа с орфограммами, словообразовательный разбор, работа по учебнику. | Различать способы словообразования имен существительных, производить морфемный и словообразовательный разборы, видеть их сходство и различие. | П. 5, подобрать и записать по три слова на каждый способ образования. | 19.09. | ||
15 | Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. | 1 | Обобщение и систематизация | Языковая разминка, блиц-опрос, самостоятельная работа, работа над орфограммами. | Определять тип и вид орфограмм в именах существительных, группировать слова по разным видам орфограмм, объяснять условия выбора орфограмм. | П. 6, упр. 67. | 21.09. | ||
16 | Буквы И, Ы после Ц | 1 | Изучение нового материала. | Словарно-орфографическая работа, работа с учебником, языковая разминка. | Находить в словах орфограмму, писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора. | Стр. 45 – правило, упр. 75 | 22.09. | ||
17-18 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. | 2 | Изучение нового материла | Самодиктант, составление схемы-таблицы, работа с новой орфограммой, подбор примеров, словарный диктант, работа с текстом. | Правильно писать НЕ с именами существительными, объяснять условия выбора орфограммы. | Стр. 49 – правило, упр. 86 (часть 1); Упр. 86 (часть 2) | 24.09.; 25.09. | ||
19 | Имя существительное как член предложения. | 1 | Обобщение и систематизация | Языковая разминка, словарно-орфографическая работа, работа с текстом, ответы на вопросы, составление схем предложений. | Определять синтаксическую роль имен существительных в предложении, научиться работать со словарями. | Упр. 90 | 26.09. | ||
20 | Однородные члены предложения, выраженные именами существительными. | 1 | Повторение и обобщение. | Словарный диктант, морфемный разбор, работа с текстом, посторенние схем предложений с однородными членами. | Опознавать однородные члены, выраженные именами существительными, пунктуационно правильно оформлять предложение, графически объяснять постановку знаков препинания. | Упр. 92. | |||
21 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | Урок-контроль | Выполнение тестовой работы: анализ корней слов, морфемный анализ, выделение изученных орфограмм. | Выявить уровень сформированности учебно-языковых и правописных умений по изученной теме. | Упр.95 | |||
Местоимение – существительное как часть речи и как член предложения. | |||||||||
22 | Разряды местоимений – существительных. | 1 | Обобщение и систематизация | Ответы на вопросы, работа в группах, выборочное чтение, морфологический разбор. | Опознавать местоимения-существительные, умение определять их разряд, выявлять и сопоставлять морфологические признаки. | Упр. 98 (устно), упр. 100 |
| ||
23 - 24 | Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях – существительных. | 2 | Обобщение и систематизация | Слуховой диктант, составление схемы предложения, анализ таблицы, выделение орфограмм. | Уметь находить орфограммы в местоимениях-существительных по опознавательным признакам, классифицировать эти орфограммы, обозначать условия выбора орфограмм. | Знать таблицу на стр. 60, упр. 102; Упр. 105 | |||
25 | Местоимение-существительное как член предложения. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, слуховой диктант, самопроверка написанного, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор местоимений. | Определять синтаксическую роль местоимений-существительных, устанавливать зависимость синтаксической функции от морфологических особенностей местоимений – существительных. | Упр. 110 | |||
Глагол как часть речи и как член предложения. | |||||||||
26 | Грамматическое значение и морфологические признаки глагола. | 1 | Обобщение и систематизация | Слуховой диктант, ответы на вопросы, составление схемы предложения, определение синтаксической роли местоимений-существительных, работа по учебнику. | Уметь анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки и способы образования глаголов. | По вариантам: Упр. 114; Упр. 115; Упр. 119 | |||
27 | Морфологический разбор глагола. Способы образования глагола. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, морфемный, морфологический разборы. | Уметь производить морфемный, морфологический, словообразовательный разборы глаголов. | Упр. 117 | |||
28 - 29 | Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах. | 2 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, составление схемы предложения, синтаксический разбор предложения, разбор по составу, работа по учебнику с различными видами орфограмм. | Уметь анализировать и группировать орфограммы в глаголах, находить орфограммы в суффиксах и окончаниях глаголов, объяснять их устно и графически. | Упр. 123; Упр. 128. | |||
30 | Глагол как член предложения. | 1 | Обобщение и систематизация | Диктант, графическая работа с орфограммами, составление схемы предложений, составление связного рассказа по опорным словам, составление схемы ПГС, СГС. | Уметь определять синтаксическую роль глаголов, разграничивать простое и составное глагольное сказуемое. | Упр. 131 либо упр.132. | |||
31 | Контрольный диктант по теме | 1 | Урок – контроль | Диктант, составление схемы предложения, морфологический разбор. | Уметь писать слова с изученными орфограммами в словах разных частей речи. |
| |||
Простое и сложное предложение. | |||||||||
32 | Предложение. | 1 | Обобщение и систематизация | Слуховой диктант с языковой трансформацией, характеристика предложения, составление схемы предложения, ответы на вопросы, составление предложений по опорным словам. | Уметь анализировать и характеризовать предложение, выявлять его признаки, устанавливать отличие предложения от слова, словосочетания. | Упр. 137. | |||
33 | Роль знаков препинания в письменной речи. Знаки завершения, выделения, разделения. | 1 | Обобщение и систематизация | Ответы на вопросы, анализ таблицы, дополнение таблицы, чтение текста, составление плана. | Уметь анализировать знаки препинания, выявлять их роль в письменной речи, правильно пунктуационно оформлять текст. | Написать сочинение-рассуждение о роли знаков препинания. | |||
34 | Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания. | 1 | Обобщение и систематизация | Ответы на вопросы, орфографическая пятиминутка, словарная работа, построение различных предложений с одним и тем же словом, выборочное чтение. | Уметь находить обращения в тексте, разграничивать обращение и подлежащее, составлять тексты с обращением, пунктуационно правильно оформлять такие предложения. | Упр. 149 – устно, упр. 145 или 150 | |||
35 | Предложения с вводными словами. Выделительные знаки препинания. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, морфемный разбор, составление схемы предложений, работа с учебником. | Уметь находить вводные слова в тексте, разграничивать их по смыслу, составлять тексты с вводными словами, пунктуационно правильно оформлять такие предложения. | ||||
36 | Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания. | 1 | Обобщение и систематизация | Языковая разминка, ответы на вопросы, составление опорной схемы, синтаксический разбор, работа по учебнику. | Уметь анализировать предложения с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах, графически объяснять постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Упр. 155 | |||
37 | Сложное предложение. Разделительные знаки препинания. | 1 | Обобщение и систематизация | Составление предложений по опорным словам, синтаксический разбор, ответы на вопросы, конструирование предложений по заданным схемам. | Уметь отличать сложные предложения от простых, определять вид сложного предложения, составлять схемы предложений, правильно пунктуационно оформлять сложные предложения. | Упр. 159 или 162 | |||
38 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, орфографический разбор, синтаксический разбор, работа с учебником. | Уметь правильно производить синтаксический разбор простого и сложного предложений. | Упр. 161 | |||
39 | Оформление чужой речи на письме. Предложения с прямой речью. | 1 | Обобщение и систематизация | Ответы на вопросы, работа в группах, синтаксический разбор, морфологический разбор. | Уметь правильно оформлять на письме чужую речь в виде прямой речи, правильно объяснять постановку знаков препинания в данных предложениях. | упр. 166. | |||
40 | Косвенная речь. | 1 | Обобщение и систематизация | Синтаксический разбор предложения, орфографическая работа, работа по учебнику. | Уметь правильно оформлять чужую речь в виде косвенной речи, уметь переделывать прямую речь в косвенную. | Упр. 168 или 172. | |||
41 | Контрольный диктант. | 1 | Контроль | Написание под диктовку, графическое обозначение орфограмм, оформление пунктуационных орфограмм. | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | ||||
42 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | Повторение и систематизация | Языковая пятиминутка, словарно-орфографическая работа, работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Уметь правильно производить синтаксический разбор предложения, видеть орфограммы в предложении, уметь устно и графически объяснить постановку знаков препинания и орфограммы. | Найти и записать 3 простых предложения, сделать все виды разбора. | |||
Текст. | |||||||||
43 | Основные признаки текста. | 1 | Обобщение и систематизация | Слуховой выборочный диктант, работа над орфограммами, работа с текстом, определение темы и главной мысли текста, составление плана. | Уметь строить связный рассказ на лингвистическую тему, создавать текст, свободно излагать свои мысли, пользоваться разными видами чтения. | Составить словарный самодиктант либо проанализиро-вать текст с опорой на таблицы в учебнике. | |||
44 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение над разными видами связи предложений в тексте, составление текста, работа над стилистическим приемом – анафора | Уметь анализировать текст, различать цепную и параллельную связь в тексте, создавать собственные тексты разных стилей и типов с учетом способа связи предложений. | Упр. 182 | |||
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ (САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ) СЛОВА. СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ «КОЛИЧЕСТВО ПРЕДМЕТОВ». | |||||||||
Количественные числительные в языке и речи. | |||||||||
45 | Лексическое и грамматическое значение количественных числительных. | 1 | Изучение нового материала | Языковая разминка, ответы на вопросы, наблюдение над словами с целью различия разных частей речи, словарно-орфографическая работа, составление и написание предложений. | Уметь анализировать и характеризовать грамматическое значение и морфологические признаки имен числительных, отличать числительные от слов других частей речи со значением количества. | Упр. 187 | |||
46 | Морфологические признаки количественных числительных. | 1 | Изучение нового материала | Слуховой диктант, блиц-опрос, морфемный разбор, ответы на вопросы, работа по учебнику | Уметь распознавать простые, сложные, составные количественные числительные, группировать их в соответствии с выбранным составом. | Проанализиро-вать таблицу, упр. 191, вспомнить фразеологиз-мы, в составе которых есть числительные. | |||
47 | Разряды количественных числительных. | 1 | Изучение нового материала | Работа с фразеологизмами, в состав которых входят числительные, составление схемы о числительных, выборочная работа на разряды числительных. | Уметь различать разряды количественных числительных, группировать числительные по разрядам, изменять целые простые и сложные числительные по падежам, правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных. | Выучить образцы склонения имен числительных разных групп, упр. 197 | |||
48 | Количественные числительные, обозначающие целые числа. | 1 | Изучение нового материала | Морфемный разбор, словарно-орфографическая работа, работа в группах, работа по учебнику. | Уметь правильно склонять числительные по падежам, уметь графически обозначать орфограммы в числительных. | Найти и записать текст из 5-6 предложений с числительными разных разрядов. | |||
49 | Буква И в безударных падежных окончаниях количественных числительных. | 1 | Урок закрепления | Блиц-опрос, выборочный слуховой диктант, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику. | Уметь находить орфограмму в именах числительных, писать безударные падежные окончания имен числительных от 11 до 19, различать виды орфограмм в безударных окончаниях числительных и существительных, устанавливать между ними сходство и различие. | Выучить правило, упр. 202 | |||
50 | Склонение сложных и составных количественных числительных. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, выборочный диктант, работа с орфограммами, анализ таблицы, морфемный разбор, работа в группах по склонению числительных | Уметь склонять сложные и составные имена числительные, числительное полтораста, выделять окончания в формах этих числительных, правильно употреблять разные формы имен числительных в речи. | Выучить по таблицам склонение сложных числительных, представить в виде схемы склонение числительных; Упр. 211. | |||
51 | Буква Ь в сложных количественных числительных. | 1 | Изучение нового материала | Тренировочный тест, словарный диктант, выделение орфограмм, работа по учебнику. | Уметь находить орфограмму в сложных числительных от 50 до 80 и от 500 до 900, правильно писать эти числительные, различать виды орфограмм-букв ь неразделительный, группировать слова в зависимости от вида орфограммы. | Выучить правило, упр. 217 | |||
52 | Количественные числительные, обозначающие дробные числа. | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа по выработке умения ставить числительное в нужную форму, морфологический разбор, словарно-орфографическая работа, ответы на вопросы, работа по учебнику. | Уметь анализировать состав дробных числительных, склонять дробные числительные, а также числительное полтораста, правильно употреблять дробные числительные в речи, сочетать их с именами существительными. | Найти и записать математичес-кую задачу с использовании-ем дробных числительных, упр. 223 | |||
53 | Количественные собирательные числительные. | 1 | Изучение нового материала | Словарно-орфографическая работа, словарный диктант, анализ ошибок текста, работа с таблицей, работа по учебнику. | Уметь анализировать и склонять собирательные числительные, в т.ч. оба, обе, избирательно сочетать их с именами существительными, грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи. | Упр. 229 | |||
54 | Количественные числительные как члены предложения. | 1 | Изучение нового материала | Языковая разминка с коллективной проверкой, работа над определением, синтаксический разбор, составление алгоритма работы, составление таблицы. | Уметь устанавливать связь числительного с существительным в предложении, определять синтаксическую роль имен числительных в предложении. | Упр. 233 (решение жизненной задачи – презентация); Упр. 234. | |||
55 | Морфологический разбор количественных числительных. Р.р. составление текста по опорным словам. | 1 | Закрепление | Доклад по презентации, словарно орфографическая работа, морфологический разбор, анализ схемы, коллективная проверка. | Уметь определять этапы морфологического разбора частей речи, производить морфологический разбор количественных имен числительных. | Упр. 238. | |||
56 | Р.р. Количественные числительные в тексте. Сочинение -рассуждение | 1 | Урок развития речи | Графический диктант, орфографическая разминка, выборочное чтение, работа по учебнику. | Уметь правильно употреблять имена числительные в речи, склонять их и сочетать с именами существительными, создавать текст-рассуждение на основе полученных знаний об именах числительных. | Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему слова тройка, пятерка, двойник –это имена существитель-ные?» | |||
57 | Контрольная работа по теме «Количественные числительные» | 1 | Контроль | Написание текста под диктовку, графическое объяснение орфограмм, морфологический разбор. | Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами, правильно употреблять и писать количественные имена числительные, пунктуационно оформлять текст, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | ||||
Слова со значением «признак предмета». | |||||||||
58 | Лексическое значение имени прилагательного. | 1 | Обобщение и систематизация | Работа над ошибками, наблюдение над текстом, составление таблицы, подбор примеров, работа с учебником. | Уметь выделять группы имен прилагательных на основе их общего лексического значения, определять роль имен прилагательных в тексте. | Упр. 250 | |||
59 | Грамматическое значение имени прилагательного. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, работа над орфограммами, ответы на вопросы, работа с учебником. | Уметь анализировать и характеризовать обшее грамматическое значение имени прилагательного. | Упр. 254 | |||
60 | Способы образования имен прилагательных. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарно-орфографическая работа, слуховой диктант, словообразовательный разбор, синтаксический разбор, работа по учебнику. | Уметь определять основные способы словообразования имен прилагательных. | Упр. 262. | |||
61 | Различение на письме суффиксов прилагательных –к, -ск- | 1 | Изучение нового материала. | Языковая разминка, работа над орфограммами, ответы на вопросы, наблюдение над словами, разработка алгоритма по выбору суффикса прилагательного. | Уметь писать имена прилагательные с орфограммами в суффиксах –к-, -ск-, графически объяснять условия выбора написаний. | Составить схему по изученному правилу. | |||
62 | Употребление Ь перед суффиксом –ск- в именах прилагательных. | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, работа над орфограммами, наблюдение над текстом, работа по учебнику. | Уметь писать букву ь перед суффиксом –ск- в именах прилагательных, находить слова с изученными орфограммами в суффиксах имен прилагательных, графически обозначать условия выбора написаний. | Упр. 271. |
| ||
63 - 64 | Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | 2 | Изучение нового материала | Слуховой диктант, работа над орфограммами, работа с текстом, определение стиля и типа речи, словарно-орфографическая работа, лексическая работа, работа по учебнику. | Уметь писать одну или две буквы Н в суффиксах имен прилагательных, видеть орфограмму в словах, устно и графически объяснять условия выбора написаний. | Выучить правило, упр. 279; Подобрать текст, в котором встречается данная орфограмма. | |||
65 – 66 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных. | 2 | Изучение нового материала | Тестовая работа, тренировочный словарный диктант, работа над орфограммами, анализ таблицы, выборочный распределительный диктант, работа по учебнику. | Уметь находить орфограмму-букву о,е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных по опознавательным признакам, правильно писать слова с этой орфограммой, определять условия выбора написаний, сопоставлять и устанавливать общность написания прилагательных и существительных с общим опознавательным признаком. | Выучить правило; Упр. 292. | |||
67 | Морфологические признаки имен прилагательных. | 1 | Обобщение и систематизация | Тестовая работа, самодиктант, составление схемы предложения, работа над орфограммами, морфологический разбор, работа по учебнику. | Определять морфологические непостоянные признаки прилагательного, сравнивать морфологические признаки прилагательного с признаками других частей речи (сущ., числит, глагола) | Упр. 298. | |||
68 | Полная и краткая форма имен прилагательных. | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, блиц-опрос, подбор примеров к тексту и таблице, создание кратких форм прилагательных из полной формы. | Уметь разграничивать полную и краткую формы имен прилагательных, определять морфологические признаки краткой формы прилагательных. | Выучить правило, преобразовать его в схему; Упр. 303 | |||
69 | Правописание кратких прилагательных с шипящей на конце. | 1 | Изучение нового материала | Языковая разминка, выделение грамматической основы предложения. Ответы на вопросы, морфемный разбор, составление таблицы, выборочное списывание, работа над орфограммами, объяснительный диктант. | Уметь правильно писать краткие формы имен прилагательных с шипящей на конце, различать орфограммы с одинаковым опознавательным признаком (шипящей на конце слова) в разных частях речи, группировать слова с орфограммой-буквой ь после шипящих на конце слова. | Составить схему правила; Упр. 309 | |||
70 | Формы сравнения имен прилагательных. | 1 | Изучение нового материала | Языковая разминка, орфографическая пятиминутка, образование форм сравнения имен прилагательных, синтаксический разбор. | Уметь образовывать сравнительную и превосходную форму, отличать простые и составные формы сравнения, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль. | Упр. 315. | |||
71 | Качественные имена прилагательные. Р.р. сочинение – описание. | 1 | Обобщение и систематизация | Орфоэпическая разминка, блиц-опрос, нахождение ошибки в предложениях, наблюдение над особенностями качественных имен прилагательных, создание текста. | Уметь распознавать качественные имена прилагательные по их признакам (наличие форм сравнения, краткой формы, антонимов), подбирать примеры, уместно употреблять качественные прилагательные в тексте, использовать качественные прилагательные в своей речи. | Упр. 321. | |||
72 – 73 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными. | 2 | Изучение нового материала | Языковая разминка, синтаксический разбор, словарный диктант, работа по учебнику, составление таблицы, составление алгоритма применения правила, конструирование предложений. | Уметь правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний, обозначать их графически, сравнивать написание не с прилагательными и существительными. | Составить схему правила, упр. 330; Упр. 334 |
| ||
74 | Относительные имена прилагательные. | 1 | Изучение нового материала | Тестовая работа, синтаксический разбор, работа над орфограммами, наблюдение над словами, работа по учебнику. | Уметь распознавать относительные прилагательные, отличать относительные прилагательные от качественных, выявлять случаи употребления относительных прилагательных в значении качественных. | Упр. 339 | |||
75 | Притяжательные имена прилагательные. | 1 | Изучение нового материала | Ответы на вопросы, выборочное чтение, составление таблицы, подбор примеров, морфологический разбор. | Уметь распознавать притяжательные прилагательные, различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные, разграничивать омонимичные прилагательные с суффиксом –ий- (-и-) в сочетании с существительными на основе толкования их значений. | Выучить таблицу; Упр. 345. |
| ||
76 | Имя прилагательное как член предложения. | 1 | Обобщение и систематизация | Слуховой диктант, ответы на вопросы, анализ предложений, составление предложений по заданному началу и концу, а также по схеме. | Уметь определять синтаксическую роль прилагательных, анализировать постановку знаков препинания, составлять схемы предложений, анализировать предложения разных стилей. | Написать сочинение «Мой класс» | |||
77 | Однородные определения. | 1 | Обобщение и систематизация | Фронтальный опрос, синтаксический разбор предложений, составление предложений по схеме, составление схем предложений. | Уметь находить однородные определения в предложении и тексте, анализировать постановку знаков препинания, уметь правильно расставить знаки препинания между однородными определениями. | Упр. 355 | |||
78 | Неоднородные определения. | 1 | Изучение нового материала | Языковая разминка, блиц-опрос, взаимопроверка, наблюдение, анализ определений в тексте. | Уметь находить неоднородные определения, различать однородные и неоднородные определения, правильно оформлять на письме предложения с однородными и неоднородными определениями, конструировать предложения с неоднородными определениями. | Упр. 361 | |||
79 | Имя прилагательное в роли сказуемого. Р.р. сочинение – описание. | 1 | Изучение нового материала | Орфографическая пятиминутка, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику, ответы на вопросы, разбор предложения, выборочное списывание, групповая работа. | Уметь опознавать прилагательные в предложении в роли сказуемого, отличать прилагательные в роли сказуемого и в роли определения, употреблять прилагательные в роли сказуемого при описании внешности и характера человека. | Составить схему СИС, упр. 368. | |||
80 | Составное именное сказуемое. Р.р. сочинение – описание | 1 | Обобщение и систематизация | Морфемный разбор, морфологический разбор, синтаксический разбор предложения. | Уметь различать в предложении составное глагольное и составное именное сказуемое, уметь составлять предложения с составным именным сказуемым, составлять текст – описание. | Упр. 374 |
| ||
81 | Морфологический разбор имени прилагательного. Р.р. Свободный диктант. | 1 | Обобщение и систематизация | Графический диктант, составление схемы предложений, конструирование предложений со сказуемыми, выраженными именами прилагательными, свободный диктант. | Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного, писать текст по памяти с использованием прилагательных. | Упр. 378. |
| ||
82 | Имена прилагательные в словосочетании. Согласование. | 1 | Изучение нового материала | Объяснительный диктант, ответы на вопросы, графический диктант. | Уметь находить словосочетания со связью согласование, графически обозначать зависимость в словосочетании, определять формы согласуемых слов – имен прилагательных. | Упр. 383 | |||
83 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (ознакомление). | 1 | Изучение нового материала | Языковая разминка, составление схемы предложений, выборочное списывание, словарно-лексическая работа, наблюдение над текстом, графическое определение типа предложения. | Уметь находить придаточные определительные в составе сложноподчиненных предложений, составлять схемы СПП с придаточными определительными, подбирать предложения к схемам, соотносить определения как члены предложения и придаточные определительные как части сложных предложений. | Упр. 391 | |||
84 | Имена прилагательные в тексте. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант, составление предложений с придаточным определительным, работа над изложением. | Уметь выявлять признаки текста-описания, определять роль имен прилагательных в писании, пересказывать текст, оформлять текст в соответствии с изученными орфограммами. | Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя прилагательное | |||
85 | Р.р. Подробное изложение текста – описания. | 1 | Развитие речи | Определять в тексте главную мысль, формулировать заголовки, воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свернутости, создавать вторичный текст. | Дописать изложение. | ||||
86 | Контрольная работа по теме «Имена прилагательные». | 1 | Урок-контроль | Написание текста, графическое объяснение орфограмм, постановки знаков препинания. | Уметь писать слова с изученными орфограммами, правильно употреблять и писать имена прилагательные, пунктуационно оформлять текст, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | ||||
87 | Повторение и обобщение по теме «Имена прилагательные». | 1 | Обобщение и систематизация | Морфемный разбор, синтаксический разбор предложения, построение схем предложений, построение предложений по заданной схеме. | Умет видеть в тексте имена прилагательные, определять их синтаксическую роль. | Жизненная задача (после упр. 394.) | |||
Порядковые числительные в языке и речи. | |||||||||
88 | Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных. | 1 | Изучение нового материала | Слуховой диктант, выборочны диктант, работа по учебнику, наблюдение над образованием имен числительных. | Уметь анализировать и характеризовать лексическое и грамматическое значение порядковых числительных, устанавливать общность с количественными числительными и с именами прилагательными, правильно сочетать порядковые числительные с существительными. | Правило, упр. 400 | |||
89 | Морфологические признаки порядковых числительных. | 1 | Изучение нового материала | Словарный распределительный диктант, графическое объяснение орфограмм, блиц-опрос, выборочный диктант, ответы на вопросы, составление схемы по теме урока. | Уметь определять и классифицировать морфологические признаки порядковых числительных (постоянные, непостоянные), разграничивать части речи, имеющие корень с числовым значением (порядковые и количественные числительные, прилагательные, существительные). | Упр. 406 | |||
90 | Порядковые числительные как член предложения. Р.р. Свободный диктант. | 1 | Изучение нового материала | Языковая разминка, работа над орфограммами, определение синтаксической роли числительных, работа в парах, работа с текстом, лексико-орфографическая работа. | Уметь определять синтаксическую роль порядковых числительных, устанавливать сходство в синтаксической функции порядковых числительных и имен прилагательных, анализировать текст, находить в нем имена числительные, выявлять их роль в предложении и тексте. | Упр. 409 | |||
91 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор числительного. | 1 | Обобщение и систематизация | Выборочный диктант, морфологический разбор числительных, составление схем предложения, составление предложений по схеме, ответы на вопросы. | Уметь производить морфологический разбор имен числительных, уметь называть постоянные и непостоянные признаки имен числительных. | Упр. 411 | |||
92 | Имя числительное в словосочетании, предложении и тексте. Р.р. сочинение – рассуждение. | 1 | Обобщение и систематизация | Решение жизненной задачи, морфологический разбор имен числительных, наблюдение над материалом учебника, ответы на вопросы, составление схем словосочетаний. | Уметь определять тип связи в словосочетании порядкового числительного с существительным, графически обозначать синтаксическую связь, определять синтаксическую роль числительных в предложении, употреблять формы Р.п. мн.ч. имен существительных с количественными числительными. | Упр. 417 | |||
93 – 94 | Р.р. Подробное изложение. | 2 | Развитие речи | Составление текста с именами числительными, определение стиля текста, составление плана, пересказ текста по плану, объяснение орфограмм. | Уметь анализировать текст, определять его стилистическую принадлежность, делить текст на смысловые части, создавать вторичный текст (пересказ), употреблять необходимые речевые средства (имена числительные), оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Подготовиться к контрольной работе по теме «Порядковые числительные» | |||
95 | Контрольная работа по теме «Порядковые числительные» | 1 | Контроль | Выполнение тестового задания по теме «Порядковые имена числительные» | Уметь самостоятельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль. | ||||
Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные в языке и речи. | |||||||||
96 | Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений – числительных. | 1 | Изучение нового материала | Нахождение и исправление в тексте грамматических ошибок, анализ схемы по теме урока, работа с текстом | Уметь анализировать значение и разряды местоимений-прилагательных и местоимений-существительных, сравнивать их с разрядами местоимений-существительных, устанавливать общие признаки у местоимений-прилагательных и прилагательных. | Упр. 421 | |||
97 | Вопросительные и относительные местоимения прилагательные и местоимения числительные. | 1 | Изучение нового материала | Словарно-орфографическая работа, составление схемы-опоры, подбор вопросов, ответы на вопросы, групповая работа. | Уметь анализировать и различать вопросительные и относительные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные, конструировать и преобразовывать предложения с относительно-вопросительными местоимениями, правильно образовывать и употреблять отдельные формы вопросительных и относительных местоимений в речи, находить и исправлять ошибки. | Упр. 431 | |||
98 | Неопределенные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. | 1 | Изучение нового материала | Определение разряда местоимений, ответы на вопросы, составление таблицы о морфологических признаках местоимений. | Уметь находить орфограммы в неопределенных местоимениях и правильно писать слова с этими орфограммами, графически объяснять выбор написания, правильно образовывать и употреблять отдельные формы неопределенных местоимений в речи. | Упр. 436 | |||
99 - 100 | Правописание неопределенных местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. | 2 | Закрепление | Языковая разминка, составление схемы предложений, графический диктант, словарно-орфографическая работа, распределительный диктант, выборочный слуховой диктант. | Уметь опознавать изученные разряды местоимений-существительных и местоимений-прилагательных в тексте, правильно писать орфограммы в неопределенных местоимениях, графически объяснять условия выбора орфограмм, анализировать текст. | Упр. 441; Упр. 443 | |||
101 | Отрицательные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, самодиктант, выборочный слуховой диктант, ответы на вопросы, работа с текстом учебника, заполнение таблицы по теме урока. | Уметь находить орфограммы в отрицательных местоимениях (контакт, пробел, приставки), правильно писать слова с орфограммами, графически объяснять выбор написаний. | Упр. 454. | |||
102-103 | Правописание отрицательных местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. | 2 | Закрепление | Тестовая работа, ответы на вопросы по таблице, свободный диктант, работа с текстом. | Уметь опознавать отрицательные местоимения-прилагательные и местоимения-существительные в тексте, правильно писать орфограммы в неопределенных местоимениях, графически объяснять условия выбора орфограмм. | Упр. 455 или написать сочинение-миниатюру. | |||
104 | Притяжательные местоимения-прилагательные. | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, графическое объяснение орфограмм, словарно-орфографическая работа, анализ таблицы, работа по учебнику. | Уметь анализировать притяжательные местоимения-прилагательные, выявлять их морфологические признаки, отличать омонимичные притяжательные местоимения-прилагательные его, её, их от сходных форм личных местоимений-существительных. | Упр. 462 | |||
105 | Указательные местоимения-прилагательные и местоимения-числительные. | 1 | Изучение нового материала | Блиц-опрос, выразительное чтение, анализ литературного произведения, заполнение таблицы, анализ морфологических признаков, работа по учебнику. | Уметь анализировать указательные местоимения-прилагательные и местоимение-числительное, выявлять их морфологические признаки, различать родочисловые формы указательных местоимений тот, этот, правильно их писать с частицей же. | Упр. 470 | |||
106 | Определительные местоимения-прилагательные. | 1 | Изучение нового материала | Синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения, графическое обозначение орфограмм, определение значения местоимений-прилагательных в тексте, заполнение таблицы. | Уметь анализировать определительные местоимения-прилагательные, выявлять их морфологические признаки, правильно образовывать и употреблять разные формы определительных местоимений-прилагательных, различать формы местоимений сам, самый. | Упр. 476 | |||
107 | Роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом и сложном предложении. | 1 | Обобщение и систематизация | Нахождение ошибок в характеристике местоимений, анализ предложений, проверочная работа. | Уметь определять синтаксическую роль местоимений-прилагательных и местоимений-числительных в простом предложении, выявлять функцию относительных местоимений-прилагательных в сложном предложении, составлять схемы сложных предложений и предложения по заданным схемам, правильно пунктуационно оформлять простые и сложные предложения. | Упр. 481 или 482 | |||
108 | Морфологический разбор местоимения-прилагательного и местоимения-числительного. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный графический диктант, анализ слов, взаимоконтроль, анализ морфологических признаков местоимений, морфологический разбор | Уметь производить морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. | Упр. 486 | |||
109 | Местоимение как часть речи. | 1 | Обобщение и систематизация | Словарный диктант с графическим объяснением орфограмм, морфологический разбор, изучающее чтение, рефлексивное чтение, работа по учебнику. | Уметь сопоставлять местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, выделять в них общее и различное. | Упр. 491 | |||
110 – 111 | Р.р. Подробное изложение с использованием местоимений –прилагательных и местоимений-существительных. | 2 | Развитие речи | Беседа, пересказ текста, анализ типа речи, анализ стиля речи, составление плана, написание изложения. | Уметь анализировать текст, определять его стилистическую принадлежность и тип речи, делить текст на смысловые части, создавать вторичный текст, употреблять необходимые речевые средства, оформлять текст в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Подготовиться к контрольной работе. | |||
112 | Контрольная работа по теме «Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные» | 1 | Контроль | Написание текста диктанта, графическое объяснение орфограмм, постановки знаков препинания, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор местоимений. | Уметь писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять текст, графически объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | ||||
113 | Повторение по теме «Местоимения-прилагательные и местоимения-числительные» | 1 | Повторение | Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, морфологический разбор местоимений-прилагательных, местоимений-числительных. | Уметь производить разные виды разбора, правильно объяснять орфограммы и постановку знаков препинания. | Упр. 490 | |||
Причастие в языке и речи. | |||||||||
114 – 115 | Грамматическое значение причастия. | 2 | Изучение нового материала | Словарный диктант, объяснение орфограмм, анализ таблицы, наблюдение над словами, анализ опознавательных признаков причастия, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику. | Уметь анализировать и характеризовать грамматическое значение причастия, находить причастие в тексте по опознавательным признакам – суффиксам настоящего и прошедшего времени, отличать причастие от однокоренных прилагательных. | Упр. 500, составить схему определения причастия; Упр. 501 | |||
116 – 117 | Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия. | 2 | Изучение нового материала | Словарный диктант с графическим объяснением орфограмм, фронтальный опрос, тренировочный тест, выборочный диктант, анализ морфологических признаков причастия. | Уметь распознавать грамматические признаки глагола у причастия, конструировать предложения с причастиями, опознавать причастия в тексте. | Упр. 506; Упр. 507 | |||
118 | Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия. | 1 | Изучение нового материала | Объяснительный диктант, наблюдение над признаками прилагательного у причастия, анализ таблицы, словарно-орфографическая работа, работа по учебнику. | Уметь распознавать грамматические признаки прилагательного у причастия, правильно писать орфограммы-буквы в безударных падежных окончаниях причастий. | Упр. 512 | |||
119 | Склонение причастий. | 1 | Изучение нового материала | Работа над орфограммами, склонение причастий по падежам, анализ таблицы. | Уметь правильно изменять по падежам причастия, правильно писать орфограммы-буквы в безударных падежных окончаниях причастий. | Упр. 519 | |||
120 - 121 | Причастный оборот. | 2 | Изучение нового материала | Анализ предложений, составление схемы предложений, определение разряда местоимений, работа над орфограммами, графическое объяснение связи причастия с именем существительным, работа по учебнику. | Уметь распознавать причастный оборот, анализировать синтаксические связи между определяемым словом и причастным оборотом, внутри причастного оборота, конструировать предложение с причастным оборотом, правильно употреблять причастный оборот в речи. | Упр. 528 | |||
122 – 123 | Правописание причастного оборота. | 2 | Изучение нового материала | Тестовая работа, составление схемы причастного оборота, составление предложений с причастным оборотом, синтаксический разбор предложения, пунктуационный разбор предложения. | Уметь опознавать в предложении причастный оборот, | Упр. 535; Упр. 538 (по вариантам) | |||
124 | Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных предложений. | 1 | Изучение нового материала | Составление предложения, синтаксический разбор предложения, замена причастных оборотов определительными придаточными, наблюдение над текстом. | Уметь анализировать и сопоставлять предложения с придаточным определительным и причастным оборотом, производить синонимическую замену придаточных определительных причастным оборотом, находить и исправлять речевые ошибки, связанные с неверным использованием причастных оборотов и придаточных предложений. | Упр. 542 | |||
125 | Р.р. Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. | 1 | Изучение нового материала, развитие речи. | Анализ предложений с ошибками, словарно-орфографическая работа, преобразование текста в схему, лексическая работа, подбор слов. | Уметь анализировать и сопоставлять книжные, нейтральные и разговорные слова, находить пометы у слов разной стилистической окраски в словарях, выделять признаки официально-делового стиля, использовать в текстах официально-делового стиля конструкции с причастным оборотом. | Представить таблицу признаков официально-делового стиля речи в виде схемы-опоры с ключевыми словами. | |||
126 – 127 | Р.р. составление текста официально-делового стиля. | 2 | Развитие речи. | Беседа, ответы на вопросы, чтение текстов, самостоятельная исследовательская работа, написание автобиографии. | Уметь анализировать тексты автобиографий разного стиля, обнаруживать в них признаки стиля и их языковые черты, создавать собственные тексты – автобиографии. | Составить автобиографию в виде презентации. | |||
128 – 129 | Действительные и страдательные причастия. | 2 | Изучение нового материала | Словарный диктант, словарно-орфографическая работа, составление схемы, проверочный тест, устранение ошибок в употреблении причастий, составление таблицы, заполнение таблицы примерами, комментированное письмо. | Уметь анализировать действительные и страдательные причастия, выявлять разницу в их значениях, определять время причасти, находить и исправлять речевые ошибки, связаннее с неверным употреблением действительных и страдательных причастий в речи, устанавливать зависимость образования действительных причастий от глагольных признаков: вида и спряжения. | Уметь рассказать о причастиях на основе схемы, упр. 560; Составить схему об особенностях действительных причастий настоящего времени, упр. 566. | |||
130 | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | Изучение нового материала | ||||||
131 | Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени. | 1 | Изучение нового материала | ||||||
132 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | |||||||
133 – 134 | Буквы гласных перед суффиксом –вш- в действительных причастиях прошедшего времени. | 2 | |||||||
135 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | |||||||
136 | Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени. | 1 | |||||||
137 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | |||||||
138 | Буквы гласных перед суффиксом –нн- в страдательных причастиях прошедшего времени. | 1 | |||||||
139 | Контрольная работа по теме «Причастие» | 1 | |||||||
140 | Повторение по теме «Причастие». | 1 | |||||||
141 | Краткие страдательные причастия. | 1 | |||||||
142 – 143 | Буквы Е, Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 2 | |||||||
144 – 146 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | 3 | |||||||
147 | Р.р. Свободный диктант. | 1 | |||||||
148 | Правописание суффиксов кратких страдательных причастий. | 1 | |||||||
149 – 150 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | |||||||
151 – 152 | Причастие как член предложения. | 2 | |||||||
153 – 154 | Р.р. изложение текста – рассуждения. | 2 | |||||||
155 | Морфологический разбор причастия. | 1 | |||||||
156 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | 1 | |||||||
157 | Повторение оп теме «Причастие» | 1 | |||||||
Повторение. | |||||||||
158 – 160 | Морфология. | 3 | |||||||
161 – 163 | Синтаксис и пунктуация. | 3 | |||||||
164 – 167 | Орфография. | 4 | |||||||
168 | Лексика. Речь. | 1 | |||||||
169 – 170 | Р.р. Подробное изложение. | 2 | |||||||
171 | Синтаксис. | ||||||||
172 – 175 | Резервные уроки. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 6 класс (Бунеев)
рабочая программа по русскому языку для работающих по программе Бунеева...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...