Урок-обобщение по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данная работа представляет собой конспект урока в 5 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения" по УМК под редакцией Т.А. Ладыженской. В ходе урока рассматриваются теоретические аспекты данной темы через групповую работу, а также практические задания творческого и развивающего характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_chlenam_predl._5_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщающего повторения
по теме «Главные и второстепенные члены предложения»
5 КЛАСС
Цель урока: - уточнение, закрепление, приведение полученных знаний
по теме в систему;
- развитие мышления и речи;
- воспитание познавательного интереса учащихся.
Предварительное домашнее задание: класс делится на 5 групп, каждый учащийся дома заготавливает красочно оформленный по теме урока двойной лист.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Сегодня у нас с вами урок обобщения по теме «Главные и второстепенные члены предложения». Поэтому вы разделены на группы.
? Почему именно на 5 групп? (всего 5 членов предложения)
Правильно. Давайте начнем. Но вначале мы должны размяться, подготовиться.
Начинаем умственную разминку.(5 минут)
I.Умственная разминка:
1.Какое слово соответствует схеме
1)заумный, 2) работник, 3)рассказ, 4)повариха
2.Найдите ошибочное суждение
1)В слове КРОВЬ есть [Ф]
2) В слове ОТЪЕЗД количество звуков и букв совпадает.
3) В слове ЛЁГ происходит оглушение последнего согласного.
3.Найдите лишнее слово в каждом ряду, аргументируйте.
1) л…нейка, х…лода, к…рзина
2) у…кий, моло…ьба, чес…ный
3) бур…ян, с…ежиться, б…ю
II.Теоретический блок
1. У каждой группы на столе лежит файл, в котором находится лист с названием одного члена предложения и листы с признаками всех членов предложения. Учащимся нужно отобрать только те, которые соответствуют члену предложения (материалы в приложении). На данную работу отводится 3-4 минуты. Затем 1 человек от группы выходит к доске и прикрепляет отобранные признаки на доску, комментирует, остальные группы слушают, дополняют, если необходимо, задают вопросы.
1 группа - Подлежащее
2 группа - Сказуемое
? Какое пунктуационное правило связано с главными членами предложения?
Каждой группе выдается задание.
Задание: соедините части пословиц, запишите. Подчеркните грамматическую основу, определите, чем выражены главные члены. Сформулируйте пунктуационное правило.
Доброе начало | девичья краса |
Молчание | половина дела. |
Коса | золото |
Ученье | вот лучшее учение |
Чтение | свет |
Обсуждение выполненного задания и формулирование вывода.
2. Продолжение рассмотрения теоретического материала
3 группа – определение
4 группа - дополнение
5 группа - обстоятельство
Задание: распространите предложения так, чтобы получился текст. В каждом предложении подчеркните главные и второстепенные члены.
Летняя гроза.
Хмурится небо. Набежала туча. Затих лес. Ударил дождь. Обрушилась вода. Сверкает молния. Гремит гром.
Каждая группа зачитывает получившийся текст и комментирует, какими второстепенными членами было распространено предложение.
3. Задание: Определите, каким членом предложения будут данные слова (одна половина доски открыта, на ней записаны слова, вторая половина закрыта – там продолжение предложений)
Открытая половина | Закрытая половина |
Печален | вид осенних полей |
Сегодня | я уезжаю домой |
Смешной | случай произошел со мной был фильм |
Встречаю | друзей |
Цветок | распустился утром я подарил маме - это хороший подарок |
4. Подведение итогов
Приложение
отвечает на вопросы косвенных падежей | отвечает на вопросы как? куда? когда? где? |
выражено существительным, местоимением в косвенных падежах | выражено прилагательным, местоимением |
выражено глаголом, кратким прилагательным, существительным | отвечает на вопросы какой? чей? |
отвечает на вопросы Что делает предмет? Каков? Что это? Что говорится о предмете? | выражено наречием, существительным в косвенных падежах |
отвечает на вопросы Кто? Что? О чем говорится в предложении? | выражено существительным и местоимением в именительном падеже |
ДОПОЛНЕНИЕ | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ______________________ |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | ___________________ ___________________ |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | ___ ___ ___ ___ |
СКАЗУЕМОЕ | ___ / ___ / ___ / ___ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Урок русского языка в 5 классе "ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ). РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок составлен в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».
Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1. Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1. Сформировать умения:·...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Второстепенные члены предложения и их роль в предложениях. Распространенные и нераспространенные предложения.
конспект урока...
Карточки для контроля знаний по теме "Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения" (5 класс) (Ковалева М.В.)
Карточки для индивидуальной работы...