Формулы речевого этикета в речи учащихся младших классов
статья по русскому языку на тему
Формулы речевого этикета в речи учащихся младших классов
В статье приводятся результаты исследования особенностей владения формулами речевого этикета учащимися младших классов. Коммуникативная направленность обучения языку помогает сформировать те специфические свойства личности, по которым общество судит о степени ее образованности и культуры. Жизнь требует, чтобы школьники умели ориентироваться в конкретных ситуациях общения, отбирать адекватные этим ситуациям языковые средства, знали правила речевого поведения и соблюдали их в ходе общения. Все это является необходимым условием для успешной социальной адаптации детей в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shudra_o.n._office_word_2.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Шудра О.Н.
Учитель начальных классов первой квалификационной категории,
МБОУ СОШ № 153
г. Новосибирск
Формулы речевого этикета в речи учащихся младших классов
В статье приводятся результаты исследования особенностей владения формулами речевого этикета учащимися младших классов. Коммуникативная направленность обучения языку помогает сформировать те специфические свойства личности, по которым общество судит о степени ее образованности и культуры. Жизнь требует, чтобы школьники умели ориентироваться в конкретных ситуациях общения, отбирать адекватные этим ситуациям языковые средства, знали правила речевого поведения и соблюдали их в ходе общения. Все это является необходимым условием для успешной социальной адаптации детей в обществе.
В последние годы проблема культуры общения как составной части общей культуры личности и общества в целом привлекает самое пристальное внимание исследователей разных областей науки - философов, социологов, педагогов, лингвистов, психологов, логопедов. Во многих работах отмечается, что отсутствие культурной формы взаимодействия между людьми дает простор стихиям случайных настроений, чувств, взаимных излияний, что приводит к негативным последствиям нравственного и практического характера, ухудшает самочувствие людей, истощает нервную систему, препятствует взаимопониманию и в конечном итоге создает проблему отчуждения.
Под речевым этикетом понимается микросистема национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников и поддержания общения в нужной тональности. Устойчивые формулы речевого этикета (спасибо, здравствуйте, будьте добры, разрешите и т.п.) объединяются в тематические группы – обращения и привлечения внимания, приветствия, благодарности, которые свободно переходят в более широкую сферу формул – например, «Неодобрение», «Упрек», «Отказ» и т.п. Все эти группы призваны обслуживать различные ситуации общения.
В зависимости от обстановки общения, характера взаимоотношений коммуникатов, целей и мотивов высказывания устойчивые формулы речевого этикета могут быть «развернуты» горизонтально с помощью обращения, (например: « Большое спасибо, мамуля») и мотивировки («Мне очень помог твой совет, большое спасибо»). Умение « развернуть» формулу речевого этикета оценивается учеными как одна из важнейших сторон его усвоения. « Именно «развертывание» менее стандартно и свидетельствует не только о знании речевых этикетных формул, но и об определенном уровне воспитанности говорящего»
Каждая типизированная ситуация общения обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются:
-формулы наиболее общеупотребительные, стилистические нейтральные (до свидания, спасибо, здравствуйте);
-формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, доброе утро и т.п.);
-формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться, благодарю вас, пока, салют и т.п.).
Выбор единицы речевого этикета или использование различных синонимических вариантов зависит не только от ситуации общения, но и от социальных (возраст, образование, место жительства и т.п.) и эмоциональных параметров говорящего. Правильный, адекватный выбор обеспечивает вежливое обхождение, а ошибки в выборе Единицы речевого этикета могут разрушить вежливое обращение, да и сам контакт.
В методике преподавания русского языка тщательно разработаны вопросы коррекции и развития устной и письменной форм речи детей. Но вопросы формирования непосредственно коммуникативных умений, необходимых для социальной адаптации школьников, в научной литературе изучались мало. Важность и актуальность данной проблемы побудила провести исследование с целью выяснения особенностей владения формулами и выражениями речевого этикета учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Учащимся были предложены коммуникативные ситуации приветствия, привлечения внимания, просьбы, благодарности, отказа, комплимента, поздравления, вручение подарка, пожелания, прощания, объединенные в рассказ, ориентирующий учащихся на использование их жизненного опыта. Всего было опрошено 56 учеников начальных классов (1-3 классы) общеобразовательной школы. Результаты обследования анализировались по следующим параметрам:
- Наличие в словаре учащихся синонимических рядов формул и выражений речевого этикета. При этом использовался коэффициент показателя вариативности (ПВ), вычисляемый следующим образом:
ПВ= количество названных вариантов формул
Количество ситуаций
Например: количество ситуаций – 10. Денис К., 1 класс
приветствие – 3, обращение – 0, просьба -2, благодарность – 1, отказ – 2, комплимент – 1, поздравление -1, вручение подарка – 1, пожелание – 2, прощание – 4.
- Наличие умения «развернуть» формулы речевого этикета, используя обращение и мотивировку
- Частота употребления единиц речевого этикета.
Обследование показало, что большинство учащихся первых классов используют очень небольшое количество вариантов этикетных единиц в предложенных ситуациях. Многие дети пользуются одной и той же формулой в разных ситуациях. У учащихся 3-4 классов запас синонимических вариантов был значительно шире. Они активнее стараются разнообразить варианты ответов, все дети использовали и обращение, и мотивировку. При этом 87% использовали обращение по имени и отчеству, 80 % использовали ласковые формы обращения.
Обследование выявило, что разные ситуации стандартного общения усвоены детьми не в одинаковой степени. Большинство опрошенных наиболее часто используют в стандартных ситуациях общения общепринятые, стилистически нейтральные формулы речевого этикета: здравствуй(те), спасибо, до свидания, можно… и т.д. Меньше половины опрошенных детей используют формулы различной стилистической окраски (разрешите, благодарю вас, пока и т.п.)
Немногие дети использовали формулы, сопровождающие традиционные единицы речевого этикета в ситуациях приветствия (как дела? как живешь? и т.д.), прощания (были очень рады, приходи еще, будем ждать и т.д.) Тот факт, что дети лучше всего владеют стандартными формулами в ситуациях официального общения объясняется, скорее всего, активной работой над ними в школе.
Овладение формулами и выражениями речевого этикета представляет особую сложность для учащихся младших классов вследствие особенностей их эмоционального развития, зачастую усугубляемых социальной и речевой средой, в которой живут дети. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по формированию коммуникативных навыков у учащихся начальных классов.
Список литературы
- Старшинина И.А. Общение как деятельность // Общение и культура личности. Томск, 2010.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематическо...
Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Семинар для учителей начальных классов....
Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...
Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.
У детей с умственной отсталостью отмечаются следующие нарушения интонационной выразительности речи: • нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растяну...
Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"
Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....
Тема: «Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием».
Уровень развития связной речи напрямую зависит от уровня интеллектуального развития ребенка. Нарушения связной речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняю...
Статья на тему: "Особенности овладения связной устной речью учащимися младших классов с интеллектуальным недоразвитием"
Развитие речи ребёнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащаетс...