Рабочая программа по русскому языку в 11 классе.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах. Составлена из расчета 3 часа в неделю. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в объеме 204 часов (в 10 классе – 102 часов, в 11 классе – 102 часов). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.
Используемый учебно-методический комплект:
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2006.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Рабочая программа
Содержание курса
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Распределение учебных часов по программе
- Общие сведения об языке – 1 час
- Стилистика. Функциональные стили – 8 часов
- Синтаксис и пунктуация – 46 часов
- Культура речи – 2 часа
- Обобщение изученного, итоговые уроки – 3 часа
Распределение учебных часов по программе
- Культура речи. Стилистика. Функциональные стили – 35 часов
- Повторение и обобщение изученного материала за курс 5-10 классов – 6 часов
- Орфография – 6 часов
- Лексика и фразеология – 3 часа
- Пунктуация – 6 часов
- Синтаксис и пунктуация – 46 часов
Основное содержание по разделам курса с учетом контроля знаний и умений учащихся
№ | Основные разделы | Часы | Контроль (количество) | ||||||
Развитие речи | Семинар | Урок контроля (диктант) | Практикум | Лекция | Самостоятельная работа | Тест | |||
1 | Культура речи. Стилистика. Функциональные стили | 35 | 8 | 2 | 5 | 2 | 1 | 1 | |
2 | Повторение и обобщение изученного материала за курс 5-10 классов | 6 | 1 | ||||||
3 | Орфография | 6 | |||||||
4 | Лексика и фразеология | 3 | |||||||
5 | Пунктуация | 6 | 1 | 2 | |||||
6 | Синтаксис и пунктуация | 46 | 1 | 3 | 3 | ||||
Итого: | 102 | 10 | 2 | 4 | 7 | 2 | 1 | 4 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе
№ уро-ка | кодификатор | Тема урока | Тип урока | К-во часов | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Вид контроля | Д.з. | Прим |
Культура речи (16 часов) | |||||||||
1-2 | 8.6 | Из истории русского языкознания | Семинар | 2 | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Русские ученые-лингвисты: М.В.Ломоносов, В.И.Даль, А.Х.Востоков, С.Т.Ожегов, Ф.И.Буслаев, Я.К.Грот, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов | Знать место русского языка среди других языков мира, среди славянских языков; имена выдающихся ученых-лингвистов и их вклад в развитие русского языка; признаки старославянизмов | Комплексный анализ текста | Конспектирование (с.409-420) | |
3-8 | 8.3 8.6 | Стилистика. Функциональные стили. | Лекция, уроки развития речи, практикум | 6 | Стиль. Классификация стилей | Знать классификацию функциональных стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие. Уметь использовать приемы сжатия текста научного или публицистического стилей | Комплексный анализ текста. «Проверь себя». ДВ 2009: А27, часть С | Создание публицистического текста в жанре эссе | |
9-11 | 8.5 | Анализ текста | Повторительно-обобщающий урок | 3 | Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Стилевые разновидности текстов | Знать основные элементы содержания текста. Уметь определять тему текста, особенности смыслового типа, стилистических задач; отбирать языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи | Контрольное списывание с графическим обозначением орфограмм и пунктограмм, А6, ЕГЭ | Упр. 538 | |
12 | Сочинение-рассуждение | Урок развития речи | 1 | Создание текста в форме сочинения-рассуждения | Знать структуру сочинения-рассуждения. Составлять текст рассуждения, аргументируя свою точку зрения. Часть С, ЕГЭ | Сочинение-рассуждение | Комплексный анализ текста | ||
13-14 | 10.5 | Язык и речь | Урок развития речи | 2 | Язык и речь. Правильность и чистота - основные требования к речи | Знать различия между понятиями язык и речь; основные требования к речи; нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи. Уметь соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи Уметь соблюдать культуру учебно-научного и разговорного общения | Анализ поэтического отрывка с точки зрения изобразительно-выразительных средств (А.С.Пушкин «Евгений Онегин») | Подготовиться к публичному выступлению на этическую тему | |
15-16 | 9.1 | Нормы русского языка | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Нормы литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) | Знать основные нормы литературного языка. Уметь соблюдать культуру учебно-научного и разговорного общения | Тестовые задания А3, А5 ЕГЭ, «Проверь себя» | Подготовиться к дискуссии «Что такое культура речи? Должна ли речь быть нормативной?» | |
Повторение и обобщение изученного материала в 5-10 классах (6 часов) | |||||||||
17 | 1.1 1.2 6 | Повторение и обобщение пройденного материала по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения | Развивать навыки связной монологической речи, совершенствовать артикуляционные умения. Фонетический разбор слова Правописание чередующихся гласных и согласных | Тестовые задания А1, работа со словарем | Упр. 97,101 | |
18-19 | 3. 3.1- 3.4 | Повторение по теме: «Морфемика и словообразование» | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Состав слова; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова и окончание; сущность и порядок морфемного и словообразовательного разбора | Знать морфемный и словообразовательный анализ слова; уметь разбирать слова по составу и определять способ образования слова | Отработка орфографических навыков, В1, ЕГЭ | Упр. 78, 97 | |
20 | 4.1 | Обобщающее повторение частей речи | Обобщающий урок | 1 | Самостоятельные и служебные части речи. Правописание прилагательных, причастий, наречий | Совершенствовать умение опознавать части речи | Совершенствовать навыки правописания некоторых частей речи, В2, ЕГЭ | Упр. 214. 270, 286 | |
21 | 6.11 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Частицы, разряды частиц по значению | Совершенствовать умение определять значение частиц | Правописание частиц, А10,ЕГЭ | Упр. 318 | |
22 к/р | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок контроля знаний | 1 | Подведение итогов уроков повторения и обобщения изученного материала в 10 классе | Уметь воспроизводить аудированный текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять разбор слов по морфемам; определять способ образования слов | Диктант с грамматическим заданием | |||
Синтаксис и пунктуация (46 часов) | |||||||||
23 | 7 | Основные принципы русской пунктуации | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания, принципы пунктуации | Пунктуационный анализ предложения | Основные функции знаков препинания, А19-А22, ЕГЭ | Упр. 327 | |
24 | 5.1 | Словосочетание | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Словосочетание, типы словосочетаний | Морфологический разбор знаменательных частей речи | Правописание окончаний имен существительных и прилагательных, В3, ЕГЭ | Упр. 328 | |
25 | 5.1 | Виды синтаксической связи | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний | Синтаксический разбор словосочетаний | Изменение имен числительных, В3, ЕГЭ | Упр. 331 | |
26 | 5.-5.2 | Понятие о предложении. Классификация предложений | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Знаки препинания в сложном предложении, А9,ЕГЭ | Упр. 335 | |
27 | 5.4, 5.5, 5.6 | Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Повторение орфографии и пунктуации. Постановка знаков препинания в конце предложения | Упр. 339 | |
28 | Подготовка к ЕГЭ. Тест | Урок контроля знаний | 1 | Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. | Знать признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка. Уметь соблюдать языковые нормы | Тестовые задания, аналогичные заданиям частей А, В ЕГЭ | |||
29 | 5.4-5.5 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Двусоставные предложения, односоставные предложения. Второстепенные члены предложения | Синтаксический разбор предложений | Повторение основных правил орфографии, А9 ЕГЭ | Упр. 342, 345 | |
30 | 7.2 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Простое осложненное предложение, синтаксический разбор простого предложения | Знать основные признаки осложненных предложений Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения | ТестированиеА25, В4 ЕГЭ | Упр. 359 | |
31-32 | 7 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами Обобщающие слова при однородных членах. | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Предложение, однородные и неоднородные члены предложения Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов. Обобщающие слова, однородные члены предложения | Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания в предложении с однородными членами, В5, ЕГЭ | Упр. 366 | |
33 | 7.3 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения | Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных членах предложения | Упр. 386 | |
34 | 7.7 | Обособленные приложения и дополнения | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные приложения | Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных приложениях, обособленных дополнениях | Упр. 393 | |
35 | 7.4 | Обособленные обстоятельства | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства | Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, В4-В7 | Упр. 399 | |
36 Р/Р | 11 | Лингвистический анализ текста с решением тестовых задач | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Тема. Главная мысль. Особенности лексики, морфологии и синтаксиса. Звукопись | Уметь определять основную мысль текста, находить в тексте слова в переносном значении, делать мини-анализ текста | А27-А30, ЕГЭ | ||
37 | 7.6 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения | Знать пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения, «Проверь себя», задания части В, ЕГЭ | Упр. 404, 407 | |
38 | 7.5 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительного оборота | Знать синтаксический разбор предложения, синтаксический разбор словосочетания. Уметь работать с толковым словарем | Знаки препинания при сравнительных оборотах | Упр. 412 | |
39 | 7.8 | Знаки препинания при обращениях, вводных словах и вставных конструкциях | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Обращения, знаки препинания при обращениях. Вводные слова, вставные конструкции и пунктуация при них | Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор знаменательных частей речи, Уметь производить пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обращениях. Повторение правил орфографии. Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | Упр. 415 | |
40 | Подготовка к ЕГЭ Тест | Урок контроля знаний | 1 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | Уметь выполнять различные виды грамматических разборов | Тест к ЕГЭ | |||
41 | 4.3 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова | Знать пунктуационный анализ предложения. Уметь выполнять морфологический разбор слов различных частей речи | Знаки препинания при междометиях, отрицательных, утвердительных, вопросительных, восклицательных словах | Упр. 429 | |
42-43 | Повторение и обобщение | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение упражнений | Знать теоретический материал по вопросам повторения Уметь применять их на практике | Практикум | Упр. 431, 433 | ||
44 к/р | Диктант | Урок контроля знаний | 1 | Проверка правописных навыков и навыков грамматических разборов. | Уметь выполнять грамматические разборы | Диктант | Упр. 432 | ||
45-46 | 5.8, 5.13, 5.14, 7.11 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения | Уметь определять типы сложного предложения. Знать синтаксический разбор сложного предложения, определять вид ССП, виды сочинительных союзов; условия постановки знаков препинания между частями ССП | Правописание союзов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, объяснительный диктант | Упр. 437. 440 | |
47 | 7.12 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Сложноподчиненные предложения; главная и придаточная части, виды придаточных | Знать отличительные признаки сложноподчиненного предложения. Подчинительные союзы и союзные слова. Уметь выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения; расставлять знаки препинания в СПП в соответствии с пунктуационными нормами | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении, объяснительный диктант | Упр. 448 | |
48 | 7.13 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Сложноподчиненные предложения; типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение | Знать средства связи между частями СПП, виды подчинительных союзов, виды придаточных, способы связи между частями СПП с несколькими придаточными Уметь выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, «Проверь себя», тестовые задания А24-А25 ЕГЭ | Упр. 453, 454 | |
49 к/р | Итоговый тест за 1 полугодие. | Урок контроля знаний | 1 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | Знать признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка Уметь соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) | Тест в формате ЕГЭ | |||
50 | Анализ ошибок по тестированию | Урок коррекции знаний | 1 | Анализ ошибок, допущенных в итоговом тесте | Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в итоговом тесте | Работа над ошибками | Инд.задания по тестам | ||
51-52 | 7.14 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Сложное бессоюзное предложение, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями СБП | Знать отличительные признаки БСП; условия постановки знаков препинания в БСП. Уметь выполнять синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения; определять смысловые отношения между частями БСП; расставлять знаки препинания в БСП в соответствии с пунктуационными нормами | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, тестовые задания А23 ЕГЭ | Упр. 459 | |
53-54 | 7.15 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Сложное предложение с разными видами связи; союзная и бессоюзная связь | Знать синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения с разными видами связи | Знаки препинания в предложении с разными видами связи; при стечении сочинительных и подчинительных союзов, тестовые задания А24, «Проверяю себя» | Синтаксический разбор предложений с разными видами связи | |
55 | Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Сложное предложение с разными видами связи. Период, знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое, микротема, абзац | Знать: пунктуационный анализ предложения. Уметь анализировать микротему | Определять знаки препинания в периоде, практикум | Упр. 470 | ||
56 к/р | Диктант | Урок контроля знаний | 1 | Проверка правописных умений и навыков, умений выполнять грамматические разборы | Уметь соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) | Диктант с грамматическим заданием | |||
57 | 5.11 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора | Знать основные способы передачи чужой речи; условия постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью Уметь составлять схемы предложений с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью в соответствии с пунктуационными нормами, составлять диалог, правильно оформлять цитаты | Знаки препинания при прямой речи, схематический диктант | Упр. 480 | |
58 | 5.11 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат | Знать синтаксический разбор сложного предложения; пунктуационный разбор | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах, тестовые задания А19-А25 ЕГЭ | Упр. 481 | |
59 Р/Р | Сочинение-миниатюра | Урок развития речи | 1 | Создание связного монологического высказывания на заданную тему | Знать структуру сочинения-миниатюры Уметь составлять текст рассуждения, аргументируя свою точку зрения | Комплексный анализ текста | |||
60 | 8.1 | Сочетание знаков препинания | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки. | Уметь выполнять пунктуационный разбор различных синтаксических конструкций, возможности сочетания знаков препинания Уметь расставлять сочетающиеся знаки препинания в соответствии с пунктуационными нормами | Постановка знаков препинания при их стечении, А19-А24 | Упр. 487 | |
61 | Факультативные знаки препинания | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные | Знать факультативные знаки препинания Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения, различать факультативные знаки препинания | Постановка факультативных знаков препинания, составление схем | Упр. 488 | ||
62 | 10.5, 8.2, 8.4 | Авторская пунктуация | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Авторская пунктуация | Знать особенности авторской пунктуации Уметь выполнять пунктуационный анализ предложения, анализировать особенности авторской пунктуации как образного средства раскрытия авторского замысла | Повторение орфографии, комплексный анализ текста | Упр. 490 | |
63-64 | 8.5 | Обобщающие уроки | Урок обобщения | 2 | Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений). Урок-анализ текста | Знать анализ текста Уметь выполнять комплексный анализ текста | Тестовые задания А27-А30 | Упр. 495, 497 | |
65 к/р | Диктант с грамматическим заданием | Урок контроля знаний | 1 | Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов | Знать грамматические разборы Уметь применять на практике грамматические разборы
| Диктант с грамматическим заданием | |||
66 67 | 8.1 | Подробное изложение с творческим заданием | Уроки развития речи | 2 | Воспроизведение художественного текста по памяти. Совершенствование продуктивных (письмо) видов речевой деятельности | Уметь передавать основное содержание текста с сохранением авторской манеры изложения | Подробное изложение | Упр. 513, 517, 518 | |
68 | Анализ изложения с творческим заданием | Урок коррекции знаний | 1 | Речь. Текст. Языковые нормы. Выразительность русской речи | Уметь выполнять работу над ошибками, находя ошибки в тексте | Коррекция | Анализ предложенного текста | ||
Стилистика. Функциональные стили (19 часов) | |||||||||
69- 70 | 8.3 | Научный стиль. Информационная переработка текста (урок-практикум) | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Научный стиль, жанры научного стиля | Знать правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана | Повторение: написание терминов, составление статьи | Написать тезисы статьи | |
71 | 8.3 | Официально-деловой стиль. Анализ текста (урок-практикум) | Практикум | 1 | Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры | Знать правила написания деловых бумаг | Повторение: знаки препинания при обособлениях | Анализ предложенного текста | |
72-74 | 8. 9. 10. | Публицистический стиль. Анализ текста (урок-практикум). | Повторительно-обобщающий урок | 3 | Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля | Уметь работать со словарями, фонетический разбор слов | Повторение: знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением. Анализ публицистического текста в формате ЕГЭ (ДВ. 2009: А28-А30, часть В) | Анализ предложенного текста | |
75-76 | 8 | Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля | Повторительно-обобщающий урок | 2 | Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь, особенности литературно-художественной речи | Знать морфологический разбор слов разных частей речи. Лексический анализ текста, словообразовательный и морфемный разбор слов | Правописание междометий. Правописание однородных членов предложения | Анализ предложенного текста | |
77 Р/Р | 8. 9. 10 | Самостоятельный анализ предложенного текста | Урок самостоятельной работы | 1 | Определение стилистических особенностей представленного текста | Знать анализ текста | Лексический анализ текста | Упр. 541 | |
78 | Подготовка к ЕГЭ, часть В | Урок - практикум | 1 | Выполнение части В, задания 8 | Знать литературоведческие понятия | Работа с рецензией по КИМам ДВ 2009, В8 | Стр.409-420, изучающее прочтение | ||
79-80 к/р | Подготовка к ЕГЭ. Тест | Урок контроля знаний | 2 | Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ | |||||
81-82 | Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку | Уроки развития речи | 2 | Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения | Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение. | Повторение орфографии и пунктуации | |||
83-84 Р/Р | Сочинение-рецензия по тексту (часть С) | Уроки развития речи | 2 | Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения | Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами РЛЯ | Проверка орфографической и пунктуационной грамотности | |||
85 | Классификация ошибок | Урок коррекции знаний | 1 | Ошибки речевые, грамматические, фактические, логические, этические. Орфографические и пунктуационные ошибки | Развивать навыки правильной классификации ошибок | Выполнять проверку орфографической и пунктуационной грамотности | |||
86-87 | 9 | Самостоятельная оценка предложенного сочинения (часть С) | Урок практикум | 2 | Самостоятельно оценить предложенное сочинение | ||||
Итоговое повторение. Орфография (6 часов) | |||||||||
88 | 6.6 | Повторение. Трудные случаи правописания: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих | Урок повторения и закрепления знаний | 1 | Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания | Повторение и закрепление навыков решения орфографических задач | Знать: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих. Диктант «Проверяю себя» | Упр. 112, 142 | |
89-90 | 6.8 | Трудные случаи правописания: правописание н и нн в прилагательных и причастиях | Урок повторения и закрепления знаний | 2 | Орфограмма. Суффикс. Имя прилагательное. Причастие | Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных, причастий | Знать: правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Индивидуальная работа КИМам | Упр. 216, 268. | |
91 | 6.16 | Трудные случаи правописания: правописание сложных прилагательных | Урок повторения и закрепления знаний | 1 | Орфограмма. Сложное прилагательное. Слитное, раздельное и дефисное написание | Образование сложных имён прилагательных | Знать правописание сложных имён прилагательных. Работа по тестам | Упр. 218 | |
92 | 6.12, 6.15 | Трудные случаи правописания: правописание наречий | Урок повторения и закрепления знаний | 1 | Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий | Уметь выполнять морфемный разбор наречий | Правописание наречий, словарный диктант | Упр. 287 | |
93 | 4, 6.15 | Трудные случаи правописания: слова-исключения (гласные и согласные буквы) | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Орфограмма, правила правописания | Уметь выполнять орфографический анализ слова | Правописание двойных согласных, непроверяемых гласных. Словарный диктант | Упр. 96, 125 | |
Итоговое повторение. Пунктуация (6 часов) | |||||||||
94-95 | 7.7 | Повторение. Трудные случаи пунктуации: обособленные члены предложения | Повторительно-обобщающие уроки | 2 | Обособленные члены предложения | Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Повторение орфографии и пунктуации. Контрольное списывание, составление схем предложений | Упр. 395, 396 | |
96 | 7, 7.11-7.17 | Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в сложном предложении | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Сложное предложение, типы сложных предложений | Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений | Знаки препинания в сложном предложении. Инд.задания по тестам | Упр. 451 | |
97-98 | 7.16-7.17 | Трудные случаи пунктуации: тире и двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | Повторительно-обобщающие уроки | 2 | Бессоюзное сложное предложение, значение частей сложного бессоюзного предложения | Знать анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Составление схем к предложенным предложениям. Графический диктант | Упр. 456, 465 | |
99 | 7.10 | Трудные случаи пунктуации: цитирование | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Цитаты, способы оформления цитат | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания при цитатах. Списывание текста, составление схем записанных предложений | Упр. 486 | |
Повторение. Лексика и фразеология (3 часа) | |||||||||
100 | 2-2.2 | Лексика. Антонимы. Синонимы. Работа со словарями | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Лексика, лексическое значение слова. Лексическое богатство русского языка | Знать определение антонимов, синонимов. Подбор синонимичных слов. Подбор антонимов Уметь выявлять в тексте синонимы и антонимы, их роль в тексте | Лексическое значение. Антонимы и синонимы. Словари. Составление буриме, используя различные лексические единицы | ||
101 | 2, 2.5 | Омонимы. Паронимы. Решение тестовых задач | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Паронимы и омонимы (разновидности омонимов). | Знать определение омонимов, паронимов. Уметь находить в тексте омонимы и паронимы | Решение тестовых заданий А2 ЕГЭ (ДВ 2009: А2, А11, А30, В8) | Презентация «Из жизни паронимов. Смешные случаи» | |
102 | 2.3 | Итоговый урок. Фразеология. Употребление фразеологизмов в речи | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Значение фразеологических оборотов, употребление в речи | Знать определение фразеологизма Умение находить фразеологические обороты в тексте, умение употреблять фразеологические обороты в устной речи | Работа со словарем фразеологизмов. Пояснение фразеологизмов. Составление мини-текста с использованием фразеологизма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...