Эссе "Я учитель"
статья по русскому языку по теме
Рассуждение о своей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_uchitel.doc | 33 КБ |
moe_predstavlenie_o_trebovaniyah_k_uroku_lichnostnogo_haraktera_po_razvitiyu_rechi.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Я и моя профессия»
(учитель русского языка и литературы Лютикова Наталья Петровна)
Я работаю в школе более 30 лет, и в течение своей педагогической деятельности ни разу не усомнилась в правильности выбранного пути. Поступила в Коломенский пединститут с первого раза. Учиться было трудно, но интересно. Закончив институт, сразу пошла работать в школу, притом на старшие классы. Было тяжело, но учителя со стажем помогали. Учились дети - с ними и я. Опыт приходил со временем.
В своей работе я сочетаю традиционные и новые формы обучения, направленные на развитие творческих способностей каждого школьника, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения обновлять свои знания. Уроки стараюсь наполнить глубокой практической направленностью, комплексным подходом к обучению, воспитанию и развитию каждого ученика, отдаю предпочтение технологиям коллективного способа обучения, что позволяет эффективно организовывать самостоятельную деятельность школьников, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Постоянно нахожусь в творческом поиске, люблю заниматься кропотливой литературоведческой работой. В 2011-2012 году с ученицей 9 класса провели исследовательскую работу «Гендерные различия в письменной речи старшеклассников», выступали на районной научно-практической конференции.
Уроки строю с учетом личностно ориентированного обучения на принципе вариативности, разнообразными по форме и содержанию, это делает их наиболее эффективными. Я хорошо владею современными средствами активного обучения, применяю информационно-компьютерные технологии (пользовалась мультимедийной установкой при проведении уроков; работаю в компьютерном классе с различными программами)
Я просто обожаю свою работу, но за последние два года меня не покидает чувство чего-то несделанного, чувство неудовлетворенности что ли. Нас завалили бумагами, отчетами, приказами, уведомлениями (чаще всего это нужно сделать срочно, иногда в течение нескольких часов). О какой тогда результативности уроков может идти речь, если учителя постоянно трясет? Моему педагогическому кредо («По жизни с улыбкой и добротой к детям») пришел крах, потому что из-за вороха бумаг хочется выглянуть и крикнуть: «Дети, я очень люблю вас, хочу с вами дружить, общаться не мимолетом, а долго». Поэтому каждое утро начинаю со слов героя Олега Янковского барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь», а иначе нельзя…
Предварительный просмотр:
Мое представление
об основных требованиях к уроку личностного характера
по развитию речи
Можно много написать о том, как важно при проведении урока развития речи в любом классе помнить об основных требованиях к проведению данного урока. Никакие слова не заменят результата, которого достигли дети на уроках развития речи.
В классе было всего 9 человек, из них 4 ученика успевали на «4» и «5», остальные учились на «3». Приходилось готовиться очень тщательно к занятиям, потому что каждый мой ученик - личность. Мы часто работали в библиотеке, в компьютерном классе, учились добывать информацию, отшлифовывать ее. Мне просто хочется привести здесь примеры высказываний моих учеников по теме «Мой речевой портрет».
- Если проанализировать мой словарный запас (лексикон), то можно сделать вывод, что в основном при общении я пользуюсь активным словарем, хотя иногда применяю экспрессивную лексику, конечно, понимая, с кем разговариваю и о чем.
- Я понимаю, что соблюдение речевых норм, грамотность речи - базовое важнейшее требование речевого общения. Несоблюдение речевых норм: корявые, безграмотные обороты, лексические, грамматические и др. ошибки создают своеобразные помехи при восприятии речи. Такая речь (особенно устная) не только плохо усваивается, но и не с лучшей стороны характеризует ее (автора) адресата.
- С экранов телевизоров, на улице, в транспорте – везде слышим слова-паразиты, которые уже прочно обосновались в нашей речи: «как бы», «на самом деле», «в принципе», «так сказать», «вот», «понимаете ли», «блин», «это самое», «ну», «вот», «э-э-э» и др. "Как бы" и "На самом деле" - выражения, характеризующие различные поколения людей и, соответственно, их картины мира. «Отчего и почему так происходит? В чем истоки?»- часто задавала я себе такие вопросы и пришла к выводу, что слова-паразиты используются для того, чтобы протянуть время, необходимое для поиска нужного и важного слова. Один раз так начал, другой, третий, пятый... сотый - и вырабатывается рефлекс (и закрепляется)... прежде чем что-либо сказать, надо потянуть время. И приучается человек не только говорить так, но и думать! Сорные слова намертво входят в его речь, становятся привычкой, а привычка, как известно, вторая натура. Сам рассуждающий не слышит произносимых слов, он их не замечает. А слушатель изнемогает.
- Я замечала, что человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул - как нитку из пряжи - определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. А я, например, не привыкшая говорить длинные речи, испытываю затруднение всякий раз, когда приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у меня на языке не оказывается нужного слова, с него соскальзывает слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием. Прервать молчание, начать говорить заново требует большего расхода энергии, чем продолжение речи. Пустые слова, образуя мостик между словами, которые что-то значат, выполняют роль смазки, сохраняют непрерывность речи и тем экономят, мне кажется, говорящему силы. Чаще всего в роли таких слов мною используются указательные частицы - "это", "вот", "значит". Помимо указательных слов, роль "смазки" у меня играют и другие, начиная от общераспространенного "ну" и кончая диалектическими и специфическими "дык" и т.п. Я понимаю, что такие частицы изначально лишены самостоятельного значения, они имеют его только по отношению к другим словам, сообщая им различные дополнительные оттенки.
- Как избавиться от слов-паразитов? Я прочитал, что есть такой тренинг. Нужно произнести слова "вот, ну, значит" - и обязательно три раза прокукарекать. Кукареканье – это штраф самому себе. Не нравится кукарекать - пожалуйста, мяукайте, не нравится мяукать – можно лаять... Но это не всегда срабатывает, я пробовал. Я представил, как буду выглядеть в метро или в автобусе (до дома ехать 2 часа 40 минут), кукарекая или мяукая. Скорая помощь мне будет обеспечена.
- Еще одно «страшное» явление в устной речи. Черная брань. Вот этим-то я не страдаю, хотя живу в селе.
- Вновь сравниваю свой речевой портрет с речевым портретом молодого человека на фоне картины нашего времени. После занятий факультатива «Русская словесность» я стала внимательнее относиться к речи своих сверстников, замечать какие-то шероховатости. Вот лишь малая часть того, что встретилось в речи современной молодежи в значении "бездельничать": балду гонять, бамбук курить, бамбук окучивать, бобров пасти, долбиться рогами, мочить редиску, сидеть на паузе, пустышку тянуть, торчать, как капуста, халявить и многое другое. Словарь молодых людей отражает неуважительное отношение к родителям: предки, родаки, спонсоры, утиль-сырье, черепа, лапти; к пожилым людям: плесень, луковица, колымага, бессмертник, мухолов; к умным людям: ботаник, монстр, моченый, чудило, человек с портфелем (здесь ударение делается на первом слоге); к деревенским жителям: бык, валенок, кнут, индеец, плужок, укроп и др. Не очень лестно отзывается молодежь о наших политиках: думак, депутанты; о Государственной Думе: обезьянник. Очень резко и неуважительно называет молодежь тех, кто чем-то выделяется среди прочих: ростом, телосложением, умом или его отсутствием, особенностями в поведении. Это тоже следствие утраты нравственных ориентиров, массовая невоспитанность и бескультурье в условиях неопределенности и бессилия высшей власти.
- Для меня сейчас началась совершенно новая жизнь (этот ребенок посещает дополнительные занятия в институте), поэтому хочется научиться выражать свои мысли ярко, образно, убедительно, доступно, научиться располагать к себе собеседника, аудиторию, грамотно вести деловую переписку, составлять тексты документов. Я понимаю, что для этого необходимо много учиться и стать коммуникативной личностью. Мне трудно пока перестроиться, потому что мой язык принял «по наследству» некоторые диалектные черты. Например: мое произношение слова хорошо как харашо (произносится А вместо О) отличается от произношения моей младшей сестры. У нас по- разному происходит растяжка безударных гласных, особенно в предударном слоге, длительность гласных, даже тембр и ритм, ослабление или усиление звуков. Сейчас я стараюсь следить за своей речью, потому что попала совсем в другую среду, которая просто обязывает придерживаться нормам литературного языка, употреблять различные средства выразительности речи. Стала часто пользоваться
полисемией, многозначностью: коса, гроздь, ключ, козочка и т.д.;
метафорой (перенос значения)- гнездо (жилище птицы и «Дворянское гнездо»), гусеница (трактора, зеленая гусеница);
синонимами (слова, звучащие по-разному, но различающиеся оттенками лексическими оттенками)- конь-лошадь, пес-собака, врач-доктор, путь-дорога;
антонимами (слова с противоположным значением)-хороший – плохой, добрый – злой, начало-конец, широта-узость.
- Не могу и не хочу быть пессимисткой. Верю, что будущее России прекрасно. Но ради него надо много-много потрудиться. Если выберем верный путь и дружно поработаем - обязательно дойдем до цели. Тут в самый раз вспоминается пословица: язык до Киева доведет. Без языка нам никуда ни шагу! Как меняется наша жизнь и мы сами, так и наш словарь меняется. Жаргонный - очень быстро, литературный - очень медленно, как всегда. В этом разница. Не нужно драматизировать. Не очень приятные по смыслу жаргонные слова обязательно заменятся на менее грубые, на менее резкие. Заживем получше - будут и слова наши повеселее, подобрее, покультурнее. А пока имеем то, что имеем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н
РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...
"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"
КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...
Профессия учителя в поколениях. (или трудно ли быть учителем, если родители – учителя?)
Легко ли быть учителем, если семья учительская?...
Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР
В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...
Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам
Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...
Конкурсное задание учителя английского языка Шахрай И. А. г. Горячий Ключ эссе "Я - учитель" муниципального этапа краевого конкурса "Учитель года Кубани" в 2017 году
Эссе "Я - учитель"...
Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»
Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...