Рабочая программа по русскому языку в 9 классе.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Пояснительная записка. Учебник Разумовской М.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе

Статус документа

Рабочая   программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (2004г.). Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:

   1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку (2004г.)  

   2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 классы. М., Просвещение, 2008.

                         

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М.М.Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 68 часов в год.

В программе учитывается, что преподавание русского языка  имеет специальные и общепредметные задачи.

1. Специальные задачи преподавания русского языка. Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Изучение русского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

 Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах, овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и  фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.

2. Общепредметные задачи: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование умения работать с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Дидактическая модель обучения и педагогического средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.  Формирование целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной  системы обучения (КСО), межпредметных интегрированных уроков.

Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 5-9 классах дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари, Интернет, ресурсы ИКТ.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

  1. деятельностный характер процесса преподавания русского языка в основной и средней школе;
  2. синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения русского языка;
  3. формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
  4. развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
  5. сбалансированное развитие устной и письменной речи, интерес к произведениям, книгам;
  6. формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
  7. усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;
  8. формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;
  9. формирование представления о русском языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Цели обучения:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  4. обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  5. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

  1. приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  2. овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  3. формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  4. освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Основное содержание тем, изучаемых школьниками  в 9 классе

№ пп

Часы

Тема

Основное содержание

1

1

Русский язык – национальный язык русского народа

Государственный язык РФ, язык межнационального общения.

2

13

Повторение изученного материала в 5-8 классах

Основные нормы русского литературного языка

3

11

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

Понятие сложного предложения, сложносочиненного предложения, его виды и особенности, пунктуация сложных, сложносочиненных предложений

4

29

Сложноподчиненное предложение

Понятие сложноподчиненного предложения, его виды, особенности, пунктуация сложноподчиненных предложений

5

6

Бессоюзное сложное предложение

Понятие сложного бессоюзного предложения, его виды, особенности, пунктуация сложных бессоюзных предложений

6

8

Сложное предложение с разными видами связи

Понятие сложного предложения с разными видами связи, особенности, пунктуация сложных предложений с разными видами связи

7

13

Развитие речи (входят в состав уроков  по основным темам)

Типы речи: способы и средства связи предложений в тексте; эссе, путевые заметки, рецензия, деловая речь. Комплексный анализ текста

Примерная тематика рефератов

Тема

Рефераты:

«Принципы русской пунктуации»

«Виды и значения знаков препинания»

«Двоеточие и двойное тире при выражении пояснительных отношений»

1

Сложносочиненное предложение

2

Сложноподчиненное предложение

3

Сложное бессоюзное предложение

               

  Место предмета в Федеральном базисном плане

Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель.

                         

                         

                            Виды и формы контроля:

-    диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

-    комплексный анализ текста;

-    сочинение по картине;

-    изложение с элементами сочинения;

-    тест;

-    устное высказывание на лингвистическую тему.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи - 13 часов.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому                                  языку за курс 9 класса

I. Учащиеся должны знать/понимать/уметь изученные основные сведения о языке, определения основных понятий и языковых явлений, пунктуационных правил.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

- определять стиль и тип текста;

- соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и изученные непроверяемые слова, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей; делать доклад, составлять тезисы и  конспект, писать сочинения публицистического стиля; составлять деловые бумаги (заявление, автобиографию); совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в тексте; свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдая при общении соответствующий речевой этикет.

                                  Методическое обеспечение

1.М.М.Разумовская и др. Русский язык. 9 класс. М., Дрофа, 2008.

 2. Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику русского языка М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 9 класс». М., 2007.

 3. Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2009

 4. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 2011

 5. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2011

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...