Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета".  Уч-ся познакомятся   с художественным  миром поэта. 

Ссылка  - http://yadi.sk/d/vzuQUdoT6TMiP -  к уроку "Видео приложение"Жизньи творчество А.А.Фета" Автор ролика: Блинова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_lyubvi_v_tvorchestve_a.a.feta_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тема любви в лирике А.А.Фета

Цели:    1.Познакомить  с жизнью и поэзией А.А.Фета

               2.Ввести учащихся в эмоциональную атмосферу творчества Фета;

                 Помочь увидеть музыкальность его поэзии;

                 Раскрыть тему любви на примере стихотворения

                 «Люди спят, мой друг, пойдём  в тенистый сад…!

                 Развивать умения исследовательской деятельности;

             3.Воспитывать  вдумчивое, бережное отношение к художественному                 слову.

Ход урока:

1.Просмотр видеоролика  об А.А.Фете. (1 минута 50 сек)

Учитель:  Одним из любимых образов А.А.Фета был именно образ сада. Поэтому мы сегодня с вами устроим небольшой импровизированный фетовский  сад, и попробуем в этом саду выявить основную  особенность  лирики Фета – музыкальность, которая раскрывается в его любимой теме  - теме любви.

А в том, что Фет музыкален, вам напомнит один известнейший романс, написанный на его стихи. Сейчас вы в этом убедитесь(звучит романс в исполнении Олега Погудина   «Утро туманное»)

Учитель: Поскольку излюбленным образом А.А.Фета был образ сада, я предлагаю создать свой импровизированный фетовский  сад. Для этого мне потребуется 2 группы по пять человек.

- Сегодня мы будем заниматься анализом стихотворения, это очень сложный процесс, который вызывает у учащихся 10-11 классов трудности, так как предполагает разносторонний подход к нему. Как правило, анализ  лирического стихотворения начинается с фонетического уровня.

Звучит стихотворение Фета  «Люди спят, мой друг, пойдём  в тенистый сад…!

Слайд №1

Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.        

Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.

Да и те не видят нас среди ветвей

И не слышат слышит только соловей...

Да и тот не слышит,— песнь его громка;

Разве слышат  только сердце да рука:

Слышит сердце, сколько радостей земли,

Сколько счастия сюда мы принесли;

Да рука, услыша, сердцу говорит,

Что чужая в ней пылает и  дрожит,

Что и ей от этой дрожи горячо,

Что к плечу невольно клонится плечо...

<1853>

Уровень фонетический

Учитель: На этом уровне мы анализируем звуки.

1 группа  - Звуки   делятся на гласные и согласные.

2 группа  - Как вы думаете, какие звуки имеют большую значимость в языке? (согласные).

 -Давайте в этом убедимся с помощью зала.

Доказательство №1 -  Поднимите руки те, у кого фамилия начинается с гласной, затем с согласной.

Доказательство №2 -  Можно ли по гласным  буквам   узнать фамилию великого поэта. А по согласным – можно

                        .                                Слайд №2

          

Учитель: Фет также в своём стихотворении придаёт большую значимость согласным звукам. В первой  строфе их 72. Это одна сторона вопроса. А другая  заключается ещё и в значении этих согласных звуков.

Обращение к залу – В народе говорят, сколько людей, столько и характеров. Тоже самое можно сказать про звуки.

-Давайте попробуем взять к примеру несколько звуков и определить их характер.

Ж - ? (жизнерадостный)

Ч -? (тихий, полный тайны)

З-? (задорный, весёлый, звенящий)

Р-? (рычащий, раскатистый, радостный)

П-? (тихий, глухой, спокойный)

Л - ?  ласковый, нежный, звук любви)

Учитель:  ЛЮБОВЬ. И это подтверждает преемник Фета Константин Бальмонт – поэт серебряного века. («Ласточки, лютики, ласки любовные, лепет, лобзанье, ласканье лучей»

Учитель:   Фет – это певец природы, через которую он ещё и воспевает любовь, опираясь на определённые звуки и через определённое  время суток. Указание на это определённое время суток буквально врывается первыми словами стихотворения. Когда люди спят? (ночью)

Задание первой   группе – через какие «ночные звуки» передаётся состояние  любви.

 (п, с,т, ш)

Учитель: Мы с вами убедились, что для выражения  состояния влюблённости Фет выбирает особого рода звуки, те, которые вы пронаблюдали.

 Задание второй  группе – Посчитать количество звука «л» по строфам, определить закономерность согласно настроению стихотворения. Составить соответствующую схему  (Предполагаемый  ответ – влюблённых никто понять не может, кроме них самих:не могут понять люди, соловей, только они сами) Схема

        

Вывод:  Мы с вами убедились, что   звуковая оболочка стихотворения является значимой, и эта значимость заключается в  характере звуков, которые в свою очередь создают мелодичность.

Уровень синтаксический

Учитель:  Основными единицами синтаксиса являются строение словосочетаний и предложений.  Это строение рассматривается на нескольких этапах, мы остановимся только на одном. Всем вам известны такие понятия как параллелизм и последовательность.

Биология – видообразование

Математика – Параллельные прямые

История – развитие исторических фаз бывает параллельным и последовательным

Учитель: Сейчас без подготовки давайте попробуем  изобразить эти явления.

Задание первой группе  - изобразить параллелизм и найти параллельную связь в тексте

Задание второй  группе – изобразить  последовательность  и найти цепную связь  в тексте

-Какой вид связи имеет преимущество?(  Параллельный)

 

Вывод: Итак,  в тексте мы наблюдали разные вилы связи и выяснили, что цепная связь уступает параллельной, что создаёт высокий эмоциональный настрой стихотворения и предаёт ему высокую степень экспрессии.

Уровень  строфики.

Учитель: В строфике мы рассматриваем такие понятия как размер стихотворения, рифму, ритм.

Мы остановимся на ритме. Ритм – это систематическое чередование звуков.

-Где мы сталкиваемся с понятием ритма? ( песня, смены времён года, суток….)

Задание первой группе –хлопками прочувствовать ритм 1 строфы – 2 человека

Задание второй группе хлопками прочувствовать ритм 2 строфы – 2 человека

 -Ритм бывает разный – резкий, плавный, динамичный, медленный.

Вопрос:  Какой ритм был продемонстрирован вами? (плавный, мелодичный)

Вывод:  С помощью ритма мы доказали, что стихотворение мелодичное, т.е. доказали однй из особенностей  Фета – музыкальность

. И в подтверждении этого наш урок я бы хотела закончить фетовским романсом « Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад...»

Итого урока –импровизации: Исполнение  песни учителем  под гитару  «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад»

        

         У  И

   

6

         П  Ш  К  Н

   

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....

Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...

Урок литературы в 11 классе. Тема любви в лирике С.Есенина.

Представлен конспект урока литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина....

Презентация к уроку по теме: " Тема любви в лирике В.Маяковского" (11 класс)

quot; Тема любви в лирике В. Маяковского" в 11классе является основным для восприятия как личности поэта Маяковского,так и понятия его неоднозначной лирики любви. В.Маяковский пережил необычные ...

Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...