Урок -импровизация Тема любви в лирике А.А.Фета
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Предложенный материал поможет в проведении урока литературы в 10 классе по теме "Тема любви в лирике А.Фета". Уч-ся познакомятся с художественным миром поэта.
Ссылка - http://yadi.sk/d/vzuQUdoT6TMiP - к уроку "Видео приложение"Жизньи творчество А.А.Фета" Автор ролика: Блинова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_lyubvi_v_tvorchestve_a.a.feta_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Тема любви в лирике А.А.Фета
Цели: 1.Познакомить с жизнью и поэзией А.А.Фета
2.Ввести учащихся в эмоциональную атмосферу творчества Фета;
Помочь увидеть музыкальность его поэзии;
Раскрыть тему любви на примере стихотворения
«Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…!
Развивать умения исследовательской деятельности;
3.Воспитывать вдумчивое, бережное отношение к художественному слову.
Ход урока:
1.Просмотр видеоролика об А.А.Фете. (1 минута 50 сек)
Учитель: Одним из любимых образов А.А.Фета был именно образ сада. Поэтому мы сегодня с вами устроим небольшой импровизированный фетовский сад, и попробуем в этом саду выявить основную особенность лирики Фета – музыкальность, которая раскрывается в его любимой теме - теме любви.
А в том, что Фет музыкален, вам напомнит один известнейший романс, написанный на его стихи. Сейчас вы в этом убедитесь(звучит романс в исполнении Олега Погудина «Утро туманное»)
Учитель: Поскольку излюбленным образом А.А.Фета был образ сада, я предлагаю создать свой импровизированный фетовский сад. Для этого мне потребуется 2 группы по пять человек.
- Сегодня мы будем заниматься анализом стихотворения, это очень сложный процесс, который вызывает у учащихся 10-11 классов трудности, так как предполагает разносторонний подход к нему. Как правило, анализ лирического стихотворения начинается с фонетического уровня.
Звучит стихотворение Фета «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад…!
Слайд №1
Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.
Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.
Да и те не видят нас среди ветвей
И не слышат слышит только соловей...
Да и тот не слышит,— песнь его громка;
Разве слышат только сердце да рука:
Слышит сердце, сколько радостей земли,
Сколько счастия сюда мы принесли;
Да рука, услыша, сердцу говорит,
Что чужая в ней пылает и дрожит,
Что и ей от этой дрожи горячо,
Что к плечу невольно клонится плечо...
<1853>
Уровень фонетический
Учитель: На этом уровне мы анализируем звуки.
1 группа - Звуки делятся на гласные и согласные.
2 группа - Как вы думаете, какие звуки имеют большую значимость в языке? (согласные).
-Давайте в этом убедимся с помощью зала.
Доказательство №1 - Поднимите руки те, у кого фамилия начинается с гласной, затем с согласной.
Доказательство №2 - Можно ли по гласным буквам узнать фамилию великого поэта. А по согласным – можно
. Слайд №2
Учитель: Фет также в своём стихотворении придаёт большую значимость согласным звукам. В первой строфе их 72. Это одна сторона вопроса. А другая заключается ещё и в значении этих согласных звуков.
Обращение к залу – В народе говорят, сколько людей, столько и характеров. Тоже самое можно сказать про звуки.
-Давайте попробуем взять к примеру несколько звуков и определить их характер.
Ж - ? (жизнерадостный)
Ч -? (тихий, полный тайны)
З-? (задорный, весёлый, звенящий)
Р-? (рычащий, раскатистый, радостный)
П-? (тихий, глухой, спокойный)
Л - ? ласковый, нежный, звук любви)
Учитель: ЛЮБОВЬ. И это подтверждает преемник Фета Константин Бальмонт – поэт серебряного века. («Ласточки, лютики, ласки любовные, лепет, лобзанье, ласканье лучей»
Учитель: Фет – это певец природы, через которую он ещё и воспевает любовь, опираясь на определённые звуки и через определённое время суток. Указание на это определённое время суток буквально врывается первыми словами стихотворения. Когда люди спят? (ночью)
Задание первой группе – через какие «ночные звуки» передаётся состояние любви.
(п, с,т, ш)
Учитель: Мы с вами убедились, что для выражения состояния влюблённости Фет выбирает особого рода звуки, те, которые вы пронаблюдали.
Задание второй группе – Посчитать количество звука «л» по строфам, определить закономерность согласно настроению стихотворения. Составить соответствующую схему (Предполагаемый ответ – влюблённых никто понять не может, кроме них самих:не могут понять люди, соловей, только они сами) Схема
Вывод: Мы с вами убедились, что звуковая оболочка стихотворения является значимой, и эта значимость заключается в характере звуков, которые в свою очередь создают мелодичность.
Уровень синтаксический
Учитель: Основными единицами синтаксиса являются строение словосочетаний и предложений. Это строение рассматривается на нескольких этапах, мы остановимся только на одном. Всем вам известны такие понятия как параллелизм и последовательность.
Биология – видообразование
Математика – Параллельные прямые
История – развитие исторических фаз бывает параллельным и последовательным
Учитель: Сейчас без подготовки давайте попробуем изобразить эти явления.
Задание первой группе - изобразить параллелизм и найти параллельную связь в тексте
Задание второй группе – изобразить последовательность и найти цепную связь в тексте
-Какой вид связи имеет преимущество?( Параллельный)
Вывод: Итак, в тексте мы наблюдали разные вилы связи и выяснили, что цепная связь уступает параллельной, что создаёт высокий эмоциональный настрой стихотворения и предаёт ему высокую степень экспрессии.
Уровень строфики.
Учитель: В строфике мы рассматриваем такие понятия как размер стихотворения, рифму, ритм.
Мы остановимся на ритме. Ритм – это систематическое чередование звуков.
-Где мы сталкиваемся с понятием ритма? ( песня, смены времён года, суток….)
Задание первой группе –хлопками прочувствовать ритм 1 строфы – 2 человека
Задание второй группе хлопками прочувствовать ритм 2 строфы – 2 человека
-Ритм бывает разный – резкий, плавный, динамичный, медленный.
Вопрос: Какой ритм был продемонстрирован вами? (плавный, мелодичный)
Вывод: С помощью ритма мы доказали, что стихотворение мелодичное, т.е. доказали однй из особенностей Фета – музыкальность
. И в подтверждении этого наш урок я бы хотела закончить фетовским романсом « Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад...»
Итого урока –импровизации: Исполнение песни учителем под гитару «Люди спят, мой друг, пойдём в тенистый сад»
У И
6
П Ш К Н
7
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".
Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....
Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....
Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»
ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...
Урок литературы в 11 классе. Тема любви в лирике С.Есенина.
Представлен конспект урока литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина....
Презентация к уроку по теме: " Тема любви в лирике В.Маяковского" (11 класс)
quot; Тема любви в лирике В. Маяковского" в 11классе является основным для восприятия как личности поэта Маяковского,так и понятия его неоднозначной лирики любви. В.Маяковский пережил необычные ...
Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...
А.С.Пушкин.Тема любви в лирике Пушкина, адресаты любовной лирики ( урок на платформе CORE)
Урок на платформе для онлайн-обучения...