Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Урок с элементами интеграции (литература-музыка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема любви в лирике А.С.Пушкина | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока литературы в 9 классе. Учитель Михеева А.В.
Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С.Пушкина. «К***(«Я помню чудное мгновенье», 1825 г.)»
Цели урока:
Познавательные
1) Сообщение новых фактов.
Развивающие
2)Развитие аналитических навыков учащихся: анализировать – устанавливать причинно-следственные связи.
3) Развитие умений сравнивать, строить доказательства, обобщать.
4)Интеграция «литература – история, музыка» с целью определения идеи образов.
Воспитательные
5) Воспитание эстетического отношения к культуре, общественной жизни.
6) Формирование у учащихся устойчивого интереса к чтению, воспитание культуры речи.
Оборудование урока:
- Презентация (портреты А.С. Пушкина, А.Н. Оленина, А.П.Керн, М.И.Глинки ).
- Музыка М.И.Глинки в записи.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. Постановка цели, темы урока, определение задач урока.
Лирическим шедевром явилось знаменитое стихотворение А.С.Пушкина «К***(«Я помню чудное мгновенье». Оно было написано в 1825 г. Сегодня на уроке мы узнаем историю создания произведения, проанализируем его, а также услышим музыку М.И.Глинки, который написал романс.
II. Выразительное чтение стихотворения учителем.
III. Беседа. Выяснить вопросы:
1) О чем это стихотворение?
2) Можно ли сказать, что оно только о любви?
3) Удалось ли вам увидеть те или иные периоды жизни А.С.Пушкина , переданные в содержании ?
Чтобы ответить на эти вопросы, прочитаем стихотворение еще раз. (Чтение стихотворения учащимися).
IY.Работа над анализом стихотворения.
1). Это стихотворение посвящено Анне Петровне Керн. Что вам известно из биографии поэта о встречах с адресатом произведения?
- Впервые Пушкин встретился с А.П.Керн в Петербурге, где его встречали радушно. Он пользовался особой благосклонностью президента Академии художеств, директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина. Оленин, восхищенный талантом юного поэта, нарисовал заглавный лист первого издания поэмы «Руслан и Людмила».У Олениных в ту пору Пушкин встречался со многими выдающимися деятелями литературы и искусства.
- Здесь, в 1819 году, он впервые увидел Анну Петровну Керн, и уже тогда 20-летний Пушкин обратил на нее внимание. При первой встрече он был робок, а в последующие дни то шумен и весел, то грустен, то дерзок. «Когда же он решался быть любезным, – вспоминала Керн, - то ничто не могло сравниться с блеском, остротой и увлеченностью его речи…»
- Затем была вторая встреча. В июне 1825 года Анна Петровна поехала в гости к своей тетке Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское со страстным желанием снова увидеть Пушкина, находившегося в то время в ссылке в Михайловском. Вдохновило ее на поездку письмо кузины: «… ты произвела глубокое впечатление на Пушкина при первой встрече с ним у Олениных, он все говорит, она была слишком блестяща.»
- А в другом письме приписка рукою самого поэта-изгнанника: «Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда опять не увидим». Встреча с Керн в годы михайловского заточения, в «печальной деревенской глуши», произвела, по признанию Пушкина, «впечатление глубокое и мучительное».
- Они гуляли по саду в длинных аллеях старых деревьев, о корни которых Керн спотыкалась, а ее спутник держал ее за руку. Вспоминая первую встречу у Олениных, были очень взволнованны.
- На другой день Пушкин пришел проводить отъезжающих и на прощенье подал экземпляр второй главы «Евгения Онегина», между страницами которого лежал вчетверо сложенный лист бумаги. «И когда я, - рассказывала Керн,- собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю…»
- Чтобы ни подумал тогда Пушкин, но стихи, которые он написал, стали одни из шедевров любовной лирики. Эти стихи можно читать без конца, они звучат как музыка.
Y. Прослушивание музыки М.И.Глинки.
Музыку написал Михаил Иванович Глинка.
- Что вам из уроков музыки известно об этом композиторе?
Михаил Иванович Глинка родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве обучался игре на скрипке и фортепьяно. Переехав в 1817 году в Петербург, он начинает участвовать в любительских концертах. Первые творческие опыты - вариации на популярные романсы и арии - относятся к 1822 году, а вскоре появляются оригинальные сочинения: романсы, инструментальные пьесы, пробы оркестрового и ансамблевого письма. Постепенно Глинка приобретает известность в Петербурге. 1830 - 1834 годы он проводит в Италии, Австрии и Германии, где композитор совершенствуется в области теории музыки, много пишет по заказу итальянских певцов. В этот период созданы первые зрелые произведения, а по возвращении в Россию Глинка осуществляет замысел национальной оперы: "Жизнь за царя" была закончена в 1836 году. Через шесть лет появляется вторая опера: "Руслан и Людмила". В это же время написана музыка к трагедии Н. Кукольника "Князь Холмский" (1840) и множество романсов. В 1844 году Глинка отправляется в Испанию, где проводит два года. Испанские впечатления отразились в симфонических увертюрах "Арагонская хота" (1845) и "Воспоминания о летней ночи в Мадриде" (1851). К концу 1840-х годов относится и симфоническое скерцо "Камаринская" (1848). Умер композитор в 1857 году в Берлине.
- Одним из самых известных романсов композитора является « Я помню чудное мгновенье».
- Интересна история его написания.
В 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн, и влюбился в нее. Пушкин и Глинка воздвигли «памятник нерукотворный» и ей, и ее дочери, памятник на все времена во славу «чудного мгновенья любви». В музыке романса — нежность и страсть расцвета влюбленности, горечь разлуки и одиночества, восторг новой надежды. В одном романсе, в нескольких строчках — вся история любви, которая повторяется из века в век.
(Исполнение романса. Если есть поющие дети в классе – живым голосом, если таковых нет, послушать в записи).
YI. Обобщающая беседа по изучаемому материалу.
- Давайте ответим еще раз на те вопросы, которые вы слышали в начале урока.
1) Так о чем же это стихотворение?
В послании А.С.Пушкина выражен восторг красотой. Для поэта любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение.
2) Но только ли любовной теме посвящено это стихотворение? О чем и что оно говорит?
Странным кажется на первый взгляд, что у такого поэта, как Пушкин, облик Керн предельно обобщен. «Гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты» - вот и все, чем отмечена героиня стихотворения. Такими определениями можно, пожалуй, наделить любую красивую женщину. Ясно, что Пушкин стремился нарисовать совершенный образ женской красоты.
Но зато как последовательно, хотя и обобщенно, прослежена в стихотворении жизнь самого поэта! Легко узнать по первым строкам давнюю встречу с Керн, а во второй строфе («В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты…») – молодого Пушкина в светском Петербурге.
Третья строфа («Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты…») указывает на романтический юг, на время пребывания поэта в южной ссылке.
- Вспомните, за что Пушкин был отправлен в ссылку и что вам известно из уроков истории об этом времени.
Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 года Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения, кроме одной эпиграммы. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать Пушкина - в Сибирь или в Соловецкий монастырь . Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все: И.Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин отправлялся в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку, которая длилась до августа 1824 г. Именно об этом и пишет поэт в третьей строфе стихотворения « Я помню чудное мгновенье».
А четвертая строфа обращает память к началу ссылки в Михайловское: «В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои..»).
Каждый период в жизни поэта рисуется им очень кратко, но предельно точно. Стихотворение становится краткой духовной и ,конечно, опоэтизированной биографией Пушкина. Увиденный им «гений чистой красоты» помог вновь постичь красоту жизни и вызвал поэтическое вдохновение.
(«И сердце бьется в упоенье…»).
Вывод: в стихотворении Пушкина тема очарования красотой совместилась с другой – темой творческого вдохновения. Послание содержит в себе глубокие размышления о жизни, о радости творчества, о чувстве полноты бытия, которое выражено в ликующей заключительной строфе.
VI. Домашнее задание.
Выучите стихотворение «Я помню чудное мгновенье» наизусть, найдите в Интернете записи 2-3 романсов на стихи А.С.Пушкина, послушайте их и подготовьте об одном произведении сообщение или сообщение-презентацию.
VII. Подведение итогов урока, оценка знаний.
*Что особенно вам было интересно?
Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема любви в лирике А.С.Пушкина
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами до конца. У каждого из нас свой Пушкин. К его творчеству мы обращаемся постоянно и находим ответы на самые разные вопросы. Особое место в лирик...
Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....
Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»
ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...
Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.Задачи:формировать умения работы с поэтическим текстом;развивать устную монологическую речь учащихся.Тип...
Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Методическая разработка урока в 9 классе, на тему "Тема любви в лирике А. С. Пушкина"....
Конспект урока тема: Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
Конспект урока 9 класс "Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина"...
Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»...