Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ганаева Елизавета Владимировна

Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.

Задачи:

  • формировать умения работы с поэтическим текстом;
  • развивать устную монологическую речь учащихся.

Тип урока: комбинированный.

                                                                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evolyutsiya_temy_lyubvi_v_lirike_a.s.pushkina.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9-а классе гимназии № 32.

Учитель: Ганаева Е.В.

Тема урока: «Эволюция темы любви в лирике  А.С.Пушкина».

Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.

Задачи:

  • формировать умения работы с поэтическим текстом;
  • развивать устную монологическую речь учащихся.

Тип урока: комбинированный.

                                                                                       И сердце вновь горит и любит – оттого,

                                                                                       Что не любить оно не может.

                                                                                                                            А.С.Пушкин

   1.  Слово учителя: Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина, к творчеству которого мы обращаемся снова и снова,  любовная тема является одной из основных в лирике. Тема нашего урока «Эволюция темы любви в лирике  А.С.Пушкина (запись в тетради и на доске).

2. Реализация домашнего задания.

Предлагаю обратиться к вашему домашнему заданию, оно было творческим. Вам нужно было подобрать 2-3 стихотворения А.С.Пушкина о любви, подготовить их выразительное чтение, понять настроение лирического героя, какие чувства рождает любовь в этих стихотворениях (презентация Бузоверовой Н.и Бычковой Ю. «Любовная лирика А.С.Пушкина).

3. Работа со стихотворениями разных лет.

Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворениям поэта о любви разных лет и попробуем понять, как менялся взгляд А.С.Пушкина на это чувство. Задача: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви (запись в тетради и на доске). Всю работу будем фиксировать в тетрадях.

Предлагаю вам начертить таблицу, которую мы будем заполнять по ходу урока (таблица спроецирована на доску, 1 ученик помогает заполнять её по ходу урока, фиксируя ответы класса)

Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г.

«Я помню чудное мгновенье…», 1825 г.

«Мадонна», 1830 г.

Настроение:

Любовь несчастная.

Любовь

Настроение:

Эпитет: 

Композиция:

I часть –

II часть –

III часть – 

Любовь –

Настроение:

Любовь

1-е стихотворение, к которому обратимся «Любовь одна - веселье жизни хладной…», 1816 года. Прочитаем выразительно (1 ученик).

- Какую историю услышали, какое настроение передано, какая любовь показана?(задорное, игривое, весёлое; любовь несчастная) – (заполнение таблицы в тетради)

2- стихотворение, датированное 1825 годом, считается одним из самых  загадочных и пленительных. Это стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящено оно А.П.Керн, с которой А.С.Пушкин познакомился в 1819 году в Петербурге, а в 1825 состоялась их 2 встреча в Михайловском, где Пушкин находился в ссылке (слайд А.П.Керн).

- Найдите это стихотворение и попробуйте прочитать выразительно.

Чтение 2-3 учениками, а класс отвечает на вопрос; какую историю увидели? Какое настроение передано? (заполнение таблицы в тетради).

Предлагаю вам послушать романс «Я помню чудное мгновенье…» на музыку Глинки и ответить на вопрос: какие переживания лирического героя услышали? Какая история возникла перед глазами? (m 33 – звучит романс + слайд, посвящённый Керн) – фиксируем ответы в тетради.

- Какие слова в стихотворении вам непонятны? Или обращают на себя внимание?

 –( текст спроецирован на доску + у каждого ученика на парте).

- Вас не удивило использование поэтом слова «гений»? Кто это? (слайд)

- Хочу обратить ваше внимание, что во времена А.С.Пушкина это слово употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ» (слайд ). 

- Какой же вывод можно сделать, понаблюдав за использованными художественными тропами (все поэтические средства, которые использовал автор, направлены на то, чтобы оттенить духовное начало в женской красоте, вызвать ассоциации с одухотворёнными образами Мадонны).

- Эпитет «ЧУДНОЕ». Давайте запишем в таблицу и подберём однокоренные слова (чудное- чудо, чудеса, чудесный)

  - Почему чудное?

- Обратимся к композиции стихотворения. На сколько смысловых частей его можно разделить? (на 3).

- Какова их тема? О чём идёт речь? ( 1часть – 1 встреча, 2 часть – жизнь в разлуке, 3 часть – опять встреча).

- Меняется ли с вашей точки зрения интонация стихотворения, настроение? (да).

- Как?(в I части настроение задумчивое, восторженное; во II части настроение грустное, тревожное; в III части ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь).

По Пушкину в жизни всё закономерно: на смену грусти, печали, тревогам обязательно придёт  радость, вдохновение – в этом состоит  гармония жизни.

- Какую любовь мы видим  в этом стихотворении? (Любовь как светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу).

3- стихотворение

И наконец, 3-е стихотворение – «Мадона», 1830 года.

Читаем выразительно.

-А какую историю увидели здесь? Какое настроение?

- Что же можем сказать об эволюции темы? (спроецирована фраза на экран, продолжите, сформулируйте)

Мы видим, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

(от  легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).

4. Работа над понятием «лирический герой», закрепление.

Предлагаю вам выполнить следующее задание. Сейчас я раздам вам несколько стихотворений поэта, без указания дат написания, ваша задача: распределить их по периодам творчества А.С.Пушкина и прокомментировать свой выбор, работаем в группе.

Стихотворения: «К Наташе», 1815 (любовь – игра); «На холмах Грузии…», 1829(безответная любовь, гармоничное отношение героя с миром – контраст: «грустно и легко», «печаль светла»); «Я вас любил…», 1829( бескорыстная любовь: любить, пусть даже безответно, это уже счастье); «Элегия»,1830 (любовь – гармония).

- Проверьте себя (презентация «Стихотворения А.С.Пушкина»)

- Так менялся лирический герой. Возникает вопрос: кто такой лирический герой (звучат ответы учащихся). Проверим себя (слайд).

- А теперь посмотрите на портреты А.С.Пушкина и скажите, соответствуют ли изменения в чертах лица поэта тем изменениям, которые претерпевал его лирический герой? (презентация  «Портреты А.С.Пушкина).

- Можно ли ставить знак равенства между поэтом и лирическим героем? (Нет). Почему?

- Лирический герой – это лишь образ, отражение!

 5. Итоги урока.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Какова была его тема? (Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина).

- С вашей точки зрения, задача, которая была поставлена в начале урока, решена?

- Увидели ли мы, как изменялось отношение поэта к любви? (да).

Мы увидели, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).

- Хочу закончить урок строчками из стихотворения «На холмах Грузии…»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Думаю, что эти слова можно считать эпиграфом ко всей жизни великого поэта.

6. Д/з:

  1. Выучить стихотворение о любви.
  2. Ответить на вопрос: что такое для Пушкина любовь? (размышление с цитатами)

     

При подготовке к уроку использованы:

  1. Сборник стихотворений А.С.Пушкина.
  2. Учебник по литературе для 9 класса под ред.В.Я.Коровиной
  3. Диски:
  • Мультимедийная энциклопедия «Русская литература, 8-11 класс»
  • Электронная библиотека «Хрестоматия по русской литературе»
  • Мультимедийная энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 9 класс

     3. Презентации:

  • Презентации учащихся гимназии и фрагменты из них  («Любовная лирика А.С.Пушкина», «Наталья Гончарова – «…мадона, чистейшей прелести чистейший образец», «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»)
  • Презентация учителя «Портреты А.С.Пушкина»
  1. Словарь С.И.Ожегова

Заполненная таблица может выглядеть так:

Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г.

«Я помню чудное мгновенье…», 1825 г.

«Мадонна», 1830 г.

Настроение:

Задорное

Весёлое

Игривое

Любовь несчастная.

Любовь как жизненное наслаждение, лёгкое приятное чувство, весёлое развлечение.

Настроение:

Задумчивое

Восторженное

Грустное

Тревожное

Эпитет: чудное – чудо, чудеса, чудесный

Композиция:

I часть – встреча (настроение задумчивое, восторженное)

II часть – жизнь в разлуке (настроение грустное, тревожное)

III часть – опять встреча (ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь).

Любовь – светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу

Настроение:

Молитва

Преклонение

Обожествление

Восхищение

Любовь как идеальное и вечное чувство

Идея гармонии и совершенства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Тема любви в лирике А.С.Пушкина

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами до конца. У каждого из нас свой Пушкин. К его творчеству мы обращаемся постоянно и находим ответы на самые разные вопросы. Особое место в лирик...

Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".

Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....

Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....

Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»

ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...

Тема любви в лирике А. С. Пушкина

Методическая разработка урока в 9 классе, на тему "Тема любви в лирике А. С. Пушкина"....

Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»

Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»...