Урок литературы в 9 классе "Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.
Задачи:
- формировать умения работы с поэтическим текстом;
- развивать устную монологическую речь учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_temy_lyubvi_v_lirike_a.s.pushkina.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9-а классе гимназии № 32.
Учитель: Ганаева Е.В.
Тема урока: «Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина».
Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.
Задачи:
- формировать умения работы с поэтическим текстом;
- развивать устную монологическую речь учащихся.
Тип урока: комбинированный.
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
А.С.Пушкин
1. Слово учителя: Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
Для Александра Сергеевича Пушкина, к творчеству которого мы обращаемся снова и снова, любовная тема является одной из основных в лирике. Тема нашего урока «Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина (запись в тетради и на доске).
2. Реализация домашнего задания.
Предлагаю обратиться к вашему домашнему заданию, оно было творческим. Вам нужно было подобрать 2-3 стихотворения А.С.Пушкина о любви, подготовить их выразительное чтение, понять настроение лирического героя, какие чувства рождает любовь в этих стихотворениях (презентация Бузоверовой Н.и Бычковой Ю. «Любовная лирика А.С.Пушкина).
3. Работа со стихотворениями разных лет.
Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворениям поэта о любви разных лет и попробуем понять, как менялся взгляд А.С.Пушкина на это чувство. Задача: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви (запись в тетради и на доске). Всю работу будем фиксировать в тетрадях.
Предлагаю вам начертить таблицу, которую мы будем заполнять по ходу урока (таблица спроецирована на доску, 1 ученик помогает заполнять её по ходу урока, фиксируя ответы класса)
Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г. | «Я помню чудное мгновенье…», 1825 г. | «Мадонна», 1830 г. |
Настроение: Любовь несчастная. Любовь | Настроение: Эпитет: Композиция: I часть – II часть – III часть – Любовь – | Настроение: Любовь |
1-е стихотворение, к которому обратимся «Любовь одна - веселье жизни хладной…», 1816 года. Прочитаем выразительно (1 ученик).
- Какую историю услышали, какое настроение передано, какая любовь показана?(задорное, игривое, весёлое; любовь несчастная) – (заполнение таблицы в тетради)
2- стихотворение, датированное 1825 годом, считается одним из самых загадочных и пленительных. Это стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящено оно А.П.Керн, с которой А.С.Пушкин познакомился в 1819 году в Петербурге, а в 1825 состоялась их 2 встреча в Михайловском, где Пушкин находился в ссылке (слайд А.П.Керн).
- Найдите это стихотворение и попробуйте прочитать выразительно.
Чтение 2-3 учениками, а класс отвечает на вопрос; какую историю увидели? Какое настроение передано? (заполнение таблицы в тетради).
Предлагаю вам послушать романс «Я помню чудное мгновенье…» на музыку Глинки и ответить на вопрос: какие переживания лирического героя услышали? Какая история возникла перед глазами? (m 33 – звучит романс + слайд, посвящённый Керн) – фиксируем ответы в тетради.
- Какие слова в стихотворении вам непонятны? Или обращают на себя внимание?
–( текст спроецирован на доску + у каждого ученика на парте).
- Вас не удивило использование поэтом слова «гений»? Кто это? (слайд)
- Хочу обратить ваше внимание, что во времена А.С.Пушкина это слово употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ» (слайд ).
- Какой же вывод можно сделать, понаблюдав за использованными художественными тропами (все поэтические средства, которые использовал автор, направлены на то, чтобы оттенить духовное начало в женской красоте, вызвать ассоциации с одухотворёнными образами Мадонны).
- Эпитет «ЧУДНОЕ». Давайте запишем в таблицу и подберём однокоренные слова (чудное- чудо, чудеса, чудесный)
- Почему чудное?
- Обратимся к композиции стихотворения. На сколько смысловых частей его можно разделить? (на 3).
- Какова их тема? О чём идёт речь? ( 1часть – 1 встреча, 2 часть – жизнь в разлуке, 3 часть – опять встреча).
- Меняется ли с вашей точки зрения интонация стихотворения, настроение? (да).
- Как?(в I части настроение задумчивое, восторженное; во II части настроение грустное, тревожное; в III части ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь).
По Пушкину в жизни всё закономерно: на смену грусти, печали, тревогам обязательно придёт радость, вдохновение – в этом состоит гармония жизни.
- Какую любовь мы видим в этом стихотворении? (Любовь как светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу).
3- стихотворение
И наконец, 3-е стихотворение – «Мадона», 1830 года.
Читаем выразительно.
-А какую историю увидели здесь? Какое настроение?
- Что же можем сказать об эволюции темы? (спроецирована фраза на экран, продолжите, сформулируйте)
Мы видим, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
(от легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).
4. Работа над понятием «лирический герой», закрепление.
Предлагаю вам выполнить следующее задание. Сейчас я раздам вам несколько стихотворений поэта, без указания дат написания, ваша задача: распределить их по периодам творчества А.С.Пушкина и прокомментировать свой выбор, работаем в группе.
Стихотворения: «К Наташе», 1815 (любовь – игра); «На холмах Грузии…», 1829(безответная любовь, гармоничное отношение героя с миром – контраст: «грустно и легко», «печаль светла»); «Я вас любил…», 1829( бескорыстная любовь: любить, пусть даже безответно, это уже счастье); «Элегия»,1830 (любовь – гармония).
- Проверьте себя (презентация «Стихотворения А.С.Пушкина»)
- Так менялся лирический герой. Возникает вопрос: кто такой лирический герой (звучат ответы учащихся). Проверим себя (слайд).
- А теперь посмотрите на портреты А.С.Пушкина и скажите, соответствуют ли изменения в чертах лица поэта тем изменениям, которые претерпевал его лирический герой? (презентация «Портреты А.С.Пушкина).
- Можно ли ставить знак равенства между поэтом и лирическим героем? (Нет). Почему?
- Лирический герой – это лишь образ, отражение!
5. Итоги урока.
- Итак, наш урок подошёл к концу. Какова была его тема? (Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина).
- С вашей точки зрения, задача, которая была поставлена в начале урока, решена?
- Увидели ли мы, как изменялось отношение поэта к любви? (да).
Мы увидели, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).
- Хочу закончить урок строчками из стихотворения «На холмах Грузии…»:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Думаю, что эти слова можно считать эпиграфом ко всей жизни великого поэта.
6. Д/з:
- Выучить стихотворение о любви.
- Ответить на вопрос: что такое для Пушкина любовь? (размышление с цитатами)
При подготовке к уроку использованы:
- Сборник стихотворений А.С.Пушкина.
- Учебник по литературе для 9 класса под ред.В.Я.Коровиной
- Диски:
- Мультимедийная энциклопедия «Русская литература, 8-11 класс»
- Электронная библиотека «Хрестоматия по русской литературе»
- Мультимедийная энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 9 класс
3. Презентации:
- Презентации учащихся гимназии и фрагменты из них («Любовная лирика А.С.Пушкина», «Наталья Гончарова – «…мадона, чистейшей прелести чистейший образец», «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»)
- Презентация учителя «Портреты А.С.Пушкина»
- Словарь С.И.Ожегова
Заполненная таблица может выглядеть так:
Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г. | «Я помню чудное мгновенье…», 1825 г. | «Мадонна», 1830 г. |
Настроение: Задорное Весёлое Игривое Любовь несчастная. Любовь как жизненное наслаждение, лёгкое приятное чувство, весёлое развлечение. | Настроение: Задумчивое Восторженное Грустное Тревожное Эпитет: чудное – чудо, чудеса, чудесный Композиция: I часть – встреча (настроение задумчивое, восторженное) II часть – жизнь в разлуке (настроение грустное, тревожное) III часть – опять встреча (ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь). Любовь – светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу | Настроение: Молитва Преклонение Обожествление Восхищение Любовь как идеальное и вечное чувство Идея гармонии и совершенства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.
На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...
Тема любви в лирике А.С.Пушкина
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами до конца. У каждого из нас свой Пушкин. К его творчеству мы обращаемся постоянно и находим ответы на самые разные вопросы. Особое место в лирик...
Конспект урока "Тема любви в лирике А.С.Пушкина".
Урок с элементами интеграции (литература-музыка)....
Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина"....
Конспект урока:ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА»
ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...», «Я ВАС ЛЮБИЛ...», «МАДОННА» ЦЕЛЬ: создать условия для раскрытия красоты, благородства, искренности чувств поэта; содейств...
Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Методическая разработка урока в 9 классе, на тему "Тема любви в лирике А. С. Пушкина"....
Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Творческая лаборатория «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»...