Урок литературы в 11 классе. Тема любви в лирике С.Есенина.
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

ФРОЛОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Представлен конспект урока литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Тема урока «Снова выплыла боль души…». Тема любви в  лирике Сергея Есенина

Цели урока: 

Воспитательная: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной;

Обучающая: показать динамику развития любовной лирики С. Есенина, динамику развития чувств и переживаний лирического героя;

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Тип урока: комбинированный

 Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют

С.Есенин

  1. Организация класса на урок. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний.

Чем меньше женщину мы любим,

 Тем легче нравимся мы ей

 

Любви все возрасты покорны…

И сердце вновь горит и любит — оттого.

 Что не любить оно не может.                 А.С.Пушкин

Любовь, как огонь, - без пищи гаснет.

Я издали смотрел, почти желая,

Чтоб для других очей твой блеск исчез;

Ты для меня была, как счастье рая

Для демона, изгнанника небес.            М.Ю Лермонтов

Жизни блаженство в одной лишь любви…

Мне благодатью ты б была -

 Ты, ты, моё земное провиденье!..   Ф.И.Тютчев

Если ты любишь, как я, бесконечно,

 Если живешь ты любовью и дышишь,

 Руку на грудь положи мне беспечно:

 Сердца биенья под нею услышишь.

С какой мы робостью любви

 Свое дыханье затаили!      А.А.Фет

"Всё – музыка и свет: нет счастья, нет измен…

Мелодией одной звучат печаль и радость…

Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен."       А.А.Блок

Когда горит в твоей крови

 Огонь действительной любви… Н.А.Некрасов

... вы пропойте, вы пропойте

славу женщине моей!  Б.Окуджава

Не отрекаются любя.

 Ведь жизнь кончается не завтра. В. Тушнова

Любить — это прежде всего отдавать.

 Любить — значит чувства свои, как реку,

 С весенней щедростью расплескать

 На радость близкому человеку.    Эдуард Асадов

- Скажите, для чего нам понадобились эти высказывания?(ответы учеников)

- Безусловно, тема любви во все века, во все времена интересовала людей, не оставляла равнодушным практически никого. Да и как иначе, без любви не было бы и жизни.

Тема нашего урока на доске. В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Сергея Есенина.

« Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станут стихотворения Есенина о любви.

О любви Сергей Есенин пишет в самых ранних стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. Вот одно из них, 1917г.

Зеленая прическа,

 Девическая грудь,

 О тонкая березка,

 Что загляделась в пруд?

 Что шепчет тебе ветер?

 О чем звенит песок?

 Иль хочешь в косы-ветви

 Ты лунный гребешок?

 Открой, открой мне тайну

 Твоих древесных дум,

 Я полюбил печальный

 Твой предосенний шум.

 И мне в ответ березка:

 "О любопытный друг,

 Сегодня ночью звездной

 Здесь слезы лил пастух.

 Луна стелила тени,

 Сияли зеленя.

 За голые колени

 Он обнимал меня.

 И так, вдохнувши глубко,

 Сказал под звон ветвей:

 "Прощай, моя голубка,

 До новых журавлей".

В этот период любовь у Есенина представлена в образе природы.

- А каков лирический герой этого стихотворения?

- Какой литературный прием использует поэт в этом стихотворении?

- Цветовая гамма этого стихотворения имеет  определенное значение. Какие цвета здесь встречаются?

(Главный литературный приём – олицетворение. Берёза – чистая, юная, ждущая любви девушка. В изображении её важную роль играет цвет. У неё зелёная причёска – это символизирует расцвет жизни – юность. Гребешок лунный (жёлтый). Это любимый Есениным цвет, цвет урожая, а значит тоже жизни. Лирический герой этого стихотворения тоже юный и тоже влюблённый. Идея стихотворения: слияние человеческой души с миром природы. Оно обогащает человека, но в поздних стихах о природе появляется и тревога.)

Запишите задание на дом: кому посвящено это стихотворение, и что связывало поэта с адресатом стиха?

Любовь в жизни Есенина была и тяжелой страстью, «чумой», «заразой», и благодатной, очищающей душу, возвышенной…

Любовь в лирике поэта прошедшая, несостоявшаяся, безответная, конфликтная…

Она святая, чистая, искренняя, прекрасная,

Но не было бы никогда этих чувственных строк, если б не было в жизни поэтов тех, кто вдохновлял их, кто делил с ними это неземное чувство, кто любил и страдал вместе с ними. Вероятно, так назначено судьбой: не было Анны Керн  – не знали бы мы «Я помню чудное мгновенье…» , не было бы Натальи Гончаровой – не знали бы мы «Мадонны» Пушкина

- Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Варенька Лопухина, Елена Денисьева, Мария Лазич, Панаева – этот список может быть огромным, но вывод один – КАКОЙ?

О Сергее Есенине говорили «Много женщин его любили, Да и он любил не одну….»

Кто же они, вдохновительницы поэта?

В жизни каждого человека, наверное, есть первая любовь. Не обошло стороной это чувство и Есенина. Кто она, первая любовь Есенина?

- В «доме с голубыми ставнями» Есенин и встретил свою первую любовь, озорную, черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Это к ней относятся строки:

  В пятнадцать лет

  Взлюбил я до печёнок

  И сладко думал,

  Лишь уединюсь,

  Что я на этой

  Лучшей из девчонок,

  Достигнув возраста, женюсь.

Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются.

 Есенин ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо.

 Пусть сердцу вечно снится май

  И та, что навсегда люблю я.

 «Выткался на озере алый свет зари…» (1910)

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари.

Есть тоска веселая в алостях зари.

«Сыплет черёмуха снегом…» (1910)

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

«Ты ушла и ко мне не вернёшься…» (1914)

Ты ушла и ко мне не вернешься,

Позабыла ты мой уголок

И теперь ты другому смеешься,

Укрываяся в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко,

Неуютно камин мой горит,

Но измятая в книжке фиалка

Все о счастье былом говорит.

Настроения любовной лирики меняются в городских стихотворениях поэта. 1917 год  За плечами Сергея Александровича Москва, Петроград, к этому времени в свет вышли два сборника стихов «Радуница» и «Голубец». Весной 1917 поэт знакомится в редакции газеты «Дело народа» с Зинаидой Райх. А в июле того же года они обвенчались.

Читают «Письмо женщине» -  Каков здесь лирический герой?

 Итак, здесь герой иной, он вовлечен в « бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.

После расставания с Зинаидой Райх в 1918г. Есенин перебирается в Москву, которая к этому времени стала литературным центром.

     В 1921 году судьба связывает С.Есенина с другой женщиной – Айседорой Дункан.              

                                        Не гляди на её запястья

                                        И с плечей её льющийся шёлк.

                                        Я искал в этой женщине счастья,

                                        А нечаянно гибель нашёл..."

Читают стихи, посвященные А. Дункан

«Пой же, пой…»

Ирландка по происхождению, имевшая американское подданство, приехавшая в Россию обучать детей танцам, перед талантом которой преклонялся даже великий Станиславский, покорила сердце молодого поэта несмотря на то, что была старше Есенина в два раза. Встреча Есенина и Дункан произошла у художника Якулова. В этом же 1921 году они регистрируют брак и едут путешествовать по Европе.

     Почти полгода пробыл Есенин за границей, вдали от родины мало писал, огромна была тоска по России. Осенью 1923 года распадается брак с Дункан, и Есенин возвращается на родину. По возвращении пишет цикл стихов "Москва кабацкая". Правда, первые стихи этого цикла написаны еще за границей. Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве  Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме

 «Черный человек»:

 И какую-то женщину,

 Сорока с лишним лет,

 Называл скверной девочкой

 И своею милою.

Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны. В стихах прозвучала вульгарная лексика и озлобленный цинизм, обращенный к женщине. А ответом на вопрос, что же произошло с поэтом и почему, прозвучат стихи из сборника «Стихи скандалиста» - «Мне осталась одна забава…».

Пой же, пой. На проклятой гитаре

Пальцы пляшут твои вполукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Пой, мой друг. Навевай мне снова

Нашу прежнюю буйную рань.

Пусть целует она другова,

Молодая, красивая дрянь.

Ах, постой. Я ее не ругаю.

Ах, постой. Я ее не кляну.

Дай тебе про себя я сыграю

Под басовую эту струну.

Пагубное влияние на Есенина оказал литературный клуб имажинистов, находившийся в кафе "Стойло Пегаса". Здесь проходили диспуты и поэтические вечера. Но репутация «Стойла» была скандальной; возможность присутствия на вечерах влекла сюда совершенно случайную публику. Есенин втянулся в повседневную жизнь клуба, участвовал в "дружеских" попойках, хотя не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний.

     В его лирике возникли кабацкие, «разгульные», озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, повесы и скандалиста.)

Именно в это время Есенин познакомился с актрисой Московского камерного театра Августой Миклашевской.

Заметался пожар голубой,

 Позабылись родимые дали.

 В первый раз я запел про любовь,

 В первый раз отрекаюсь скандалить.

 Был я весь - как запущенный сад,

 Был на женщин и зелие падкий.

 Разонравилось пить и плясать

 И терять свою жизнь без оглядки.

 Мне бы только смотреть на тебя,

 Видеть глаз злато-карий омут,

 И чтоб, прошлое не любя,

 Ты уйти не смогла к другому.

 Поступь нежная, легкий стан,

 Если б знала ты сердцем упорным,

 Как умеет любить хулиган,

 Как умеет он быть покорным.

 Я б навеки забыл кабаки

 И стихи бы писать забросил.

 Только б тонко касаться руки

 И волос твоих цветом в осень.

 Я б навеки пошел за тобой

 Хоть в свои, хоть в чужие дали...

 В первый раз я запел про любовь,

 В первый раз отрекаюсь скандалить.

Есенин посвятил Миклашевской целый цикл стихов под названием "Любовь хулигана". Он состоял из семи стихотворений: "Заметался пожар голубой...", "Пускай ты выпита другим...", "Ты такая ж простая, как все...", "Дорогая, сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Ты прохладой меня не мучай...", "Вечер черные брови насупил..."

"Дорогая, сядем рядом..." (1923)). Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

 

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых -

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,

Где цветут луга и чащи.

В городской и горькой славе

Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень...

Клен и липы в окна комнат,

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.

Месяц на простом погосте

На крестах лучами метит,

Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,

Перейдем под эти кущи.

Все волнистые дороги

Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

На дворе 1924 год... . 2 – 3 сентября 1924 года Есенин едет на Кавказ в четвёртый раз. В Батуми на вечере в доме журналиста местной газеты Л.О.Повицкого поэт познакомился с Шаганэ Тальян-Тертарьян, учительницей армянского языка.  

  На следующий день он снова ждал её у школы. Он первой ей прочёл стихотворение «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» (1924) и подарил его на память.

     Они продолжали встречаться. Из воспоминаний Ш.Тальян-Тертарьян: «Он всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками…»

  Когда они шли по улице, мужчины упрямо и долго провожали её глазами, женщины же украдкой следили за ними. Что влекло Есенина к Шаганэ? Прямота, с которой она отстаивала свои взгляды, трогала его.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

1924

Один за другим появляются стихи, вошедшие в цикл «Персидские мотивы»: «Я спросил сегодня у менялы…», «Ты сказала, что Саади…» 19 – 20 февраля 1924 г. Есенин уехал из Батума. В памяти поэта навсегда останется молодая батумская учительница, которой он был обязан чудесным чувством гордой дружбы-любви. В своих «Персидских мотивах» он создаёт героиню цикла, персиянку Шаганэ, обессмертив женщину, ставшую её прообразом.

На дворе 1924 год... В жизнь поэта вошла еще одна женщина - Галина Артуровна Бениславская. Но она для Сергея Есенина только друг и не более...

Эта женщина в годы гражданской войны перешла линию фронта из Харькова. Работала в редакции газеты. Есенин жил в ее квартире. Здесь же жили и две сестры поэта – Катя и Шура. Бениславская занималась редакторскими делами Есенина.   Для Есенина она была только другом.

     Именно Галина Бениславская знакомит его с Софьей Толстой.  Поэт порывает с Бениславской, другом, равного которому в его жизни не было. Она не выдерживает последнего удара, уходит. Он знает, что это конец всему, может быть, конец самой жизни. Есенин уже ничего не различает впереди и не в силах управлять своими поступками.

 «Цветы мне говорят – прощай…

Какая ночь! Я не могу.

 Не спится мне. Такая лунность.

 Еще как будто берегу

 В душе утраченную юность.

 Подруга охладевших лет,

 Не называй игру любовью,

 Пусть лучше этот лунный свет

 Ко мне струится к изголовью.

 Пусть искаженные черты

 Он обрисовывает смело,-

 Ведь разлюбить не сможешь ты,

 Как полюбить ты не сумела.

 Любить лишь можно только раз,

 Вот оттого ты мне чужая,

 Что липы тщетно манят нас,

 В сугробы ноги погружая.

 Ведь знаю я и знаешь ты,

 Что в этот отсвет лунный, синий

 На этих липах не цветы -

 На этих липах снег да иней.

 Что отлюбили мы давно,

 Ты не меня, а я - другую,

 И нам обоим все равно

 Играть в любовь недорогую.

 Но все ж ласкай и обнимай

 В лукавой страсти поцелуя,

 Пусть сердцу вечно снится май

 И та, что навсегда люблю я.

. "Ты меня не любишь, не жалеешь..."

...И ничто души не потревожит,

И ничто ее не бросит в дрожь,

КТО ЛЮБИЛ, УЖ ТОТ ЛЮБИТЬ НЕ МОЖЕТ,

КТО СГОРЕЛ, ТОГО НЕ ПОДОЖЖЕШЬ,

Может, поздно, может, слишком рано,

 И о чем не думал много лет,

 Походить я стал на Дон-Жуана,

 Как заправский ветреный поэт.

Что случилось? Что со мною сталось?

 Каждый день я у других колен.

 Каждый день к себе теряю жалость,

 Не смиряясь с горечью измен.

Я всегда хотел, чтоб сердце меньше

 Билось в чувствах нежных и простых,

 Что ж ищу в очах я этих женщин —

 Легкодумных, лживых и пустых?

Удержи меня, мое презренье,

 Я всегда отмечен был тобой.

 На душе холодное кипенье

 И сирени шелест голубой...И, спокойно вызов принимая,

 Вижу я, ЧТО МНЕ ОДНО И ТО Ж –

 ЧТИТЬ МЕТЕЛЬ ЗА СИНИЙ ЦВЕТЕНЬ МАЯ,

 ЗВАТЬ ЛЮБОВЬЮ ЧУВСТВЕННУЮ ДРОЖЬ...

Заключение

Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие произведения Есенина  неразрывно связаны с жизнью поэта. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир.

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть (по выбору), выполнить анализ стихотворения, подготовить сообщение «Поэтика стихотворений цикла «Персидские мотивы».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

Урок литературы.Особенности изображения темы любви в рассказе И.Бунина «Темные аллеи». «Темные аллеи» – светлый лик любви.

На уроке были использованы современные инновационные педагогические технологии. На уроке прозвучало музыкальное сопровождение: музыка Ремо Джадзотто .Использовано оборудование и наглядность: выставка ...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

«Любовь, как жизнь» (тема любви в лирике С.Есенина)

Литературная гостиная "Любимые женщины Сергея Есенина"....

Тема любви в лирике С.Есенина.

Особенности лирики поэта....