Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_temy_lyubvi_v_lirike_a.s.pushkina.doc | 60 КБ |
3_stikhotvoreniya_o_lyubvi_bez_dat.ppt | 45 КБ |
itog_uroka.ppt | 52 КБ |
kern.ppt | 58.5 КБ |
liricheskiy_geroy.ppt | 32 КБ |
lyubovnaya_lirika_a.s.pukina_-_prezentatsiya_uchashchikhsya.ppt | 418 КБ |
natalya_goncharova.ppt | 206 КБ |
portrety_a.s.pushkina.ppt | 1.38 МБ |
tablitsa.ppt | 55.5 КБ |
tolkovanie_-_geniy.ppt | 74.5 КБ |
fraza_ob_evolyutsii_temy.ppt | 51.5 КБ |
ya_pomnyu_chudnoe_mgnovene.ppt | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 9 классе
Тема урока: «Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина»
Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.
Задачи:
- формировать умения работы с поэтическим текстом;
- развивать устную монологическую речь учащихся.
Тип урока: комбинированный.
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
А.С.Пушкин
1. Слово учителя: Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
Для Александра Сергеевича Пушкина, к творчеству которого мы обращаемся снова и снова, любовная тема является одной из основных в лирике. Тема нашего урока «Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина (запись в тетради и на доске).
2. Реализация домашнего задания.
Предлагаю обратиться к вашему домашнему заданию, оно было творческим. Вам нужно было подобрать 2-3 стихотворения А.С.Пушкина о любви, подготовить их выразительное чтение, понять настроение лирического героя, какие чувства рождает любовь в этих стихотворениях (презентация учащихся «Любовная лирика А.С.Пушкина).
3. Работа со стихотворениями разных лет.
Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворениям поэта о любви разных лет и попробуем понять, как менялся взгляд А.С.Пушкина на это чувство. Задача: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви (запись в тетради и на доске). Всю работу будем фиксировать в тетрадях.
Предлагаю вам начертить таблицу, которую мы будем заполнять по ходу урока (таблица спроецирована на доску, 1 ученик помогает заполнять её по ходу урока, фиксируя ответы класса)
Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г. | «Я помню чудное мгновенье…», 1825 г. | «Мадонна», 1830 г. |
Настроение: Любовь несчастная. Любовь | Настроение: Эпитет: Композиция: I часть – II часть – III часть – Любовь – | Настроение: Любовь |
1-е стихотворение, к которому обратимся «Любовь одна - веселье жизни хладной…», 1816 года. Прочитаем выразительно (1 ученик).
- Какую историю услышали, какое настроение передано, какая любовь показана? (задорное, игривое, весёлое; любовь несчастная) – (заполнение таблицы в тетради)
2- стихотворение, датированное 1825 годом, считается одним из самых загадочных и пленительных. Это стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящено оно А.П.Керн, с которой А.С.Пушкин познакомился в 1819 году в Петербурге, а в 1825 состоялась их 2 встреча в Михайловском, где Пушкин находился в ссылке (слайд А.П.Керн).
- Найдите это стихотворение и попробуйте прочитать выразительно.
Чтение 2-3 учениками, а класс отвечает на вопрос; какую историю увидели? Какое настроение передано? (заполнение таблицы в тетради).
Предлагаю вам послушать романс «Я помню чудное мгновенье…» на музыку Глинки и ответить на вопрос: какие переживания лирического героя услышали? Какая история возникла перед глазами? (m 33 – звучит романс + слайд, посвящённый Керн) – фиксируем ответы в тетради.
- Какие слова в стихотворении вам непонятны? Или обращают на себя внимание?
–( текст спроецирован на доску + у каждого ученика на парте).
- Вас не удивило использование поэтом слова «гений»? Кто это? (слайд)
- Хочу обратить ваше внимание, что во времена А.С.Пушкина это слово употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ» (слайд ).
- Какой же вывод можно сделать, понаблюдав за использованными художественными тропами (все поэтические средства, которые использовал автор, направлены на то, чтобы оттенить духовное начало в женской красоте, вызвать ассоциации с одухотворёнными образами Мадонны).
- Эпитет «ЧУДНОЕ». Давайте запишем в таблицу и подберём однокоренные слова (чудное- чудо, чудеса, чудесный)
- Почему чудное?
- Обратимся к композиции стихотворения. На сколько смысловых частей его можно разделить? (на 3).
- Какова их тема? О чём идёт речь? ( 1часть – 1 встреча, 2 часть – жизнь в разлуке, 3 часть – опять встреча).
- Меняется ли с вашей точки зрения интонация стихотворения, настроение? (да).
- Как?(в I части настроение задумчивое, восторженное; во II части настроение грустное, тревожное; в III части ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь).
По Пушкину в жизни всё закономерно: на смену грусти, печали, тревогам обязательно придёт радость, вдохновение – в этом состоит гармония жизни.
- Какую любовь мы видим в этом стихотворении? (Любовь как светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу).
3- стихотворение
И наконец, 3-е стихотворение – «Мадона», 1830 года.
Читаем выразительно.
-А какую историю увидели здесь? Какое настроение?
- Что же можем сказать об эволюции темы? (спроецирована фраза на экран, продолжите, сформулируйте)
Мы видим, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
(от легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).
4. Работа над понятием «лирический герой», закрепление.
Предлагаю вам выполнить следующее задание. Сейчас я раздам вам несколько стихотворений поэта, без указания дат написания, ваша задача: распределить их по периодам творчества А.С.Пушкина и прокомментировать свой выбор, работаем в группе.
Стихотворения: «К Наташе», 1815 (любовь – игра); «На холмах Грузии…», 1829(безответная любовь, гармоничное отношение героя с миром – контраст: «грустно и легко», «печаль светла»); «Я вас любил…», 1829( бескорыстная любовь: любить, пусть даже безответно, это уже счастье); «Элегия»,1830 (любовь – гармония).
- Проверьте себя (презентация «Стихотворения А.С.Пушкина»)
- Так менялся лирический герой. Возникает вопрос: кто такой лирический герой (звучат ответы учащихся). Проверим себя (слайд).
- А теперь посмотрите на портреты А.С.Пушкина и скажите, соответствуют ли изменения в чертах лица поэта тем изменениям, которые претерпевал его лирический герой? (презентация «Портреты А.С.Пушкина).
- Можно ли ставить знак равенства между поэтом и лирическим героем? (Нет). Почему?
- Лирический герой – это лишь образ, отражение!
5. Итоги урока.
- Итак, наш урок подошёл к концу. Какова была его тема? (Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина).
- С вашей точки зрения, задача, которая была поставлена в начале урока, решена?
- Увидели ли мы, как изменялось отношение поэта к любви? (да).
Мы увидели, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).
- Хочу закончить урок строчками из стихотворения «На холмах Грузии…»:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Думаю, что эти слова можно считать эпиграфом ко всей жизни великого поэта.
6. Д/з:
- Выучить стихотворение о любви.
- Ответить на вопрос: что такое для Пушкина любовь? (размышление с цитатами)
При подготовке к уроку использованы:
- Сборник стихотворений А.С.Пушкина.
- Учебник по литературе для 9 класса под ред.В.Я.Коровиной
- Диски:
- Мультимедийная энциклопедия «Русская литература, 8-11 класс»
- Электронная библиотека «Хрестоматия по русской литературе»
- Мультимедийная энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 9 класс
3. Презентации:
- Презентации учащихся гимназии и фрагменты из них («Любовная лирика А.С.Пушкина», «Наталья Гончарова – «…мадона, чистейшей прелести чистейший образец», «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»)
- Презентация учителя «Портреты А.С.Пушкина»
- Словарь С.И.Ожегова
Заполненная таблица может выглядеть так:
Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г. | «Я помню чудное мгновенье…», 1825 г. | «Мадонна», 1830 г. |
Настроение: Задорное Весёлое Игривое Любовь несчастная. Любовь как жизненное наслаждение, лёгкое приятное чувство, весёлое развлечение. | Настроение: Задумчивое Восторженное Грустное Тревожное Эпитет: чудное – чудо, чудеса, чудесный Композиция: I часть – встреча (настроение задумчивое, восторженное) II часть – жизнь в разлуке (настроение грустное, тревожное) III часть – опять встреча (ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь). Любовь – светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу | Настроение: Молитва Преклонение Обожествление Восхищение Любовь как идеальное и вечное чувство Идея гармонии и совершенства. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Желание славы» Когда, любовию и негой упоенный, Безмолвно пред тобой коленопреклонённый, Я на тебя глядел и думал: ты моя,- Ты знаешь, милая, желал ли славы я; Ты знаешь: удален от ветреного света, Скучая суетным прозванием поэта, Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал Жужжанью дальному упреков и похвал. Могли ль меня молвы тревожить приговоры, Когда, склонив ко мне томительные взоры И руку на главу мне тихо наложив, Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив? Другую, как меня, скажи, любить не будешь? Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь? А я стесненное молчание хранил, Я наслаждением весь полон был, я мнил, Что нет грядущего, что грозный день разлуки Не придет никогда… И что же? Слёзы, муки, Измены, клевета, всё на главу мою Обрушилося вдруг…Что я, где я? Стою, Как путник, молнией постигнутый в пустыне, И всё передо мной затмилося! И ныне Я новым для меня желанием томим: Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною Окружена была, чтоб громкою молвой Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне, Чтоб, гласу верному внимая в тишине, Ты помнила мои последние моленья В саду, во тьме ночной, в минуты разлученья. 1825
Переживания, чувства лирического героя. Стихотворение «Желание славы» передает только одну грань любовного чувства – печаль уныния, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Не смотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее. Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека.
«Сожжённое письмо» Прощай, письмо любви! прощай: она велела... Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди... 1825
Стихотворение, которое наполнено великими переживаниями. Сюжет его прост: любимая женщина потребовала уничтожения её письма, что и делает лирический герой; письмо сгорает, герой грустит. Здесь прощание не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Стихотворение проникнуто горечью уже с первых строк: мы видим перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» всё, что ему было дорого. Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви…» Переживания, чувства лирического героя.
Южная ссылка. Знакомство с семьей Воронцовых. В 1823 году Пушкин только что приехал из Кишинева в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на него большое впечатление. Рядом с ней Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На протяжении многих лет поэт рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей. Воронцова до конца своей жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова… Граф Сологуб писал: «Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такой мягкою, очаровательной, женственной грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в нее». Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать.
Любовь у Пушкина Любовь являлась спутницей поэзии Пушкина на протяжении всей его жизни. Стихотворения «Желание славы» и «Сожжённое письмо» полны драматизма, мук воспоминаний, сожаления, тоски по утраченному. Здесь нельзя найти ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм . Когда читаешь эти стихотворения, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1827
1827
1828
1836
1837
1836-1837
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
11 класс. Тестовая работа по теме "Эволюция"
Данная работа предназначена для оценки знаний учащихся по данной теме....
Презентация на тему "Эволюция темы любви в лирике Ф.Петрарки, Ф.Тютчева, В.Высоцкого"
Презентация под названием "От Ф.Петрарки до В.Высоцкого" посвящена исследованию эволюции любовной лирики на примере творчества таких поэтов, как Франческо Петрарка, Федор Тютчев, Владимир Вы...
Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"
Проанализировать сюжетную линию романа: любовь Татьяны и Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"
Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...
Три рассказа о любви: урок литературы, 8 класс
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво....
Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")
Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....
Комментарии
Спасибо! Очень хороший
Спасибо! Очень хороший материал!