Урок литературы в 9 классе по теме:"Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Пересыпкина Татьяна Ивановна

Разработка урока будет полезна учителям литературы. Раздел "Творчество А.С.Пушкина". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема урока: «Эволюция темы любви в лирике  А.С.Пушкина»

Цель: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви.

Задачи:

  • формировать умения работы с поэтическим текстом;
  • развивать устную монологическую речь учащихся.

Тип урока: комбинированный.

                                                                                       И сердце вновь горит и любит – оттого,

                                                                                       Что не любить оно не может.

                                                                                                                            А.С.Пушкин

   1.  Слово учителя: Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина, к творчеству которого мы обращаемся снова и снова,  любовная тема является одной из основных в лирике. Тема нашего урока «Эволюция темы любви в лирике  А.С.Пушкина (запись в тетради и на доске).

2. Реализация домашнего задания.

Предлагаю обратиться к вашему домашнему заданию, оно было творческим. Вам нужно было подобрать 2-3 стихотворения А.С.Пушкина о любви, подготовить их выразительное чтение, понять настроение лирического героя, какие чувства рождает любовь в этих стихотворениях (презентация учащихся  «Любовная лирика А.С.Пушкина).

3. Работа со стихотворениями разных лет.

Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворениям поэта о любви разных лет и попробуем понять, как менялся взгляд А.С.Пушкина на это чувство. Задача: показать эволюцию любовной лирики поэта, богатство и разнообразие в постижении темы любви (запись в тетради и на доске). Всю работу будем фиксировать в тетрадях.

Предлагаю вам начертить таблицу, которую мы будем заполнять по ходу урока (таблица спроецирована на доску, 1 ученик помогает заполнять её по ходу урока, фиксируя ответы класса)

Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г.

«Я помню чудное мгновенье…», 1825 г.

«Мадонна», 1830 г.

Настроение:

Любовь несчастная.

Любовь

Настроение:

Эпитет: 

Композиция:

I часть –

II часть –

III часть – 

Любовь –

Настроение:



Любовь

1-е стихотворение, к которому обратимся «Любовь одна - веселье жизни хладной…», 1816 года. Прочитаем выразительно (1 ученик).

- Какую историю услышали, какое настроение передано, какая любовь показана? (задорное, игривое, весёлое; любовь несчастная) – (заполнение таблицы в тетради)

2- стихотворение, датированное 1825 годом, считается одним из самых  загадочных и пленительных. Это стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящено оно А.П.Керн, с которой А.С.Пушкин познакомился в 1819 году в Петербурге, а в 1825 состоялась их 2 встреча в Михайловском, где Пушкин находился в ссылке (слайд А.П.Керн).

- Найдите это стихотворение и попробуйте прочитать выразительно.

Чтение 2-3 учениками, а класс отвечает на вопрос; какую историю увидели? Какое настроение передано? (заполнение таблицы в тетради).

Предлагаю вам послушать романс «Я помню чудное мгновенье…» на музыку Глинки и ответить на вопрос: какие переживания лирического героя услышали? Какая история возникла перед глазами? (m 33 – звучит романс + слайд, посвящённый Керн) – фиксируем ответы в тетради.

- Какие слова в стихотворении вам непонятны? Или обращают на себя внимание?

 –( текст спроецирован на доску + у каждого ученика на парте).

- Вас не удивило использование поэтом слова «гений»? Кто это? (слайд)

- Хочу обратить ваше внимание, что во времена А.С.Пушкина это слово употреблялось в поэтическом языке в значении «дух» или «образ» (слайд ). 

- Какой же вывод можно сделать, понаблюдав за использованными художественными тропами (все поэтические средства, которые использовал автор, направлены на то, чтобы оттенить духовное начало в женской красоте, вызвать ассоциации с одухотворёнными образами Мадонны).

- Эпитет «ЧУДНОЕ». Давайте запишем в таблицу и подберём однокоренные слова (чудное- чудо, чудеса, чудесный)

  - Почему чудное?

- Обратимся к композиции стихотворения. На сколько смысловых частей его можно разделить? (на 3).

- Какова их тема? О чём идёт речь? ( 1часть – 1 встреча, 2 часть – жизнь в разлуке, 3 часть – опять встреча).

- Меняется ли с вашей точки зрения интонация стихотворения, настроение? (да).

- Как?(в I части настроение задумчивое, восторженное; во II части настроение грустное, тревожное; в III части ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь).

По Пушкину в жизни всё закономерно: на смену грусти, печали, тревогам обязательно придёт  радость, вдохновение – в этом состоит  гармония жизни.

- Какую любовь мы видим  в этом стихотворении? (Любовь как светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу).

3- стихотворение

И наконец, 3-е стихотворение – «Мадона», 1830 года.

Читаем выразительно.

-А какую историю увидели здесь? Какое настроение?

- Что же можем сказать об эволюции темы? (спроецирована фраза на экран, продолжите, сформулируйте)

Мы видим, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

(от  легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).

4. Работа над понятием «лирический герой», закрепление.

Предлагаю вам выполнить следующее задание. Сейчас я раздам вам несколько стихотворений поэта, без указания дат написания, ваша задача: распределить их по периодам творчества А.С.Пушкина и прокомментировать свой выбор, работаем в группе.

Стихотворения: «К Наташе», 1815 (любовь – игра); «На холмах Грузии…», 1829(безответная любовь, гармоничное отношение героя с миром – контраст: «грустно и легко», «печаль светла»); «Я вас любил…», 1829( бескорыстная любовь: любить, пусть даже безответно, это уже счастье); «Элегия»,1830 (любовь – гармония).

- Проверьте себя (презентация «Стихотворения А.С.Пушкина»)

- Так менялся лирический герой. Возникает вопрос: кто такой лирический герой (звучат ответы учащихся). Проверим себя (слайд).

- А теперь посмотрите на портреты А.С.Пушкина и скажите, соответствуют ли изменения в чертах лица поэта тем изменениям, которые претерпевал его лирический герой? (презентация  «Портреты А.С.Пушкина).

- Можно ли ставить знак равенства между поэтом и лирическим героем? (Нет). Почему?

- Лирический герой – это лишь образ, отражение!

 5. Итоги урока.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Какова была его тема? (Эволюция темы любви в лирике А.С.Пушкина).

- С вашей точки зрения, задача, которая была поставлена в начале урока, решена?

- Увидели ли мы, как изменялось отношение поэта к любви? (да).

Мы увидели, что тема любви в лирике А.С.Пушкина раскрывается по-разному: от легкого, несерьезного чувства, весёлого развлечения - к любви, как высшей ценности человека, чувству идеальному, возвышенному, прекрасному в наивысшей силе его проявления; чувству, способному пробуждать вдохновение, самые лучшие человеческие чувства).

- Хочу закончить урок строчками из стихотворения «На холмах Грузии…»:

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Думаю, что эти слова можно считать эпиграфом ко всей жизни великого поэта.

6. Д/з:

  1. Выучить стихотворение о любви.
  2. Ответить на вопрос: что такое для Пушкина любовь? (размышление с цитатами)

     

При подготовке к уроку использованы:

  1. Сборник стихотворений А.С.Пушкина.
  2. Учебник по литературе для 9 класса под ред.В.Я.Коровиной
  3. Диски:
  • Мультимедийная энциклопедия «Русская литература, 8-11 класс»
  • Электронная библиотека «Хрестоматия по русской литературе»
  • Мультимедийная энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 9 класс

     3. Презентации:

  • Презентации учащихся гимназии и фрагменты из них  («Любовная лирика А.С.Пушкина», «Наталья Гончарова – «…мадона, чистейшей прелести чистейший образец», «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина»)
  • Презентация учителя «Портреты А.С.Пушкина»
  1. Словарь С.И.Ожегова

Заполненная таблица может выглядеть так:

Любовь одна - веселье жизни хладной…»,1816 г.

«Я помню чудное мгновенье…», 1825 г.

«Мадонна», 1830 г.

Настроение:

Задорное

Весёлое

Игривое

Любовь несчастная.

Любовь как жизненное наслаждение, лёгкое приятное чувство, весёлое развлечение.

Настроение:

Задумчивое

Восторженное

Грустное

Тревожное

Эпитет: чудное – чудо, чудеса, чудесный

Композиция:

I часть – встреча (настроение задумчивое, восторженное)

II часть – жизнь в разлуке (настроение грустное, тревожное)

III часть – опять встреча (ощущение чуда, восторг, в душе у поэта – вдохновение и любовь).

Любовь – светлое радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую душу

Настроение:

Молитва

Преклонение

Обожествление

Восхищение



Любовь как идеальное и вечное чувство

Идея гармонии и совершенства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Керн Анна Петровна Адресат стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском . Анна Петровна Керн — муза А. С. Пушкина.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лирический герой – это жизнь души поэта, которая выступает в стихах от первого лица, от лица «Я». Лирический герой – лирический образ, в котором запечатлелась личность автора, его «Я».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин «Любовная лирика поэта» Любовь – чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления. Авторы презентации: учащиеся 9 класса

Слайд 2

«Желание славы» Когда, любовию и негой упоенный, Безмолвно пред тобой коленопреклонённый, Я на тебя глядел и думал: ты моя,- Ты знаешь, милая, желал ли славы я; Ты знаешь: удален от ветреного света, Скучая суетным прозванием поэта, Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал Жужжанью дальному упреков и похвал. Могли ль меня молвы тревожить приговоры, Когда, склонив ко мне томительные взоры И руку на главу мне тихо наложив, Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив? Другую, как меня, скажи, любить не будешь? Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь? А я стесненное молчание хранил, Я наслаждением весь полон был, я мнил, Что нет грядущего, что грозный день разлуки Не придет никогда… И что же? Слёзы, муки, Измены, клевета, всё на главу мою Обрушилося вдруг…Что я, где я? Стою, Как путник, молнией постигнутый в пустыне, И всё передо мной затмилося! И ныне Я новым для меня желанием томим: Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражён всечасно, чтоб ты мною Окружена была, чтоб громкою молвой Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне, Чтоб, гласу верному внимая в тишине, Ты помнила мои последние моленья В саду, во тьме ночной, в минуты разлученья. 1825

Слайд 3

Переживания, чувства лирического героя. Стихотворение «Желание славы» передает только одну грань любовного чувства – печаль уныния, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Не смотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее. Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека.

Слайд 4

«Сожжённое письмо» Прощай, письмо любви! прощай: она велела... Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди... 1825

Слайд 5

Стихотворение, которое наполнено великими переживаниями. Сюжет его прост: любимая женщина потребовала уничтожения её письма, что и делает лирический герой; письмо сгорает, герой грустит. Здесь прощание не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Стихотворение проникнуто горечью уже с первых строк: мы видим перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» всё, что ему было дорого. Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви…» Переживания, чувства лирического героя.

Слайд 6

Южная ссылка. Знакомство с семьей Воронцовых. В 1823 году Пушкин только что приехал из Кишинева в Одессу. Здесь он впервые познакомился с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. Она произвела на него большое впечатление. Рядом с ней Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим, но Воронцова была замужем, и они были вынуждены расстаться. На протяжении многих лет поэт рисовал портреты Воронцовой на полях своих рукописей. Воронцова до конца своей жизни сохраняла о Пушкине теплое воспоминание и ежедневно читала его сочинения.

Слайд 7

Елизавета Ксаверьевна Воронцова… Граф Сологуб писал: «Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто такой мягкою, очаровательной, женственной грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щёгольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в нее». Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать.

Слайд 8

Любовь у Пушкина Любовь являлась спутницей поэзии Пушкина на протяжении всей его жизни. Стихотворения «Желание славы» и «Сожжённое письмо» полны драматизма, мук воспоминаний, сожаления, тоски по утраченному. Здесь нельзя найти ничего, кроме грустного, даже трагичного. Это связано с тем, что в этот период почти все творчество поэта подчиняется законам такого литературного направления, как романтизм . Когда читаешь эти стихотворения, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портреты А.С.Пушкина

Слайд 2

1827

Слайд 3

1827

Слайд 4

1828

Слайд 5

1836

Слайд 6

1837

Слайд 7

1836-1837


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. 1825

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

11 класс. Тестовая работа по теме "Эволюция"

Данная работа предназначена для оценки знаний учащихся по данной теме....

Презентация на тему "Эволюция темы любви в лирике Ф.Петрарки, Ф.Тютчева, В.Высоцкого"

Презентация под названием "От Ф.Петрарки до В.Высоцкого" посвящена исследованию эволюции любовной лирики на примере творчества таких поэтов, как Франческо Петрарка, Федор Тютчев, Владимир Вы...

Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"

Проанализировать сюжетную линию романа:  любовь Татьяны и                   Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Эволюция темы родины в творчестве С. Есенина"

      Тип урока: объяснение нового материала ( с использованием технологии проблемного обучения, опережающего обучения, технологии сотрудничества)...

Три рассказа о любви: урок литературы, 8 класс

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,           осмысленно, красиво....

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....


 

Комментарии

Резанова  Любовь Сергеевна

Спасибо! Очень хороший материал!