«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора, личностного развития. Это определяет направленность целей обучения на формирование компетентностной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Необходимо тщательно продумать все этапы, начиная от тематического планирования до плана конкретного урока. В качестве примера приведу урок в 5 классе по теме " Что такое речь?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 142.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы»
М.А.Пирожкова
преподаватель русского язык
и литературы
МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора, личностного развития. Это определяет направленность целей обучения на формирование компетентностной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Необходимо основательно продумать тематическое планирование, оно должно быть предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций, опирающихся на жизненный опыт учащихся. Планирование, составленное мною, ориентировано на конкретный класс, с высоким уровнем развития.
Система уроков в тематическом планировании представлена дидактической моделью обучения и педагогическими средствами, отражающими модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Приведем пример конкретного урока. Урок изучения нового материала по теме «Что такое речь?»(5 класс по учебнику М.М.Разумовской)
Цели урока:1.Сформировать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка, выяснить условия , необходимые для речевого общения. 2.Развивать навыки устного и письменного общения.
3.Научить поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения.
Оборудование урока: фотографии класса(слайд-презентация)
Ход урока.
- Беседа «Что такое речь?
Скажите, пожалуйста, сколько человек может прожить без еды?
А без воды? Как вы думаете , можно ли обойтись без общения?
- Групповая работа.
Объединитесь, пожалуйста, в группы и постарайтесь выполнить задания.
Задание 1.Ответьте на вопросы:1.Что такое общение? 2.Что необходимо, чтобы общение состоялось? 3.Какую роль играет в общении язык? Выберите слайды, где, по вашему мнению, люди находятся в ситуации общения.Аргументируйте свой выбор.
Выводы: 1.Главная задача языка – быть средством общения, т.е средством обмена мыслями, информацией.2. Общение– взаимодействие между людьми посредством языка(чтение, письмо)(Можно попросить достать сотовый телефон и отправить СМС-сообщение друг другу или учителю)
- Общение предполагает наличие 2-х сторон: говорящий или пишущий, слушающий или читающий
- С помощью языка человек может общаться с людьми, жившими в далеком прошлом
- Существуют 2 формы речи :устная и письменная (последняя является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениям
4. Нужно ли уметь грамотно говорить и писать , чтобы общаться?
Групповое задание 2.
- Установите , меняется ли смысл сообщения в зависимости от места ударения в выделенных словах: Все они попадали. Наконец мы увидели замок.
- Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной речи: Затем камнем упала птица. За тем камнем упала птица.
- Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер.
- Чем вызвана смысловая нелепость фраз: В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.
- Придумайте и разыграйте диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого.
Сделайте вывод: «Нужно ли уметь грамотно говорить и писать , чтобы общаться?»
5.Итог урока. 1. Что такое речь?2.В каком случае речевое общение становится невозможным?3.Нужно ли вам речевое общение в жизни?
Оцените свою работу на урока, заполните лист самооценки
Лист самоконтроля.
По окончании каждого урока в изучаемом блоке просим дать самооценку (с/о) степени понимания изученного материала. Используйте следующие критерии:
- В материале разобралась, на уроке было интересно - 3 балла.
- Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
- Мне хотелось разобраться, но я не все поняла - 1 балл.
- Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.
Ур.1 | Ур.2 | Ур.3 | Ур.4 | Ур.5 | Общая с\о по блоку |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания Русский язык 4 класс "Словарик речевого этикета"
Проектная работа по русскому языку для учеников 4 класса....
Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...
Компетентностные задания по русскому языку как одна из форм организации учебного материала по формированию УУД
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действ...
Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "
Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...
«Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»
Приводится описание форм и методов, способствующих реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка...
Статья: "Современные подходы преподавания русского языка и литературы через использование инновационных технологий в условиях реализации ФГОС".
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...