Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Данная программа может быть исполььзована учителями, работающими по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_dlya_7_klassa.docx | 75.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Климовск Московской области
____________________________________________________________________
МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д.17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22
« УТВЕРЖДАЮ »
Директор МБОУ СОШ № 1
_______________С.Н.Чугунов. «___»_________________2013 г.
Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
7 Б класс
Составитель:
Филатова Дарья Андреевна,
учитель русского языка и литературы
2013 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов // Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. // Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.- С.3-47.
Программа предназначена для работы по учебному комплексу:
Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 320 с.
Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Пименова, А П. Еремееева, А. Ю. Купалова и др.; под редакцией С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2010. – 241 с.
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. – М.: Дрофа, 2012. – 160 с.
Предмет русский язык 7 класс реализуется в учебном плане школы исходя из Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, который отводит на изучение предмета 170 часов (136+34 р/р) за один год обучения в 7 классе, в неделю – 5 часов.
Контрольных работ, в том числе контрольных диктантов - 13;
Изложений - 4
Сочинений- 8
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
- формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Обоснование выбора программы
Данная программа выбрана потому, что её структура и содержание обеспечивают условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления принципов личностно-ориентированного обучения.
Кроме того, программа предусматривает использование элементов компетентно-деятельностного подхода в обучении, проектную методику, элементы современных педагогических технологий.
Изменения, внесённые в рабочую программу
В примерную программу при разработке рабочей программы по русскому языку для 7 класса были внесены следующие изменения: увеличено количество часов на изучение темы «Правописание н и нн в причастиях и других частях речи» ввиду сложности изучаемого материала.. Кроме того, в календарно-тематическом планировании отражены предусмотренные стандартом, но не указанные в примерной программе по русскому языку в 7 классе, такие типы уроков и виды деятельности учащихся, как урок- тестирование, погружение в проблему, урок - беседа. Данные изменения позволяют формировать и развивать базовые компетенции учащихся, позволяют повысить интерес к изучению русского языка.
Рабочая программа по русскому языку 7 класс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс русского языка сочетает в себе элементы занимательности и практической направленности. Благодаря курсу русского языка учащиеся приобретают орфографические, пунктуационные навыки, учатся работать с текстами описания разных типов.
Курс русского языка в 7 классе способствует формированию мировоззренческой, гражданской позиций учащихся, расширяет их представление о культуре речи, помогает интеллектуальному и общекультурному развитию школьников. Курс русского языка обладает большим познавательным, нравственным и воспитательным значением. Он призван способствовать решению следующих общекультурных задач: 1) овладение системой знаний по орфографии, морфологии, грамматике; 2) формирование организованного логического мышления; 3) развитие познавательного интереса к русскому языку; 4) понимание изменений, происходящих в языке; 5) вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию познавательного характера.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации образовательного процесса при обучении русскому языку в 7 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как урок-семинар, урок-практикум, урок-деловая игра. Для реализации рабочей программы по русскому языку в 7 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, групповую технологию, игровую технологию, технологии личностно-ориентированного обучения.
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, деловая игра, поиск информации в различных источниках, работа с таблицами, выполнение мини - исследовательских, проблемных заданий, письменных работ. Данные компетенции в свою очередь создают условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Видами и формами контроля при обучении русскому языку в 7 классе (согласно Уставу школы и локальным актам) являются: текущий контроль в форме тестирования, выполнения самостоятельной работы, в том числе с таблицами, схемами, устного опроса, тестирования, выполнения практических работ, изложения, сочинения; итоговый контроль в форме диктанта.
Компоненты учебного комплекса
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка способствует формированию целостного представления о системе языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- Пояснительная записка.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе.
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Календарно-тематическое планирование
- Содержание тем учебного курса.
(136 ч. +34 ч.)
Введение
Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость (1 ч.)
Морфология
Причастие (39 ч.)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия:
изменение по родам, числам и падежам;
согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия.
Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-. Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
-усвоение семантики причастия, сферы употребления данной части речи;
- усвоение образования причастий;
-умение правильно писать причастия, употреблять в письменной речи;
-усвоение знаков препинания при причастном обороте.
Деепричастие (17 ч.)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия.
Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота.
Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч.)
Требуемый уровень подготовки:
Знать:
-сферу употребления деепричастий в письменной и устной речи;
- синтаксические функции деепричастных оборотов:
Уметь:
- образовывать деепричастия от глаголов разных форм:
- применять деепричастия в письменной и устной речи.
Служебные части речи
Общее понятие о служебных частях речи (1 ч.)
Предлог (10 ч.)
Понятие о предлоге.
Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов.
Слитное написание производных предлогов.
Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Союз (14 ч.)
Понятие о союзе.
Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста.
Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Частица (13 ч.)
Понятие о частицах. Значение частиц.
Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки ,-ка.
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные (1 ч.)
Междометие (10 ч.)
Понятие о междометии.
Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях.
Требования к уровню подготовки:
-усвоить специфику служебных частей речи;
-совершенствовать умение видеть служебные слова в предложении, определять их роль;
-закрепить правописание производных предлогов, союзов, частиц.
Повторение (38 ч.)
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
- по словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения;
- по лексике: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым словарем;
- по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;
- по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; выразительно читать простые предложении изученных конструкций;
- по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 5-7 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
- пользоваться разными видами лингвистических словарей.
IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.
- Русский язык. Практика.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремееева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией С.Н.Пименовой. М.: Дрофа, 2010. – 241 с.
- Русская речь. Развитие речи. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. М.: Дрофа, 2012. – 160 с.
- Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: Сборник заданий. 6 – 7 классы: Пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы». – М.: Дрофа, 2007. – 316 с.
- Бабайцева В. В., Сеогиенко М. И. Русский язык. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы». – М.: Дрофа, 2007. – 142 с.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи : К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 7 кл. – М.: Дрофа, 2008. – 224 с.
- Пименова С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс. - М.: Дрофа, 2012. – 128 с.
- Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс / Т. М. Пахнова, А. Ю. Купалова, Г. И. Лидман-Орлова.- М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
Список литературы
для учащихся:
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. – 495 с.
- Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987. – 223 с.
- Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994. – 222 с
- Книгина М. П. Русский язык. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2009. – Ч. 1. – 64 с. Ч. 2. – 64 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н. В. Егорова. –М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. – 4-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др. – М.: Аванта+, 2005. – 704 с.
для учителя:
- Богданова.Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.:2011. – 227 с.
- «Вспоминая теперь свои впечатления…» Методические рекомендации учителю русского языка к проведению свободных диктантов и изложений на основе впечатлений./ Сост. Т. М. Фалина. – М.: Мнема, 2000. – 79 с.
- Жердева.Л.А. Дидактический материал для 7 класса. Новосибирск, 1996.-188с.
- Казбек-Казиева М. М. школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
- Крамаренко Н. О. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по программе В. В. Бабайцевой. – Волгоград: Учитель, 2006. – 415 с.
- Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н. В. Верескун, С. С. Грачева. – М.: Планета, 2011. – 224 с.
- Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов / Сост. В. В. Андросова, Е. А. Стогний. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Издательский центр «Кредо», 2008. - 124 с.
- Страхова Л. Д. Сочинение по картине. 5 – 7 классы. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: Т. А. Захарова, И. А. Меховская. – М.: «Планета», 2011. – 256 с.
- Фалина Т. М. Русский язык: 5-7 кл.: Диктанты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 136 с.
- Федорова М. В. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
- Халикова Н. В., Леденева В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы. - М: Дрофа, 1996. – 160 с.
Словари:
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
- Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов: Около 3300 слов / Под ред. П. А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 254 с.
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М: Вопросы языкознания, 1988. – 384 с.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 976 с.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
- Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / АН СССР, Ин-т русского языка; Под. Ред. С. Г. Бархударова и др. – 25-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 400 с.
- Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. - 832 с.
- Словарь антонимов русского языка: Более 500 антоним. гнезд / Л. А. Введенская. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 448 с.
- Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 464 с.
- Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН; Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002. - 656 с.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Культура и традиции, 1999. - 576 с
Средства ИКТ
- Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 7 класс».
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0/
- Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. – М.: Планета, 2011
V. Календарно-тематическое планирование учебного материала
по русскому языку в 7 «Б» классе
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока |
Введение. Общие сведения о языке. (1+1 ч.) | |||
1 (1) | Литературный русский язык. Нормы, их изменчиость | ||
2 (2)Р | Сочинение «Как я прол лето» | ||
Повторение изученного в 5-6 классах (6+1 ч.) | |||
3 (1) | Повторим изученное в 5-6 классах. | ||
4 (2)Р | Повторим изученное в 5-6 классах. | ||
5 (3) | Что такое текст | ||
6 (4) | Повторим изученное в 5-6 классах. | ||
7 (5) | Повторим изученное в 5-6 классах. | ||
8 (6) | Подготоленный диктант (1) | ||
9 (7) | Работа над ошибками | ||
Причастие (39+8ч.) | |||
10 (1) | Понятие о причастии | ||
11 (2) | Понятие о причастии | ||
12 (3) | Признаки прилагательного у причастия | ||
13 (4) | Признаки прилагательного у причастия | ||
14 (5) | Признаки глагола у причастия | ||
15Р (6) | Сочинение-описание по картине Утренний натюрморт» (К. С. Петрова-Водкина) « | ||
16 (7) | Причастный оборот | ||
17 (8) | Причастный оборот | ||
18 (9) | Контрольный диктант (2) | ||
19 (10) | Анализ диктанта и работа над ошибками | ||
20Р (11) | Описание общего вида местности | ||
21 (12) | Причастный оборот | ||
22 (13) | Причастный оборот | ||
23 (14) | Правописание НЕ с причастиями | ||
24 (15) | Правописание НЕ с причастиями | ||
25Р (16) | Сочинение-описание | ||
26 (17) | Действительные и страдательные причастия | ||
27 (18) | Действительные и страдательные причастия | ||
28 (19) | Правописание действительных причастий настоящего времени | ||
29 (20) | Правописание действительных причастий настоящего времени | ||
30Р (21) | Изложение | ||
31 (22) | Правописание страдательных причастий настоящего времени | ||
32 (24) | Правописание страдательных причастий настоящего времени | ||
33 (25) | Контрольная работа (3) | ||
34 (26) | Правописание действительных причастий прошедшего времени | ||
35Р (27) | Сочинение-описание | ||
36 (28) | Правописание страдательных причастий прошедшего времени | ||
37 (29) | Правописание страдательных причастий прошедшего времени | ||
38 (30) | Контрольный диктант (4) | ||
39 (31) | Анализ и работа над ошибками | ||
40 (32) | Правильное употребление причастий в устных и письменных текстах. | ||
41 (33) | Правописание гласных перед Н, НН в причастиях | ||
42 (34) | Правописание гласных перед Н, НН в причастиях | ||
43 (35) | Краткие причастия | ||
44 (36) | Краткие причастия | ||
45Р (37) | Описание действий | ||
46 (38) | Правописание Н – НН в причастиях | ||
47 (39) | Правописание Н – НН в причастиях | ||
48 (40) | Повторение по теме «Причастие» | ||
49 (41) | Повторение по теме «Причастие» | ||
50Р (42) | Описание действий | ||
51 (43) | Повторение по теме «Причастие» | ||
52 (44) | Повторение по теме «Причастие» | ||
53 (45) | Контрольный диктант (5) | ||
54 (46) | Анализ и работа над ошибками | ||
55Р (47) | Рассказ на основе услышанного | ||
Деепричастие (17+4ч.) | |||
56 (1) | Понятие о деепричастии | ||
57 (2) | Понятие о деепричастии | ||
58 (3) | Признаки глагола и наречия у деепричастия. | ||
59 (4) | Признаки глагола и наречия у деепричастия. | ||
60Р (5) | Рассказ на основе услышанного | ||
61 (6) | Деепричастный оборот | ||
62 (7) | Деепричастный оборот | ||
63 (8) | Деепричастный оборот | ||
64 (9) | Словообразование деепричастий | ||
65Р (10) | Правильное употребление деепричастий в устных и письменных текстах. | ||
66 (11) | Повторение по теме «Деепричастие» | ||
67 (12) | Контрольная работа (6) | ||
68 (13) | Анализ и работа над ошибками | ||
69 (14) | Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие | ||
70Р (15) | Как создавать киносценарий в разных формах? | ||
71 (16) | Повторим орфографию | ||
72 (17) | Повторим орфографию | ||
73 (18) | Контрольный диктант (7) | ||
74 (19) | Анализ и работа над ошибками | ||
75Р (20) | Как создавать киносценарий в разных формах? | ||
76 (21) | Повторим пунктуацию | ||
Служебные части речи (1ч.) | |||
77 (1) | Понятие о служебных частях речи | ||
Предлог (10+3 ч.) | |||
78 (1) | Понятие о предлоге | ||
79 (2) | Понятие о предлоге | ||
80Р (3) | Выборочное изложение | ||
81 (4) | Правописание предлогов | ||
82 (5) | Правописание предлогов | ||
83 (6) | Правописание предлогов | ||
84 (7) | Правописание предлогов | ||
85Р (8) | Отзыв о книге | ||
86 (9) | Повторение по теме «Предлог» | ||
87 (10) | Повторение по теме «Предлог» | ||
88 (11) | Контрольный диктант (8) | ||
89 (12) | Анализ и работа над ошибками | ||
90Р (13) | Отзыв о книге | ||
Союз ( 14+3ч.) | |||
91 (1) | Понятие о союзе. | ||
90 (2) | Простые и составные союзы | ||
91 (3) | Простые и составные союзы | ||
92 (4) | Сочинительные союзы | ||
93 (5) | Сочинительные союзы | ||
94 (6) | Подчинительные союзы | ||
95Р (7) | Характеристика литературного героя | ||
96 (8) | Подчинительные союзы | ||
97 (9) | Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы | ||
98 (10) | Повторение по теме «Союз» | ||
99 (11) | Повторение по теме «Союз» | ||
100Р (12) | Публицистический стиль | ||
101 (13) | Повторим орфографию | ||
102 (14) | Повторим орфографию | ||
103 (15) | Подготовленный диктант (9) | ||
104 (16) | Повторим пунктуацию | ||
105Р (17) | Интервью – жанр публицистики | ||
Частица (13+2 ч.) | |||
106 (1) | Понятие о частице | ||
107 (2) | Понятие о частице | ||
108 (3) | Понятие о частице | ||
109 (4) | Значения частиц | ||
110Р (5) | Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста | ||
111 (6) | Значения частиц | ||
112 (7) | Значения частиц | ||
113 (8) | Значения частиц | ||
114 (9) | Контрольная работа (10) | ||
115Р (10) | Сочинение-описание | ||
116 (11) | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ | ||
117 (12) | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ | ||
118 (13) | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ | ||
119 (14) | Повторение по теме «Частица» | ||
120Р (15) | Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста | ||
Междометие (10+2 ч.) | |||
121 (1) | Понятие о междометии | ||
122 (2) | Понятие о междометии | ||
123 (3) | Контрольный диктант (11) | ||
124 (4) | Анализ и работа над ошибками | ||
125Р (5) | Использование междометий в разговорной речи и в художественном произведении | ||
126 (6) | Понятие о междометии | ||
127 (7) | Повторим орфографию | ||
128 (8) | Повторим орфографию | ||
129 (9) | Повторим пунктуацию | ||
130Р (10) | Подробное изложение | ||
131 (11) | Повторим пунктуацию | ||
132 (12) | Свободный диктант (12) | ||
Повторение (ч.) | |||
133 (1) | Фразеологизмы: значение, сфера употребления, разбор | ||
134 (2) | Фразеологизмы: значение, сфера употребления, разбор | ||
135 (3) | Правописание Н – НН в разных частях речи | ||
136 (4) | Правописание Н – НН в разных частях речи | ||
137 (5) | Комплексная работа с текстом | ||
138 (6) | Комплексная работа с текстом | ||
139 (7) | Повторение и обобщение знаний по фонетике | ||
140 (8) | Повторение и обобщение знаний по фонетике | ||
141 (9) | Повторение. Деепричастный оборот. Практикум. | ||
142 (10) | Повторение. Деепричастный оборот. Практикум. | ||
143 (11) | Повторение. Члены предложения. Практикум. | ||
144 (12) | Повторение. Члены предложения. Практикум. | ||
145Р (13) | Сочинение на лингвистическую тему | ||
146Р (14) | Сочинение на лингвистическую тему | ||
147 (15) | Повторение. Орфограммы в приставках слов | ||
148 (16) | Повторение. Орфограммы в приставках слов | ||
149Р (17) | Сочинение-описание состояния окружающей среды | ||
150 (18) | Повторение. Семантика и функционирование словосочетаний. практикум | ||
151 (19) | Повторение. Семантика и функционирование словосочетаний. практикум | ||
152 (20) | Повторение. Служебные части речи | ||
153 (21) | Повторение. Служебные части речи | ||
154 (22) | Общественный смотр знаний по русскому языку (игра) | ||
155 (23) | Повторение. Правописание союзов | ||
156 (24) | Повторение. Правописание союзов | ||
157 (25) | Подготовка к итоговому контрольному диктанту | ||
158 (26) | Итоговый контрольный диктант (13) | ||
159 (27) | Анализ и работа над ошибками | ||
160 (28) | Повторение. Морфологический разбор | ||
161 (29) | Повторение. Морфологический разбор | ||
162 (30) | Нормы речевого поведения (речевой этикет) | ||
163 (31) | Нормы речевого поведения (речевой этикет) | ||
164 (32) | Коррекция знаний учащихся | ||
165 (33) | Коррекция знаний учащихся | ||
166 (34) | Коррекция знаний учащихся | ||
167 (35) | Коррекция знаний учащихся | ||
168 (36) | КВН юных филологов | ||
169 (37) | Резерв | ||
170 (38) | Заключительный урок |
Плановых контрольных работ-13
Изложения – 4
Сочинения– 8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочие программы по русскому языку 7-9 по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 7-9 классов,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Бабайцевой ФГОС 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, средство контроля,...