Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Данная программа раазработана и предназначена для работы с учебным комплексом под ред. В. В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa.docx72.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №  1

г. Климовск Московской области

____________________________________________________________________

МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д.17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22

                                                                                                 « УТВЕРЖДАЮ »

                                                                                         Директор МБОУ СОШ № 1

_______________С.Н.Чугунов.                                                                                                «___»_________________2013 г.                            

Рабочая программа

по русскому языку

(базовый уровень)

5 А класс

                                                             

                                                             Составитель:

                                                             Филатова Дарья Андреевна,

                                                              учитель русского языка и литературы

2013 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого  приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
  2. Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу[1] для 5-9 классов // Авторы программы В.В. Бабайцева,  А.П. Еремеева и др. // Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.- С.3-47.

Программа предназначена для работы по учебному комплексу: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А. Ю. Купаловой. Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс.

Рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

  1. дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  2. развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  3. формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
  4. формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
  5. формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка способствует формированию целостного представления о системе языка, его закономерностях и тенденциях развития.

Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.

Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.

В процессе обучения русскому языку в 5 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.

Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).

Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.

Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.

Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.

В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются    вводный    курс    (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

Формы организации учебного процесса:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. индивидуально-групповые;
  4. фронтальные;
  5. практикум

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  1. наблюдение, беседа,
  2. фронтальный опрос,
  3. опрос в парах,
  4. практикум,
  5. диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
  6. тесты,
  7. комплексный анализ текста,
  8. устные рассказы по плану на лингвистические темы,
  9. сочинения,
  10. изложения.

Структура и содержание предлагаемой программы обеспечивают учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание тем учебного курса.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной

                        программе.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.
  2. Календарно-тематическое планирование

  1. Содержание тем учебного курса.

Введение. Общие сведения о языке (2 ч.)

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Наука о русском   языке, ее основные разделы.

Роль языка в жизни общества.

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (7 ч.).

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих;

глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне

слова.

Морфология и орфография (21 ч.)

Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.

Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время.

Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов.

Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой.

Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо,

кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных

местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок.

Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (43 ч.)

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные

предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в

именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в

предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только

интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и

обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложении с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность

говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные

предложения. Сложные бессоюзные предложения.

Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях).

Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС

Понятие о литературном языке (1ч.)

Литературный язык – основа русского национального языка. Нормы литературного языка

(орфоэпические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические,

пунктуационные и др.)

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч.)

Звуки речи. Звуки речи и буквы.

Алфавит.

Гласные и согласные звуки.

Слог.

Правила переноса слов.

Ударение.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед

согласными.

Твердые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.        

Значение букв я, ю, е, ё.

Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы

после ц.

Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.

Морфемика и словообразование. Орфография (43 ч.)

Понятие о морфемике.

Основа слова и окончание.

Корень слова. Приставки, суффиксы.

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных     а — о

Правописание корней с чередованием гласных е и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Правописание   приставок   роз - (рос-)   —   раз - (рас-).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Лексикология и фразеология (22 ч.)

Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Фразеологизмы.

Пословицы, поговорки, афоризмы.

Толковые словари русского языка.

Повторение (14 ч.)

Развитие связной речи (34 ч.)

Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Понятие о последовательной и параллельной связи предложений в тексте. Выразительные средства устной речи. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи. Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  1. понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  2. выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  1. владеть техникой чтения;
  2. выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  3. разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  4. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  5. владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  6. прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  7. извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  8. правильно расставлять логические ударения, паузы;
  9. выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  1. доказательно отвечать на вопросы учителя;
  2. подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  3. создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  4. выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  1. подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  2. создавать письменные высказывания разных типов речи;
  3. составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  4. определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  5. делить текст на абзацы;
  6. писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе

и научного);

  1. пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  2. выражать свое отношение к предмету речи;
  3. находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  4. подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  5. использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в

выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений,

избыточная информация и др.);

  1. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  1. выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  2. различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  3. использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого

звука и объяснения написания слова;

  1. находить в художественном тексте явления звукописи;
  2. правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также

наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  1. работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  1. правильно произносить названия букв русского алфавита;
  2. свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  3. проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  1. выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  2. подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  3. учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и

суффиксами;

  1. пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  2. объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в

художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  1. объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,

краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  1. пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения

слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  1. распределять слова на тематические группы;
  2. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  3. различать прямое и переносное значение слов;
  4. отличать омонимы от многозначных слов;
  5. подбирать синонимы и антонимы;
  6. выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
  7. находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в

переносном значении;

  1. владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
  2. использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство

устранения неоправданного повтора;

морфология:

  1. узнавать и различать основные самостоятельные части речи (существительные,

прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги,

союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.

орфография:

  1. находить орфограммы в морфемах;
  2. группировать слова по видам орфограмм;
  3. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами

применения изученных правил орфографии;

  1. устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические

обозначения;

  1. самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  1. выделять словосочетания в предложении;
  2. определять главное и зависимое слово;
  3. составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по

заданной схеме;

  1. выделять основы предложений с двумя главными членами;
  2. конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  3. характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию

второстепенных членов, количеству грамматических основ;

•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и

эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения

как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

  1. составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  2. опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными

словами;

  1. находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  2. владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  3. устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных

синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические

обозначения;

  1. самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

IV. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /  В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.
  2. Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю. Купаловой – 16-е изд., М.: Дрофа, 2010. – 270 с.
  3. Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – 18-е изд. – М.: Дрофа, 2009. – 172 с.

  1. Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл.: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение/В.В.Бабйцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. - М: Дрофа, 2012.- 272 с.
  2. Купалова А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.
  3. Никитина Е.И. Уроки развития речи : К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 5 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.
  4. Пименова С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс. - М.: Дрофа, 2012. – 128 с.
  5. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс /                  Т. М. Пахнова, А. Ю. Купалова, Г. И. Лидман-Орлова.- М.: Дрофа, 2010. – 189 с.

Список литературы

для учащихся:

  1. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994. – 222 с.
  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. – 495 с.
  3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987. – 223 с.

для учителя:

  1. «Вспоминая теперь свои впечатления…» Методические рекомендации учителю русского языка к проведению свободных диктантов и изложений на основе впечатлений./ Сост. Т. М. Фалина. – М.: Мнема, 2000. – 79 с.
  2. Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 кл. / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
  3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 5 класса. В помощь учителю / Л. А. Жердева. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 192 с.
  4. Казбек-Казиева М. М. школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  5. Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010. – 222 с.
  6. Рогачева Е. Ю. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
  7. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н. В. Верескун, С. С. Грачева. – М.: Планета, 2011. – 224 с.
  8. Русский язык: правила и упражнения: 1 – 5-й кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. - 272 с.
  9. Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов / Сост. В. В. Андросова, Е. А. Стогний. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Издательский центр «Кредо», 2008. - 128 с.
  10. Соловьева Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
  11. Страхова Л. Д. Сочинение по картине. 5 – 7 классы. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.
  12. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
  13. Фалина Т. М. Русский язык: 5-7 кл.: Диктанты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 136 с.
  14. Халикова Н. В., Леденева В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы. - М: Дрофа, 1996. – 160 с.
  15. Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. – 4-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др. – М.: Аванта+, 2005. – 704 с.

Словари:

  1. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
  2. Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов: Около 3300 слов / Под ред. П. А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 254 с.
  3. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М: Вопросы языкознания, 1988. –  384 с.
  4. Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 976 с.
  5. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
  6. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / АН СССР, Ин-т русского языка; Под. Ред. С. Г. Бархударова и др. – 25-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 400 с.
  7. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. - 832 с.
  8. Словарь антонимов русского языка: Более 500 антоним. гнезд / Л. А. Введенская. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 448 с.
  9. Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 464 с.
  10. Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН; Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002. - 656 с.
  11. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Культура и традиции, 1999.  - 576 с

Средства ИКТ

  1. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0/

  1. Презентация Power Point «Чередование гласных в корне»
  2. Презентация Power Point «Прямая речь и диалог (закрепление изученного)»
  3. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. – М.: Планета, 2011.

V. Календарно-тематическое планирование учебного  материала

по русскому языку в 5 «А» классе

№ п/п

Дата

план

Дата факт.

Тема урока

Введение. Общие сведения о языке. (2+2)

1 (1)

03.09

Знакомство с учебным комплексом

2 (2)

05.09

Роль языка в жизни общества

3 Р (3)

06.09

Для чего людям нужна речь?

4 Р (4)

06.09

Как различают формы речи?

ВВОДНЫЙ КУРС

Орфография (7)

5 (1)

07.09

Орфограмма

6 (2)

08.09

Правописание безударных гласных в корне слова

7 (3)

10.09

Правописание безударных гласных в корне слова

8 (4)

12.09

Правописание безударных гласных в приставках. Гласные и, а, у после шипящих

9 (5)

13.09

Правописание  глухих и звонких согласных.

10 (6)

13.09

Правописание непроизносимых, удвоенных согласных    

11 (7)

14.09

Диктант (1)

Морфология и орфография (21+2)

12 (1)

15.09

Самостоятельные     и служебные части речи

13 (2)

17.09

Имя существительное

14 (3)

19.09

Имя существительное. Диагностическая работа №1

15 (4)

20.09

Имя существительное

16 (5)

20.09

Имя существительное

17 (6)

21.09

Имя  прилагательное

18 Р (7)

22.09

Что такое    диалог или      монолог?

19 (8)

24.09

Глагол

20 (9)

26.09

Глагол

21 (10)

27.09

Глагол

22 (11)

27.09

Глагол

23 (12)

28.09

Глагол

24 (13)

29.09

Глагол

25 (14)

01.10

Глагол

26 (15)

03.10

Диктант (2)

27 Р

(16)

04.10

Как вести беседу?

28 (17)

04.10

Наречие

29 (18)

05.10

Наречие

30 (19)

06.10

Местоимение

31 (20)

08.10

Местоимение

32 (21)

10.10

Служебные части   речи.

33 (22)

11.10

Служебные части   речи.

34 (23)

11.10

Проверочная работа (3)

Синтаксис и пунктуация (43+8)

35 (1)

12.10

Понятие о синтаксисе и пунктуации

36 (2)

13.10

Понятие о синтаксисе и пунктуации

37 (3)

15.10

Понятие о синтаксисе и пунктуации

38 Р (4)

17.10

Что такое текст?

39 (5)

18.10

Предложение. Диктант (3)

40 (6)

18.10

Виды   предложений   по цели  высказывания

41 (7)

19.10

Виды   предложений   по цели  высказывания

42 (8)

20.10

Невосклицательные предложения и  предложения    восклицательные

43 (9)

22.10

Невосклицательные и  восклицательные предложения    

44 Р (10)

24.10

Что значит писать и говорить   на тему?

45 Р (11)

25.10

Обучение     выборочному  изложению текста

46 (12)

25.10

Члены предложения

47 (13)

26.10

Члены предложения

48 (14)

07.11

Главные члены предложения

49 (15)

08.11

Главные члены предложения

50 (16)

08.11

Главные члены предложения

51 (17)

09.11

Главные члены предложения

52 Р (18)

10.11

Обучение   написанию сочинения на тему: «Памятный день летних каникул»

53 (19)

12.11

Второстепенные члены    предложения

54 (20)

14.11

Второстепенные члены    предложения

55 (21)

15.11

Второстепенные члены    предложения

56 (22)

15.11

Второстепенные члены    предложения

57 (23)

16.11

Второстепенные члены    предложения

58 (24)

17.11

Проверочная работа и анализ ее выполнения (4)

59 (25)

19.11

Анализ проверочной работы

60 (26)

21.11

Словосочетание

61 (27)

22.11

Словосочетание

62 (28)

22.11

Предложения с однородными членами

63 (29)

23.11

Предложения с однородными членами

64 (30)

24.11

Предложения с однородными членами

65 (31)

26.11

Предложения с однородными членами

66 Р (32)

28.11

Главное в тексте – идея, основная мысль

67 Р (33)

29.11

Изложение, близкое к тексту

68 (34)

29.11

Предложение с обращениями

69 (35)

30.11

Предложение с обращениями

70 (36)

01.12

Предложения с вводными     словами

71 (37)

03.12

Предложения с вводными     словами

72

05.12

Сложное предложение

73

06.12

Сложное предложение

74

06.12

Сложное предложение

75

07.12

Сложное предложение

76 Р (42)

08.12

Для чего нужен план?

77 (43)

10.12

Предложения   с   прямой речью

78 (44)

12.12

Предложения   с   прямой речью

79 (45)

13.12

Предложения   с   прямой речью

80 (46)

13.12

Систематизация         и обобщение изученного по        теме «Синтаксис и     пунктуация».

81 (47)

14.12

Систематизация         и обобщение изученного по        теме «Синтаксис и     пунктуация».

82 (48)

15.12

Систематизация         и обобщение изученного по        теме «Синтаксис и     пунктуация».

83 (49)

17.12

Контрольная работа     по теме   «Синтаксис        и пунктуация» (5)

84 (50)

19.12

Анализ контрольной работы

85 Р (51)

20.12

Как связать     предложения     в тексте? Цепная      связь предложений в тексте.

86 (52)

20.12

Как связать     предложения     в тексте? Параллельная связь предложений в тексте.

ОСНОВНОЙ КУРС.

87

21.12

Понятие     о литературном языке

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. (17+2)

88 Р (1)

22.12

Учитесь выразительно читать

89 (2)

24.12

Звуки речи. Звуки речи и буквы.     Алфавит

90 (3)

26.12

Звуки речи. Звуки речи и буквы.     Алфавит

91 (4)

27.12

Гласные     и согласные звуки. Слог.   Правила    переноса

92 (5)

27.12

Ударение

93 (6)

28.12

Орфография. Орфограмма.       Типы орфограмм.

94 (7)

09.01

Орфография. Орфограмма.       Типы орфограмм.

95 (8)

10.01

Орфография. Орфограмма.       Типы орфограмм.

96 (9)

10.01

Практикум по теме: «Правописание        безударных гласных      в корне слова»

97 (10)

11.01

Гласные буквы после шипящих и Ц

98 (11)

12.01

Гласные буквы после шипящих и Ц

99 (12)

14.01

Звонкие      и глухие     согласные звуки и их обозначение на письме.

100 (13)

16.01

Правописание  слов  с непроизносимыми      и двойными согласными

101 Р (14)

17.01

Текст и фрагменты текста

102 (15)

17.01

Твердые     и мягкие     согласные звуки.   Обозначение мягкости    согласных с помощью Ь

103 (16)

18.01

Значения букв    Я, Ю, Е, Ё.    Правописание разделительных Ъ и Ь знаков

104 (17)

19.01

Систематизация  и повторение и закрепление изученного по     темам: «Фонетика. Графика. Орфография.   Орфоэпия»

105 (18)

21.01

Систематизация  и повторение и закрепление изученного по     темам: «Фонетика. Графика. Орфография.   Орфоэпия»

106 (19)

23.01

Диктант (6)

Морфемика и словообразование. Орфография. (44+7)

107 (1)

24.01

Понятие     о морфемике

108 (2)

24.01

Основа слова и окончание

109 (3)

25.01

Основа слова и окончание

110 (4)

26.01

Корень слова.   Исторические     изменения     в составе слова

111 (5)

28.01

Корень слова.  

112 (6)

30.01

Корень слова.  

113 (7)

31.01

Приставки. Суффиксы.

114 Р (8)

31.01

Функциональные стили речи. Разговорный стиль

115 (9)

01.02

Чередование гласных звуков в корне

116 (10)

02.02

Чередование гласных звуков в корне

117 (11)

04.02

Чередование полногласных    и   неполногласных  сочетаний  

118 (12)

06.02

Подготовка   к  сочинению на грамматическую тему о слове

119 (13)

07.02

Морфемный разбор  слова

120 Р (14)

07.02

Книжные стили.     Характеристики   научного стиля

121 (15)

08.02

Правописание корней с чередованием   гласных А- О  

122 (16)

09.02

Правописание корней с чередованием   гласных А- О  

123 (17)

11.02

Правописание корней с чередованием   гласных А- О  

124 (18)

13.02

Правописание корней с чередованием   гласных А- О  

125 (19)

14.02

Правописание корней с чередованием   гласных А- О  

126 (20)

14.02

Правописание корней с чередованием    Е-И  

127 (21)

15.02

Правописание корней с чередованием    Е-И  

128 (22)

16.02

Правописание корней с чередованием    Е-И  

129 (23)

18.02

Правописание корней с чередованием    Е-И  

130 (24)

20.02

Контрольный диктант с дополнительными заданиями (7)

131 (25)

21.02

Анализ контрольного диктанта

132 Р (26)

21.02

Художественный стиль.     Метафора    как средство выразительности

133 (27)

22.02

Художественный стиль.     Метафора    как средство выразительности

134 (28)

23.02

Правописание   приставок,   не   изменяющихся на письме

135 (29)

25.02

Правописание   приставок,   не   изменяющихся на письме

136 (30)

27.02

Правописание   приставок,   не   изменяющихся на письме

137 (31)

28.02

Правописание   приставок,  оканчивающихся на-З (-С)

138 (32)

28.02

Правописание   приставок,  оканчивающихся на-З (-С)

139 (33)

01.03

Правописание   приставок,  оканчивающихся на-З (-С)

140 (34)

02.03

Буква Ы после    приставок, оканчивающихся       на согласный

141 Р (35)

04.03

Изложение, близкое к тексту.  К.Г. Паустовский «Первый снег»

142 (36)

06.03

Правописание   приставок -ПРИ- и -ПРЕ-

143 (37)

07.03

Правописание   приставок -ПРИ- и -ПРЕ-

144 (38)

07.03

Правописание   приставок -ПРИ- и -ПРЕ-

145 (39)

08.03

Обобщение изученного о правописании   приставок

146 (40)

09.03

 Обобщение изученного о правописании   приставок

147 (41)

11.03

Диктант (8)

148 (42)

13.03

Анализ диктанта

149 (43)

14.03

Словообразование

150 (44)

14.03.

Словообразование

151 (45)

15.03

Словообразование

152 (46)

16.03

Словообразование

153 (47)

18.03

Систематизация         и обобщение изученного в разделе «Морфемика.    Словообразование.    Орфография»

154 (48)

20.03

Систематизация         и обобщение изученного в разделе «Морфемика.    Словообразование.    Орфография»

155 (49)

21.03

Как различают типы речи?

156 Р (50)

21.03

Повествовать - значит   рассказывать

157 (51)

Резерв

Лексикология. Фразеология. (24+8)

158 (1)

22.03

Словарное    богатство  русского языка

159 (2)

01.04

Лексическое значение слова

160 (3)

03.04

Лексическое значение слова

161 (4)

04.04

Однозначные и многозначные слова

162 (5)

04.04

Однозначные и многозначные слова

163 (6)

05.04

Прямое      и переносное значение слова

164 (7)

06.04

Прямое      и переносное значение слова

165 Р (8)

08.04

Выборочное изложение текста

166 Р (9)

10.04

Выборочное изложение текста

167 (10)

11.04

Омонимы

168 (11)

11.04

Синонимы. Лексический разбор   слова

169 (12)

12.04

Синонимы.

170 (13)

13.04

Синонимы.

171 (14)

15.04

Синонимы.

172 (15)

17.04

Антонимы

173 Р (16)

18.04

Как описать предмет?

174 (17)

18.04

Слова     общеупотребительные и ограниченные   в употреблении

175 (18)

19.04

Историзмы, архаизмы, неологизмы

176 (19)

20.04

Историзмы, архаизмы, неологизмы

178 (20)

22.04

Исконно русские      и заимствованные слова

179 (21)

24.04

Исконно русские      и заимствованные слова

180 Р (22)

25.04

Как описать животное? Подготовка   к  сочинению     о любимом животном

181 (23)

25.04

Фразеологизмы

182 (24)

26.04

Фразеологизмы

183 (25)

27.04

Повторение изученного по    разделу «Лексикология   и   фразеология».

184 (26)

29.04

Повторение изученного по    разделу «Лексикология   и   фразеология». Зачёт по теме

185-

Р (27)

03.05

Сочинение по  картине И. И. Шишкина   «Утро   в сосновом лесу»

186 Р (28)

04.05

Сочинение по  картине И. И. Шишкина   «Утро   в сосновом лесу»

187 (29)

06.05

Контрольный диктант (9)

188 (30)

08.05

Анализ диктанта и работа над ошибками

189 Р (31)

10.05

Рассуждать – значит рассказывать

190 Р (32)

11.05

Рассуждать – значит рассказывать

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе. (12)

191 (1)

13.05

Систематизация и обобщение изученного по орфографии

192 (2)

15.05

Систематизация и обобщение изученного по орфографии

193 (3)

16.05

Систематизация и обобщение изученного по орфографии

194 (4)

16.05

Систематизация и обобщение изученного по орфографии

195 (5)

17.05

Систематизация и обобщение изученного по орфографии

196 (6)

18.05

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации

197 (7)

20.05

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации

198 (8)

22.05

Систематизация и обобщение изученного по пунктуации

199 (9)

23.05

Систематизация и обобщение изученного по культуре речи

200 (10)

23.05

Систематизация и обобщение изученного по культуре речи

201(11)

24.05

Систематизация и обобщение изученного по культуре речи

202

25.05

Резерв

203

Резерв

204

Резерв


[1]  Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы.

Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А. Ю. Купаловой.

Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочие программы по русскому языку 7-9 по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой

Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 7-9 классов,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой

Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Бабайцевой ФГОС 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, средство контроля,...