Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (по учебному комплексу под ред. В. В. Бабайцевой)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Данная программа раазработана и предназначена для работы с учебным комплексом под ред. В. В. Бабайцевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa.docx | 72.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г. Климовск Московской области
____________________________________________________________________
МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д.17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22
« УТВЕРЖДАЮ »
Директор МБОУ СОШ № 1
_______________С.Н.Чугунов. «___»_________________2013 г.
Рабочая программа
по русскому языку
(базовый уровень)
5 А класс
Составитель:
Филатова Дарья Андреевна,
учитель русского языка и литературы
2013 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу[1] для 5-9 классов // Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева и др. // Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.- С.3-47.
Программа предназначена для работы по учебному комплексу: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы. Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А. Ю. Купаловой. Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс.
Рабочая программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
- формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
- формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5—9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Систематический теоретический курс русского языка способствует формированию целостного представления о системе языка, его закономерностях и тенденциях развития.
Изложение теории дается в системе, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» реализует деятельностный подход к обучению, обеспечивая мотивацию учебной деятельности школьников, усвоение ими знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной формах. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса — «Русская речь» обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. Задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 5 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу могут быть использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.
Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. Так, раздел, в котором изучается состав слова, назван «Морфемика», поскольку из трех видов анализа состава слова (морфемного, словообразовательного и этимологического) основным для нужд школьной практики является морфемный (разбор слова по составу), обеспечивающий умение членить слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания).
Самое общее понятие о словообразовательном разборе и основные способы образования слов освещаются в этом разделе, а словообразование частей речи — в соответствующих разделах, при изучении которых формируются и совершенствуются умения и навыки морфемного и словообразовательного анализа.
Умение видеть строение слова — основа для формирования орфографических навыков, так как основной принцип русской орфографии требует умения быстро выделять морфемы, независимо от того, сохраняют они или не сохраняют продуктивность в современной системе языка.
Введено понятие сочинительного словосочетания. Умение задавать вопрос к зависимому слову в подчинительном словосочетании готовит к изучению членов предложения и придаточных предложений, умение выделять в предложении сочинительные словосочетания — к изучению однородных членов предложения и сложносочиненных предложений и т. д. Умение видеть строение предложения — основное условие формирования пунктуационных и некоторых орфографических навыков.
В основе программы и комплекса в целом — линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым уже в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика». Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикум
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
- наблюдение, беседа,
- фронтальный опрос,
- опрос в парах,
- практикум,
- диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями),
- тесты,
- комплексный анализ текста,
- устные рассказы по плану на лингвистические темы,
- сочинения,
- изложения.
Структура и содержание предлагаемой программы обеспечивают учителю условия для гибкого ее использования, реализации практической направленности обучения, осуществления индивидуального подхода к учащимся.
Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- Пояснительная записка.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе.
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- Календарно-тематическое планирование
- Содержание тем учебного курса.
Введение. Общие сведения о языке (2 ч.)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.
Наука о русском языке, ее основные разделы.
Роль языка в жизни общества.
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (7 ч.).
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих;
глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне
слова.
Морфология и орфография (21 ч.)
Части речи. Самостоятельные и служебные частя речи.
Имя существительное. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время.
Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л - в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа. Глаголы с ться и тся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой.
Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо,
кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных
местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (43 ч.)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложения. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные
предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в
именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в
предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только
интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и
обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность
говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные
предложения. Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях).
Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч.)
Литературный язык – основа русского национального языка. Нормы литературного языка
(орфоэпические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические,
пунктуационные и др.)
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (17 ч.)
Звуки речи. Звуки речи и буквы.
Алфавит.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед
согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь. Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. Правописание гласных и – ы
после ц.
Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь.
Морфемика и словообразование. Орфография (43 ч.)
Понятие о морфемике.
Основа слова и окончание.
Корень слова. Приставки, суффиксы.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).
Правописание приставок роз - (рос-) — раз - (рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Морфемные и словообразовательные словари русского языка.
Лексикология и фразеология (22 ч.)
Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Историзмы и архаизмы. Неологизмы. Заимствованные слова. Старославянизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Фразеологизмы.
Пословицы, поговорки, афоризмы.
Толковые словари русского языка.
Повторение (14 ч.)
Развитие связной речи (34 ч.)
Устная и письменная формы речи. Речь диалогическая и монологическая. Понятие о связном тексте. Тема. Основная мысль текста. Смысловые части текста. Простой план. Понятие о последовательной и параллельной связи предложений в тексте. Выразительные средства устной речи. Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи. Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.
- Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе
и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в
выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений,
избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого
звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также
наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и
суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в
художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание,
краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в
переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
морфология:
- узнавать и различать основные самостоятельные части речи (существительные,
прилагательные, глаголы, наречия, местоимения) и служебные слова (предлоги,
союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении.
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами
применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические
обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по
заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию
второстепенных членов, количеству грамматических основ;
•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и
эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения
как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными
словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных
синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические
обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.
- Русский язык. Практика. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю. Купаловой – 16-е изд., М.: Дрофа, 2010. – 270 с.
- Никитина Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – 18-е изд. – М.: Дрофа, 2009. – 172 с.
- Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл.: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение/В.В.Бабйцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. - М: Дрофа, 2012.- 272 с.
- Купалова А. Ю. Русский язык. 5 класс : учебно-методическое пособие к УМК В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, Е. И. Никитиной / А. Ю. Купалова. – М.: Дрофа, 2010. – 320 с.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи : К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 5 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.
- Пименова С. Н. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 5 класс. - М.: Дрофа, 2012. – 128 с.
- Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 5 класс / Т. М. Пахнова, А. Ю. Купалова, Г. И. Лидман-Орлова.- М.: Дрофа, 2010. – 189 с.
Список литературы
для учащихся:
- Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА Секреты орфографии.- М, 1994. – 222 с.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. – 495 с.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. - М., 1987. – 223 с.
для учителя:
- «Вспоминая теперь свои впечатления…» Методические рекомендации учителю русского языка к проведению свободных диктантов и изложений на основе впечатлений./ Сост. Т. М. Фалина. – М.: Мнема, 2000. – 79 с.
- Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 5 кл. / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
- Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 5 класса. В помощь учителю / Л. А. Жердева. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - 192 с.
- Казбек-Казиева М. М. школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2010. – 222 с.
- Рогачева Е. Ю. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.
- Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н. В. Верескун, С. С. Грачева. – М.: Планета, 2011. – 224 с.
- Русский язык: правила и упражнения: 1 – 5-й кл. / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2005. - 272 с.
- Сборник диктантов по русскому языку для 5-7 классов / Сост. В. В. Андросова, Е. А. Стогний. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Издательский центр «Кредо», 2008. - 128 с.
- Соловьева Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
- Страхова Л. Д. Сочинение по картине. 5 – 7 классы. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.
- Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
- Фалина Т. М. Русский язык: 5-7 кл.: Диктанты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 136 с.
- Халикова Н. В., Леденева В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы. - М: Дрофа, 1996. – 160 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. – 4-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др. – М.: Аванта+, 2005. – 704 с.
Словари:
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
- Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов: Около 3300 слов / Под ред. П. А. Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 254 с.
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - М: Вопросы языкознания, 1988. – 384 с.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. – Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 976 с.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
- Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / АН СССР, Ин-т русского языка; Под. Ред. С. Г. Бархударова и др. – 25-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1987. – 400 с.
- Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. - 832 с.
- Словарь антонимов русского языка: Более 500 антоним. гнезд / Л. А. Введенская. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 448 с.
- Словарь паронимов русского языка / Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 464 с.
- Словарь синонимов русского языка / ИЛИ РАН; Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002. - 656 с.
- Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Культура и традиции, 1999. - 576 с
Средства ИКТ
- Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0/
- Презентация Power Point «Чередование гласных в корне»
- Презентация Power Point «Прямая речь и диалог (закрепление изученного)»
- Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. – М.: Планета, 2011.
V. Календарно-тематическое планирование учебного материала
по русскому языку в 5 «А» классе
№ п/п | Дата план | Дата факт. | Тема урока |
Введение. Общие сведения о языке. (2+2) | |||
1 (1) | 03.09 | Знакомство с учебным комплексом | |
2 (2) | 05.09 | Роль языка в жизни общества | |
3 Р (3) | 06.09 | Для чего людям нужна речь? | |
4 Р (4) | 06.09 | Как различают формы речи? | |
ВВОДНЫЙ КУРС Орфография (7) | |||
5 (1) | 07.09 | Орфограмма | |
6 (2) | 08.09 | Правописание безударных гласных в корне слова | |
7 (3) | 10.09 | Правописание безударных гласных в корне слова | |
8 (4) | 12.09 | Правописание безударных гласных в приставках. Гласные и, а, у после шипящих | |
9 (5) | 13.09 | Правописание глухих и звонких согласных. | |
10 (6) | 13.09 | Правописание непроизносимых, удвоенных согласных | |
11 (7) | 14.09 | Диктант (1) | |
Морфология и орфография (21+2) | |||
12 (1) | 15.09 | Самостоятельные и служебные части речи | |
13 (2) | 17.09 | Имя существительное | |
14 (3) | 19.09 | Имя существительное. Диагностическая работа №1 | |
15 (4) | 20.09 | Имя существительное | |
16 (5) | 20.09 | Имя существительное | |
17 (6) | 21.09 | Имя прилагательное | |
18 Р (7) | 22.09 | Что такое диалог или монолог? | |
19 (8) | 24.09 | Глагол | |
20 (9) | 26.09 | Глагол | |
21 (10) | 27.09 | Глагол | |
22 (11) | 27.09 | Глагол | |
23 (12) | 28.09 | Глагол | |
24 (13) | 29.09 | Глагол | |
25 (14) | 01.10 | Глагол | |
26 (15) | 03.10 | Диктант (2) | |
27 Р (16) | 04.10 | Как вести беседу? | |
28 (17) | 04.10 | Наречие | |
29 (18) | 05.10 | Наречие | |
30 (19) | 06.10 | Местоимение | |
31 (20) | 08.10 | Местоимение | |
32 (21) | 10.10 | Служебные части речи. | |
33 (22) | 11.10 | Служебные части речи. | |
34 (23) | 11.10 | Проверочная работа (3) | |
Синтаксис и пунктуация (43+8) | |||
35 (1) | 12.10 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | |
36 (2) | 13.10 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | |
37 (3) | 15.10 | Понятие о синтаксисе и пунктуации | |
38 Р (4) | 17.10 | Что такое текст? | |
39 (5) | 18.10 | Предложение. Диктант (3) | |
40 (6) | 18.10 | Виды предложений по цели высказывания | |
41 (7) | 19.10 | Виды предложений по цели высказывания | |
42 (8) | 20.10 | Невосклицательные предложения и предложения восклицательные | |
43 (9) | 22.10 | Невосклицательные и восклицательные предложения | |
44 Р (10) | 24.10 | Что значит писать и говорить на тему? | |
45 Р (11) | 25.10 | Обучение выборочному изложению текста | |
46 (12) | 25.10 | Члены предложения | |
47 (13) | 26.10 | Члены предложения | |
48 (14) | 07.11 | Главные члены предложения | |
49 (15) | 08.11 | Главные члены предложения | |
50 (16) | 08.11 | Главные члены предложения | |
51 (17) | 09.11 | Главные члены предложения | |
52 Р (18) | 10.11 | Обучение написанию сочинения на тему: «Памятный день летних каникул» | |
53 (19) | 12.11 | Второстепенные члены предложения | |
54 (20) | 14.11 | Второстепенные члены предложения | |
55 (21) | 15.11 | Второстепенные члены предложения | |
56 (22) | 15.11 | Второстепенные члены предложения | |
57 (23) | 16.11 | Второстепенные члены предложения | |
58 (24) | 17.11 | Проверочная работа и анализ ее выполнения (4) | |
59 (25) | 19.11 | Анализ проверочной работы | |
60 (26) | 21.11 | Словосочетание | |
61 (27) | 22.11 | Словосочетание | |
62 (28) | 22.11 | Предложения с однородными членами | |
63 (29) | 23.11 | Предложения с однородными членами | |
64 (30) | 24.11 | Предложения с однородными членами | |
65 (31) | 26.11 | Предложения с однородными членами | |
66 Р (32) | 28.11 | Главное в тексте – идея, основная мысль | |
67 Р (33) | 29.11 | Изложение, близкое к тексту | |
68 (34) | 29.11 | Предложение с обращениями | |
69 (35) | 30.11 | Предложение с обращениями | |
70 (36) | 01.12 | Предложения с вводными словами | |
71 (37) | 03.12 | Предложения с вводными словами | |
72 | 05.12 | Сложное предложение | |
73 | 06.12 | Сложное предложение | |
74 | 06.12 | Сложное предложение | |
75 | 07.12 | Сложное предложение | |
76 Р (42) | 08.12 | Для чего нужен план? | |
77 (43) | 10.12 | Предложения с прямой речью | |
78 (44) | 12.12 | Предложения с прямой речью | |
79 (45) | 13.12 | Предложения с прямой речью | |
80 (46) | 13.12 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
81 (47) | 14.12 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
82 (48) | 15.12 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | |
83 (49) | 17.12 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (5) | |
84 (50) | 19.12 | Анализ контрольной работы | |
85 Р (51) | 20.12 | Как связать предложения в тексте? Цепная связь предложений в тексте. | |
86 (52) | 20.12 | Как связать предложения в тексте? Параллельная связь предложений в тексте. | |
ОСНОВНОЙ КУРС. | |||
87 | 21.12 | Понятие о литературном языке | |
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. (17+2) | |||
88 Р (1) | 22.12 | Учитесь выразительно читать | |
89 (2) | 24.12 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит | |
90 (3) | 26.12 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит | |
91 (4) | 27.12 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса | |
92 (5) | 27.12 | Ударение | |
93 (6) | 28.12 | Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм. | |
94 (7) | 09.01 | Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм. | |
95 (8) | 10.01 | Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм. | |
96 (9) | 10.01 | Практикум по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова» | |
97 (10) | 11.01 | Гласные буквы после шипящих и Ц | |
98 (11) | 12.01 | Гласные буквы после шипящих и Ц | |
99 (12) | 14.01 | Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме. | |
100 (13) | 16.01 | Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными | |
101 Р (14) | 17.01 | Текст и фрагменты текста | |
102 (15) | 17.01 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | |
103 (16) | 18.01 | Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков | |
104 (17) | 19.01 | Систематизация и повторение и закрепление изученного по темам: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | |
105 (18) | 21.01 | Систематизация и повторение и закрепление изученного по темам: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | |
106 (19) | 23.01 | Диктант (6) | |
Морфемика и словообразование. Орфография. (44+7) | |||
107 (1) | 24.01 | Понятие о морфемике | |
108 (2) | 24.01 | Основа слова и окончание | |
109 (3) | 25.01 | Основа слова и окончание | |
110 (4) | 26.01 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова | |
111 (5) | 28.01 | Корень слова. | |
112 (6) | 30.01 | Корень слова. | |
113 (7) | 31.01 | Приставки. Суффиксы. | |
114 Р (8) | 31.01 | Функциональные стили речи. Разговорный стиль | |
115 (9) | 01.02 | Чередование гласных звуков в корне | |
116 (10) | 02.02 | Чередование гласных звуков в корне | |
117 (11) | 04.02 | Чередование полногласных и неполногласных сочетаний | |
118 (12) | 06.02 | Подготовка к сочинению на грамматическую тему о слове | |
119 (13) | 07.02 | Морфемный разбор слова | |
120 Р (14) | 07.02 | Книжные стили. Характеристики научного стиля | |
121 (15) | 08.02 | Правописание корней с чередованием гласных А- О | |
122 (16) | 09.02 | Правописание корней с чередованием гласных А- О | |
123 (17) | 11.02 | Правописание корней с чередованием гласных А- О | |
124 (18) | 13.02 | Правописание корней с чередованием гласных А- О | |
125 (19) | 14.02 | Правописание корней с чередованием гласных А- О | |
126 (20) | 14.02 | Правописание корней с чередованием Е-И | |
127 (21) | 15.02 | Правописание корней с чередованием Е-И | |
128 (22) | 16.02 | Правописание корней с чередованием Е-И | |
129 (23) | 18.02 | Правописание корней с чередованием Е-И | |
130 (24) | 20.02 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями (7) | |
131 (25) | 21.02 | Анализ контрольного диктанта | |
132 Р (26) | 21.02 | Художественный стиль. Метафора как средство выразительности | |
133 (27) | 22.02 | Художественный стиль. Метафора как средство выразительности | |
134 (28) | 23.02 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме | |
135 (29) | 25.02 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме | |
136 (30) | 27.02 | Правописание приставок, не изменяющихся на письме | |
137 (31) | 28.02 | Правописание приставок, оканчивающихся на-З (-С) | |
138 (32) | 28.02 | Правописание приставок, оканчивающихся на-З (-С) | |
139 (33) | 01.03 | Правописание приставок, оканчивающихся на-З (-С) | |
140 (34) | 02.03 | Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный | |
141 Р (35) | 04.03 | Изложение, близкое к тексту. К.Г. Паустовский «Первый снег» | |
142 (36) | 06.03 | Правописание приставок -ПРИ- и -ПРЕ- | |
143 (37) | 07.03 | Правописание приставок -ПРИ- и -ПРЕ- | |
144 (38) | 07.03 | Правописание приставок -ПРИ- и -ПРЕ- | |
145 (39) | 08.03 | Обобщение изученного о правописании приставок | |
146 (40) | 09.03 | Обобщение изученного о правописании приставок | |
147 (41) | 11.03 | Диктант (8) | |
148 (42) | 13.03 | Анализ диктанта | |
149 (43) | 14.03 | Словообразование | |
150 (44) | 14.03. | Словообразование | |
151 (45) | 15.03 | Словообразование | |
152 (46) | 16.03 | Словообразование | |
153 (47) | 18.03 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография» | |
154 (48) | 20.03 | Систематизация и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование. Орфография» | |
155 (49) | 21.03 | Как различают типы речи? | |
156 Р (50) | 21.03 | Повествовать - значит рассказывать | |
157 (51) | Резерв | ||
Лексикология. Фразеология. (24+8) | |||
158 (1) | 22.03 | Словарное богатство русского языка | |
159 (2) | 01.04 | Лексическое значение слова | |
160 (3) | 03.04 | Лексическое значение слова | |
161 (4) | 04.04 | Однозначные и многозначные слова | |
162 (5) | 04.04 | Однозначные и многозначные слова | |
163 (6) | 05.04 | Прямое и переносное значение слова | |
164 (7) | 06.04 | Прямое и переносное значение слова | |
165 Р (8) | 08.04 | Выборочное изложение текста | |
166 Р (9) | 10.04 | Выборочное изложение текста | |
167 (10) | 11.04 | Омонимы | |
168 (11) | 11.04 | Синонимы. Лексический разбор слова | |
169 (12) | 12.04 | Синонимы. | |
170 (13) | 13.04 | Синонимы. | |
171 (14) | 15.04 | Синонимы. | |
172 (15) | 17.04 | Антонимы | |
173 Р (16) | 18.04 | Как описать предмет? | |
174 (17) | 18.04 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | |
175 (18) | 19.04 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | |
176 (19) | 20.04 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | |
178 (20) | 22.04 | Исконно русские и заимствованные слова | |
179 (21) | 24.04 | Исконно русские и заимствованные слова | |
180 Р (22) | 25.04 | Как описать животное? Подготовка к сочинению о любимом животном | |
181 (23) | 25.04 | Фразеологизмы | |
182 (24) | 26.04 | Фразеологизмы | |
183 (25) | 27.04 | Повторение изученного по разделу «Лексикология и фразеология». | |
184 (26) | 29.04 | Повторение изученного по разделу «Лексикология и фразеология». Зачёт по теме | |
185- Р (27) | 03.05 | Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | |
186 Р (28) | 04.05 | Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | |
187 (29) | 06.05 | Контрольный диктант (9) | |
188 (30) | 08.05 | Анализ диктанта и работа над ошибками | |
189 Р (31) | 10.05 | Рассуждать – значит рассказывать | |
190 Р (32) | 11.05 | Рассуждать – значит рассказывать | |
Систематизация и обобщение изученного в 5 классе. (12) | |||
191 (1) | 13.05 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | |
192 (2) | 15.05 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | |
193 (3) | 16.05 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | |
194 (4) | 16.05 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | |
195 (5) | 17.05 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии | |
196 (6) | 18.05 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации | |
197 (7) | 20.05 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации | |
198 (8) | 22.05 | Систематизация и обобщение изученного по пунктуации | |
199 (9) | 23.05 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | |
200 (10) | 23.05 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | |
201(11) | 24.05 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | |
202 | 25.05 | Резерв | |
203 | Резерв | ||
204 | Резерв |
[1] Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5—9 классы.
Русский язык. Практика. 5 класс / Под ред. А. Ю. Купаловой.
Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по авторской программе В.В.Бабайцевой, углубленный уровень
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по авторской программе В.В.Бабайцевой, углублённый уровень (280 часов)...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочие программы по русскому языку 7-9 по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой
Данные рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 7-9 классов,обучающихся по учебному комплексу под редакцией В.Бабайцевой....
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. К учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена с учетом 3 часа в неделю и рассчитана на подготовку к ГИА....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
рабочая программа по русскому языку 5 класс под редакцией Бабайцевой ФГОС 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, средство контроля,...