Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М.. – Просвещение, 2006г. и в соответствии с методическими указаниями авторов учебника «Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с., ил.».
Количество часов по программе – 170, т.е. 5 часов в неделю на 34 учебных недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_7_klass.docx | 46.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Вязьмы Смоленской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области протокол № 1 от «31» августа 2012 г. | Принята педагогическим советом МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области протокол № 15 от «31» августа 2012 г. | Утверждена приказом директора школы от «17» сентября 2012 г № 278/01-07 |
Рабочая программа
по русскому языку
7 класс
на 2012-2013 учебный год
Составила: Чижик Ирина Николаевна
Вязьма
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М.. – Просвещение, 2006г. и в соответствии с методическими указаниями авторов учебника «Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с., ил.».
Количество часов по программе – 170, т.е. 5 часов в неделю на 34 учебных недели.
Цели обучения.
Курс русского языка в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры, уметь:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание программы курса
Русский язык как развивающее явление.
Повторение пройденного в 5-6 классах.
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие
Повторение пройденного о глаголе в 5 – 6 классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого оп личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие
Наречие как часть речи. Синтаксическа рол наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описание состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. Основное содержание. | Дата | Примечание |
1 | Русский язык как развивающее явление. | ||
2 | Повторение пройденного в 5-6 классах. (12+2) Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация. | ||
3 | Лексика и фразеология. | ||
4 | Фонетика и орфография. | ||
5-7 | Словообразование и орфография. | ||
8-9 | Морфология и орфография | ||
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах» | ||
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах» | ||
12 | Контрольный диктант по теме « Повторение изученного в 5-6 классах». | к/д | |
13 | Анализ контрольного диктанта. | ||
14 | Р/р. Стили литературного языка. | р/р | |
15 | Р/р. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. | р/р | |
Причастие (25+6). | |||
16 | Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. | ||
17 | Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. | ||
18 | Склонение полных причастий. | ||
19 | Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстоообразующая роль причастий. | ||
20-21 | Р/р. Сочинение на тему «Люби и охраняй природу». | р/р | |
22-23 | Действительные и страдательные причастия. Образование действительных причастий настоящего времени. | ||
24 | Р/р. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. | р/р | |
25 | Образование действительных причастий прошедшего времени | ||
26 | Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. | ||
27-28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | ||
29-30 | Страдательные причастия прошедшего времени. | ||
31 | Краткие страдательные причастия. | ||
32-33 | Р/р. Выборочное изложение. | р/р | |
34 | Морфологический разбор причастия. | ||
35 | Контрольный диктант. | к/д | |
36-37 | Анализ контрольного диктанта. Слитное и раздельное написание не с причастиями. | ||
38-39 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | ||
40 | Р/р. Приёмы систематизации материала, редактирование своего текста. | р/р | |
41 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | ||
42-44 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие» | ||
45 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | к/д | |
46 | Анализ контрольного диктанта. | ||
Деепричастие (10+2) | |||
47 | Понятие о деепричастии. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот. | ||
48-49 | Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами. | ||
50 | Раздельное написание не с деепричастиями. | ||
51 | Деепричастия несовершенного вида. | ||
52 | Деепричастия совершенного вида. | ||
53-54 | Р/р. Сочинение с описанием действия. | р/р | |
55 | Морфологический разбор деепричастия. | ||
56 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие». | ||
57 | Контрольный диктант по теме « Деепричастия». | к/д | |
58 | Анализ контрольного диктанта. | ||
Наречие (28+6) | |||
59 | Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. | ||
60 | Р/р. Употребление наречий в тексте. Текстообразующая роль наречий. | р/р | |
61-62 | Смысловые группы наречий. | ||
63-64 | Степени сравнения наречий. | ||
65 | Морфологический разбор наречий. | ||
66-68 | Слитное и раздельное написание не с наречиями. | ||
69-70 | Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. | ||
71-72 | Одна и две буквы н в наречиях на о и е. | ||
73-74 | Р/р. Изложение текста с описанием действия. | р/р | |
75-76 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | ||
77-78 | Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-. | ||
79-80 | Р/р. Изложение текста с описанием действия. | р/р | |
81-82 | Дефис между частями слова в наречиях. | ||
83-85 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | ||
86 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | ||
87 | Р/р. Изложение текста с элементами описания. | р/р | |
88-90 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие». | ||
91 | Контрольный диктант по теме «Наречие». | к/д | |
92 | Анализ контрольного диктанта. | ||
Категория состояния (4+2). | |||
93-94 | Категория состояния как часть речи. Синтаксическая роль слов категории состояния. | ||
95-96 | Отличие слов категории состояния от наречий. | ||
97-98 | Р/р. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы. | р/р | |
Предлог (11+2) | |||
99 | Предлог как служебная часть речи. | ||
100 | Синтаксическая роль предлогов в предложении. Текстообразующая роль предлогов. | ||
101-102 | Непроизводные и производные предлоги. | ||
103 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | ||
104-105 | Р/р. Сочинение « На берегу моря (озера, реки, пруда)». | р/р | |
106-108 | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под. | ||
109-110 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог». | ||
111 | Урок контроля. | к/д | |
Союз (16+2) | |||
112 | Союз как служебная часть речи. Текстообразующая роль союзов. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. | ||
113-114 | Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. | ||
115-116 | Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении. | ||
117 | Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. | ||
118 | Морфологический разбор союза. | ||
119-120 | Р/р Сочинение- рассуждение о книге по данному началу. | р/р | |
121-123 | Слитные и раздельные написания союзов. | ||
124-125 | Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. | ||
126-127 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Союз». | ||
128 | Контрольный диктант по теме «Союз». | к/д | |
129 | Анализ контрольного диктанта. | ||
Частица (18+4) | |||
130 | Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Текстообразующая роль частиц. | ||
131-133 | Формообразующие и смысловые частицы. | ||
134-137 | Отрицательные частицы. Дефисное написание и раздельное написание не; различение на письме частицы не и приставки не; различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-. | ||
138-139 | Различение на письме частиц не и ни. | ||
140-141 | Р/р. Изложение с элементами сочинения. | р/р | |
142-143 | Правописание не и ни с различными частями речи. | ||
144 | Морфологический разбор частиц. | ||
145-146 | Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету и его анализ. | р/р | |
147-149 | Обобщающее-повторительный урок по теме «Частицы». | ||
150 | Контрольный диктант по теме « Частицы». | к/д | |
151 | Анализ контрольного диктанта. | ||
Междометие (4). | |||
152 | Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. | ||
153 | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. | ||
154 | Дефис в междометиях. | ||
155 | Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. | ||
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (12+2). | |||
156-157 | Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | р/р | |
158 | Анализ контрольного сочинения рассуждения на морально-этическую тему. | ||
159-160 | Повторение и систематизация пройденного по теме «Причастие». | ||
161-162 | Повторение и систематизация пройденного по теме «Деепричастие». | ||
163-164 | Повторение и систематизация пройденного по теме «Наречие». | ||
165-167 | Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. | ||
168 | Итоговый контрольный диктант. | к/д | |
169 | Анализ итогового контрольного диктанта. | ||
170 | Резервный урок. |
Формы и методы контроля.
В рабочей программе в соответствии с требованиями предполагаются следующие виды контроля: контрольные диктанты, проверочные работы, орфографические диктанты; изложения, сочинения. В связи с современными требованиями и в свете подготовки к ГИА и ЕГЭ введены тесты в формате ЕГЭ.
Перечень учебно-методических средств обучения
- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с., ил.
- Книгина М.П. Русский язык. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – 2-е изд., перераб.и доп. – Саратов: Лицей, 2009. – Ч.1,2. – 54 с.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. Из опыта работы. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Мнемозина, 2000. – 256 с.
- Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 7 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с. – (Дидактические материалы).
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944стр.
- Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 928с. – (Библиотека словарей).
- Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка: около 70 000 слов. Изд.5-е, стереотипное. – М.: Цитадель – трейд, РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 928 с.
- Орфографический словарь русского языка: ок.20 000 слов/сост.Н.Ф. Татьянченко. – М.: Диалог, 2005. – 575 с.
- Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка: около 500 антоним.гнёзд/Л.А. Введенская. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 445 с.
- Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка/А.Н. Булыко. – Мн.: «Харвест», 2007. – 448 с.
- Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов; ок. 800 синоним.рядов/Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. – 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 333 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 832 с.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр.и доп. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 368 с.
- Ковалёва С.В. Современная грамматика русского языка. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 224 с.
- Раздаточный материал.
- Комплект наглядных пособий «Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации». – М.: Дрофа, 2004. – 36т.
- Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2004. – 72 с., 4 л.цв.вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....