Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Чижик Ирина Николаевна

 

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М.. – Просвещение, 2006г. и в соответствии с методическими указаниями авторов учебника «Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с., ил.».

Количество часов по программе – 170, т.е. 5 часов в неделю на 34 учебных недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_7_klass.docx46.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Вязьмы Смоленской области

Рассмотрена и рекомендована к  утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области протокол

 № 1 от «31» августа  2012 г.

Принята педагогическим советом

МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области

протокол № 15  от «31» августа   2012 г.

Утверждена приказом директора школы  

от «17» сентября    2012 г

№ 278/01-07

Рабочая программа

по русскому языку

7 класс

на 2012-2013 учебный год

Составила: Чижик Ирина Николаевна

Вязьма

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5 – 9 классы под редакцией Баранова М.Т.; Ладыженской Т.А.; Шанского Н.М.. – Просвещение, 2006г. и в соответствии с методическими указаниями авторов учебника «Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с., ил.».

Количество часов по программе – 170, т.е. 5 часов в неделю на 34 учебных недели.

Цели обучения.

Курс русского языка в 7 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. воспитание интереса и любви к русскому языку;
  3. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  4. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  5. развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  6. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  7. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры, уметь:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По  о р ф о г р а ф и и.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По  п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По  с в я з н о й  ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Содержание программы курса

Русский язык как развивающее явление.

Повторение пройденного в 5-6 классах.

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие

Повторение пройденного о глаголе в 5 – 6 классах.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого оп личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Рассказ по картине.

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическа рол наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

 Выборочное изложение текста с описание состояния человека или природы.

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог

 Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока. Основное содержание.

Дата

Примечание

1

Русский язык как развивающее явление.

2

Повторение пройденного в 5-6 классах. (12+2) Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.

3

Лексика и фразеология.

4

Фонетика и орфография.

5-7

Словообразование и орфография.

8-9

Морфология и орфография

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»

11

Повторительно-обобщающий урок по теме «Повторение пройденного в 5-6 классах»

12

Контрольный диктант по теме « Повторение изученного в 5-6 классах».

к/д

13

Анализ контрольного диктанта.

14

Р/р. Стили литературного языка.

р/р

15

Р/р. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

р/р

Причастие (25+6).

16

Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

17

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении.

18

Склонение полных причастий.

19

Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстоообразующая роль причастий.

20-21

Р/р. Сочинение на тему «Люби и охраняй природу».

р/р

22-23

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных причастий настоящего времени.

24

Р/р. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности.

р/р

25

Образование действительных причастий прошедшего времени

26

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

27-28

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

29-30

Страдательные причастия прошедшего времени.

31

Краткие страдательные причастия.

32-33

Р/р. Выборочное изложение.

р/р

34

Морфологический разбор причастия.

35

Контрольный диктант.

к/д

36-37

Анализ контрольного диктанта. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

38-39

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

40

Р/р. Приёмы систематизации материала, редактирование своего текста.

р/р

41

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

42-44

Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие»

45

Контрольный диктант по теме «Причастие».

к/д

46

Анализ контрольного диктанта.

Деепричастие (10+2)

47

Понятие о деепричастии. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот.

48-49

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.

50

Раздельное написание не с деепричастиями.

51

Деепричастия несовершенного вида.

52

Деепричастия совершенного вида.

53-54

Р/р. Сочинение с описанием действия.

р/р

55

Морфологический разбор деепричастия.

56

Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие».

57

Контрольный диктант по теме « Деепричастия».

к/д

58

Анализ контрольного диктанта.

Наречие (28+6)

59

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении.

60

Р/р. Употребление наречий в тексте. Текстообразующая роль наречий.

р/р

61-62

Смысловые группы наречий.

63-64

Степени сравнения наречий.

65

Морфологический разбор наречий.

66-68

Слитное и раздельное написание не с наречиями.

69-70

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.

71-72

Одна и две буквы н в наречиях на о и е.

73-74

Р/р. Изложение текста с описанием действия.

р/р

75-76

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

77-78

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

79-80

Р/р. Изложение текста с описанием действия.

р/р

81-82

Дефис между частями слова в наречиях.

83-85

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

86

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

87

Р/р. Изложение текста с элементами описания.

р/р

88-90

Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие».

91

Контрольный диктант по теме «Наречие».

к/д

92

Анализ контрольного диктанта.

Категория состояния (4+2).

93-94

Категория состояния как часть речи. Синтаксическая роль слов категории состояния.

95-96

Отличие слов категории состояния от наречий.

97-98

Р/р. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

р/р

Предлог (11+2)

99

Предлог как служебная часть речи.

100

Синтаксическая роль предлогов в предложении. Текстообразующая роль предлогов.

101-102

Непроизводные и производные предлоги.

103

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.

104-105

Р/р. Сочинение « На берегу моря (озера, реки, пруда)».

р/р

106-108

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

109-110

Обобщающе-повторительный урок по теме «Предлог».

111

Урок контроля.

к/д

Союз (16+2)

112

Союз как служебная часть речи. Текстообразующая роль союзов. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы.

113-114

Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные.

115-116

Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении.

117

Употребление подчинительных союзов в сложном предложении.

118

Морфологический разбор союза.

119-120

Р/р Сочинение- рассуждение о книге по данному началу.

р/р

121-123

Слитные и раздельные написания союзов.

124-125

Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

126-127

Повторительно-обобщающий урок по теме «Союз».

128

Контрольный диктант по теме «Союз».

к/д

129

Анализ контрольного диктанта.

Частица (18+4)

130

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Текстообразующая роль частиц.

131-133

Формообразующие и смысловые частицы.

134-137

Отрицательные частицы. Дефисное написание и раздельное написание не; различение на письме частицы не и приставки не; различение на письме частицы ни, союза ни-ни, приставки ни-.

138-139

Различение на письме частиц не и ни.

140-141

Р/р. Изложение с элементами сочинения.

р/р

142-143

Правописание не и ни с различными частями речи.

144

Морфологический разбор частиц.

145-146

Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету и его анализ.

р/р

147-149

Обобщающее-повторительный урок по теме «Частицы».

150

Контрольный диктант по теме « Частицы».

к/д

151

Анализ контрольного диктанта.

Междометие (4).

152

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

153

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

154

Дефис в междометиях.

155

Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (12+2).

156-157

Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

р/р

158

Анализ контрольного сочинения рассуждения на морально-этическую тему.

159-160

Повторение и систематизация пройденного по теме «Причастие».

161-162

Повторение и систематизация пройденного по теме «Деепричастие».

163-164

Повторение и систематизация пройденного по теме «Наречие».

165-167

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

168

Итоговый контрольный диктант.

к/д

169

Анализ итогового контрольного диктанта.

170

Резервный урок.

Формы и методы контроля.

В рабочей программе в соответствии с требованиями предполагаются следующие виды контроля: контрольные диктанты, проверочные работы,  орфографические диктанты; изложения, сочинения. В связи с современными требованиями и в свете подготовки к ГИА и ЕГЭ введены тесты в формате ЕГЭ.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с., ил.
  2. Книгина М.П. Русский язык. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – 2-е изд., перераб.и доп. – Саратов: Лицей, 2009. – Ч.1,2. – 54 с.
  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя. Из опыта работы. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Мнемозина, 2000. – 256 с.
  4. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 7 кл. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с. – (Дидактические материалы).
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944стр.
  6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 928с. – (Библиотека словарей).
  7. Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка: около 70 000 слов. Изд.5-е, стереотипное. – М.: Цитадель – трейд, РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 928 с.
  8. Орфографический словарь русского языка: ок.20 000 слов/сост.Н.Ф. Татьянченко. – М.: Диалог, 2005. – 575 с.
  9. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка: около 500 антоним.гнёзд/Л.А. Введенская. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 445 с.
  10. Булыко А.Н. Фразеологический словарь русского языка/А.Н. Булыко. – Мн.: «Харвест», 2007. – 448 с.
  11. Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов; ок. 800 синоним.рядов/Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин и др. – 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2007. – 333 с.
  12. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 832 с.
  13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр.и доп. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 368 с.
  14. Ковалёва С.В. Современная грамматика русского языка. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005. – 224 с.
  15. Раздаточный материал.
  16. Комплект наглядных пособий «Схемы-таблицы по орфографии и пунктуации». – М.: Дрофа, 2004. – 36т.
  17. Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2004. – 72 с., 4 л.цв.вкл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....