План-конспект урока по русскому языку в 10 классе Нахождение и исправление речевых ошибок
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Ерофеева Ирина Алексеевна

                                                                                                                                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahozhdenie_i_ispravlenie_rechevyh_oshibok.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 10 классе

Нахождение и исправление речевых ошибок

(из серии уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения)

     Цели урока:

Обучающие:

  1. проверить умения учащихся анализировать текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста);
  2. обобщить и систематизировать материал по указанной теме;

Развивающие содействовать развитию у личности:

а)  общеучебных умений – рассмотрение текста с речевыми ошибками и их исправление;

б) интеллектуальных умений – развитие мышления через составление схем, сравнение, развитие умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности;

в) специальных умений – наблюдение и анализ, развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные:

  1. воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией;
  2. содействовать в ходе урока формированию ценностного отношения к своему языку.

Ход урока

«Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человек»

Д.С. Лихачев

     Такой эпиграф нашего сегодняшнего урока.

- Что Вы можете сказать о нем?

- Давайте немного порассуждаем над этими словами?

(этими словами автор хотел подчеркнуть значимость в умении правильно и грамотно говорить; развитая и грамотная речь позволяет человеку занимать определенное место в обществе, его речь говорит о его развитии…)

- Давайте в своих тетрадях запишем слова Д.С.Лихачева – это и будет тезис нашего дальнейшего разговора. Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение,

выставляемое и потом доказываемое

в каком-нибудь рассуждении.

- Как Вы помните к любому тезису можно подобрать «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе». Давайте сейчас мы и попытаемся с вами это сделать и записать.

        


- Сейчас мы с Вами попытались привести различные аргументы к высказыванию Д.С. Лихачева. Главное, что Вы должны помнить при написании сочинения: используемые аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.

- Для повышения уровня речевой культуры мы должны обогащать свою речь, избегать возможные ошибки и научиться грамотно использовать ее. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка. Вот сегодня мы с Вами и попробуем поработать с ошибками, которые наиболее часто встречаются в устной и письменной речи, попробуем дать им оценку, выяснить природу их появления и поработаем над их исправлением. Сделайте заголовок в своих тетрадях: речевые ошибки.

- Как Вы думаете, что мы относим к речевым ошибкам?

(повторы; употребление слова иной стилевой окраски; употребление слова в несвойственном ему значении…)

- Перед Вами листок с разного рода примерами, прочитайте их внимательно. Все ли в них соответствует норме? Если что-то не так, предложите замену, записав ее с правой стороны нашего рабочего листа (с комментариями).

*Это поле в материале, розданном учащимся, не заполнено – оно заполняется самим учеником.

Примеры

Предлагаемый учителем вариант*

  1. (житель, жилец) нашей квартиры

(житель, жилец) нашего города

(смешение паронимов)

Жилец нашей квартиры (жилец – лицо, живущее в квартире);

Житель нашего города (житель – лицо, проживающее в каком-либо месте)

  1. Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.

(повтор одного слова в небольшом контексте)

Недавно я прочитал одну книгу. Она называется «Собачье сердце». В этом произведении интересно рассказывается о героях.

  1. Бесчисленное множество.

(употребление лишнего слова)

Убрать из контекста слово «бесчисленное».

  1. Писатель пишет…

(употребление рядом однокоренных слов; тавтология)

Писатель размышляет….Автор пишет…

  1. Книги занимают очень важную роль в жизни человека.

(нарушение лексической сочетаемости)

Книги играют важную роль или занимают важное место.

  1. По ящику сейчас показывают одни разборки.

(неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов)

По телевизору сейчас показывают одни драки.

  1. Не следует зацикливаться на своих проблемах.

(иная стилевая окраска)

Не следует застревать внимание на своих проблемах.

  1. В конечном предложении автор подводит итоги.

(неразличение синонимичных слов)

В последнем предложении…

  1. Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

(слово в несвойственном ему значении)

…там можно найти интриги патриотизма.

  1.  Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

(плеоназм)

Сегодня справочник цен можно увидеть в любом кафе.

  1.  Данный текст написал В.Белов. В нем поднимается важная проблема.

(неудачное употребление местоимения)

Данный текст написал В.Белов. В произведении поднимается важная проблема.

  1.  Автор остро поставил ряд важнейших проблем того времени.

(штамп)

Автор поставил в своем произведении ряд актуальных вопросов своего времени.

  1.  Когда началась война, его отправили на фронт. Когда оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

(бедность и однообразие речи)

Его отправили на фронт, как только началась война. Оказавшись на поле битвы, он получил назначение командира роты.

- Мы рассмотрели с Вами некоторые виды речевых ошибок, исправили их. Давайте попробуем теперь составить с Вами опорную схему с опорой на рабочий лист.

И так, какие речевые ошибки мы отметили в данных примерах:


- Разобрав отдельные примеры с разными видами речевых ошибок, давайте обратимся к тексту и посмотрим, как же в тексте, не нарушая логики и смысла мы сможем исправить подобные ошибки. Кстати, текст написан таким же учеником, как и Вы:

     Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому  что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.

     Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.

- Прежде чем говорить об этом тексте, давайте вспомним, что мы называем текстом и каковы его особенности?

Текст – это последовательное сочетание

предложений, которое образует

законченное сообщение.

Особенности текста: связность; последовательность; цельность…

- Какова тема текста? Его проблема? Есть ли здесь аргументы? (какие?)

- Теперь давайте обратимся непосредственно к речевым ошибкам в данном тексте? Что не так в этом тексте? (ответ аргументировать).

Для удобства можно пронумеровать каждое предложение.

Ошибка

Текст

Р – многозначность

Р – многословие

Р – повтор

Р – повтор; нарушение порядка слов

Р – повтор, неудачный выбор синонимов

Г – ошибка в написании слова;

Р - нарушение лексической сочетаемости

Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому  что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.

     Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.

Проанализировав данный текст, какой вывод мы можем сделать?

(Как все-таки важно уметь правильно выражать свои мысли.)

- Наше занятие подошло к концу. И хотелось бы его закончить небольшой творческой работой «Синквейн»*. Попробуйте в течение нескольких минут составить «Синквейн» не тему «Речевые ошибки».

*Синквейн – это……………………

Вариант синквейна:

  1. Речевые ошибки.
  2. Устные, письменные.
  3. Учиться говорить, писать и исправлять.
  4. Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека.
  5. Общение.

Домашнее задание:

     Написать сочинение-рассуждение на очерк Д.С. Лихачева «Учиться говорить и писать»

Раздаточный материал:

Примеры

Варианты ответов учащихся

  1. (житель, жилец) нашей квартиры

(житель, жилец) нашего города

  1. Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.

  1. Бесчисленное множество.

  1. Писатель пишет…

  1. Книги занимают очень важную роль в жизни человека.

(нарушение лексической сочетаемости)

  1. По ящику сейчас показывают одни разборки.

  1. Не следует зацикливаться на своих проблемах.

  1. В конечном предложении автор подводит итоги.

  1. Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

  1.  Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

  1.  Данный текст написал В.Белов. В нем поднимается важная проблема.

  1.  Автор остро поставил ряд важнейших проблем того времени.

  1.  Когда началась война, его отправили на фронт. Когда оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

Раздаточный материал:

Текст ученика:

     Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому  что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.

     Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.

3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.

5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.

Приложение

Виды упражнений над речевыми ошибками:

  1. Просчитайте следующие группы синонимов и расположите их по степени усиления признака. При необходимости маркируйте слова в синонимическом ряду как разговорные, устаревшие, редкие, уничижительные, просторечные или специальные. Стержневой компонент (доминанта) каждого ряда выделен жирным шрифтом.
  1. I поездка_____________________________________________________

II вояж _______________________________________________________

III путешествие________________________________________________

  1. I недостаток _________________________________________________

II дефект_____________________________________________________

III пробел_____________________________________________________

IV недочет ___________________________________________________

  1. I Богоматерь _________________________________________________

II Мадонна____________________________________________________

III Пречистая _________________________________________________
IV Богородица___________________________________________________

  1. Прочтите следующие слова, рассмотрите их возможные значения и снабдите каждое двумя антонимами:

Тусклый___________________________________________________________

Возлюбленный _____________________________________________________

Робкий ____________________________________________________________

Добродетельный ___________________________________________________

Устойчивый _______________________________________________________

  1. Прочитайте следующие словосочетания и правильно употребите слова-паронимы, данные в скобках:
  1. Входить в дом (ощупью, на ощупь)

Скользкий (ощупью, на ощупь)

  1. (Рыбная, рыбья) кость

(Рыбный, рыбий) суп

  1. (Житейский, житийный) опыт

(Житейский, житийный) рассказ

  1. Прочитайте следующие предложения, найдите в них ошибки и исправьте их:
  1. Машине лейтенанта стала достигать беглецов, когда раздалась автоматная очередь.
  2. Когда мои ученики пишут сочинение, я, разумеется, никогда не поставлю им их откровение в вину.
  3. Путем нехитры преобразований нижняя часть бутылки превращалась в вазочку, а верхняя – в лейку.
  4. Остудите воду, потому что от горячей воды ножи тупеют.

  1. Исправьте ошибки, вызванные употреблением слов в не свойственных им значениях, и запишите свой вариант:

  1. Также эту проблему захватывает Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба» ______________________________________________________
  2. Эти люди уверены в праведности своих действий._____________________________________________________
  3. На мой взгляд, этот текст можно разделить на три тропа. _____________________________________________________________
  4. Большинство магазинов украшают громогласные вывески. _____________________________________________________________
  5. Раз такую литературу покупают, значит, люди интересуются и им любознательно._____________________________________________________________________________________

  1. Исправьте предложения, устранив плеоназм и тавтологию, и запишите свой вариант:

  1. Сочувствие – одно из важнейших чувств человека. _____________________________________________________________
  2. Все должны узнать об этом мужественном подвиге. _____________________________________________________________
  3. Именно о таких людях рассказывается в рассказе В.Астафьева. _____________________________________________________________
  4. Герой так и не смог осуществить свою мечту и вернулся обратно. _____________________________________________________________
  5. Люди отличаются своими взглядами на экологию окружающей среды. _____________________________________________________________

  1. Отредактируйте предложения, заменив жаргонные и просторечные слова и выражения стилистически нейтральными синонимами:

  1. Не следует зацикливаться на неудачах и промахах. _____________________________________________________________
  2. Мир,  наполненный серыми красками и скукотой, может спасти только любовь. ______________________________________________________
  3. По телевизору сплошные фильмы про зомбаков и вампиров.  _____________________________________________________________

  1. Отредактируйте предложения с нарушением сочетаемости слов:

  1. Нужно уметь помочь человеку, который попал в плохую ситуацию. _____________________________________________________________
  2. В мире есть силы, которые разжигают пекло войны. ____________________________________________________________
  3. С появлением телевидения чтение книг уменьшилось. ____________________________________________________________
  4. Автор понимает вопрос об истинном и ложном воспитании. _____________________________________________________________
  5. Поднятая автором проблема неопровержимо актуальна. ____________________________________________________________
  6. Автор изображает свое личное мнение в последнем абзаце. _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...