План-конспект урока по русскому языку в 10 классе Нахождение и исправление речевых ошибок
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 10 классе
Нахождение и исправление речевых ошибок
(из серии уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения)
Цели урока:
Обучающие:
- проверить умения учащихся анализировать текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста);
- обобщить и систематизировать материал по указанной теме;
Развивающие содействовать развитию у личности:
а) общеучебных умений – рассмотрение текста с речевыми ошибками и их исправление;
б) интеллектуальных умений – развитие мышления через составление схем, сравнение, развитие умений и навыков организации самостоятельной учебной деятельности;
в) специальных умений – наблюдение и анализ, развитие умений анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные:
- воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией;
- содействовать в ходе урока формированию ценностного отношения к своему языку.
Ход урока
«Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человек»
Д.С. Лихачев
Такой эпиграф нашего сегодняшнего урока.
- Что Вы можете сказать о нем?
- Давайте немного порассуждаем над этими словами?
(этими словами автор хотел подчеркнуть значимость в умении правильно и грамотно говорить; развитая и грамотная речь позволяет человеку занимать определенное место в обществе, его речь говорит о его развитии…)
- Давайте в своих тетрадях запишем слова Д.С.Лихачева – это и будет тезис нашего дальнейшего разговора. Что такое тезис?
Тезис – это положение, утверждение,
выставляемое и потом доказываемое
в каком-нибудь рассуждении.
- Как Вы помните к любому тезису можно подобрать «аргументы к обещанию» и «аргументы к угрозе». Давайте сейчас мы и попытаемся с вами это сделать и записать.
- Сейчас мы с Вами попытались привести различные аргументы к высказыванию Д.С. Лихачева. Главное, что Вы должны помнить при написании сочинения: используемые аргументы «имеют различный вес», то есть оцениваются различными баллами.
- Для повышения уровня речевой культуры мы должны обогащать свою речь, избегать возможные ошибки и научиться грамотно использовать ее. Ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка. Вот сегодня мы с Вами и попробуем поработать с ошибками, которые наиболее часто встречаются в устной и письменной речи, попробуем дать им оценку, выяснить природу их появления и поработаем над их исправлением. Сделайте заголовок в своих тетрадях: речевые ошибки.
- Как Вы думаете, что мы относим к речевым ошибкам?
(повторы; употребление слова иной стилевой окраски; употребление слова в несвойственном ему значении…)
- Перед Вами листок с разного рода примерами, прочитайте их внимательно. Все ли в них соответствует норме? Если что-то не так, предложите замену, записав ее с правой стороны нашего рабочего листа (с комментариями).
*Это поле в материале, розданном учащимся, не заполнено – оно заполняется самим учеником.
Примеры | Предлагаемый учителем вариант* |
(житель, жилец) нашего города (смешение паронимов) | Жилец нашей квартиры (жилец – лицо, живущее в квартире); Житель нашего города (житель – лицо, проживающее в каком-либо месте) |
(повтор одного слова в небольшом контексте) | Недавно я прочитал одну книгу. Она называется «Собачье сердце». В этом произведении интересно рассказывается о героях. |
(употребление лишнего слова) | Убрать из контекста слово «бесчисленное». |
(употребление рядом однокоренных слов; тавтология) | Писатель размышляет….Автор пишет… |
(нарушение лексической сочетаемости) | Книги играют важную роль или занимают важное место. |
(неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов) | По телевизору сейчас показывают одни драки. |
(иная стилевая окраска) | Не следует застревать внимание на своих проблемах. |
(неразличение синонимичных слов) | В последнем предложении… |
(слово в несвойственном ему значении) | …там можно найти интриги патриотизма. |
(плеоназм) | Сегодня справочник цен можно увидеть в любом кафе. |
(неудачное употребление местоимения) | Данный текст написал В.Белов. В произведении поднимается важная проблема. |
(штамп) | Автор поставил в своем произведении ряд актуальных вопросов своего времени. |
(бедность и однообразие речи) | Его отправили на фронт, как только началась война. Оказавшись на поле битвы, он получил назначение командира роты. |
- Мы рассмотрели с Вами некоторые виды речевых ошибок, исправили их. Давайте попробуем теперь составить с Вами опорную схему с опорой на рабочий лист.
И так, какие речевые ошибки мы отметили в данных примерах:
- Разобрав отдельные примеры с разными видами речевых ошибок, давайте обратимся к тексту и посмотрим, как же в тексте, не нарушая логики и смысла мы сможем исправить подобные ошибки. Кстати, текст написан таким же учеником, как и Вы:
Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.
Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.
- Прежде чем говорить об этом тексте, давайте вспомним, что мы называем текстом и каковы его особенности?
Текст – это последовательное сочетание
предложений, которое образует
законченное сообщение.
Особенности текста: связность; последовательность; цельность…
- Какова тема текста? Его проблема? Есть ли здесь аргументы? (какие?)
- Теперь давайте обратимся непосредственно к речевым ошибкам в данном тексте? Что не так в этом тексте? (ответ аргументировать).
Для удобства можно пронумеровать каждое предложение.
Ошибка | Текст |
Р – многозначность Р – многословие Р – повтор Р – повтор; нарушение порядка слов Р – повтор, неудачный выбор синонимов Г – ошибка в написании слова; Р - нарушение лексической сочетаемости | Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово. Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари. |
Проанализировав данный текст, какой вывод мы можем сделать?
(Как все-таки важно уметь правильно выражать свои мысли.)
- Наше занятие подошло к концу. И хотелось бы его закончить небольшой творческой работой «Синквейн»*. Попробуйте в течение нескольких минут составить «Синквейн» не тему «Речевые ошибки».
*Синквейн – это……………………
Вариант синквейна:
- Речевые ошибки.
- Устные, письменные.
- Учиться говорить, писать и исправлять.
- Хорошая речь – показатель интеллектуального и нравственного развития человека.
- Общение.
Домашнее задание:
Написать сочинение-рассуждение на очерк Д.С. Лихачева «Учиться говорить и писать»
Раздаточный материал:
Примеры | Варианты ответов учащихся |
(житель, жилец) нашего города | |
| |
| |
| |
(нарушение лексической сочетаемости) | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Раздаточный материал:
Текст ученика:
Я думаю, что автор прав насчет своей мысли. Если смотреть с точки зрения автора, слова меняются в русском языке очень часто. Я думаю, если люди стали обращать внимания на те слова, которые они употребляют, они бы задумались о том, что не все понятно другим. И дело не только в том, что плохие диалектные слова. Если посмотреть на подростков, то сразу видно, как они общаются. В нашем обществе люди общаются виртуально, даже не выражая ни каких своих стыдностей. Я думаю, если создать закон, чтобы люди выражались не грубо и не использовали диалектные слова, то это никому не понравится. Могут даже митинги. А диалектные слова люди используют потому что не могут заменить их какими-нибудь другими. Если смотреть с другой стороны это даже совсем и не плохо. Например, человек выражает мысль и применяет слово, которое слышал от бабушки, а она жила где-то на севере. А так бы и не узнали, что было такое слово.
Поэтому диалектные слова – это не всегда плохо, вот так и автор то же пишет. И ученым надо изучать диалекты и составлять словари.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
Приложение
Виды упражнений над речевыми ошибками:
- Просчитайте следующие группы синонимов и расположите их по степени усиления признака. При необходимости маркируйте слова в синонимическом ряду как разговорные, устаревшие, редкие, уничижительные, просторечные или специальные. Стержневой компонент (доминанта) каждого ряда выделен жирным шрифтом.
- I поездка_____________________________________________________
II вояж _______________________________________________________
III путешествие________________________________________________
- I недостаток _________________________________________________
II дефект_____________________________________________________
III пробел_____________________________________________________
IV недочет ___________________________________________________
- I Богоматерь _________________________________________________
II Мадонна____________________________________________________
III Пречистая _________________________________________________
IV Богородица___________________________________________________
- Прочтите следующие слова, рассмотрите их возможные значения и снабдите каждое двумя антонимами:
Тусклый___________________________________________________________
Возлюбленный _____________________________________________________
Робкий ____________________________________________________________
Добродетельный ___________________________________________________
Устойчивый _______________________________________________________
- Прочитайте следующие словосочетания и правильно употребите слова-паронимы, данные в скобках:
- Входить в дом (ощупью, на ощупь)
Скользкий (ощупью, на ощупь)
- (Рыбная, рыбья) кость
(Рыбный, рыбий) суп
- (Житейский, житийный) опыт
(Житейский, житийный) рассказ
- Прочитайте следующие предложения, найдите в них ошибки и исправьте их:
- Машине лейтенанта стала достигать беглецов, когда раздалась автоматная очередь.
- Когда мои ученики пишут сочинение, я, разумеется, никогда не поставлю им их откровение в вину.
- Путем нехитры преобразований нижняя часть бутылки превращалась в вазочку, а верхняя – в лейку.
- Остудите воду, потому что от горячей воды ножи тупеют.
- Исправьте ошибки, вызванные употреблением слов в не свойственных им значениях, и запишите свой вариант:
- Также эту проблему захватывает Гоголь в своем произведении «Тарас Бульба» ______________________________________________________
- Эти люди уверены в праведности своих действий._____________________________________________________
- На мой взгляд, этот текст можно разделить на три тропа. _____________________________________________________________
- Большинство магазинов украшают громогласные вывески. _____________________________________________________________
- Раз такую литературу покупают, значит, люди интересуются и им любознательно._____________________________________________________________________________________
- Исправьте предложения, устранив плеоназм и тавтологию, и запишите свой вариант:
- Сочувствие – одно из важнейших чувств человека. _____________________________________________________________
- Все должны узнать об этом мужественном подвиге. _____________________________________________________________
- Именно о таких людях рассказывается в рассказе В.Астафьева. _____________________________________________________________
- Герой так и не смог осуществить свою мечту и вернулся обратно. _____________________________________________________________
- Люди отличаются своими взглядами на экологию окружающей среды. _____________________________________________________________
- Отредактируйте предложения, заменив жаргонные и просторечные слова и выражения стилистически нейтральными синонимами:
- Не следует зацикливаться на неудачах и промахах. _____________________________________________________________
- Мир, наполненный серыми красками и скукотой, может спасти только любовь. ______________________________________________________
- По телевизору сплошные фильмы про зомбаков и вампиров. _____________________________________________________________
- Отредактируйте предложения с нарушением сочетаемости слов:
- Нужно уметь помочь человеку, который попал в плохую ситуацию. _____________________________________________________________
- В мире есть силы, которые разжигают пекло войны. ____________________________________________________________
- С появлением телевидения чтение книг уменьшилось. ____________________________________________________________
- Автор понимает вопрос об истинном и ложном воспитании. _____________________________________________________________
- Поднятая автором проблема неопровержимо актуальна. ____________________________________________________________
- Автор изображает свое личное мнение в последнем абзаце. _____________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс
Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...