Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Комолова Оксана Владиславовна

Рабочая программа  

по учебному курсу «Русский язык» в 5 классе УМК  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя русского языка и литературы

Комоловой Оксаны Владиславовны

высшая квалификационная категория

по учебному курсу «Русский язык»

     5 «Б» класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2010 год.

Для реализации программы используется УМК  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской.

Учебник:

М. Т. Баранов,  Л. Т. Григорян,   Т. А. Ладыженская. Русский язык. 5 кл. – М.: Просвещение, 2010 г.

Общая характеристика курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Цели и задачи, реализуемые рабочей программой

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма,  воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке;

- формирование умений   работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция реализуется  в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция – осведомленность школьников в системе родного языка. Языковая компетенция реализуется  в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании); развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели реализуются в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

- развитие языкового и эстетического  представления о прекрасном в языке и речи.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

- воспитание учащихся средствами данного предмета;

- развитие их логического мышления;

- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

- формирование  общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

Структура школьного курса русского языка в V классе

Примерная рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим  изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т. е. изучается в V и VI классах. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.

В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия.

В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 204 часа, а в рабочей программе – 210 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель.

В связи с адаптацией пятиклассников при переходе из начальной школы в основную в рабочей программе увеличено количество часов на повторение изученного в начальных классах, для этой цели отведено 22+5 часов. Это позволит правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения.

Увеличено количество часов на уроки по развитию речи, поскольку для написания творческой работы необходимо 2 часа (1 час – подготовка, 1 час – написание изложения/ сочинения).

Таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:

Содержание

Часов в авторской

программе

Часов в рабочей программе

Язык – важнейшее средство общения


2 + 1


2 + 1

Повторение пройденного

в 1-4 классах


17 + 3


22 + 5

Синтаксис. Пунктуация.

Культура речи


29 + 7


29 + 7

Фонетика. Орфоэпия.

Графика и орфография.

Культура речи



15 + 3



13 + 5

Лексика. Культура речи

8 + 2

7 + 3

Морфемика. Орфография.

Культура речи


22 + 4


22 + 4

Морфология. Орфография. культура речи




1




1

Самостоятельные и служебные части речи

Имя существительное

20 + 4

20 + 4

Имя прилагательное

12 + 4

12 + 4

Глагол

36 + 6

36 + 6

Повторение и систематизация

пройденного в V классе

6 + 2

6 + 1


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу V класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

— понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

— выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

ЧТЕНИЕ:

владеть техникой чтения;

— выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

— отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

— владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

— прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

— извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

— правильно расставлять логические ударения, паузы;

— выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

— доказательно отвечать на вопросы учителя;

— подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

— создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

— выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

— подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

— создавать письменное высказывание разных типов речи;

— составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

— определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

— делить текст на абзацы;

— писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

— пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

— выражать свое отношение к предмету речи;

— находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

— подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

— использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

— исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

— выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

— различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

— использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

— находить в художественном тексте явления звукописи;

— правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также

наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

— работать с орфоэпическим словарем;

ГРАФИКА:

— правильно произносить названия букв русского алфавита;

— свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

— проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

МОРФЕМИКА:

— выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

— подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

— учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

— пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

— объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

— объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

— пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

— распределять слова на тематические группы;

— употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

— различать прямое и переносное значение слов;

— отличать омонимы от многозначных слов;

— подбирать синонимы и антонимы;

— выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

— находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

— владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

— использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

МОРФОЛОГИЯ:

— различать части речи;

— правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

— правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

ОРФОГРАФИЯ:

— находить орфограммы в морфемах;

— группировать слова по видам орфограмм;

— владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

— устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

— самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

— выделять словосочетания в предложении;

— определять главное и зависимое слово;

— составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

— выделять основы предложений с двумя главными членами;

— конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

— характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию

второстепенных членов, количеству грамматических основ;

составлять простые и сложные предложения изученных видов;

— соблюдать верную интонацию конца предложений;

— опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

— находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

— владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

— устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

— самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык - важнейшее средство общения

 

Повторение пройденного в I – IV классах  

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в V классе


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок-лекция, урок-игра, урок-исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

 - написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание портфолио для подготовки к ГИА.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Формы текущего контроля:

  1. тест;
  1. диктант / диктант с грамматическим заданием;
  2. проверочная работа с выборочным ответом;
  3. комплексный анализ текста;
  4. подробное, сжатое изложение;
  5. сочинение повествовательного характера на заданную тему;
  6. письменный ответ на вопрос проблемного характера;
  7.  сочинение по картине;
  8. рассказ о случаях из жизни,
  9. описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по   картине
  10. устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

Форма итоговой аттестации в 5 классе:

  1. диктант с грамматическим заданием.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Текущий контроль – контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов.

Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом.

Их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Виды текущего контроля:

-устный (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; тестирование, зачет, в т. ч. дифференцированный, по заданной теме,

-письменный (письменное выполнение тренировочных упражнений, тестирование; написание диктанта, изложения, сочинения; выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, подготовка реферата, упражнения по русскому языку, составление  плана статей учебников, письменные ответы на вопросы.

Итоги текущего контроля учеников 5 класса по русскому языку осуществляется по четвертям с фиксацией их достижений в классных журналах  в виде отметок по пятибалльной шкале.

В 5 классе по русскому языку запланированы следующие проверочные работы:

контрольные диктанты:

1) входная контрольная работа (диктант);

2) контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (диктант с грамматическим заданием);

3) контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» (диктант с грамматическим заданием);

4) контрольный диктант по теме «Имя существительное»;

5) контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»;

6) контрольный диктант по теме «Глагол»;

тестирования:

1) контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»;

2) контрольное тестирование по теме «Лексика. Культура речи»;

3) контрольное тестирование по теме «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов»;

сочинения:

1) сочинение по картине А. А. Пластова «Летом»;

2) сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»;

3) сочинение - описание предмета;

4) сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»;

5) сочинение по картине И. Э Грабаря «Февральская лазурь»;

6) сочинение по картине  П. П. Кончаловского «Сирень»;

7) сочинение по картине Г. И. Нисского «Февраль. Подмосковье»;

8) сочинение-описание животного на основе личных впечатлений;

9) сочинение «Невыдуманный рассказ о себе»;

10) сочинение по картине О. В.  Поповича «Не взяли на рыбалку»;

изложения:

1) обучающее  изложение «Хитрый заяц»;

2) сжатое  изложение «Старый пень»;

3) выборочное изложение «Аркаша Пластов»;

4) изложение «Первый снег»;

5) выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика;

6) сжатое изложение «Перо и чернильница»;

7) подробное изложение с элементами описания (на основе упр.546);

8) изложение «Ю-ю» (на основе упр.587);

9) сжатое изложение «Шоколадный торт».

Промежуточный  контроль – контроль знаний и умений учащихся по итогам учебного года.

Формой промежуточного  контроля является контрольный срез знаний учащихся по итогам учебного года – итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование по четверт

Наименование разделов

Коли-чество часов

Развитие

речи

Конт-рольные диктант.

Конт-рольные тестиро-вания

Сочи-нения

Изло-жения

I ч.

Язык – важнейшее средство общения


3


1


-


-


-


-

Повторение изученного в I – IV классах


27


5


1


-


1


1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи


36


7


1


-


1


2

II  ч.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи


18


5


-


1


2


-

Лексика.

Культура речи


10


3


-


1


1


1

III ч.

Морфемика. Орфография. Культура речи


26


4


1


-


1


1

Морфология. Орфография. Культура речи

Самостоятельные и служебные части речи




1




-




-




-




-




-

Имя существительное

24

4

1

-

-

2

Имя прилагательное

16

4

1

-

2

1

IV ч

Глагол

42

6

1

1

2

1

Повторение и систематизация изученного в V классе


8


2


1


-


-


-

 

Итого


210


41


7


3


10


9

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела и тем

Коли-чество часов

Плановые сроки прохождения

Фактически проведены


РАЗДЕЛ I. ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (2ч + 1ч)

1

Язык – важнейшее средство общения

1

03.09

2

Общение устное и письменное

1

04.09

3

Развитие речи. Стили речи

1

05.09

РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ (22ч + 5ч)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1

06.09

5

Орфограмма

1

07.09

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

08.09

7

Правописание непроверяемых  гласных в корне слова

1

10.09

8

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

11.09

9

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

1

12.09

10

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

13.09

11

Буквы И,У, А после шипящих

1

14.09

12

Разделительные Ь и Ъ

1

15.09

13

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

17.09

14

Развитие речи. Текст

1

18.09

15

Входная контрольная работа (диктант)

1

19.09

16

Анализ контрольной работы

1

20.09

17

Развитие речи. Обучающее  изложение «Хитрый заяц» (на основе упр. 66)

1

21.09

18

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

1

22.09

19

Наречие как часть речи

1

24.09

20

Глагол как часть речи

1

25.09

21

-Тся и –ться в глаголах


1

26.09

22

Развитие речи. Тема текста

1

27.09

23

Личные окончания глаголов

1

28.09

24

Не с глаголами

1

29.09

25

Развитие речи. Основная мысль текста.

1

01.10

26

Имя существительное. Буквы Е - И в окончаниях существительных

1

02.10

27

Ь после шипящих на конце существительных

1

03.10

28

Имя прилагательное

1

04.10

29

Местоимение

1

05.10

30

Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

1

06.10


РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (29ч + 7ч)

31

Синтаксис

1

08.10

32

Пунктуация

1

09.10

33

Словосочетание. Строение словосочетаний

1

10.10

34

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

1

11.10

35

Виды словосочетаний

1

12.10

36

Разбор словосочетания

1

13.10

37

Предложение

1

15.10

38

39

Развитие речи. Сжатое  изложение.

«Старый пень»

2

16.10

17.10

40

Виды предложений по цели высказывания

1

18.10

41

Восклицательные предложения

1

19.10

42

Члены предложения

1

20.10

43

Главные члены предложения. Подлежащее

1

22.10

44

Сказуемое

1

23.10

45

Тире между подлежащим и сказуемым

1

24.10

46

Нераспространённые и распространённые предложения

1

25.10

47

Второстепенные члены предложения

1

26.10

48

Дополнение

1

27.10

49

Определение

1

05.11

50

Обстоятельство

1

06.11

51

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

07.11

52

Обобщающие слова при однородных членах

1

08.11

53

Предложения с обращениями

1

09.11

54

Развитие речи. Письмо

1

10.11

55

Синтаксический разбор простого предложения

1

12.11

56

57

Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

2

13.11

14.11

58

Пунктуационный разбор простого предложения

1

15.11

59

Сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения

1

16.11

60

Развитие речи. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)

1

17.11

61

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи

1

19.11

62

Диалог

1

20.11

63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

21.11

64

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» (диктант с грамматическим заданием)

1

22.11

65

Анализ контрольной работы

1

23.11

66

Развитие речи. Выборочное изложение (на основе упр. 254)

1

24.11


РАЗДЕЛ IV.  ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13ч + 5ч)

67

Фонетика – наука о звуках

1

26.11

68

Гласные и согласные звуки

1

27.11

69

Изменение звуков в потоке речи

1

28.11

70

Согласные твёрдые и мягкие

1

29.11

71

Развитие речи. Повествование

1

30.11

72

Звонкие и глухие согласные

1

01.12

73

Графика. Алфавит

1

02.12

74

75

Развитие речи. Сочинение.  Описание предмета

2

03.12

04.12

76

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

1

05.12

77

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

06.12

78

Орфоэпия. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные

1

07.12

79

Фонетический разбор слова

1

10.12

80

Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

11.12

81

Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

12.12

82

Анализ контрольного тестирования

1

13.12

83

84

Развитие речи. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

2

14.12

15.12


РАЗДЕЛ V.  ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7ч + 3ч)

85

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова

1

17.12

86

Прямое и переносное значение слов

1

18.12

87

Омонимы

1

19.12

88

Синонимы

1

20.12

89

Развитие речи. Сочинение по картине И.Э Грабаря «Февральская лазурь»

1

21.12

90

Антонимы

1

22.12

91

Контрольное тестирование по теме «Лексика. Культура речи»

1

24.12

92

Анализ контрольного тестирования

1

25.12

93

94

Развитие речи. Изложение «Первый снег»

2

26.12

27.12


РАЗДЕЛ VI.  МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (22ч + 4ч)

95

Морфемика как раздел науки о языке

1

28.12

96

Изменение и образование слов

1

29.12

97

Окончание

1

14.01

98

Основа слова

1

15.01

99

100

Корень слова

2

16.01

17.01

101

102

Суффикс

2

18.01

19.01

103

Приставка

1

21.01

104

105

Развитие речи. Выборочное изложение текста с изменением лица рассказчика

2

22.01

23.01

106

Чередование звуков.

1

24.01

107

Беглые гласные

1

25.01

108

Варианты морфем

1

26.01

109

Морфемный разбор слова

1

28.01

110

Правописание гласных и согласных в приставках

1

29.01

111

112

Буквы З и С на конце приставок

2

30.01

31.01

113

Корни -лаг- - лож, раст- -рос-

1

01.02

114

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

1

02.02

115

Буквы Ы и И после Ц

1

03.02

116

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

1

04.02

117

118

Развитие речи. Сочинение по картине  П. П. Кончаловского

«Сирень»

2

05.02

06.02

119

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» (диктант с грамматическим заданием)

1

07.02

120

Анализ контрольной работы

1

08.02


РАЗДЕЛ VII. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

121

Самостоятельные и служебные части речи

1

09.02


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20ч + 4ч)

122

Имя существительное как часть речи

1

11.02

123

Развитие речи. Доказательства и объяснения в рассуждении

1

12.02

124

125

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

2

13.02

14.02

126

Имена существительные собственные и нарицательные

1

15.02

127

Морфологический разбор имени существительного

1

16.02

128

Развитие речи. Сжатое изложение. «Перо и чернильница» (на основе упр.496)

1

18.02

129

Род имен существительных

1

19.02

130

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

1

20.02

131

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

1

21.02

132

Три склонения имен существительных

1

22.02

133

Падеж имен существительных

1

23.02

134

135

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе

2

25.02

26.02

136

Существительные на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ

1

27.02

137

138

Развитие речи. Подробное изложение с элементами описания (на основе упр.546)

2

28.02

01.03

139

Множественное число имен существительных

1

02.03

140

141

Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

2

04.03

05.03

142

143

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

2

06.03

07.03

144

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

08.03

145

Анализ контрольного диктанта

1

09.03


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12ч + 4ч)

146

147

Имя прилагательное как часть речи

2

11.03

12.03

148

149

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

2

13.03

14.03

150

151

Развитие речи. Сочинение по картине Г.И. Нисского «Февраль. Подмосковье»

2

15.03

16.03

152

Буквы О-Ё после шипящих в окончаниях прилагательных

1

18.03

153

Прилагательные полные и краткие

1

19.03

154

Развитие речи. Изложение «Ю-ю» (на основе упр.587)

1

03.04

155

Краткие прилагательные с основой на шипящую

1

20.03

156

Морфологический разбор имени прилагательного

1

21.03

157

158

Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»

1

22.03

159

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

23.03

160

Анализ контрольного диктанта

1

24.03

161

Развитие речи. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений

2

04.04

05.04


ГЛАГОЛ (36ч + 6ч)

162

163

Глагол как часть речи

2

06.04

08.04

164

Синтаксическая роль глагола в предложении

1

09.04

165

166

Неопределённая форма глагола

2

10.04

11.04

167

168

Правописание -тся и -ться в глаголах

2

12.04

13.04

169

Правописание -ться и –чь (-чься) в неопределённой форме

1

15.04

170

171

Виды глагола

2

16.04

17.04

172

Видовые пары

1

18.05

173

Развитие речи. Понятие о рассказе, особенности его структуры и стиля

1

19.04

174

Время  глагола

1

20.04

175

Прошедшее время

1

22.04

176

Настоящее время

1

23.04

177

Будущее время

1

24.04

178

Развитие речи. Сочинение. Невыдуманный рассказ о себе

1

25.04

179

180

Спряжение глаголов

2

26.04

27.04

181

182

Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов

2

29.04

30.04

183

Контрольное тестирование по теме «Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов»

1

01.05

184

Анализ контрольного тестирования

1

02.05

185

186

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов

2

03.05

04.05

187

188

Правописание не с глаголами

2

06.05

07.05

189

Соблюдение правильного ударения при произношении глаголов

1

08.05

190

Морфологический разбор глагола

1

09.05

191

192

Развитие речи. Сжатое изложение «Шоколадный торт»

2

10.05

11.05

193

194

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2

13.05

14.05

195

196

Употребление времён глагола

2

15.05

16.05

197

198

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

2

17.05

18.05

199

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

23.05

200

Анализ контрольного диктанта

1

24.05

201

Роль глаголов в художественном тексте

1

20.05

202

203

Развитие речи . Сочинение по картине О.В.  Поповича «Не взяли на рыбалку»

2

21.05

22.05


РАЗДЕЛ VIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (6ч + 1ч)

204

Разделы науки о языке

1

25.05

205

Развитие речи. Рассказ по сюжетным картинкам

1

26.05

206

Повторение по теме: «Орфография»

1

27.05

207

Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация»

1

28.05

208

Итоговая контрольная работа

(диктант с грамматическим заданием).

1

29.05

209

Анализ контрольной работы

1

30.05

210

Комплексный анализ текста

1

31.05

Приложение к рабочей программе

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Входная контрольная работа (диктант)

Ежи

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, резвятся.

Однажды к старому ежу подбежала собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку.

На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом.

(82 слова)

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

по теме «Синтаксис и пунктуация»

   Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», - проговорила Нина.

   Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

   Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.Астафьеву)

                                                   (100 слов)

Грамматическое задание

1. Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов.

2. Сделать синтаксический разбор второго предложения.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

по теме  «Морфемика. Орфография. Культура речи

   Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

   Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

   В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

                                               (98 слов)

                                               (По В.Арсеньеву)

Грамматическое задание: сделайте разбор по составу слов «залюбовался», «утренний», «хриплый», «рассмотрел»

Контрольная работа (диктант) по теме «Имя существительное»

О Михаиле Пришвине

   Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

   Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

   С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

   А вы, ребята, читали его книги?

                                                (92 слова)

Контрольная работа (диктант) по теме «Имя прилагательное»

Озеро

   Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

   В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

   Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.

                                             (96 слов)

                                             (По И.Соколову-Микитову.)

Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол»

В лесу

   Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

   Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

   Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

                                                    (99 слов)

                                                    (По Г.Скребицкому)

Тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1 вариант

1.Фонетика – это…

1)наука о языке;

2)наука о словарном составе языка;

3)наука звуках речи.

2.Орфоэпия  – это …

1)правила употребления знаков препинания;

2)правила произношения;

3)правила написания слов.

3.В каком слове ударение падает на первый слог?

1)свекла    2)звонит    3)баловать

4. В каком слове произносится звук [ з ] ?

1)рассказ   2)сбоку  3)резкий

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только безударные гласные,  проверяемые ударением?

1)пок..зался, в..окзал

2)г..лова, к…пуста

3)з..ленеть, л..тать

6.В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1)в..зать  2)б…да   3)нар…дить

7.В каком слове пропущена буква Т?

1)трос…ник     2)прекрас…но    3)интерес…но

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1)ш…фер   2)ш…рох   3)ш…рстка

9)В каком слове пишется буква У?

1)ж…ри     2)ч…жой   3)параш…т

10.В каком слове на месте пропуска пишется О?

1)чащ…ба   2)ш…пот    3)прич…ска

11.В каком слове пишется буква И?

1)ц…ркуль    2)ц…пленок     3)ц…кнуть

12.В каком слове пропущена буква Ы?

1)акац…я     2)ц…линдр    3)ц…ган

13.В каком слове произносится звук [б]?

1)кнопка    2) просьба   3)трубка

14.В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1)бан..тик    2)нян…чить   3)мен…ший

15.В каком слове букв больше, чем звуков?

1)просьба     2)ветер      3)чистая

16.Сделайте фонетический разбор слов:

Легко, юбка, взять

17.Запишите данные слова в транскрипции:

Колесо, соловья, прекрасная.

2 вариант

1.Фонетика – это…

1)наука о языке;

2)наука о словарном составе языка;

3)наука звуках речи.

2.Орфоэпия  – это …

1)правила употребления знаков препинания;

2)правила произношения;

3)правила написания слов.

3.В каком слове ударение падает на второй слог?

1)свекла    2)звонит    3)баловать

4. В каком слове произносится звук [ з ] ?

1)сделал   2)низкий  3)резкий

5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только безударные гласные,  проверяемые ударением?1)пок..зался, з…ленеть

2)г..лова, к…пуста

3)т..атр, л..тать

6.В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1)…кно  2)в…да   3)р..бота

7.В каком слове пропущена буква Т?

1)опас…ный     2)че…сный 3)интерес…но

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1)крыж..вник   2)прич…ска 3)ш…колад

9)В каком слове пишется буква Ю?

1)ж…ри     2)щ…риться 3)ч…десный

10.В каком слове на месте пропуска пишется О?

1)ж…лтый   2)ш…лковый    3)трещ…тка

11.В каком слове пишется буква Ы?

1)ц…ркуль    2)ц…кл     3)ц…кнуть

12.В каком слове пропущена буква И?

1)акац…я     2)ц..кнул   3)ц…ган

13.В каком слове произносится звук [в]?

1)ловкий    2)слева   3)все

14.В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1)кос..ть 2)нян…чить   3)фал..шь

15.В каком слове звуков больше, чем букв?

1)просьба     2)ветер      3)чистая

16.Сделайте фонетический разбор слов:

Яблоко, лён, паять

17.Запишите данные слова в транскрипции:

Миллион, вкусная, приз.

Обучающее  изложение «Хитрый заяц»

Раз со мной на охоте произошёл такой случай.  Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои сорбаки в лесу зайца и погнали. Я встал я на дорожке и жду.

Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался?

Подождал, подождал  и пошёл на поляну посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел  я на середину поляны и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого  пня, притаился заяц. Глазёнки  так и впились в меня,  будто просят: «Не выдавай меня!»

Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня.  Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит.

Сжатое  изложение «Старый пень»

В лесу стоял большой старый пень.

Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше.

Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше.

Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

 — Видите, даже люди — и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь!

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой и грустной осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не кланяются тебе, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали. (Валентин Катаев)

Изложение «Перо и чернильница»

─ Скажи, дедушка,─ как-то спросил Сережа,─ откуда ты сказки берешь?

─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.

─ Как рыбу удочкой?

─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка. ─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться.

Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.

─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...

Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал.

(Евгений Пермяк)

Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 5 класса

   Летнее утро легко поднимает с постели.

   Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадет в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

   Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

   Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.

   И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

                                               (98 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....