Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_uroki.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные уроки по русскому языку (русский язык + литература)
Представленный урок «Меткие, озаряющие слова… (Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.)» интегрированный, по программе М.М. Разумовской, 6 класс.
Задача данного урока – расширить представление обучающихся о номинативной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи, а также сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определённых языковых форм, при этом предупреждая речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
Для реализации данных задач была выбрана форма урока – заседание лингвистической лаборатории – и методы – практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения) и частично-поисковые. Форма обучения коллективная и индивидуальная.
Работа на уроке проходила в несколько этапов.
На этапе подготовки к активному и сознательному восприятию материала обучающиеся, анализируя формулировку темы и эпиграф к уроку, определяют цели урока – расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастий и деепричастий в нашей речи.
Далее в ходе лингвистического эксперимента (работа с отрывком из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») ребята приходят к выводу, что при помощи глагольных форм создаётся в тексте динамика, напряжённость действий, их последовательность. А высказывание А.С.Пушкина (упражнение № 397) является своеобразным «мостиком» к анализу художественных текстов – поэтических и прозаических – для определения функций причастия (они не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе становления, изменения, потому что причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного). Индивидуальные задания «Вырастить предложение» и «Лингвистическая задача» закрепляют информацию о роли причастия в художественных текстах.
Высказывание Д.В.Григоровича (упражнение № 404) и стихотворение Роберта Саути «Лодорский водопад» помогают определить экспрессивные возможности деепричастия в речи – они создают напряжённость действия. Исследование роли деепричастий в произведениях УНТ подтвердили сделанные ранее выводы.
Закрепление изученного на уроке ведётся на материале упражнения № 409.
Итогом работы лингвистической лаборатории стал мини-отчёт «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля», анализ которого позволил сделать вывод, что обучающиеся усвоили материал хорошо и отлично.
Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов. А.С. Пушкин
Цели:
- Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
- Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
- Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать; знание определений; умение работать с учебником.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный).
Форма урока. Заседание лингвистической лаборатории.
Методы:
- практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);
- частично-поисковые.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.
Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).
Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?
Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?
Определите цель нашего урока.
= расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.
III. Сообщение целей урока.
ЗНАТЬ: | УМЕТЬ: |
|
|
IV. Усвоение новых знаний.
1. Лингвистический эксперимент.
Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)
! Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
! Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
! Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
? Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
=при помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.
Упражнение 397.
А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом».
Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?
2. Анализ художественного текста.
А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих – столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих – столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)
Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)
! Найти причастия, обозначить суффикс, Д.-С.; синтаксическая роль.
! Прочитать вслух все тексты.
! Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы?
= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения.
? Почему это возможно?
= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного.
3. Индивидуальное задание. «Вырастить предложение».
? С помощью каких выразительных средств мы создали образ ландыша?
=А вот как увидел ландыш С.Я.Маршак. (Упр.398).
? Какие средства выразительности использовал поэт в своем стихотворении?
(Коллективная работа по упражнению).
? Найти прилагательные и причастия. Какую роль выполняют в тексте?
4. Индивидуальное задание. Лингвистическая задача.
Дано: текст. /Жюль Верн, «Таинственный остров», гл. 1/ (Учебник литературы, стр. 265.)
Найти: причастия, определить роль в данном тексте.
Решение: лингвистический текст (роль причастия в текстах художественного стиля).
? В текстах какого типа речи чаще всего встречаются причастия, имеющие экспрессивную окраску?
= описание (признак как действие)
? Почему?
5. Упражнение 404 ( высказывание Григоровича)
? Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?
? О какой форме глагола идет речь?
? Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.
6. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (Выразительное чтение наизусть).
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем,
быстром Лодоре!
? В чем необычность этого стихотворения?
? Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
? Почему записано столь необычно?
? Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
? В чем особенность деепричастий?
= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия.
? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды.
7. ?Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?
= Исследовать эту проблему мы попросили младших научных сотрудников нашей лаборатории.
(Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.)
Индивидуальное задание. (Рисунки к фразеологизмам.)
Ученица. Попробуйте создать шуточный текст-зарисовку в 4-6 предложений, используя фразеологизм. Например, такой, как получился у меня.
8. Творческая лаборатория.
! Создать текст по зашифрованному на рисунке фразеологизму.
V. Закрепление нового материала.
Упражнение 409.
VI. Домашнее задание (по выбору).
- Упражнение 407.
- Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».
VII. Итоги урока, оценки.
Интегрированный урок ИЗО и русского языка "Описание русского национального костюма". 5-й класс
Цели:
- Познакомить учащихся с описанием как одним из типов текста, учить писать сочинение-описание, составлять план; закрепить знания символики в национальном костюме, видов вышивки и цветовой гаммы.
- Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас учащихся; продолжить формировать умение выполнять эскизы русского национального костюма.
- Вызвать интерес к изучению традиционной одежде Древней Руси.
- Воспитывать любовь и уважение к народным традициям.
Обучающая: знакомство учащихся с народными традициями и историей русского костюма
Развивающая: развитие творческих способностей;
Воспитывающая: воспитание эстетико-художественного восприятия мира.
Оборудование и материалы:
- репродукции,
- презентация
- манекены.
Ход урока
1. Организационный момент: организация учащихся в начале урока, приветствие.
2. Вступительное слово учителя русского языка:
Сегодня мы совершаем очередное путешествие в страну знаний. Оно будет интересным и увлекательным, т.к. наш урок необычен. Это интегрированный урок. Наш урок объединяет 2 учебных предмета: русский язык и изобразительное искусство.
3. Мотивация учащихся в начале урока: презентация (Приложение 1)
Показать слайды с картинами русских живописцев, с изображением девушек в народных костюмах. Подобрать текстовое описание .
Учащиеся читают текст вслух (тексты раздать заранее)
Это слова народной песни:
“ Встала красная девица рано
Встала бела да румяна
Умывалась чистою росой
Надевала яркий сарафан
Золотом расписной,
Бисером вышитый
На голове кокошник
А на ногах сапожки
С нею рядом молодец
В расписной рубахе”.
После этого задать вопрос.
– Какие имена прилагательные несут смысловую нагрузку в этом отрывке?
(Яркий, расписной, бисером вышитый.)
– Какие средства худ. выразительности используются в данном случае? (Эпитеты.)
– О чём говорит автор песни?
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О русском национальном костюме.)
4. Демонстрация слайдов с русскими национальными костюмами.
Учитель ИЗО: Посмотрите презентацию (демонстрируются русские национальные костюмы, их элементы) и ответьте на вопрос:
– А кто, по вашему мнению, создавал эти наряды? (Народ.)
– Совершенно верно, смотришь на них и словно чувствуешь тепло человеческих рук, человеческой души.
Учитель русского языка: Обратите внимание, что известный литературовед Наталья Ситникова сказала по этому поводу: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”. (Высказывание появляется на слайде, учащиеся могут записать его в тетради.) Мы узнаем много интересного из истории создания и появления на Руси платья, будем учиться описывать национальный костюм, узнаем значение многих устаревших слов, связанных с названием русской одежды. Запишите тему в тетрадях по развитию речи :
“Описание русского национального костюма”.
5. Работа с распечатанными текстами:
Задание: прочитать текст вслух подготовленному ученику.
Учащиеся должны определить, что лежит в основе этого текста: описание, повествование или рассуждение? Совместно с учителем составить план в тетрадях.
Основой женского народного костюма была рубаха. Носили её повсеместно и крестьяне, и зажиточные слои населения. Её шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного или конопляного полотна.
Рукава рубахи могли быть разной длины. На Русском Севере ещё в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези– “окошки” для рук. Длинным рукавам приписывалась в старину колдовская сила. Вспомним Василису Прекрасную, у которой после каждого взмаха рук появлялись озеро, лебеди.
Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать женщину. Именно поэтому вышивали нитками красного цвета. Узоры украшали ворот, плечи, грудь и подол жатвенной рубахи и рубахи-“сенокосицы” (в которой косили). Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица. Прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама взамен получает жизненные силы.
Рубахи надевали на сенокос, в них ходили в церковь, выполняли работу по дому. Нарядно украшенную рубаху надевали в особо торжественных случаях, например, на свадьбу.
Беседа:
1) Что лежит в основе текста? (Повествование и описание.)
2) Что играет главную роль в описании рубашки? (Вышивка, узоры, символы.)
3) Составьте план этого текста:
А) Роль рубахи в народном костюме.
Б) Описание рубахи: рукава, вышивка, символика.
В) Назначение одежды.
6. Работа с элементами народного костюма. Сообщения учащихся.
Учащиеся должны прослушать сообщения и выписать устаревшие слова, обозначающие различные виды одежды.
Сообщение 1. (Слайд презентации с изображением сарафана) а также манекены.
В северных и центральных губерниях поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею.
Сообщение 2. (Слайд с изображением понёвы.)
На юге России вместо сарафана носили понёву, домотканую клетчатую юбку из шерсти. В которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. Понёву тоже обшивали лентами и тесьмой.
Сообщение 3. (Слайд с изображением передника.) К понёве полагался передник. Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нёс символику, связанную с землёй.
Он оберегал живот (что означает “жизнь”).
– Какие устаревшие слова вы выписали? (Епанечка, душегрея, понёва, передник.)
Учитель ИЗО: Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Вопрос о понятии “красный” и “красивый” (были в народном представлении однозначны).
Красное солнце с моревами. (Можно не читать если по времени не укладываемся.)
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами. (старинная народная песня)
Работа с учениками – Вспомните символику вышивки, опираясь на эскизы, выполненные вами ранее на уроках ИЗО. Обратить внимание на выставку работ. Мы с вами познакомились с орнаментом вышивок полотенец. А как вы думаете, как украшалась одежда? (Украшалась вышивками) . Ребята, обратите внимание на разнообразие цвета, на разнообразие отделки Какие цвета преобладают в праздничной одежде? Как вы думаете, почему? Давайте вспомним традиционную русскую символику? С какой целью она использовалась как в быту, так и в одежде? Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы. Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д. (слайд с символикой и значениями)
Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар– птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.
Учитель ИЗО: (раздать карточки с изображением фигур в костюмах).
– Из каких деталей состоит костюм, который находится перед вами?
– В каких губерниях носили эти костюмы?
– Каковы особенности вышивки?
– Какие цвета преобладают в костюме?
– В каких случаях надевали этот костюм?
Учитель русского языка:
– Назовите яркие эпитеты-прилагательные, обозначающие цвет, форму, общий образ костюма
Красоты неописуемой, вишнёвого цвета, белоснежная рубаха, длиннополый сарафан, воздушная ткань, лёгкий узор, витиеватая вышивка и др. (Учащиеся приводят свои примеры.)
Опишите этот народный костюм, придерживаясь плана, который составили вместе с учителем, а также включив по необходимости слова устаревшие, значение которых мы объяснили сегодня на уроке.
7. Написание сочинения: для этого отводится 2-ой урок.
8. Итоги, дом. задание: Составьте и запишите в рабочую тетрадь 4–5 предложений, описывающие современную одежду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
Урок по теме «Роль причастия и деепричастия в тексте» (по программе С.И.Львовой)
Новая форма ГИА по русскому языку в 9 классе требует от учителя активной работы по подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Обучение эт...
Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля
Данный материал можно использовать как урок-обобщение в 6 классе(программа С.Львовой) по теме "Причастие и деепричастие"; как повторение темы в 9-11 классах....
Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...
АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ. РАБОТА С ОДНИМ ТЕКСТОМ ПО РАЗНЫМ ПРОБЛЕМАМ.
Урок анализа художественного текста...
Роль причастий в текстах художественного стиля. Урок русского языка по ФГОС. 7 класс
Урок русского языка по ФГОС. 7 класс. "Роль причастий в текстах художественного стиля". Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, рабочие листы....
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...