Урок по теме" Образование причастий и деепричастий" 7 класс.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) на тему
Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_-_67._urok_po_prichastiyu_i_deeprichastiyu..docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе( по учебнику Разумовской) и в 7 классе (по учебнику Баранова и др.)
по теме «Образование причастий и деепричастий»
учителя русского языка и литературы
МБОУ Ульяновская СОШ
Нестеровой О.А.
ТЕМА : ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ
ЦЕЛИ :
- Закрепить навыки образования причастий и деепричастий от глаголов, сохраняя вид;
- Систематизировать знания по орфографии и пунктуации, полученные при изучении причастия и деепричастия;
- Развивать логическое мышление, связную речь, орфографическое и пунктуационное чутьё;
- Воспитывать любовь и уважение к богатству родного языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Русский язык. 6 класс», под ред.Разумовской М.М., таблица-схема «Образование причастий и деепричастий», опорные сигналы-карточки.
ХОД УРОКА :
- ОРГ. МОМЕНТ
- ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ : «ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ»
Задание: Списать, вставить пропущенные буквы, найти в каждой группе «четвертое лишнее» и разобрать по составу:
Разбор 1. Думавший, дума, думать, думая
на доске 2. Прочитать, пробежать, проскакать, пролежав
3 Улыбавшийся, летающий, решившийся, переливающийся
4 Вздрагивая, вздрогнувший, вздрагивающий, вздрагивать
- СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ.
- Ребята, сегодня мы обобщим все ваши знания и умения, которые вы получили по теме «Образование причастий и деепричастий». Вспомним, от чего и с помощью чего образуются причастья и деепричастия, что нужно знать, чтобы правильно написать их суффиксы, потренируемся правильно выбрать форму деепричастия в тексте.
Но вначале поработаем со схемами.
- Анализ схем «Образование причастий и деепричастий» (на доске)
1 схема :
ДЕЕПРИЧАСТИЯ
СОВ. В.
ПРИЧАСТИЯ
ПРОШ. ВР.
ОСНОВА ИНФИНИТИВА
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ -В-, -ВШИ-, -ШИ-
-ВШ-, -Ш- -ЕНН-, -НН-, -Т-
РЕШИТЬ
РЕШИВШИЙ РЕШЕННЫЙ РЕШИВ
2 СХЕМА:
ОСНОВА ГЛАГОЛА НАСТ.ВР.
ПРИЧАСТИЯ Н.ВР. ДЕЕПРИЧАСТИЯ НЕСОВ.В.( -А-, -Я-)
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
-УЩ-, -ЮЩ- -ОМ-, -ЕМ-
-АЩ-, -ЯЩ-. –ИМ-
РЕШАЕМ
РЕШАЮЩИЙ РЕШАЕМЫЙ РЕШАЯ
Вопросы для анализа:
- Для чего служит основа глагола настоящего времени? А основа инфинитива?
- Какие суффиксы используются для образования причастия настоящего времени? Прошедшего времени?
- Какие суффиксы используются для образования деепричастия несовершенного вида? Совершенного вида?
2)Работа с опорными сигналами-карточками
-ащ-, -ящ-
-им-
Глагол
2 спр.
-ущ-,-ющ-
-ом-, -ем-
Глагол
1 спр.
Совершенный вид
Зависимое слово
Приставка
Суффикс-ова/ева-
-нн-
Краткое
страдательное
причастие
-н-
Вопросы для повторения по карточкам:
- Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в суффиксе причастий? (От глагола какого спряжения оно образовано)
- Если это глагол 1 спряжения, какой суффикс нужно писать? А если 2 спряжения?
- В каком случае в суффиксе страдательных причастий пишется – нн- ? –н- ?
- Хорошо, мы повторили все орфограммы, необходимые нам для дальнейшей работы. А теперь поупражняемся в написании.
- Упражнения на закрепление
А) Образовать причастие и деепричастие от глагола, выделить суффиксы:
Сомневаться, напевать, жалеть, падать, полюбить, читать, умываться.
Б) Найти глагол, от которого образовано причастие и деепричастие указать его вид.
Спеша, спешащий - …, облетая, облетавший - …, скрываясь, скрывающийся - …, расставшись, расставшийся - …
В) Заменить причастие деепричастием, выделить суффиксы :
Шумя, обвивая, замерев, пообедав, удивляясь, появляясь.
Г) Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выбрать из скобок нужное деепричастие.
1. Я жил недорослем( гоняя, гонявши)голубей и (играя, игравши) в чехарду с дв…ровыми мальчишками.
2. Однажды ос…нью матушка в…рила м…довое в…ренье а я (облизываясь, облизнувшись) см…трел на пенки.
3. (Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поз(?)но я увидел что буря утихла.
4. ( Приезжая, приехавши) в Оренбург я явился к генералу.
- ВЫВОД ПО УРОКУ
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Каким способом образуются причастия и деепричастия?
- Назовите суффиксы причастий и деепричастий.
-Что нужно помнить при морфемном разборе деепричастия? ( У деепричастия нет окончания, т.к. оно неизменяемое).
5. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: повторить тему «Деепричастие», подготовиться к диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы
Обощающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапургской программы...
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе с использованием структуры Сингапурской программы...
Обобщающий урок по теме "Причастие" в 7 классе
Данный урок проводится после изучения темы в 7 классе. Собранный материал помогает учителю понять насколько усвоен материал учениками, а им ,в свою очередь,насколько важна преподанная тема в жизни.Так...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Открытый урок по теме: «Причастие» в 7 классе
Открытый урок по теме: «Причастие» в 7 классеЦЕЛЬ:Дать представление о причастии как особой форме глагола.ЗАДАЧИ: Познакомить с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию.Форм...
"Обобщающие уроки по теме "Причастие" в 7 классе
Увлекательный урок с интересным ходом и дидактическим материалом...
Урок по теме "Причастие" ы 10 классе.
Урок по теме "Причастие" ы 10 классе....