Конспект урока развития речи по русскому языку на тему: «Изложение «Михайловские рощи», 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:
«Изложение «Михайловские рощи»
Класс: 9
Цели:
1) Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;
2) Развивающая: развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;
3) Воспитательная: воспитать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. – М.: Дрофа, 2004.
Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.
Школьная доска.
Тип урока: Урок развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_9_klass.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:
«Изложение «Михайловские рощи»
Мамутова Э. М.
2015-2016 год
Конспект урока развития речи по русскому языку на тему:
«Изложение «Михайловские рощи»
Класс: 9
Цели:
- Образовательная: закрепить умение передавать содержание текста;
- Развивающая: развить письменную речь учащихся; развить умения составлять план текста;
- Воспитательная: воспитать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Средства обучения: Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс / Авт.-сост. О.М. Александрова, И.В. Корнута. – М.: Дрофа, 2004.
Портреты пушкинской эпохи. Картины с изображением Михайловского.
Школьная доска.
Тип урока: Урок развития речи.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение о цели урока.
- Чтение текста учителем.
- Словарная работа.
- Составление плана текста.
- Пересказ текста по плану учеником.
- Чтение текста учителем второй раз.
- Запись чернового варианта изложения.
- Запись текста изложения в тетрадь.
- Сбор тетрадей.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует.
Ученик: Сегодня в классе все.
- Сообщение о цели урока.
Учитель: Ребята, сегодня мы будем писать изложение. Этой работой мы будем развивать письменную речь, закрепим умения передавать содержание текста. Поэтому откройте тетради, запишите число и название изложения «Михайловские рощи».
- Чтение текста учителем.
Учитель: «Михайловские рощи»
Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в вековой лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись чёрной краской. Я отвёл мокрые стебельки и прочёл почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».
— Что это? — спросил я возницу.
Он улыбнулся.
— Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.
В высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках маленькая весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, посмеиваясь над собой, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.
В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.
(По К. Паустовскому. Михайловские рощи.) (320 слов.)
- Словарная работа.
Учитель: Какие непонятные слова встретились вам в тексте. Давайте объясним их.
Вьюнок — вьющееся растение (трава или кустарник) с бело-розовыми цветками.
Сень (стар,; ж. р.) — защита, покровительство.
Возница (м. р.) — тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер.
Вереск (м. р.) — низкий вечнозелёный кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.
- Составление плана текста.
Учитель: Составим план текста. (Учащиеся совместно с учителем составляют план). Прочитайте.
Ученик: План.
- Дощечка, заросшая вьюнком.
- Всюду звучали пушкинские строфы.
- В липовой аллее часто сидела внучка Анны Керн.
- Могила, известная всему человечеству.
- С могильного холма видны темные леса Михайловского и далекие грозы.
- Пересказ текста учеником.
Учитель: Пользуясь планом, перескажите текст.
Ученик: Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега съехала в лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебельки вьюнка и увидел почти забытые слова: «В разные годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я»
- Что это? – спросил я.
- Михайловское. Отсюда начинается Земля Александра Сергеевича. Тут всюду такие знаки поставлены.
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах под Соротью, на песчаных косогорах, на дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озёр — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Я видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой лирической силой, как Михайловское.
В липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн, на скамейке часто сидела с книгой в руках весёлая старушка. Это была внучка Анны Керн. Старушка рассказала мне, что вот прижилась в этих пушкинских местах, как кошка, и никак не может уехать в Ленинград. А уезжать давно пора.
В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре стоит Святогорский монастырь. Под стеной его похоронен Пушкин.
К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к стенам собора. Под этими стенами, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу, под косогором, и облака, задумавшиеся в невысоком небе. Здесь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. Здесь могила, известная всему человечеству. И здесь, на этой простой могиле, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом.
С его могильного холма видны тёмные леса Михайловского и далёкие грозы, что ходят хороводов над светлой Соротью, над Савкиным, над Тригорским, над скромными и необъятными полями, несущими его обновлённой милой земле покой и богатство.
- Повторное чтение текста учителем. Написание изложения
- Написание чернового варианта изложения.
Ученики пишут черновой вариант изложения.
- Запись текста изложения в тетрадь.
Ученики переписывают изложение с черновика в тетрадь.
- Сбор тетрадей.
Ученики собирают тетради с изложением.
- Подведение итогов урока.
Учитель: Сегодня мы писали изложение. Что было сложного в этой работе?
Ученик: Сложности были в передаче содержания текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Урок и презентация по русскому языку на тему "Изложение" в 7 классе
Связная речь обучающихся с особыми образовательными потребностями скудна и однообразна. Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря на уроках русского языка, в курсе изучения грамматики, о...
План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...