урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

 

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7
класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы учащихся.
Данная методическая разработка позволяет:

  • Повторить типы речи;
  • познакомить с описанием действия, его структурой;
  • научить делать описание действия, познакомить с образцами таких описаний;
  • развитие речевого умения (коммуникативных навыков);
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре или группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Тип урока: Урок развития речи (русский язык).

Тема урока: «Описание действий» (трудовых процессов).

Класс: 7

Оборудование урока: Таблицы по развитию речи (типы речи, стили речи), дидактические материалы (творческие задания), выставка книг по данной теме, видеоматериалы, проектор, компьютер.

Уроки развития речи предполагают включение элементов разных типов уроков. Наш урок – комбинированного типа.

Цели урока:

  • Повторить типы речи;
  • познакомить с описанием действия, его структурой;
  • научить делать описание действия, познакомить с образцами таких описаний;
  • развитие речевого умения (коммуникативных навыков);
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре или группе.

Ход урока

1 Организационный момент:

Сообщение темы, целей урока. Слайд № 1

Слово учителя: Какое лингвистическое понятие в теме урока вам знакомо? Можете ли вы самостоятельно сформулировать цели урока (если учащиеся затрудняются в формулировке целей урока, тогда учитель озвучивает их сам)? Слайд № 2

2 Этап - проверка домашней работы (уч-ся сдают карточки с индивидуальными заданиями).

3 Этап – повторение сформированных ЗУНов, являющихся опорой. Слайд №3

Беседа по вопросам по ранее изученным темам в 5- 6 классах:

  • С какими типами речи вы уже знакомы?
  • Какова композиция этих типов речи?
  • Какой общий вопрос можно задать к каждому из типов речи?
  • С какими видами описаний вы уже встречались?

Предполагаемый ответ уч-ся:

- повествование, описание, рассуждение

На экране спроецирована таблица «Типы речи» с пропусками информации, по которой уч-ся смогут восстановить теорию (Слайд № 4).

Конечный вариант таблицы-ответа  на вопрос учителя:

Название типов речи

На какой вопрос дает ответ в высказывании

О чем говорится в высказывании

Наиболее характерные временные отношения

Как строятся высказывания каждого типа речи (их основные элементы).

Описание

Каков предмет?

О признаках (предмета, человека и т. д.)

Одновременность

Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки, возможен вывод

Повествование

Что происходит с человеком и предметом?

О событиях и действиях

последовательность

Развитие событий, действий

Рассуждение

Почему?

Развитие событий, действий

Разные временные отношения

Тезис
(мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод

-  описание предмета, животного, растения, интерьера, внешности, общего вида местности.

4 Этап работы – подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала

Мы с вами неоднократно писали «немой» диктант. Чаще всего исполняли его ваши одноклассники из творческой группы, гости урока или я сама. Сегодня мы напишем такой диктант, используя видеоролик, созданный выпускницей нашей школы. Просмотр видеоролика.  Слайд № 5 (Как все начиналось…). После его просмотра творческая группа уч-ся (2 подготовленных человека) в замедленном темпе повторяют действия, производимые на видеоролике.

Задание к видеоролику:

Как вы думаете, на что, прежде всего, вам следует обратить внимание при написании диктанта? Какие вопросы вы сами себе зададите, учитывая тему нашего сегодняшнего урока?

После просмотра видеоролика и показа творческой группы, учащиеся пишут «немой» диктант. Если кто-то затруднятся в написании, на экран проецируется слайд № 6 «Помощники».

5 Этап работы – закрепление материала, пройденного ранее

Чтение учащимися своих диктантов. Их анализ .

Вопросы:

- Что общего в ваших диктантах?

- Чем диктанты отличаются?

- Зная композиционные элементы других типов описаний, содержание слайда «Помощники», можете ли вы назвать основные элементы описания действий?

(Ответы учащихся)

6 Этап работы – изучение нового материала, в том числе и объяснение

  а) Вы все справились с заданием в той или иной степени. Теперь давайте прочитаем теоретический материал в параграфе учебника (стр. 31 § 3)

- Сравним наши выводы с теорией, используя слайд № 7

- Какие структурные элементы отсутствуют в нашем видеоролике?

(Предполагаемые ответы уч-ся – отсутствует первый композиционный элемент, первый структурный элемент неполный и др.)

   б) Выполним совместно упражнение № 38 «Как я впервые сажала тюльпаны».
Составим цитатный план, отражающий структуру типа речи - описание действий.

 - чтение текста;

 - составление плана;

 - определение темы и идеи (основной мысли) текста.

Конечный результат проецируется на доске. Слайд № 8

7 Этап – закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного

а) Ребята, вам нужно разделиться на 3 – 4 группы. Перед вами слайд «В мире профессий». Выберите человека понравившейся вам профессии (или группу лиц, объединенных одним направлением), составьте устно небольшой рассказ – описание действий о его (их) работе по плану (слайд № 7), используя, если потребуется, «помощников». Инсценируйте их.

Учащиеся составляют рассказы-миниатюры.

Озвучивание рассказов. Можно использовать инсценирование по ходу чтения рассказа.

б) Сейчас творческая группа  познакомит нас со своими мини-проектами по теме нашего сегодняшнего урока (учащиеся были заранее подготовлены, проинструктированы). Просмотр презентаций-проектов (с озвучиванием - защитой).

- сделайте общие выводы по презентациям (соблюдение структурных элементов, тематическое единство и др.). Слайд № 10

- что вам понравилось в презентации?

- какие советы, рекомендации можно дать каждому из творческой группы?

8 Этап  - оценочно-рефлексивный

Обратимся еще раз к целям нашего урока. Прочитайте их.

- Что нового мы научились делать, обратившись к теме «Типы речи»?

- Как она связана с темой нашего сегодняшнего урока?

- Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

- Подумаем, а все ли мы смогли сделать? Может быть, могли сделать что-то лучше?

9 Этап - домашнее задание. Слайд № 11

Озвучивание его. Объяснение.

10 Выставление и комментирование отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"

Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...