Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарный запас
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф.В.СЫЧКОВА «ЗИМА»
Цели:
1. Научить детей описанию природы (работе над пейзажем).
2. Воспитывать в детях чувство прекрасного, учить ценить красоту природы.
3. Вырабатывать целенаправленные суждения.
4. Развивать речь, увеличивая словарный запас.
Оборудование: портрет Ф.В.Сычкова, выставка – миниатюра произведений, репродукция картины «Зима»
Эпиграф к уроку: «Картины Сычкова, поистине народные, долго будут излучать теплоту его души и вызывать у людей большую любовь к жизни, природе, к Родине, ко всему прекрасному на земле».
Е.Ноздрин
Опережающее задание: составить словарь на тему «Зима» по группам: земля, снег, небо, деревья, воздух, свет и др.; подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.В.Сычкова.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение целей и задач урока.
На прошлом уроке мы организовали заочную экскурсию по картинной галерее, познакомились с выставкой работ известного мордовского живописца Ф.В.Сычкова. Наш край Мордовия богат талантами. Живя в Мордовии, будь мы русские или мордва, мы должны знать свою историю, не забывать свои корни, помнить великих людей нашего края, почитать их талант, ценить их творческое наследие.
О творчестве Федота Васильевича Сычкова, известного мордовского живописца, народного художника Мордовии, мы будем говорить сегодня.
III. Сообщение ученика о жизни и творчестве Сычкова.
IV. Знакомство с мини – выставкой работ художника.
Действительно, если мы обратимся к репродукциям картин Ф.Сычкова, то увидим, что с большой любовью и теплотой изображает художник родной мордовский край и людей, живущих в нём. Мы заметим, что любимое время года художника – зима – занимает достаточное место в его работах. Зима морозная, снежная, ясная, когда душа каждого человека радуется любому её дню, когда дышится легко и свободно. Недаром для Сычкова зима – время забав, прогулок, праздников. Кажется, само состояние зимней природы приносит ощущение бодрости духа, которое присутствует в картинах мастера живописи.
Другой наш мордовский художник так отзывается о творчестве Федота Васильевича: (учитель обращает внимание детей на эпиграф).
V. Беседа по картине. Лексическая работа.
Пока зима дарит нам чудесные морозные дни, мы пишем сочинение по картине Ф.Сычкова , которая так и называется «Зима». Запишите в тетради тему урока. Прежде чем описывать картину, познакомьтесь со словами, которые вы можете использовать в работе.
Пейзаж – из уроков ИЗО вам известно, что это картина, изображающая природу.
Этюд – рисунок, представляющий собой часть будущего большого произведения.
Контраст – резкая противоположность.
VI. Описание картины.
1. Какое первое впечатление у вас сложилось от картины?
Картина вызывает чувство радости, лёгкости, капельку грусти. В работе много солнечного света, он и создаёт приподнятое настроение.
2. Какое время суток изображено на картине?
Раннее утро.
3. Какие цвета использует художник для изображения солнечного зимнего утра? (Запись в тетрадь по ходу работы).
Ярко-синий, голубой, белый, серебристо-серый, коричневый, жёлтый.
Цвета словно противопоставлены друг другу. Здесь свет – здесь тень. Это тот самый приём контраста, тоже известный вам. Контраст света и тени использует художник.
4. Что изображено на картине?
При описании и подборе определений обращаемся к домашней работе
( опережающему заданию).
Дом: старый, низенький, приземистый, родной, уютный, бревенчатый.
(Домик, домишко).
Плетень: покосившийся, тёмный, дряхлый, знакомый, занесённый.
Деревья: тонкие, ветвистые, дремлющие, задумчивые, безмолвные, застывшие.
Снег: голубой, синий, чистый, нетронутый, искристый, пушистый, сверкающий, глубокий, тихий, лежит ковром, одеялом. (Снежок)
Воздух: безветренный, застывший, лёгкий, свежий, упоительный, морозный, острый.
Мороз: бодрящий, лёгкий. ( Морозец)
5. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина? Настроение?
Картина переносит нас на много лет назад, в старинную мордовскую деревню. Хочется пробежаться пушистому глубокому снегу, заглянуть в замёрзшее оконце низенького домика, вдохнуть полной грудью чистейшего морозного воздуха. Мне, например, вспоминаются строки Пушкина: «Мороз и солнце!...» На картине много солнечного света, который играет на заснеженной крыше дома, его светлой бревенчатой стене, на ветвях дремлющих под снегом деревьев. Оттого и такие глубокие голубые тени на снегу в том месте, где нет солнца. И широкое звонкое раздолье позади домов.
Художнику ярко и образно удалось передать красоту зимней природы мордовского края.
VII. Составление плана.
Теперь, когда мы детально рассмотрели картину, составим план будущего сочинения.
Примерный план.
1. Ф.В.Сычков - известный мордовский живописец.
2. Первое впечатление от рассматриваемой картины.
3. Содержание картины (дом, деревья, снег).
4. Цвета, используемые художником.
5. Настроение, мысли и чувства, вызываемые картиной.
VIII. Лексическая работа.
Будьте внимательны к слову. Чтобы избежать неоправданных повторов, используйте синонимы, подбирайте близкие по смыслу слова и выражения.
Запись на доске и в тетрадях.
Художник – автор, Сычков, Федот Васильевич, мастер, подходящие формы местоимений.
Картина – работа, холст, полотно, этюд.
Рисовать – изображать, писать, передавать, выражать.
И т.п.
IX. Примерное сочинение. ( Подготовлено заранее группой сильных учеников).
Федот Васильевич Сычков – самый известный художник Мордовии. Перед нами картина, посвящённая любимому времени года мастера, которая так и называется «Зима». Полотно вызывает чувство радости, лёгкости, уюта. Вспоминаются строки А.С.Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!» Эта работа – этюд, то есть зарисовка с натуры .Оттого таким живым, словно одушевлённым, воспринимается полотно.
В центре его – избушка, занесённая пушистым снегом, покосившийся плетень. Снеговыми шапками покрыты дом и амбары. Нагие деревья склонились над маленьким двориком. За избушкой тянутся покрытые снегом поля. Снеговой ковёр необычайно чист, гладок и светел. Лишь голубоватые снежные тени нарушают его белизну.
В то же время на картине много солнечного света, который золотит кору и ветви деревьев и стены дома. Он играет на снеговых шапках, покрывающих всё вокруг. Картина художника построена на контрасте света и тени снега, белого и желтоватого, голубого на солнце и цвета сапфира в тени. Всё вместе создаёт ощущение близости, взаимосвязи с природой, чувство реальности происходящего.
Когда смотришь на картину, хочется оказаться в этой деревушке, пробежаться по свежему поскрипывающему снегу. Мастеру живописи Ф.В.Сычкову с большой любовью удалось передать неброскую красоту природы Мордовии.
X. Обобщение.
XI. Написание сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....
Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе
1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...
Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".
Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....
Презентация к уроку развития речи в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине Б.Кустодиева"Сирень"
Качественная подготовка к написанию сочинения...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...