Творческие упражнения для подготовки к ГИА
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

Рубижан Екатерина Вячеславовна

В материале представлены тексты с творческими заданиями, которые помогут учащимся подготовиться к ГИА. Каждое упражнение готовит учащегося к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teksty_dlya_podgotovki_k_gia.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение 1.

Научи меня хитрости!

Один человек приходит к человеку и говорит:

 - Человек хочет, чтобы человек научил человека хитрости!

Человек отвечает:

- Ладно, но сначала принеси человеку молока от верблюдицы человека.

Человек так и сделал, подождал, пока человек напьется молока и говорит человеку:

- Ну вот, а теперь человек поделись с человеком хитростью человека.

- Пожалуйста, - говорит человек. – Вот, например, человек только что хитростью напоил человека за счет человека.

(В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д.Э. Розенталь «Занимательно о русском языке»)

1)Спишите  африканскую  сказку, заменяя выделенные слова местоимениям, определите их разряд.

Возможные местоимения для замены: я, меня, мне,  со мной, ты, твой, он, его, ему, свой, другой, тот, этот, себя.

2) Докажите правоту слов лингвиста А. А. Реформатского: «Местоимения удобны… как запасные игроки на футбольном поле».

Упражнение 2.

В худой катомк поклав ржаное хлебо,

Я ухожу туда, где птичья звон,

И вижу над собою синий небо,

Косматый облак и высокий крон.

Я дома здесь. Я здесь пришел не в гости.

Снимаю кепк, одетай набекрень.

Весёлый птичк, помахивая хвостик,

Высвистывает мой стихотворень.

Зеленый травк ложится под ногами,

И сам к бумаге тянется рука.

И я шепчу дрожащими губами:

«Велик могучий русский языка»

А. Иванов.

1) Превратите стихотворную пародию в грамматически правильный прозаический текст.

2) Выпишите из исправленного текста словосочетания, связанные по типам

а) управление

б) примыкание

в) согласование.

Упражнение 3.

Сказал бы словечо, да волк недалечко. Не вели казнить, вели слово вымолвить. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Как аукнется, так и откликнется. Любишь медок, люби и холодок. Слово – серебро, молчание – золото. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Слышал звон, да не знаешь, где он. Собака лает – ветер носит. Соловья баснями кормят. Хвастливое слово гнило. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Язык без костей. Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.

1) Спишите пословицы и поговорки о языке, графически обозначая все окончания.

2) Устно объясните содержание изречений и по одному из них составьте рассказ, особенно обдумайте его окончание.

Упражнение 4.

Я в Ленинград.. с начала войны; я, как и девяносто процентов ленинградц..в, ни разу не видел.. «живого немца». Тем не менее я, как и все другие, нахожусь в состоянии.. ежедневн..й борьбы с ним. Это безмолвн..я, ожесточенн..я, изнурительн..я борьба. Она изнурительна особенно потому, что это борьба с врагом-невидимк..й. Невидим..й мне, в сотни раз более сильн..й, чем я, женщина и горожанка, враг ежедневно посыла..т в город сотни, а то и тысячи снарядов, стремясь лишить меня дома, кровля котор..го и без того уже пробита десятками осколков, а стекла в окнах выбиты. Враг-невидимка ежедневно разруша..т трамвайные пути, заставляя меня делать длинные концы пешком; он порт..т осветительн..ю и телефонн..ю сети, разъединя..т меня с внешн..м миром, оставляя..т во мрак.. Печь моя начина..т внезапно дымить, потому что в трубу попал осколок; вместо того чтобы просто повернуть водопроводн..й кран, мне нужно идти за водой с ведром в соседн..й двор и тащить ее к себе на пят..й этаж. Я иду в магазин, но враг-невидимка перед сам..м моим нос..м захлопыва..т дверь магазина: начал..сь воздушная тревога. Когда она кончи(т,ть)ся? Буд..т ли цел мой дом или, вернувшись из лавк.. , вместо него я увижу груду развалин? Вечером я сажусь за мой письменный стол: назойливо, уныло свистят снаряды, мешая сосредоточи(т,ть)ся и я слышу, как хрустят стены города – враг лома..т мой прекрасн..й город, увеч..т его. Нет ничего печальнее и душераздирающее этих криков.

(О. Берггольц)

1) Спишите текст, вставляя и объясняя пропущенные буквы.

2) Определите авторское отношение к врагу, который в годы Великой Отечественной войны окружил Ленинград кольцом блокады.

3) Отметьте слова и выражения, которые передают авторское отношение к войне

4) Найдите выразительные средства создания необычного образа врага и его разрушительных действий.

5) Каким вырисовывается из подтекста образ автора, пережившего блокаду.

6) Прочитайте заключительные предложения в тексте и объясните, как автор подводит итог сказанному.

7) Опираясь на текст, составьте примерную таблицу:

Предмет →его назначение→ что с ним сделала война

Город→

Дом→

Окно→

Освещение→

Телефон→

Водопровод→

Магазин→

Трамвай→

8) Напишите рассуждение о вашем отношении к войне, привлекая факты, о которых вы узнали из рассказов ветеранов войны или из книг и фильмов.

Упражнение 5.

   В..йна ушла д..леко, но сл..ды её до сих пор ж..вут в м..ей пам..ти.

   Часто всп..минается сентябрьское отступление сове..ских войск под Ленинградом. Буд(то) сейчас вид..шь, как наша м..шина мчи(т,ть)ся по сколь..кой д..роге мимо бр..венчатых изб вдоль пр..г..родов. Наш путь пр..ходит по раз..рённой, со(ж,жж)ённой, искромс..нной з..мле. П..ля изрезаны траншеями, опутаны к..люч..й проволокой, изрыты сн..рядами. Повсюду зам..ча..шь останки обг..релых м..шин, (с,з)битых сам..лётов, об..зглавленные и об..зрученные д..ревья, а на месте нек..торых д..мов голые зак..пчённые трубы. Л..са об(ъ,ь)яты плам..нем.

   В воздухе, дышащ..м гарью, слыш..(т,ть)ся бе(з,с)пр..станный вой и грох..т. Фашисты б(ъ,ь)ют по кам..нным и д..ревянным укр..плениям, по ленинградским заводам, по л..сным завалам, по каждой в..д..мой точ(?)ке.

   Со странным чу(ст,вст)вом гл..дим мы на раз..рённую и об..зображенную землю. Неужели злоба и сила, вопл..щённые в м..та(л,лл)е, никогда не будут укр..щены и ост..новлены другой силой? Вп..ревые я пр..дставил себе врага воочию, ощ..тил его т..лесно и содр..гнулся от ненав..сти в в..йне.

(Ю. Нагибин)

1) Спишите текст, вставляя и объясняя пропущенные буквы.

2) Определите авторское отношение к врагу.

3) Отметьте слова и выражения, которые передают авторское отношение к войне.

4) Опираясь на текст, составьте примерную таблицу:

Предмет →его назначение→ что с ним сделала война

З..мля→

П..ля→

Д..ревья→

Воздух→

М..шины→

Сам..лёты→

5) Напишите рассуждение о вашем отношении к войне, привлекая факты, о которых вы узнали из рассказов ветеранов войны или из книг и фильмов.

Упражнение 6.

   (К)началу XIX (сто)летия на Запад.. сл..жилось мнение о тщетности по..сков Южного материка, «земли тайн», «загадочного континента», л..генды о котором (из)д..вн.. в..лн..вали уч..ных всего мира.

   «Точ(?)ку» в по..сках Антарктиды п..ставил знам..нитый англий..ий (море)пл..ватель Джемс Кук. Он во что(бы) то ни стало р..шил вы..снить, есть(ли) на юг.. суша «для р..вновесия с «северным (полу)шарием» или мечты о ней – не..быточная фантазия.

   (В)продолжении.. тысячи (с)лишним дней Кук бороздил моря, а восе(м,мь,)десят из них провёл во л..дах. Около полярного круга на пути эксп..дици.. встретились мощ(?)ные морские л..ды, (в)сплошную пр..градивш..е путь судам, (по)этому Кук вынужде(н,нн)о пов..рнул (на)зад.

   В соём отч..те он написал, что обош..л океан (в)близи южного (полу)шария, за(то) отверг возможность сущ..ствования мат..рика, а так(же) пол..ж..л конец его дальнейш..м по..скам.

Кук (в)открытую заявил, что ни один человек никогда не смож..т проникнуть на юг дальше, чем это уд..лось ему.

   Заявление заставил.. уч..ных пр..кратить и(с,сс)ледования в южном (полу)шари.. . (В)течени.. сорока(пяти)(летия) ни одна страна не решалась отправить в эксп..диц..ю на далёкий юг з..много шара. Но были люди, не повер..вшие Куку. Против традицио(н,нн)о повторявш..хся слов Кука выступили ру(с,сс)кие (море)плаватели В. М. Головин, Г. А. Сарычев, И. Ф. Крузенштерн.

  И вот (с)нова эксп..диц..я, её возглавили Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. (В)середине 1819 года на Малом Кронштадско  р(е,э)йде засв..стели боцманские дудки ипослыш..лась (по)морскому ч..ткая команда: «Св..стать всех (на)верх! Паруса ставить! С якоря снима(т,ть)ся». Матросы (в)ра(с,сс)ыпную бросились по палубам, (по)кошачьи вскарабкались на мачты, и ра..пустились серые паруса. Грохнул пушечный с..лют, мгнове(н,нн)о взв..лись флаги, и кор..бли «Восток» и «Мирный» покинули р..дные берега. Ру(с,сс)кие моряки ух..дили в южное (полу)щарие, что(бы) пр..нять участие в выполнени.. экспе..дицио(н,нн)ого плана, ра..работ(н,нн)ого морским министерством.

   Уча(с,ст)ников эксп..дици.. окуты..вали непроница..мые туманы, ож..гало со(н,лн)це экватора, пол..вали тр..пические дожди. Они боролись с ледя(н,нн)ой коркой, сплош(?) покрывающ..й корабли в антарктическую стужу, а так(же) бур..ми,айсбергами, сжатии..м л..дов. Суровая природа во..двигала на пути (море)ходов неслыха(н,нн)ые трудности.

   (В)начале 1820 года «Восток» и «Мирный» (в)плотную подошли к непр..ходимым ледя(н,нн)ым торосам. В три часа (по)(полу)дни 16 января среди (одно)образной картины нагроможде(н,нн)ых л..дов. возникло (в)далеке неясное п..тно, как(будто) тень от чего(то). Все были (на)столько возбужде(н,нн)ы, что высыпали на палубы, забрались на мач(?)ты: неужели земля?

   (По)флажному телегафу было переда(н,нн)о с «Востока» на «Мирный»: «Вижу землю». (В)ответ поступил точь(в)точь такой(же) сигнал. (В)новь прогремел пушеч(?)ный с..лют. (В)высь поднялись флаги. Разд..лось дружное ура.

   Так было соверше(н,нн)о открытие шестого континента нашей пл..неты.

(По Е. Рябчикову)

1)Проанализируйте текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

2)Определите тему текста и озаглавьте его.

3)Найдите в тексте доказательства мысли: России есть чем гордиться.

4) С какими идеями можно соотнести эту мысль?

5) Определите вашу позицию: согласны ли вы с Е. Рябчиковым или опровергаете его идею.

6) Какой тип речи избрал автор?

7) Проанализируйте композицию текста, определяя вступление, основную часть и заключение. Почему можно сказать, что композиция основана на противопоставлении?

8)Пронумеруйте абзацы и определите способы их соединения.

9)Напишите изложение текста (для учащихся 9-х классов)

10) Составьте свой рассказ, подтверждающий авторскую идею (для учащихся 11-х классов).

Упражнение 7.

Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом вита..т ещё некий (сверх)смысл, который и пр..враща..т текст из простой знаковой системы в систему художестве(н,нн)ую. Соч..тания слов, а только они р..ждают в тексте ассоциации, вы..вляют в слове необходимые о(т,тт)енки смысла, созд..ют эмоц..ональность текста. Подобно тому как в танце пр..одол..вае(т,ть)ся тяжесть человеческого тела, в ж..воп..си пр..одол..вается однознач(?)ность цв..тов, в словосоч..тании пр..одол..ваю(т,ть)ся обыч(?)ные словарные значения слова. Слово в соч..таниях пр..обретает такие о(т,тт)енки, которых не найдешь в самых лу..ших исторических словарях русского языка. Поэзия и хорошая проза ассоциативны по своей природе. И филология т..лкует не только значение слов, а и художестве(н,нн)ое значение всего текста… Филология – это вы..шая форма гуманитарного образ..вания, форма, соед..нительная для всех гуманитарных наук… она нужна т..кстологам, источник..ведам, историкам литературы  и историкам науки, она нужна историкам и(с,сс)ку(с,сс)тва, ибо в основе каждого из и(с,сс)ку(с,сс)ТВ, в самых его «глуби(н,нн)ах» л..жат слово и связь слов. Она нужна всем, кто пользу..(т,ть)ся языком, словом, слово связа(н,нн)о с любыми формами бытия,с любым познании..м бытия:слово, а ещё точ(?)нее соч..тания слов… Знание и творч..ство оф..рмляются через слово, и через пр..одоление кос(?)ности слова р..ждае(т,ть)ся культура.

(Д. С, Лихачёв)

1)Проанализируйте текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

2) Согласны ли вы с мыслью автора, что изучение языка нужно все, кто пользуется языком? Напишите рассуждение на эту тему. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие упражнения в 5 классе

1-я группа - анализ отношений2-я группа - классификация3-я группа - развитие навыка сравнения4-я группа - действие с натуральными числами. Классификация....

Творческие упражнения в самостоятельной работе учащихся

Выступление на окружной педагогической конференции. Способы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся....

Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.

Значение творческих упражнений в формировании  языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида. В данной статье предложены упражнения способствующие формированию языковых обобщений у учащихся СКОУ V...

ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Мы не однократно в своей практике встречаем ситуацию, когда ученик не доволен своей работой, он  допустил ошибки в   своём рисунке. Например, «замучил» цвет в акварели,  получил гр...

ТВОРЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Не секрет, что в художественном творчестве для создания выразительного замысла композиции   используется  разнообразие методик и художественных   материалов. Каждый творческий...

Творческие упражнения и самостоятельная работа на уроках иностранного языка.

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе – ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых. Самостоятельная работа...

Специальные упражнения для подготовки к соревнованиям обучающихся групп начальной подготовки по тхэквондо

Работая над повышением у юных тхэквондистов быстроты реакции, широко применяются подвижные игры, такие, как "Вызов номеров", "группа, смирно!" "В кругового", "Кто бы...