Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.
статья по теме
Значение творческих упражнений в формировании языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида. В данной статье предложены упражнения способствующие формированию языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_tvorcheskikh_uprazhneniy_v_formirovanii_obobshcheniya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение творческих упражнений в формировании
языковых обобщений у учащихся СКОУ VIII вида.
В современных условиях, когда школа решает задачу приближения преподавания к требованиям жизни, важное значение приобретают творческие работы на основе жизненных наблюдений. Они не только развивают кругозор, но и обогащают речь умственно отсталых учащихся, заставляют наблюдать и осознавать явления окружающей действительности (А.К. Аксёнова 2000г). В свете этих данных необходимо рассматривать и выполнение таких упражнений, как пересказ устный и письменный, сочинение, написание деловых документов учащимися (заявления, заметки в стенгазету и др.).
И.М. Сеченов считал, что упражнения будут продуктивными при одном важном условии, а именно они должны повторяться при возможно большем разнообразии условий восприятий как субъективных, так и объективных. Если эти условия не соблюдены, то повторение становится малопродуктивным. Чтобы осознание правила и условий его применений происходило наиболее полно и эффективно необходимо, чтобы известный навык применялся в разнообразных условиях – разные виды речевой деятельности, разнообразные виды строящихся предложений, по смысловому содержанию.
При организации упражнений необходимо учесть и то обстоятельство, чтобы упражнения производились как в устной, так и в письменной форме, неразрывном сочетании, так как письменная речь предъявляет большие требования к мышлению ребёнка.
Ребёнок усваивает мыслительные операции – анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Наибольшая продуктивность упражнений получается при следующей их организации. Они должны проводиться на последовательно усложняющемся материале. Вместе с усложнением состава предложений и их смыслового содержания мыслительные операции распространяются на более сложные по построению и смысловому содержанию отрезки (абзацы, рассказы) (Петрова В.Г. 1977г)
В свете этих данных необходимо рассматривать выполнение таких заданий, как пересказ (устный и письменный), сочинение, написание деловых документов учащимися. Особо важное значение приобретает тщательная подготовка учителем учащихся к выполнению этих видов задач. Учитель, осуществляя эту подготовку, должен в полной мере учитывать степень усвоения известных категорий навыков, орфографических, грамматических и синтаксических, необходимость творческих моментов, степень их использования, подготовленность учащихся к творческой деятельности известного рода.
В школьной практике широко используется изложение учащимися содержания прочитанного.
Изложение – это обобщённое название одного из видов речи учащихся. Определённая последовательность в проведении изложений даёт возможность формировать умение правильно логически и грамматически передавать чужую речь, понимать своеобразие авторской речи, развивать навыки слушания и запоминания. Рекомендовано различать изложения текстов повествовательного характера; текстов, включающих развёрнутое описание природы, процессов труда и т.д.; портретную характеристику человека. По объёму изложения могут быть подробными, близкими к тексту, сжатыми, краткими.
Чтобы правильно написать изложение учащемуся надо понимать содержание излагаемого произведения и представлять себе последовательность описываемых в нём событий. Это достигается путём разбора прочитанного и составления плана. Само изложение осуществляется в виде последовательной записи отдельных предложений.
Произведение изложения – это чаще всего заключительный этап в целой серии предшествующих ему упражнений, потому изложение требует продуманной подготовленной работы.
К особой категории письменных работ по развитию речи следует отнести сочинения. Сочинение – это один из видов работ по развитию речи учащихся, предлагаемому самостоятельное продуманное изложение своих наблюдений, мыслей, суждений в том порядке, какого требует от него тема сочинения. Работа над содержанием опирается на воображение учащихся и способствует развитию их творческих способностей, приобретает большое воспитательное значение.
В работе над сочинением наиболее продуктивной является тематика, связанная с непосредственным наблюдением окружающей действительности и с практической деятельностью учащихся. Эта тематика может быть распределения на основные группы:
- на материале личных впечатлений;
- сочинения на материале наблюдений над явлениями природы, общественной жизни, произвольной деятельности людей;
- сочинение по картине (рассказ о сюжете и героях картины, описание природы, сочинения по ряду картин);
Работа над сочинением последовательно проходит следующие этапы:
- уяснение темы сочинения;
- определение конкретного содержания;
- составление плана изложения;
- подготовка к письменному оформлению сочинения (устная отработка текста целиком или в отдельных более трудных частях, определение словаря);
- письменное оформление сочинения учащимися.
Ценность сочинений заключается в том, что они помогают развивать наблюдательность, формировать умение сопоставлять, сравнивать, то есть совершенствовать такие основные операции мыслительного процесса, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, индуктивное и дедуктивное умозаключение.
Деловая речь – это один из видов связной письменной речи, она характеризуется некоторыми особенностями стиля, лексики, сферы применения.
Каждый человек, начиная самостоятельную производственную деятельность, сталкивается с необходимостью составить и написать заявление, справку, доверенность, расписку, автобиографию, заполненную анкету, написать докладную записку, составить текст телеграммы.
Знакомя учащихся с той или иной деловой бумагой, следует дать им представление, в каких случаях она применяется и какое она имеет значение. Каждый вид деловых бумаг имеет свою установленную форму и учащимся надо её усвоить. Учитель знакомит учащихся с образцом изучаемой деловой бумаги, обращает внимание на расположение её частей. После знакомства с готовым образцом учащиеся упражняются в составлении подобных деловых бумаг, сначала коллективно, а затем индивидуально, самостоятельно. Упражнения следует по возможности связывать с жизненными потребностями учащихся. Это придаёт конкретный смысл упражнением в составлении деловых бумаг и помогает усвоить их практический смысл упражнениям в составлении деловых бумаг и помогает усвоить их практическое значение.
Наряду с последовательным развитием речевых навыков у учащихся, обогащением словарного запаса необходимо систематически работать над развитием у них приёмов умственной деятельности, способствующих осмысливанию и усвоению языкового материала. Большое место нужно отводить упражнениям, которые К.Д. Ушинский назвал логическими. Подбор упражнений должен представлять развитие всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции), а также в большей степени активизировать речевую деятельность учащихся, расположение заданий в системе упражнений должно быть в порядке нарастания сложности. Таким образом, такая взаимосвязь в работе позволит развивать как функции речи, так и мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, а также формировать более сложные виды интеллектуальной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопровождение учащихся СКОУ VIII вида в профессиональном становлении
В процессе сопровождения учащихся коррекционных учреждений особую роль играет создание специальных условий. Система профориентационной работы в школе позволяет решать ряд важных задач. Особое место в ...
Внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "В гостях у сказки" для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классы
Внеклассное мероприятие для учащихся СКОУ VIII вида 1-2 классыЦели:В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.Развитие навыков устной связной речи, обогаще...
Контрольно-измерительный материал по письму и развитию речи для учащихся СКОУ VIII вида 1 класс
Цель: учить писать под диктовку, соблюдая графический режим, умение правильно соединять буквы. развивать слух, внимание, ориентировку в тетради...
Мероприятие по ПДД для учащихся СКОУ VIII вида
Конкурс вопросов «По дороге мы идём»Конкурс «дорожные знаки»Конкурс "Загадки"Конкурс "Автомульты"Конкурс "Медицина" Использовала журналы "Педсовет" и ПДД...
Урок - КВН по истории Отечества для учащихся СКОУ VIII вида
КВН – клуб веселых и находчивых! Наш с вами клуб сегодня будет посвящен истории города, в котором мы все живём, где родились, истории нашей столицы – города Москвы....
"Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся СКОУ VIII вида"
Ведущим фактором здоровья учащихся является образ жизни, формировать который могут и призваны образовательные учреждения. Они позволяют решать проблемы профилактики и улучшения состояния здоровья путе...
Тест по трудовому обучению для учащихся СКОУ VIII вида
Тест предназначен для учащихся 8 классов, обучающихся по Программе специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы /под редакцией С.Л. Мирского...