Весеннее путешествие в страну Глаголию
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Cистематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе. Формирование языковой компетентности учащихся: умение видеть глаголы в тексте, понимать их роль в речи. Обучение элементам лингвистического анализа текста. Развитие культуры диалогового общения, навыков работы в парах и группе. Воспитание вдумчивых читателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itog._urok.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Весеннее путешествие в страну Глаголию
Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе. Формирование языковой компетентности учащихся: умение видеть глаголы в тексте, понимать их роль в речи. Обучение элементам лингвистического анализа текста. Развитие культуры диалогового общения, навыков работы в парах и группе. Воспитание вдумчивых читателей.
Вид урока: игра-путешествие.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, оценочный лист в виде паровозика, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Ход урока
- Орг. Момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд №1.
Учитель: - Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в чудесную страну, которая находится на удивительном материке Русского Языка. На этом материке много различных географических пунктов, но мы посетим лишь одну страну. С какой частью речи связана эта страна? Как мы назовем ее?
- Конечно, страна связана с глаголом, а страну мы назовем «Глаголией», путешествовать мы будем по стране «Глаголии», на каждой станции вам предстоит выполнить задания.
- А почему мы назовем путешествие весенним? (На улице весна, вся природа просыпается, а глаголы помогают передавать состояние окружающей среды)
- Все задания так или иначе будут связаны с темами весны, цветов.
Чтобы нам попасть в страну, нужно выполнить первое задание. Оценивать вы будете себя сами. У каждого из вас на столе лист с нарисованным паровозиком. Ваша задача в течение урока прицепить к нему вагончики разного цвета в зависимости от правильности выполненного задания. Красный – все выполнено правильно, нет ошибок.
Желтый – половина выполнена правильно.
Синий – больше половины выполнено неправильно
Слайд № 2
Даны предложения, выделите среди них глаголы.
- Коридор домой и иди домой.
- Натопила печь и стала печь.
- Снежное покрывало все поле покрывало.
Проверяется правильность задания, зацепляется вагончик.
Слайд № 3.
Дайте определение глагола. Слова, которые живут в «Глаголии» очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные.
Слайд №4. На улице весна. Наш паровозик мчится по весенним улицам все вокруг радуется, и нашем вот встретилось первое препятствие. На широкой площади все звери и птицы перепутались.
Игра «Перепутаница». Подобрать глагол к существительному. Вставить пропущенные орфограммы
Собака хрюкает
Волк блеет
Овца лает
Свинья гогочет
Гусь кудахчет
Голубь мяукает
Кошка воркует
Курица воет
Слайд №5 Коллективная проверка. Какие действия обозначают все эти глаголы? Проверяется правильность задания, зацепляется вагончик.
Слайд №6 Недалеко отъехал паровозик, и снова остановка – на улице Логической. Из текста пропали глаголы.
Весна...На телеграфном столбе … ворона. Над лесной проталиной … жаворонок. Сорока … на ветке. В светлых березняках - теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине … вода. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох - оседает под солнцем последний снег.
Взаимопроверка.
Опрос
- Посмотрите, в каком времени использованы глаголы в тексте и какие времена отсутствуют? (настоящем, нет глаголов в прошедшем и будущем времени.)
- Что вы знаете о изменении глаголов по временам? (в настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, в прошедшем по родом и числам)
Слайд № 6
Наш паровозик едет дальше. Вдруг перед ним раскрывается огромная чудесная цветочная поляна.
Остановка «Объяснительная». Подчеркните глаголы в тексте. Какие действия обозначают глаголы? (движения, звука, цвета) Какие орфограммы в глаголах можно проиллюстрировать примерами из данного текста. Определите спряжение. Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания. Объясните их постановку.
Я очень люблю эти простые цветы – весёлые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеют ромашки желтеют одуванчки цветёт мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся кланяются звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.
Всё лето цветут, звенят колокольчики, знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.(И. Соколов – Микитов)
Слайд № 7 Коллективная проверка. Комментирование орфограмм в глаголе
(Правописание личных окончаний глагола; ться и тся в глаголах; Ь знак в глаголах; безударные гласные в корне)
Слайд №8 Самопроверка. Пунктуация
(По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчки, цветёт мышиный горошек. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся кланяются звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.) – знаки препинания в сложном и простом предложении.
Слайд № 9. Физминутка.
Физминутка «Цветы» | Движения |
Наши нежные цветки | Руки плавно поднимают вверх перед собой, немного разводя в стороны. |
Ветерок чуть дышит, | Движения рук вправо-влево. |
Наши алые цветки | Руки наверху плавно смыкаются и опускаются |
Тихо засыпают, | Дети приседают. |
Головой качают. | Дети качают головой. |
Слайд № 9.
Слайд № 10. Остановка Фольклорная. Игра «Кто быстрее»
Продолжить пословицу, объяснить написание орфограмм в глаголах.
2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно.
- Весною день упустишь —
- Апрель начинается при снеге,
- Весенний дождь растит,
- Не расти траве после осени,
- Цветов много в поле,
1) а кончается при зелени. 2) да все не сорвешь 3) годом не вернешь 4) осенний гноит. 5) не цвести цветам зимой по снегу
Слайд № 11.
Определи спряжение глагола (используем сигнальные карточки)
упустишь
начинается
растит
расти
кончается
сорвешь
вернешь
гноит
цвести
Слайд 12
Остановка «Синонимическая». Редактирование текста. Работа в парах.
Выбрать из предложенных глаголов синонимов наиболее подходящий и записать текст в окончательном варианте.
Сказка про одуванчики.
(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу.Хороша была земля! (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.
Зима (пряталась, таилась, скрывалась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. Махнула она рукавом и закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки. И (скрылась, ушла, убежала) на север.
Так теперь одуванчики в желтеньком платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают. (По Н.Толмачевой)
Слайд 13 . Проверка работы.
Сказка про одуванчики.
Встало весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло гулять. Хороша была земля! Взмахнуло солнышко золотым рукавом. Брызнули солнечные пылинки. Засветились на земле маленькие желтые огоньки-одуванчики.
А зима пряталась в дремучем лесу, в сыром овраге. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом веселые огоньки. И ушла зима на север. Так и щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
Учитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. За время путешествия ваши поезда зацепили вагончики с различным цветом, у вас получились замечательные поезда. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.
Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.
Анализ урока
Тип урока: обобщения-повторения
Метод урока по типу познавательной деятельности:
частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),
осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 14 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.
С целью экономии времени работа на уроке выполнялась учащимися на специальном рабочем листе, который учащиеся сдадут учителю на следующем уроке после выполнения творческого домашнего задания.
На данном занятии использовались технологии:
игровые технологии, повышающие эффективность урока, наиболее соответствующие возрастным особенностям пятиклассников. технологии коллективного сотрудничества, позволяющая работать в парах или мини группах.
компьютерные технологии.
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.
2. Обобщение, закрепление, расширение знаний по теме
3. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание.
Этапы | Деятельность учащихся | Эффективность | |
Актуализация | Отвечая на вопросы учителя, учащиеся сами определяют тему урока. Получают установку на задачи урока, оценивание своей деятельности. | ||
Повторительно-обобщающий 1 задание – базовый уровень 2 задание – базовый уровень ( игровой момент) 3 задание – базовый уровень 4 задание –базовый уровень 5 задание – повышенный уровень 6 задание – базовый уровень 7 задание – повышенный уровень | Из предложенных предложений с омонимичными формами учащиеся находят глаголы. Объясняют отличия. Повторяют сведения о глаголе как части речи. Оценивают свою работу Из перепутанных слов учащиеся составляют правильные грамматические основы. Оценивают работу соседа по парте В предложенном тексте вставляют глаголы. Повторяют правило об изменении глаголов по временам Учащиеся в предложенном тексте находят глаголы, определяют, какие они обозначают действия, распределяют глаголы на группы по видам глагольных орфограмм. Расставляют знаки препинания в предложениях, объясняют постановку знаков препинания. Оценивают свою работу Составляют распавшиеся пословицы о весне и цветах. Оценивают работу соседа Определяют спряжение глаголов из данных пословиц. Оценивают свою работу. Работают в парах. Творческое задание. Редактируют текст, выбирая нужные глаголы. Зачитывают свой текст, сверяют с оригиналом, обсуждают полученные тексты. | Используется самопроверка Задание проверяет логическое мышление и является опережающим для выполнения следующего задания Используется взаимопроверка Используется самопроверка Используется коллективная проверка. Сложность в распределении орфограмм по группам. Слайд презентации позволяет выполнить проверку задания Задание развивает логическое, творческое мышление. Используется взаимопроверка Коллективная проверка Зачитывается 2-3 варианта, далее читается оригинал. | 96% справились с заданием 100% Справились с заданием 88% 67% 60% 50% 56% 52% |
Подведение итогов. Домашнее задание | Подводят итоги своей деятельности на уроке. Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.
Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....
Урок "Путешествие в страну Глаголию"
Открытый урок по теме "Путешествие в страну Глаголию" для 5 класса...
Урок-игра по теме "Путешествие в страну Глаголия"
Урок можно провести в конуе изучения темы "Глагол" в 6 классе...
Урок "Путешествие в страну "Глаголию"
Урок обобщения изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Урок-путешествие в страну Глаголия 6 класс
Урок рассчитан на 2 часа. Цель: повторить, обобщить и систематизировать изученное по теме глагол в 6 классе. (использованы "Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы В.Н.Пташкина и др.)...
Путешествие в страну "Глаголию"
Конспект урока русского языка в 5 кл по программе Баранова...
Урок-путешествие в страну "Глаголию"
Урок-путешествие в страну "Глаголию", 5 класс, презентация русский язык...