Урок-игра по теме "Путешествие в страну Глаголия"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна
Урок можно провести в конуе изучения темы "Глагол" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_teme_glagol.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра

Путешествие в страну «Глаголия»

Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.

Вид урока: игра-путешествие.

Оборудование: плакат с изображением сказочной страны Глаголии (можно изобразить сказочный дворец и глаголы в виде смешных человечков), карточки с текстами.

Ход урока

Учитель читает отрывок из стихотворения.

Что без тебя предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

Беседа

О какой части речи здесь говорится?

Почему?

2. Объясняется тема урока, цель урока.

 Слово учителя.

«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»

Послушайте сказку.  Грамматическая сказка

Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил.… Там что-то выкопает, там построит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя,  смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель: Итак, мы отправляемся с вами по стране «Глаголия»  Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем действие".

Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений.


- А как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.
- Как изменяются глаголы?
- Какие три времени есть у этой части речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
 

Учитель: Вы хорошо потрудились, а теперь приоткроем дверь в комнату, где живут сказки. (учащиеся читают свои сказки)

  1. Рассказ о приключениях Глагола, потерявшего лицо.
  2. Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –ся.
  3. Зачем Глаголу столько видов?
  4. Как много времен у Глагола?
  5. Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!
  6. Наклонение, привыкшее повелевать!
  7. Это мечтательное наклонение.
  8. Как виды Глагола делили чередующиеся гласные в корне.

Учитель. Сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".

Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!". И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может.  Прочитайте отрывок еще из одной замечательной сказки (карточки с текстом сказки раздадим ученикам заранее).

Текст на карточках:

Не хитрить

В нору Ларссонов пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали.
- Хорош сын! Я этого (не) переживу,- сказал папа.
- Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, - грустно вздохнула мама.
Что же случилось в лисьей семье? Сын Людвиг (не) захотел учиться лисьей хитрости.
- Только (не) наказывай его, - сказала мама.
- Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу.
Папа Ларссон вошел в комнату сына.

Учитель: Задание. Выпишите все глаголы с не, рассуждая по образцу. ("Не мог - это глагол. Глагол без не употребляется: Я мог все сделать сам. Значит, не пишется отдельно. Негодовать - это глагол. Слова "годовать" нет. Значит, без не глагол не употребляется: не пишется слитно).

Учитель: Ребята, а хотите услышать продолжение этой сказки? Слушайте.

Диктуем для записи:
      - Людвиг! Ты не был сегодня на лекции в школе хитрости?
      - Не был, - бесхитростно и дерзко ответил маленький лисенок.
      - Ты не выучил девиз нашей семьи: "Да здравствует хитрость!"?
      - Не выучил. Я не хочу быть хитрым, не стану обманывать, не буду врать. Я ненавижу ложь! (По Я. Экхольму)

Заранее раздаются карточки. Ученики готовятся отвечать у доски, объясняя орфограммы. Готовят правильные ответы. Они же вызывают к доске по желанию ученика, диктуют ему, проверяют, оценивают. (карточки №1-6)

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения?

Тот, кто труда (не)бои..ся, тот умеет труди..ся.

Дело мастера бои..ся.

Человек по делу узнае..ся.

По труду и честь воздае..ся.

Надо труди..ся, (не) надо лени..ся.

Карточка №2.

Спишите, раскройте скобки.

(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.

Карточка №3.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Тучи разв..ялись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох.

Карточка №4.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.

Участв..вал в соревнованиях, уклад..вал чемодан, бесед..вал с мамой, доклад..вал командиру, команд..вал ротой, рассчит..вал на успех.

Карточка №5.

Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.

Испеч.. пироги, улыбаеш..ся мне, стереч.. дом, отреж.. кусочек хлеба, мягкий карандаш, возле дач.., ветер свеж.. .

Карточка №6.

Сделайте морфологический разбор глагола из предложения.

Между тучами и морем гордо реет буревестник. (М.Горький)

 

Работа с перфокартой.

Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов - -е или –и (задание прилагается)

Далее идут карточки №7, 8, 9.

Карточка №7.

Вставьте карандашом пропущенные буквы, поставьте глаголы в форме 3-го лица ед.ч.

Стел..т                          крош..т                         жал..т                  

Завис..т                        пен..тся                         хлещ..т

Пил..т                           смотр..т                         ре..т

Карточка №8.

Вставьте пропущенные буквы, глаголы поставьте в форме 3-го лица ед.ч.

Стел..т                            ненавид..т                      ед..т

Стро..т                            бор..тся                          моч..т

Кол..т                               дыш..т                            се..т

Карточка №9.

Вставьте пропущенные буквы в глаголах 3-го лица ед.ч.

Ла..т                                люб..т                              загора..т

Кле..т                               вид..т                              броса..т

Руб..т                               та..т                                 блиста..т

Учитель: Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. (Открываем раздвижную доску, где написан текст и крупным шрифтом надпись "Комната мудрых мыслей").

Прочитайте и запишите текст. Обратите внимание на правописание глаголов.

Комната мудрых мыслей

Как сберечь в памяти прошлое? Как разжечь костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помочь самому себе, какого помощника привлечь? Дневник. Завести дневник событий. Он будет стеречь ускользающее прошлое, не даст тебе отвлечься и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику, ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересечь океан своих мыслей и чувств.

Вопросы и задания к тексту:

1. Что такое инфинитив?
2. Найти в тексте глаголы в инфинитиве.
3. Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую.
4. У каких глаголов после шипящих, кроме неопределенной формы глагола, пишется ь?
5. Сделать морфемный и морфологический разборы подчеркнутых глаголов.
6. Найти в тексте возвратный глагол. В чем его особенности?
7. Вспомнить правописание -ться и -тся в глаголах.
8. Вспомните, какие глаголы относятся к 1-му и 2-му спряжению. Определите спряжение глагола сумеешь

Обобщение. Учащиеся обобщают сказанное. учащиеся-консультанты подводят итоги по проверенным работам, выставленным оценкам.

Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени:

                 а) Чужую беду руками легко отведу.

                  б) Близок локоть, да не укусить.

                 в) Это цветочки, а ягодкам быть в впереди.

Найдите глаголы в повелительном наклонении:

Кран,

Откройся!

Нос,

Умойся!

Мойтесь,

Сразу

Оба

Глаза!

Мойтесь,

Уши,

Мойся,

Шейка!

Шейка,

Мойся,

Хорошенько!

Творческая работа.

Задание (выполняют учащиеся со слабым усвоением знаний). Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».

Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.

Задание. (выполняют сильные ученики). Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.

Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..желые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает п..ртизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су.

Во многих ср..жениях вместе с п..ртизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл..жн..й д..ревн.. и докладывает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. П..ртизаны рас..читывают ун..чтожить их внезапным ударом.

4.        Турнир смекалистых.

  1. Почему безличные глаголы получили такое название?
  2. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
  3. Какие глаголы, не изменяя, можно перевести из изъявительного наклонения в повелительное?
  4. Можно ли выразить просьбу глаголами в форме других наклонений?

5.        Самостоятельная работа с последующей
проверкой.

Каждый из членов группы получает индивидуальное задание. Работа состоит из синтаксического и морфологического разборов.

* Вечерело, догорала3 за дальним лесом заря4.

* Из(за) в...рхушек леса медленно выплыла3 луна4.

*  Облетают3 с д...ревьев последние лист(?)я4.

* Недалеко журчит3 п...вучий ручеек4.

*        За туманной далью т.. .мнел3 лесистый берег4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия"

Данная презентация урока-игры Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия" для учащихся 8 классов исползуется на уроке-обобщения. Урок в такой форме позволяет активизировать работу учащихся, прививать ...

Урок-игра по информатике "Путешествие в страну Информика"

Материал можно использовать как внеклассное мероприятие по информатике....

Урок-игра "Интеллектуальное казино" (обобщение изученного о глаголе)

Урок-повторение изученного по теме "Глагол" в 6 классе. Цель игры: создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся. ...

Обобщающий урок–игра в 6 классе по теме «Глагол».

Материал- обобщение  по теме "Глагол". 6 класс. Использованы игровые технологии....

Обобщающий урок – игра в 7 классе «Австралия – страна наоборот »

Систематизировать и обобщить знания учащихся по материку Австралия.Совершенствовать практические умения учащихся работать с различными источниками знаний....