Урок-игра по теме "Путешествие в страну Глаголия"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_po_teme_glagol.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра
Путешествие в страну «Глаголия»
Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
Вид урока: игра-путешествие.
Оборудование: плакат с изображением сказочной страны Глаголии (можно изобразить сказочный дворец и глаголы в виде смешных человечков), карточки с текстами.
Ход урока
Учитель читает отрывок из стихотворения.
Что без тебя предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
Беседа
О какой части речи здесь говорится?
Почему?
2. Объясняется тема урока, цель урока.
Слово учителя.
«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
Послушайте сказку. Грамматическая сказка
Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил.… Там что-то выкопает, там построит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А ты как думаешь? Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами по стране «Глаголия» Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем действие".
Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащее, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений.
- А как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола.
- Как изменяются глаголы?
- Какие три времени есть у этой части речи?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
Учитель: Вы хорошо потрудились, а теперь приоткроем дверь в комнату, где живут сказки. (учащиеся читают свои сказки)
- Рассказ о приключениях Глагола, потерявшего лицо.
- Сказка о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –ся.
- Зачем Глаголу столько видов?
- Как много времен у Глагола?
- Бедный глагол! Век живи, век спрягайся!
- Наклонение, привыкшее повелевать!
- Это мечтательное наклонение.
- Как виды Глагола делили чередующиеся гласные в корне.
Учитель. Сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю".
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь".
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!". И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может. Прочитайте отрывок еще из одной замечательной сказки (карточки с текстом сказки раздадим ученикам заранее).
Текст на карточках:
Не хитрить
В нору Ларссонов пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали.
- Хорош сын! Я этого (не) переживу,- сказал папа.
- Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, - грустно вздохнула мама.
Что же случилось в лисьей семье? Сын Людвиг (не) захотел учиться лисьей хитрости.
- Только (не) наказывай его, - сказала мама.
- Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу.
Папа Ларссон вошел в комнату сына.
Учитель: Задание. Выпишите все глаголы с не, рассуждая по образцу. ("Не мог - это глагол. Глагол без не употребляется: Я мог все сделать сам. Значит, не пишется отдельно. Негодовать - это глагол. Слова "годовать" нет. Значит, без не глагол не употребляется: не пишется слитно).
Учитель: Ребята, а хотите услышать продолжение этой сказки? Слушайте.
Диктуем для записи:
- Людвиг! Ты не был сегодня на лекции в школе хитрости?
- Не был, - бесхитростно и дерзко ответил маленький лисенок.
- Ты не выучил девиз нашей семьи: "Да здравствует хитрость!"?
- Не выучил. Я не хочу быть хитрым, не стану обманывать, не буду врать. Я ненавижу ложь! (По Я. Экхольму)
Заранее раздаются карточки. Ученики готовятся отвечать у доски, объясняя орфограммы. Готовят правильные ответы. Они же вызывают к доске по желанию ученика, диктуют ему, проверяют, оценивают. (карточки №1-6)
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограмм. Какой темой объединены предложения?
Тот, кто труда (не)бои..ся, тот умеет труди..ся.
Дело мастера бои..ся.
Человек по делу узнае..ся.
По труду и честь воздае..ся.
Надо труди..ся, (не) надо лени..ся.
Карточка №2.
Спишите, раскройте скобки.
(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.
Карточка №3.
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Тучи разв..ялись, наде..лся на брата, обид..л сестру, постро..л дом, скле..л конверт, услыш..л шорох.
Карточка №4.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте суффиксы.
Участв..вал в соревнованиях, уклад..вал чемодан, бесед..вал с мамой, доклад..вал командиру, команд..вал ротой, рассчит..вал на успех.
Карточка №5.
Спишите, вставьте пропущенные буквы в глаголах.
Испеч.. пироги, улыбаеш..ся мне, стереч.. дом, отреж.. кусочек хлеба, мягкий карандаш, возле дач.., ветер свеж.. .
Карточка №6.
Сделайте морфологический разбор глагола из предложения.
Между тучами и морем гордо реет буревестник. (М.Горький)
Работа с перфокартой.
Цель работы: проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов - -е или –и (задание прилагается)
Далее идут карточки №7, 8, 9.
Карточка №7.
Вставьте карандашом пропущенные буквы, поставьте глаголы в форме 3-го лица ед.ч.
Стел..т крош..т жал..т
Завис..т пен..тся хлещ..т
Пил..т смотр..т ре..т
Карточка №8.
Вставьте пропущенные буквы, глаголы поставьте в форме 3-го лица ед.ч.
Стел..т ненавид..т ед..т
Стро..т бор..тся моч..т
Кол..т дыш..т се..т
Карточка №9.
Вставьте пропущенные буквы в глаголах 3-го лица ед.ч.
Ла..т люб..т загора..т
Кле..т вид..т броса..т
Руб..т та..т блиста..т
Учитель: Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. (Открываем раздвижную доску, где написан текст и крупным шрифтом надпись "Комната мудрых мыслей").
Прочитайте и запишите текст. Обратите внимание на правописание глаголов.
Комната мудрых мыслей
Как сберечь в памяти прошлое? Как разжечь костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помочь самому себе, какого помощника привлечь? Дневник. Завести дневник событий. Он будет стеречь ускользающее прошлое, не даст тебе отвлечься и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику, ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересечь океан своих мыслей и чувств.
Вопросы и задания к тексту:
1. Что такое инфинитив?
2. Найти в тексте глаголы в инфинитиве.
3. Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую.
4. У каких глаголов после шипящих, кроме неопределенной формы глагола, пишется ь?
5. Сделать морфемный и морфологический разборы подчеркнутых глаголов.
6. Найти в тексте возвратный глагол. В чем его особенности?
7. Вспомнить правописание -ться и -тся в глаголах.
8. Вспомните, какие глаголы относятся к 1-му и 2-му спряжению. Определите спряжение глагола сумеешь
Обобщение. Учащиеся обобщают сказанное. учащиеся-консультанты подводят итоги по проверенным работам, выставленным оценкам.
Замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени:
а) Чужую беду руками легко отведу.
б) Близок локоть, да не укусить.
в) Это цветочки, а ягодкам быть в впереди.
Найдите глаголы в повелительном наклонении:
Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь,
Сразу
Оба
Глаза!
Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!
Шейка,
Мойся,
Хорошенько!
Творческая работа.
Задание (выполняют учащиеся со слабым усвоением знаний). Используя данную лексику, напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний дождь».
Шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет.
Задание. (выполняют сильные ученики). Учащимся предлагается самостоятельная работа с текстом.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм.
Бушу..т в поле (не)погода. По небу стел..тся ни..кие т..желые обл..ка. Ярос..ные порывы ветра гон..т по дорогам снег. Но это (не)пугает п..ртизан. (Не)нависть к фашистам с..брала их в глухом л..су.
Во многих ср..жениях вместе с п..ртизанами участв..вал Коля Зайков. Сейчас он пр..бежал из бл..жн..й д..ревн.. и докладывает к..мандиру, что он вид..л на д..рог.. немецкие танки. П..ртизаны рас..читывают ун..чтожить их внезапным ударом.
4. Турнир смекалистых.
- Почему безличные глаголы получили такое название?
- В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
- Какие глаголы, не изменяя, можно перевести из изъявительного наклонения в повелительное?
- Можно ли выразить просьбу глаголами в форме других наклонений?
5. Самостоятельная работа с последующей
проверкой.
Каждый из членов группы получает индивидуальное задание. Работа состоит из синтаксического и морфологического разборов.
* Вечерело, догорала3 за дальним лесом заря4.
* Из(за) в...рхушек леса медленно выплыла3 луна4.
* Облетают3 с д...ревьев последние лист(?)я4.
* Недалеко журчит3 п...вучий ручеек4.
* За туманной далью т.. .мнел3 лесистый берег4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия"
Данная презентация урока-игры Поле чудес "Путешествие в страну Химляндия" для учащихся 8 классов исползуется на уроке-обобщения. Урок в такой форме позволяет активизировать работу учащихся, прививать ...
Урок-игра по информатике "Путешествие в страну Информика"
Материал можно использовать как внеклассное мероприятие по информатике....
Урок-игра "Интеллектуальное казино" (обобщение изученного о глаголе)
Урок-повторение изученного по теме "Глагол" в 6 классе. Цель игры: создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся. ...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Обобщающий урок–игра в 6 классе по теме «Глагол».
Материал- обобщение по теме "Глагол". 6 класс. Использованы игровые технологии....
Обобщающий урок – игра в 7 классе «Австралия – страна наоборот »
Систематизировать и обобщить знания учащихся по материку Австралия.Совершенствовать практические умения учащихся работать с различными источниками знаний....