Урок "Путешествие в страну "Глаголию"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Чернего Елена Валентиновна

Урок обобщения изученного по теме "Глагол" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_glagoliyu.rar25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну «Глаголию».

(Лингвистическое путешествие в 6 классе)

Цели урока:

- показать роль глагола в построении связных высказываний;

- обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантичес-

  ких групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания,

  которые являются наиболее употребительными;

-воспитать у школьников интерес к изучению русского языка.

                                                  «Глагол является основой языка. Найти    

                                              верный глагол для фразы – значит дать дви-

                                              жение фразе»

                                                                                А.Н.Толстой

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами.  «В русском языке иногда для выражения разнообразных  оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов»,- писал В.Г.Белинский.

- В русском языке 40% слов – существительные, 35% - глаголы.  «Глагол – это речь человека, разумный говор – язык» (В.И.Даль)

- Итак, наш первый маршрут – «Не спеши языком, торопись делом» - глаголы, описывающие действия человека и природные явления.           

1. Прочитайте выразительно отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:

                                        Хотел бежать, но в бороде

                                        Запутался, упал и бьётся;

                                        Встаёт, упал; такой беде

                                        Арапов чёрный рой мятётся;

                                        Шумят, толкаются, бегут,

                                        Хватают колдуна в охапку

                                        И вот распутывать несут…

- О ком здесь идёт речь? (О Черноморе и его слугах.)

- Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена?

- Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.

        Глагол может передать и последовательность движений:

                                        Вблизи осматривая диво,

                                        Объехал голову кругом

                                        И стал пред носом молчаливо;

                                        Щекотит ноздри копиём,

                                        И,сморщась, голова зевнула,

                                        Глаза открыла и чихнула.

- О ком идёт речь? (О Руслане и о голове, которую он встретил на своём пути.)

- Глаголы делают выразительными описания природы. Прочитаем отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:

                                        Сияет солнце, воды блещут,

                                        На всём улыбка, жизнь во всём,

                                        Деревья радостно трепещут,

                                        Купаясь в небе голубом.

                                        Поют деревья, блещут воды,

                                        Любовью воздух растворён,

                                        И мир, цветущий мир природы,

                                        Избытком жизни упоён…

- Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.

2. Определите лексические значения глаголов и отметьте оттенки этих значений:

        идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, шествовать, лететь.

- Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как ходят дети, взрослые, старые люди. Подберите глаголы, которыми можно описать движение перечисленных групп людей.

3. А теперь прочитайте текст, найдите глаголы движения и выпишите их.

        Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго.

- Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?

4. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом.

- Какие глаголы более точно передают движение ветра, ручейка?

        … свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … прошумел по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.

(Пронёсся, подул, прошумел, открыл, затих, мчится, ворвался, сбросил, стащил, погнал.)

Наш второй маршрут -  «Любишь кататься, люби и саночки возить» - глаголы чувства. 

Составьте словосочетания с глаголами: восхищаться, удивляться, ужасаться, дивиться, поражаться, огорчаться, изумляться, радоваться, - используя имена существительные: мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота.

Третий маршрут – «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» - глаголы речи.

        Они играют большую роль в текстах с диалогом и прямой речью.

- Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».

        Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба-Яга. Василиса встретила её.

- Всё ли сделано? – спрашивает Яга.

- Изволь посмотреть сама, бабушка, - молвила Василиса. Баба-Яга всё осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

- Ну, хорошо!

Потом крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!

  1. Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их.
  2. Какие глаголы речи подчёркивают характер героев сказки? (Молвила – потому что ласковая, добрая, почтительная; крикнула – скорее всего злая, сварливая.)
  3. Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите их на три группы:
  1. глаголы со значением речи; 2) со значением чувств, ощущений говорящего; 3) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.

Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.

Четвёртый маршрут – «Как аукнется, так и откликнется» -глаголы звучания.

- Послушайте, как звучит «лесной оркестр», и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.

                                                    Лесной оркестр.

        В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.

        Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.

- Какие глаголы вы выписали?

- Это действительно оркестр, и действительно происходит в мае. Какие звуки издают кузнечики? Волк? Лиса? Филин? Пчёлы?

- Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите?

Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. И наш урок – путешествие хочется закончить словами К.Г.Паустовского:

        С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жихни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».