Урок "Путешествие в страну "Глаголию"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок обобщения изученного по теме "Глагол" в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_glagoliyu.rar | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну «Глаголию».
(Лингвистическое путешествие в 6 классе)
Цели урока:
- показать роль глагола в построении связных высказываний;
- обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантичес-
ких групп, в частности глаголами движения, речи, чувства, звучания,
которые являются наиболее употребительными;
-воспитать у школьников интерес к изучению русского языка.
«Глагол является основой языка. Найти
верный глагол для фразы – значит дать дви-
жение фразе»
А.Н.Толстой
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие – путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов»,- писал В.Г.Белинский.
- В русском языке 40% слов – существительные, 35% - глаголы. «Глагол – это речь человека, разумный говор – язык» (В.И.Даль)
- Итак, наш первый маршрут – «Не спеши языком, торопись делом» - глаголы, описывающие действия человека и природные явления.
1. Прочитайте выразительно отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; такой беде
Арапов чёрный рой мятётся;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…
- О ком здесь идёт речь? (О Черноморе и его слугах.)
- Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена?
- Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.
Глагол может передать и последовательность движений:
Вблизи осматривая диво,
Объехал голову кругом
И стал пред носом молчаливо;
Щекотит ноздри копиём,
И,сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.
- О ком идёт речь? (О Руслане и о голове, которую он встретил на своём пути.)
- Глаголы делают выразительными описания природы. Прочитаем отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён…
- Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук.
2. Определите лексические значения глаголов и отметьте оттенки этих значений:
идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, шествовать, лететь.
- Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как ходят дети, взрослые, старые люди. Подберите глаголы, которыми можно описать движение перечисленных групп людей.
3. А теперь прочитайте текст, найдите глаголы движения и выпишите их.
Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго.
- Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом? Какую роль играют в этом глаголы?
4. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом.
- Какие глаголы более точно передают движение ветра, ручейка?
… свежий ветерок, … прохладой в лицо путнику, … прошумел по листьям, … дверь в избе и … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур.
(Пронёсся, подул, прошумел, открыл, затих, мчится, ворвался, сбросил, стащил, погнал.)
Наш второй маршрут - «Любишь кататься, люби и саночки возить» - глаголы чувства.
Составьте словосочетания с глаголами: восхищаться, удивляться, ужасаться, дивиться, поражаться, огорчаться, изумляться, радоваться, - используя имена существительные: мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота.
Третий маршрут – «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь» - глаголы речи.
Они играют большую роль в текстах с диалогом и прямой речью.
- Прочитайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Затрещали деревья, захрустели листья – едет Баба-Яга. Василиса встретила её.
- Всё ли сделано? – спрашивает Яга.
- Изволь посмотреть сама, бабушка, - молвила Василиса. Баба-Яга всё осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:
- Ну, хорошо!
Потом крикнула:
- Верные мои слуги, сердечные други, смелите мою пшеницу!
- Выпишите глаголы речи и потом прочитайте их.
- Какие глаголы речи подчёркивают характер героев сказки? (Молвила – потому что ласковая, добрая, почтительная; крикнула – скорее всего злая, сварливая.)
- Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите их на три группы:
- глаголы со значением речи; 2) со значением чувств, ощущений говорящего; 3) глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего.
Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.
Четвёртый маршрут – «Как аукнется, так и откликнется» -глаголы звучания.
- Послушайте, как звучит «лесной оркестр», и выпишите глаголы, которые передают звуки леса.
Лесной оркестр.
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье.
Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
- Какие глаголы вы выписали?
- Это действительно оркестр, и действительно происходит в мае. Какие звуки издают кузнечики? Волк? Лиса? Филин? Пчёлы?
- Умеете ли вы слушать природу? А рассказать о том, что слышите?
Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. И наш урок – путешествие хочется закончить словами К.Г.Паустовского:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жихни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжёлое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».