Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_v_5_klasse..docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Путешествие в страну «Глаголию» (урок – игра).
Цель урока: обобщение знаний учащихся о глаголе, его роли в языке. Формирование навыков правописания и развитие орфографической зоркости. Обогащение культуры речевого общения.
Ход урока.
l. - Здравствуйте, ребята!
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам ГЛАГОЛ.
- Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы отправимся в путешествие по стране Глаголия!
ll. Итак, мы отправляемся. С нами путешествуют наши друзья Речевичок и Слушок.(красочно нарисованы 2 героя и прикреплены к классной доске).
- Вместе с ними мы вспомним все о глаголе и узнаем много нового и интересного.
Станция ГЛАГОЛ (чуть позже звучит песня)
Мы находимся на станции «Глагол», но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! Сейчас прозвучит песня композитора Шаинского и поэта Пляцковского «Чему учат в школе». Ваша задача услышать и записать эти глаголы. (Учащиеся самостоятельно записывают слова в тетрадь, но они предварительно уже записаны учителем на доске (писать, вычитать, умножать, прибавить, читать, любить, находить, рисовать, не путать, дружить, дорожить, не обижать)
- Почему вы выписали именно эти слова?
Итак, какую часть речи мы называем глаголом?
Контролеры довольны вашими ответами, и мы отправляемся в путь. Интересно, к какой станции мы приближаемся сейчас? О чем же спорят Речевичок и Слушок? Ребята, они не могут разобраться, как пишутся эти слова. Посмотрите и назовите, сколько слов спряталось в этих схемах?
БРА + ТЦА + ТЬСЯ
МОЛОДИ + ЦА + ТСЯ + ТЬСЯ
Слушок говорит, что слова как слышатся, так и пишутся, а Речевичок доказывает ему, что это не так, нужно знать правила и быть очень и очень внимательным.
- Подскажите, кто прав? (ответы учащихся).
- А сейчас запишем слова и обозначим части речи. (Молодица – сущ., молодится – гл., молодиться – гл., братца – сущ.. Р.п., браться – гл.).
Вот это предложение еще раз поможет разобраться в данной ситуации.
Два братца не хотят за дело браться.
Убедились, что слова произносятся одинаково, а обозначают разные части речи, поэтому пишутся по - разному.
- А от чего зависит написание - ТСЯ и –ТЬСЯ.
- Ребята, но контролеры нам дадут зеленый свет после того, как убедятся, что вы умеете отличать сущ. На – ЦА от гл. на – ТСЯ и – ТЬСЯ.
- Поиграем в игру «День – ночь» ( «день» – гл., «ночь» - сущ.) Правдой мир держиТСЯ. Честный правды не боиТСЯ. Хороша чистая студеная водиЦА. Хорошо трудиТЬСЯ – хлеб уродиТСЯ. Теперь я учениЦА, чернилами пишу. А за нею каракатиЦА, так и пятиТСЯ, так и пятиТСЯ.
- Вот мы и побывали еще на одной станции.
А называется она – ТСЯ -, - ТЬСЯ - не – ЦА!
- Наше путешествие продолжается, и самое время пообедать, но я снова слышу голоса наших друзей. О чем же они опять спорят? А вот о чем! Они не могут договориться: какую букву Е или И вставить в этом предложении.
Мы ед…м и ед…м.
- Поможем разрешить их спор? Ваши предложения? (ответы учащихся)
- Ребята, вот перед вами отрывок стихотворения Н. Некрасова. Ваша задача: выписать и объяснить правописание гласных в окончании глаголов, выделить окончания и указать спряжение этих слов.
Заунывный ветер гон…т
Стаю туч на край небес
Ель, надломленная стон…т,
Глухо шепч…т темный лес.
Проверка ГонИт – гнать (искл., 2 спр.); стонЕт – стонать (1 спр.); шепчЕт – шептать(1 спр).
А теперь мы должны доказать контролерам этой станции, что мы знаем правописание личных окончаний глаголов. Поиграем в игру «Эстафета»( от ученика к ученику по вариантам передается карточка, победитель тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание)
1 вар. Дыш…т, дума…т, слыш…т, ед…т, руб…т; 2 вар. Тащ…т, пиш…т, кол…т, терп…т, корм…т.
Мы побывали на станции правописания личных окончаний глаголов
Е – l, И – ll
- Путешествие продолжается. Угадайте, к какой станции мы приближаемся?( текст на карточке у каждого ученика).
Завести велели мне
Новые привычки
Никогда девчонок НЕ
дергать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
драться за обедом!
На уроках больше НЕ
говорить с соседом!
Я согласен даже НЕ
рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и НЕ
выучу уроков!
(беседа с учащимися о правописании НЕ с глаголами)
Станция НЕ
Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.
Словарная работа.
ПЕРРОН (фр.) – площадка у железнодорожных путей для посадки и высадки пассажиров.
На перроне мы поиграем (физминутка). Игра «Рубим дрова», но рубить будем по – особенному. Вы занимаете исходную позицию (руки соединить вместе и поднять над головой). И если только глагол, названный мной, пишется с НЕ раздельно, вы рубите дрова, а если слитно – вы этого не делаете.
НЕ уехал, Ненавидеть, НЕ мог, НЕ здоровается НЕ уходит, Невзлюбить.
А теперь посмотрите в тетрадь (карточка) и найдите слово на это правило. Подчеркните орфограмму.
- Пора в путь, отправляемся к новой станции. Нам сейчас могут предложить ПОЕСТЬ, а мы уже ПООБЕДАЛИ. Что мы ответим? Я уже покушал(а) или уже поел(а).
- А по нормам литературного языка правильно нужно говорить так. При подлежащем Я нужно использовать формы глагола: ЕМ, ПОЕМ, ЕЛ, БУДУ ЕСТЬ. А с местоимением ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ – КУШАТЬ И ПОКУШАТЬ.
- Вот на какой интересной станции побывали мы. Теперь будем следить за речью и говорить правильно.
А станция носит названия Я – ЕМ, ВСЕ – КУШАЮТ.
- Наше путешествие заканчивается, но прежде мы должны побывать еще на одной станции, и именно на ней подвести итог нашего путешествия. А станция называется КОРРЕКТОР, а вы юные корректоры.
КОРРЕКТОР(лат.). Работник типографии или издательства, занимающийся исправлением ошибок в оттиске типографского набора
- Сейчас вы будете работать в группах. Этот текст пытался корректировать Слушок, но он мог допустить ошибки. Проверьте! Найдите их, исправьте карандашом
ТЕКСТ для работы в группах . (Имеется на парте у каждого ученика).
Глазастые охотники.
Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза огромные, круглые и гладкие, как бАка глобуса. Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.
Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.
Стрикозы – прожорливые хищники, охотятяться с мая до осени.
Исправленный текст. Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете в глаза и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир.
Потом она взлетит. И вы услышите шелест ее сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.
Стрекозы – прожорливые хищники, охотятся с мая до осени.
- На следующем уроке вы узнаете результаты.
lll. - Итак, путешествие закончилось! Кому понравилось путешествие? А в доказательство тому, что вам понравилось путешествовать, дома нарисуйте страну Глаголию со всеми станциями, на которых вы побывали. И по желанию расскажите о новой станции, на перроне которой хотелось бы вам выйти.
- Вы все молодцы! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....