Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
статья по русскому языку по теме
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в этом направлении в связи с использованием технологии развития критического мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках с использованием технологии
развития критического мышления
В современном мире обучение приобретает информационный характер. Дети должны извлекать и обдумывать информацию, уметь работать с ней. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток, оказывающий на них воздействие. Поэтому не следует забывать о воспитании ребенка, о том, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.».
Я убеждена, что важным средством формирования у обучающихся доброты, милосердия, щедрости души, уверенности в себе, ответственности, умения наслаждаться окружающим миром является духовно-нравственное воспитание на уроках. Наиболее способствуют этому русский язык, литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Ведь мы, филологи, имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. По словам А.И.Герцена, «книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, человеку, заступающему на его место». Хотелось бы, чтобы при этом книга по-прежнему оставалась ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. “Ничто, кроме литературы, - говорил П. М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.
Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Считаю, что в этом поможет работа с текстом.
Возможности этого вида деятельности на уроке исключительны: текст сам по себе стимулирует мысль, рождает чувства, будит фантазию. Но ведь в работе с любым материалом необходим инструмент, чтобы мысль была верной, суждения обоснованными, чувства адекватными. Таким инструментом может быть использование на уроках приемов развития критического мышления.
Технология развития критического мышления – универсальная, легко применимая ко всем учебным предметам, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В её основе – ведущие теории современного образования, разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. Она обеспечивает целостный, системный подход к обучению, воспитанию и развитию личности.
Л.С.Выготский считал, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. По его мнению, учитель может целенаправленно воспитывать детей лишь при постоянном сотрудничестве с ними, с их средой, с их желаниями и готовностью действовать самим вместе с учителем.
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Таким образом, умение мыслить критически помогает человеку сократить количество поступков, о которых позднее пришлось бы жалеть. Технологию РКМ невозможно применять успешно, если не придерживаться следующих принципов:
сотрудничество;
взаимная ответственность;
отказ от обладания истиной;
активное общение;
рефлексия.
Эти принципы в совокупности формируют качества личности, необходимые в жизни.
Технология развития критического мышления на уроке включает три стадии:
вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Если посмотреть на эти стадии с точки зрения традиционного урока, они не представляют исключительной новизны для учителя. Главное - в подходе к уроку. Знания, полученные репродуктивным путем, с использованием объяснительно-иллюстративных методов, очень быстро забываются, тогда как критическое мышление служит толчком к самостоятельной работе, к рассмотрению самой сути изучаемого события, процесса или явления. Знания, добытые путём умственных усилий, путём поиска и разрешения противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом. Немаловажным является и умение правильно выбирать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока.
В настоящее время предлагается достаточно большое количество различных методов, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности учащихся. Каждый учитель выбирает и использует их, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей.
Какие эффективные приемы использую на своих уроках? При выборе исхожу из того, что на уроках русского языка и литературы путь к познанию лежит через слово и учитель, работая с классом над произведением, должен каждому ученику помочь понять мысль автора, почувствовать глубину содержания текста, осмыслить и ощутить "вкус" каждого предложения, нужно стремиться эмоционально "зацепить" школьника.
Технология развития критического мышления во многом поможет решить эти задачи.
Чтение с остановками (читаю - думаю - рассуждаю). Главное, о чём, думаю, нужно помнить при этом, - это давать учащимся возможность размышлять, уважать ребят и их мнения, вселять в них уверенность в том, что они не будут высмеянными, т.е. на уроке во время работы над любым текстом воспитывать в учениках толерантность, не упоминая при этом самого этого этического понятия, не читая нравоучений, не давя своим более авторитетным мнением. Вот тогда художественный текст и будет иметь духовно-нравственное воздействие на личность.
Кроме того следует учитывать:
текст не должен быть знаком;
текст заранее делится на части по смысловому единству (4 - 6 остановок);
задания и вопросы формулируются с учетом уровня познания;
чтение и обсуждение отрывков текста должно сопровождаться прогнозом развития сюжета.
Как это реализуется на уроке?
Три стадии технологии развития критического мышления
|
|
|
|
|
|
Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству.
Ученики воспринимают и чувствуют слово, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст.
Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. Она рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к героям, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это и есть основа формирования активного, творчески мыслящего человека.
Стадия вызова.
И.С. Тургенев "Ася":
- Как вы думаете, к каждому человеку приходит такое чувство, как любовь?
- А какой она бывает?
"Русские народные сказки":
- Любите ли вы сказки?
- А что вы о них знаете?
- Для чего их создают?
М.А.Шолохов. "Судьба человека":
- Как вы думаете, о чем этот рассказ?
Стадия осмысления (постановка вопросов разного типа).
Уточняющие:
- То есть ты считаешь, что...?
- Если я правильно понял, то...?
- Ты действительно думаешь, что...?
Интерпретационные (объясняющие):
- Почему...?
- Почему Андрей Соколов усыновил Ваню?
Творческие (предположения):
- Что изменилось бы...?
- Как вы думаете, что могло бы...?
- Чацкий и Молчалин - кто из героев комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" "вписался" бы в современную жизнь?
Оценочные:
- Почему это... так, а это... вот так?
Практические:
- Как бы вы поступили на месте...?
- Где в обычной жизни можно наблюдать подобное?
Стадия рефлексии.
Организовать дискуссию или обсуждение.
- Этого ли мы ожидали?
- Почему так...?
Написание творческой работы (эссе).
- Сбылись ли ваши предположения...?
- Как, по-вашему, сложится жизнь...?
- Что тронуло меня больше всего...?
- Что нужно сделать, чтобы...?
- Как связываются события произведения с сегодняшним днем...?
Почему очень важно дать учащимся возможность изложить свои мысли в форме письменной работы? Это своеобразное погружение в свой внутренний мир, самоанализ своих эмоций, чувств. Это тот особенный момент на уроке, когда собеседником, пусть безмолвным, становится лист бумаги, ученическая тетрадь. Нельзя отрицать, что кому-то из ребят порой написать свои мысли бывает проще, чем высказать их при целом классе. Творческие работы читаю только с разрешения авторов. Зачитываю даже те, в которых выражены позиции, с которыми сама не согласна. Вижу в этом целесообразность. Чем не повод для продолжения разговора на уроке или за его границами о том, нужны ли в наше время честь, благородство, милосердие, верность и как каждый из нас в реальной жизни относится к таким людям, как, например, герои рассказов А.Платонова "Юшка" и А.Солженицына "Матрёнин двор"?
На уроках развития речи использую специально подобранные тексты, которые дают возможность вовлечь учащихся в спор при обсуждении нравственных проблем, не оставят их равнодушными. При подготовке к изложению проводится работа над текстом, в ходе которой обсуждается его содержание. Дети работают в парах, составляют к тексту "толстые" и "тонкие" вопросы. Одни вопросы требуют анализа текста, размышления, монологического высказывания (“толстые” вопросы), на другие можно ответить одним предложением, они помогают проверить знание содержания текста (“тонкие” вопросы).
|
|
|
|
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ( Например: Кто автор рассказа "Злоумышленник"?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
6 кл. "Совесть". (По А.П.Гайдару).
7 кл. "Испытание на человечность".
"И один в поле воин..." (По Г.Бочарову).
"Молодость – вся жизнь».(По Д.Лихачёву).
8 кл. "О милосердии". (По Д.Гранину).
"Святые места". (По В.М.Пескову).
9 кл. "Мать". (По Е.Перметину).
"Учитель". (По В.Астафьеву).
"Гражданственность". (По И.Овчинниковой).
"Рассказ о Лесорубе, которому до всего было дело". (По Ф.Д.Кривину).
Использую на уроке работу над высказываниями авторов, главных героев "Размышляя над афоризмом". Этот вид задания позволяет учащимся погрузиться в художественное произведение, внутренний мир писателя или героя, задуматься над проблемами, поднятыми автором, высказать свою точку зрения. Какие мудрые мысли можно использовать?
- "Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-нибудь невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все остальные работы видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душою". Л. Н. Толстой.
- "Доброта для души то же, что здоровье для тела". Л. Н. Толстой.
- "Чтобы мы все были счастливы, есть только одно средство: надо, чтобы каждый поступал с другими так, как он желал бы, чтобы поступали с ним". Л.Н.Толстой.
- "Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства". С.Михалков.
- "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к совей семье, к своей семье, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре". Д.Лихачёв.
- "Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь". Н. Заболоцкий.
- «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере , пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». А.Платонов.
Сейчас много разговоров о необходимости качественного образования. На мой взгляд, это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Это должно происходить ежедневно, ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. И в этом учителю поможет применение технологии развития критического мышления. Это уникальное воздействие на духовно-нравственное формирование личности школьника.
Литература:
1. Калмыкова Е.В. Технология критического мышления.
2. Мальцева-Замковая Н., Моисеенко И., Раудсепп. Инновационные технологии и Интернет-ресурсы в преподавании русского языка.
3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.
4. Лузина Т.А. Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
5. Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.
6. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М., Детская литература, 1985.
7. Медведева И.А. Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе использования технологии критического мышления через чтение и письмо.
8. Савченко н.В. Работа с текстом на уроках литературы.(Технология развития критического мышления через чтение и письмо).
9. Филатова Е.М. Нравственное воспитание на уроках русской литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...
"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"
Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского яз...
«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)
В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
мастер-класс "Повышение эффективности уроков английского языка через применение приемов технологии развития критического мышления"
В этой презентации идет речь, что такое критическое мыщление, цели, задачи, механизмы критического мышления и стадии ....
Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.
На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...