"Воспитание российской гражданской идентичности на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления"
статья по русскому языку на тему
Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 721.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Тихонова Мария Александровна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ ООШ с.Старое Суркино
Доклад
Воспитание российской гражданской идентичности
на уроках русского языка с использованием технологии развития критического мышления
Оглавление
I. Вводная часть
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание модели
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок
2.2. Контрольно-оценочный блок
3. Ресурсный блок
III. Заключение
- Выводы
IV. Информационные источники
Вводная часть
Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина.
Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:
- общее историческое прошлое (общая судьба);
- самоназвание гражданской общности;
- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.
Гражданская идентичность является важнейшим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. В ФГОС общего образования есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской гражданской идентичности.
Задача формирования гражданской идентичности у обучающихся предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.
Основой формирования гражданской идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.
В век повального увлечения компьютерными технологиями чтение постепенно отходит на второй план. Приходится сталкиваться с трудностью, когда художественные тексты остаются непрочитанными. Тем не менее, дети получают много неосмысленной информации извне и стоят перед проблемой выбора. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Так я пришла в своей практике к технологии «Развития критического мышления», которую применяю на уроках русского языка.
Реализация технологии «Развития критического мышления» на уроках русского языка позволит:
• повысить качество обучения;
• осознать эстетические ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию;
• формировать коммуникативные, языковые и лингвистические (языковедческие) и культуроведческие компетенции;
• формировать достаточный объем словарного запаса, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
• Формировать коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания.
• усвоить основы научных знаний о родном языке;
II. Основная часть
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления.
На своих уроках работаю с двумя основными типами текстов - информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии, в основном, одинаково "работают" на обоих типах текстов. Определяющим при планировании является содержательная сторона урока, которая должна отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме « вызов - реализация смысла - рефлексия», используя набор приемов и стратегий.
На стадии «вызова» происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждается интерес к получению новой информации, учащиеся сами ставят цели обучения. Высказываются разные пожелания: хочу узнать что- то новое, хочу показать свои знания, хочу получить хорошую оценку, хочу, чтобы мне было интересно на уроке и т. д.
2 стадия – осмысление содержания. Дети получают новую информацию, корректируют поставленные цели.
3 стадия – рефлексия.
На второй и третьей стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, теоретические сведения в учебнике, лекция), анализ, интерпретация полученной информации.
Особенно интересны виды работ на второй и третьей стадии: заполнение кластеров, таблиц, маркировка текста с использованием значков «*» - уже знал, «+»- новое, «-«- думал иначе, «?»- есть вопросы (инсерт).
Подобным образом можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.
Три стадии технологии РКМ
Стадия вызов
Деятельность учителя. Задачи данной фазы. | Деятельность учащихся. | Возможные приемы и методы. |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. | Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка "известной информации", рассказ |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально - в парах - группах. |
Стадия осмысления
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах. |
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. | - Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; |
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации. Работа ведется индивидуально - в парах - группах. |
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения
традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют
исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.
А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.
И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические
приемы. Их достаточно много. Применяемые мною приёмы: инсерт, синквейн, кластеры, дневники.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений гражданских чувств. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работа над формированием гражданской идентичности в каждом классе различна и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и культурных ценностей проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. При этом важен подбор тематического материала на каждой стадии и акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют культуру и гражданственность. К примеру, на стадии «вызова» использую рисунки детей, которые ассоциируются с темой дом, село, семья, край и т.д.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. На стадии «осмысления» обучающиеся работают над текстами различного стиля и типа. Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» статьи, посвященные слову «культура», «патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам Родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
И уже на стадии «рефлексия» выполняют задания: написать рассуждение на тему «Что значит – быть гражданином своей страны»; составить мини-тексты разного стиля, связанные с вашим селом.
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора.
При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю обучающимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
В текстах древнерусской литературы, в летописи «Повести временных лет» находят отражение народные идеалы – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости. И тут приходится говорить о находчивости самих детей в творческих заданиях.
При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и гражданские чувства, и нравственные качества.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами использую высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Итак, удачно подобранный дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
III. Заключение
Я считаю своей главной задачей в преподавании русского языка разбудить душу ребенку и создать благодатную почву для воспитания добрых чувств любви к Родине, к культуре и православной вере.
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные и гражданские устои жизни.
IV. Информационные источники
Основные источники
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
- Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
- Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
- Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
- Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М. : Просвещение, 2006.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.
Нормативные документы
- Закон РФ об образовании
- Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
- Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011)
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»
- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
- План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на период 2011-2015 годов (утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2010 года № 507)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
- ФГОС полного общего образования.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)
- СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).
Интернет ресурсы:
- http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
- http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
Дополнительные источники
- «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
- (А.Я. Данилюк, В.М.Кондаков, В.А.Тишков, М. :Просвещение, 2009)
- Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...
материалы для мастер-класса по русскому языку с использованием приёмов развития критического мышления
данный мастре-класс содержит описание приёмов развития критического мышления, а также материалы практического занятия с аудиторией...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта
В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы по духовно-нравственному воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются огромные возможности работы в ...

Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)
Технологическая карта урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Фрагмент урока английского языка с использованием технологии развития критического мышления (Может использоваться при работе с любым УМК в средней школе)
Фрагмент урока английского языка по теме "Famous people". Может использоваться при работе с любым УМК в средней школе....
«Совершенствование монологических умений школьников на уроках английского языка с использованием технологии развития критического мышления»
Английский язык в силу своей специфики обладает потенциальной возможностью ответить на запросы современного общества и отдельно взятой личности. Важнейшей целью изучения английского языка ...