Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Программа «Русский язык. 10 – 11 классы» Н.Г Гольцовой предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yaz_._10_golcova.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Русский язык. 10 – 11 классы» Н.Г Гольцовой предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», но основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материал крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Методологической основой данной программы являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях, а также правильно организованной самостоятельной работы.

Программа способствует формированию у учащихся УУД.

Календарно – тематическое планирование (35 часов) по учебнику Н.Г. Гольцовой, И. В. Шамшина. Русский язык

10 класс

Кол-во часов

№ урока и дата

Наименование разделов и тем

Вид занятия

ИКТ и Интернет-ресурсы

Задания для уч-ся

Повторение

1

1

Слово о русском языке.

комбиниро-ванный

с.5 - 8

основные понятия лексики

5

Раздел 1. Лексика. Фразеология. Лексикография

1

2

Лексика. Слово и его значение.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы по теме

п. 1-2 № 3

основные средства вырази-тельности

1

3

Р/р. Изобразительно-выразительные средства языка.

комбиниро-ванный

презентация

п.3 № 9, диф.зад.

омофоны, омоформы, омографы

1

4

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы по теме

п. 4 – 7 № 22, инд.зад. (тест)

виды словарей, фразеология

1

5

Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Фразеология. Лексикография.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы по теме

п.8 – 12 № 39 – 43, диф. зад.

фонетика

1

6

Контрольный диктант.

урок контроля и коррекции знаний

7

Раздел 2. Фонетика. Графика. Орфография.

1

7

Звуки и буквы. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

табл. «Звуки речи», «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

п. 13 № 47, инд.тест. зад.

орфоэпи-ческая норма

1

8

Орфоэпия. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

электронный репетитор

п. 14 № 48, 50

морфемы, осн. способы слово-образования

2

Раздел 3. Морфемика и словообразование.

1

9

Состав слова. Тест.

Словообразование. Формообразование.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы по теме

п.15 – 17 № 57, 67, 74, 75, диф.зад.

основные понятия раздела

1

10

Р/р. Сочинение-рассуждение.

урок развития речи

закончить работу

17

Раздел 4. Морфология и орфография.

1

11

Принципы русской орфографии.

комбиниро-ванный

электронный репетитор

п.18 № 91, инд.тест. зад.

правопи-сание гласных после шипящих

 и Ц

1

12

Употребление гласных после шипящих и Ц. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы по теме, ОРФО-тренажер

п. 21 – 23 № 113 (2), инд.тест. зад.

правопи-сание согласных

1

13

Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

ОРФО-тренажер

п.24 – 26, № 135,143, 145, диф.зад.

правопи-сание приставок

1

14

Правописание гласных и согласных в приставках. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.27 – 29№151, 152 инд.тест. зад.

употреб-ление Ь и Ъ

1

15

Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса. Части речи.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.30 – 32 № 175, пов.с.112 диф.зад.

право-писание существи-тельных

1

16

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.33 – 36 № 193, 215 инд.тест. зад.

право-писание прилага-тельных

1

17

Контрольный диктант.

урок контроля и коррекции знаний

1

18

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. Тест.

комбиниро-ванный

таблицы и ОРФО-тренажер

п.37 – 38 № 218, 220 диф.зад.

право-писание прилага-тельных

1

19

Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.39 – 41 № 235 пов. С. 154 - 155 диф.зад.

право-писание числи-тельных

1

20

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

урок обобщения и систематизации знаний

Таблицы и раздаточный материал ОРФО-тренажер

п.42 – 45 № 253 пов.с.163

право-писание место-имений

1

21

Контрольный диктант.

урок контроля и коррекции знаний

1

22

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.46 – 47 № 259, 262, пов. с. 169

право-писание глаг. И дееприч.

1

23

Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Деепричастие как глагольная форма. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п. 48 – 49, 53 № 281, 283, пов. с.182 диф.зад.

право-писание прич.

1

24

Причастие как глагольная форма. Правописание причастий. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.50 – 52 № 298, пов. с.191 инд.тест. зад.

право-писание нареч.

1

25

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.54 – 56, №318, 322, пов. с.207

право-писание предлогов

2

26-27

Контрольное тестирование.

урок контроля и коррекции знаний

7

Раздел 5. Служебные части речи.

1

28

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.57 – 58, № 332 диф.зад.

союзы и союзные слова

1

29

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.59 – 60 № 337 инд.тест. зад.

право-писание частиц

1

30

Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.

комбини-рованный

таблицы и ОРФО-тренажер

п.61 – 63 № 340 (5-11), пов. предлог, союз диф.зад.

НЕ и НИ с различ-ными частями речи

1

31

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. Тест.

урок обобщения и систематизации знаний

Таблицы и ОРФО-тренажер

п.64 № 350 пов. с.227 инд.тест. зад.

междоме-тия

1

32

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

урок обобщения и систематизации знаний

таблицы и ОРФО-тренажер

п.65 №353, пов. с.229

1

33

Контрольный диктант

урок контроля и коррекции знаний

1

34

Контрольное тестирование. Подведение итогов года.

урок контроля и коррекции знаний

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку

Класс  10

Учитель: Куликова Е.А.

Количество часов

Всего  34 часа; в неделю  1 час.

Плановых контрольных диктантов 4, уроков развития речи 2, контрольное тестирование 3 ч.

Планирование составлено на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык. 10-11 класс» на базовом уровне.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Слово о русском языке

1

2

Лексика. Фразеология. Лексикография.

3 + 1 р/р + 1д

3

Фонетика. Графика. Орфография.

2

4

Морфемика и словообразование.

1 + 1р/р

5

Морфология и орфография.

13 + 2д + 2т

6

Служебные части речи

5 + 1д + 1т

Итого:

34

Учебник: Русский язык. 10 – 11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: «Русское слово», 2004.

Дополнительная литература:

1. Бройде М.Г. 25 таблиц по русскому языку для средней школы. 5-11 класс. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2005, 128 с.

2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 336 с.

3. Девкин В.Д. Занимательная лексикология. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 312 с.

4. Диктанты по русскому языку: 10-11 классы / Е.П.Петрухина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 – 190 с.

5. Казбек-Казиева, М.М. Русский язык. 10 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с.

6. Козулина М.В. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. 2009. – Саратов: Лицей, 2009. – 112 с.

7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 – 11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

8. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

9. Сборник диктантов. 10-11 классы /Сост.Е.К. Балашова. – Саратов: «Лицей», 2001. – 144 с.

10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 3ч. – М.: Айрис-пресс, 2005 

Содержание курса

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях).

Лексика. Фразеология. Лексикография.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические.

Фонетический разбор.

Орфоэпия. Основные правила произношения.

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари.

Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имен существительных. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатуры.

Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных.

Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени. Синтетическая и аналитическая формы степеней сравнения, их стилистические особенности. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Относительные и притяжательные прилагательные, особенности образования и употребления.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор прилагательных.

Правописание окончаний прилагательных.

Склонение имен прилагательных.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных, особенности их употребления.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Местоимение.

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида глагола.

Переходность / непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глагола.

Причастие.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание причастий.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие.

Деепричастие как глагольная форма.

Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие.

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

Гласные на конце наречий.

Наречия на шипящую.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог.

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы.

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц.

Междометие.

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса по русскому языку

Должны знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Должны уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

- применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Должны владеть:

коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями.

Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения;

- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебник: Русский язык. 10 – 11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.: «Русское слово», 2004.

Дополнительная литература:

1. Бройде М.Г. 25 таблиц по русскому языку для средней школы. 5-11 класс. – М.: ООО «Аквариум ЛТД», 2005, 128 с.

2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 336 с.

3. Девкин В.Д. Занимательная лексикология. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 312 с.

4. Диктанты по русскому языку: 10-11 классы / Е.П.Петрухина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006 – 190 с.

5. Казбек-Казиева, М.М. Русский язык. 10 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с.

6. Козулина М.В. Русский язык. Тренировочные варианты ЕГЭ. 2009. – Саратов: Лицей, 2009. – 112 с.

7. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 – 11  класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

8. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.

9. Сборник диктантов. 10-11 классы /Сост.Е.К. Балашова. – Саратов: «Лицей», 2001. – 144 с.

10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 3ч. – М.: Айрис-пресс, 2005 

ИКТ: компьютер, образовательные коллекции и электронные издания по русскому языку для подготовки к ЕГЭ (электронный репетитор «Русский язык», репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия, орфотренажер «Грамотей»).

Наглядные пособия: таблицы, демонстрационные карточки для составления подвижных справочных таблиц, иллюстративный материал по тематике занятий.

Раздаточный материал: карточки для выполнения индивидуальных и дифферецированных заданий; материал для тестирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...