Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа (русский язык, 8 класс) на тему

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-_8_a_klass_russkiy_yazyk_2009-10.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Апатиты Мурманской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

8 класс

Программа разработана

Кудиновой Т.В.,

учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории,

Василенко Н.Н.,

учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории,

Волковой Л.Н.,

учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории

Программа рассмотрена и утверждена на заседании Научно-методического Совета МОУ СОШ №10

Пр. № ___ от «___»_____________2009

Утверждаю:

Директор МОУ СОШ №10

_______________С.М. Узденов

Пр-з №____ от «___» ___________2009

Апатиты

2009


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Система оценивания  в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 час (3 часа в неделю).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

  1. по фонетике: производить фонетический разбор слов;
  2. по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
  3. по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
  4. по морфемике и словообразованию; производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
  5. по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
  6. по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;
  7. по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого
  8. предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами;
  9. пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;
  10. писать заявление, автобиографию;
  11. по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами;
  12. обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами;
  13. классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
  14. по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах;
  15. пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: «Просвещение», 2005г.

2. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 8 класс. М.: «Ваке», 2007г.

3. Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. М.: «Просвещение», 2009г.

4. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык 8 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2011г.


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 «А» классе Василенко Н.Н. 2009-2010 уч.г.

Дата

№ урока

Содержание

Домашнее задание

1

Функции русского языка в современном мире

Заполнить табл. упр. 4; упр. 5

2

Повторение изученного в 5-7 кл.

Упр. 6, повторить раздел «Фонетика»

3

Повторение изученного. Фонетика

Упр. 13

4

Повторение изученного. Морфемика и словообразование

Упр. 18, 20

5

Повторение изученного. Лексика и фразеология

Упр. 33

6

Повторение изученного. Морфология

Упр. 43 или 44 (на выбор)

7

Строение текста. Стили речи

Упр. 53

8

Р/Р

Подготовка к сочинению по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»

Написать сочинение

9

Р/Р

Устное сочинение «Триумфальная арка»

Упр. 52

10

Строение и грамматическое значение словосочетаний

Упр. 65

11

Связь слов в словосочетании. Виды словосочетаний

Упр. 81

12

Строение и грамматическое значение предложений

Упр. 88 (устно), упр. 89 (II, III) письм.

13

Интонация предложений

Упр. 95

14

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

§ 10, упр. 105, 107

15

Р/Р

Описание архитектурного памятника как вид текста

Написать сочинение

16

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Упр. 116

17

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

§ 12, упр. 124

18

Р/Р

Изложение с описанием местности

Повторить словарные слова, их лексическое значение

19

Составное глагольное сказуемое, способы его выражения

§ 13, упр. 137

20

Составное именное сказуемое, способы его выражения

§ 14, Упр. 143

21

Тире между подлежащим и сказуемым

§ 15, упр. 154

22

Выражение именной части сказуемого

§ 14, упр. 151

23

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Трудные случаи выражения дополнения. Прямые и косвенные дополнения

Без д/з

24

Определение. Согласованные и несогласованные определения

Без д/з

25

Р/Р

Изложение с элементами сочинения-рассуждения

Без д/з

26

Приложение как особый вид определения. Знаки препинания

§ 18, упр. 184

27

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

Упр. 189, § 19

28

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами

Упр. 181 (с усложнением)

29

Р/Р

Понятие о риторике

Подготовка к контрольной работе

30

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Без д/з

31

Односоставные предложения. Определённо-личные предложения

Упр. 205, 206

32

Неопределённо-личные предложения

Упр. 216

33

Неопределённо-личные предложения

Упр. 218

34

Безличные предложения

§ 23, упр. 223

35

Безличные предложения

Повторить слов. слова, теорет. матер. об односост. предложениях

36

Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом сказуемым»

Упр. 236

37

Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности

Упр. 246

38

Контрольный диктант

Без д/з

39

Неполные предложения

Упр. 249. Составить план. Подготовиться к изложению. Указать односост. предлож., их тип

40

Р/Р

Изложение с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения»

Упр. 250

41

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений

Составить словосочетания, односоставные предложения по репродукции картины К.Ф.Юона

42

Р/Р

Сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

Упр. 256 (II) или 257 (по выбору). Вопросы для повторения темы стр. 114

43

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Повторить материал об односоставных и неполных предложениях

44

Обобщение по теме «Односоставные предложения». Тест

Без д/з

45

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения

§ 26, упр. 262

46

Однородные и неоднородные определения

§ 26, упр. 268, 268 по вариантам

47

Однородные и неоднородные определения

Упр. 267 (письм.)

48

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

§ 27, упр. 275

49

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

§ 27, упр. 278

50

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Упр. 283 (II), 285, § 28

51

Обобщающие слова при однородных членах предложения (закрепление)

Упр. 289. Словарные слова I ст., § 28

52

Р/Р

Рассуждение

Дописать сочинение, вопросы стр. 149

53

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

Упр. 294, составить словосочетания по картине; безличные предложения

54

Р/Р

Описание картины Ф.Васильева «Мокрый луг»

Упр. 295 (разобр. предл, повторить словарные слова III ст)

55

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами

Подготовка к контрольной работе, повторить всё об однородных членах предложения, слов. сл. II ст.

56

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Повторить словарные слова

57

Работа над ошибками

Без д/з

58

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения

Упр. 300, § 29

59

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания

Упр. 305, § 29, обратить внимание на примечание

60

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

§ 30, упр. 332

61

Обособленные обстоятельства

Упр. 311, 331, § 30

62

Особенности обособления приложений

Упр. 316, правила на стр. 158-159, упр. 334 (индив.)

63

Практическое занятие

Упр. 321

64

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

§ 30, упр. 338

65

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения»

Без д/з

66

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами

Выписать из худ. лит. 5 предлож. с обособл. член., сделать синтакс. разбор

67

Р/Р

Изложение. Открытие Пристли

Без д/з

68

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения

§ 31, упр. 343

69

Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания

§ 31, упр. 348

70

Практическое занятие

Вопр. для повтор. стр. 159

71

Контрольный урок

Упр. 353

72

Р/Р

Применение публицистического стиля на практике. Диспут

Упр. 352

73

Р/Р

Подготовка к изложению

Без д/з

74

Р/Р

Изложение (упр. 352). Суворов

Без д/з

75

Обращение и знаки препинания при нем

§ 32, упр. 358

76

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

§ 33, упр. 365 (III, IV), 366

77

Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями

§ 33, упр. 369

78

Вставные конструкции

§ 34, упр. 378, 380

79

Вставные конструкции

§ 34, упр. 385

80

Закрепление темы «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»

Вопр. для повтор. стр. 175, упр.386

81

Предложения с прямой речью, знаки препинания при них.

§ 35 (правило), упр. 393 (II)

82

Контрольный урок по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями»

Упр. 389

83

Работа над ошибками

Без д/з

84

Диалог

§ 35, упр. 396

85

Предложения с косвенной речью

§ 36, упр. 402

86

Предложения с косвенной речью. Практическое занятие

§ 36, выписать из худ. текста предложения с прямой речью, переделать в предложения с косв. речью

87

Цитаты и знаки препинания при них

§ 37, упр. 407, вопр. для повт. стр. 214

88

Способы передачи чужой речи в художественном произведении (на примере стихотворения Леонида Мартынова «Под зелёный тополь я прилёг»)

Без д/з

89

Закрепление темы «Способы передачи чужой речи»

Упр. 410

90

Р/Р

Изложение. Анна Ахматова

Упр. 411

91

Р/Р

Сравнительная характеристика героинь (по репродукции картины К.Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»)

Без д/з

92

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные предложения», «Односоставные предложения»

Упр. 420 (письм.), 419 (разб.)

93

Повторение. Типы односоставных предложений.

Упр. 418

94

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Тест.

Без д/з

95

Классификация знаков препинания: выделительные и разделительные.

Упр.428 (II)

96

Итоговый контрольный диктант.

Без д/з

97

Повторение. Вводные слова и предложения.

Без д/з

98

Повторение. Способы передачи чужой речи.

Без д/з

99

Комплексная работа с текстом.

Упр. 431 (история знаков препинания).

100

Практическое занятие по теме «Обособленные члены предложения»

Без д/з

101

Подведение итогов года.

102

Резервный урок  (1 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....