Применение побуждающего диалога на уроках русского языка в 5 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Эффективность интерактивного обучения зависит от того, насколько педагог владеет навыками организации учебного диалога, потому что только правильно организованный учебный диалог позволяет создать условия для формирования и развития учебной деятельности. В работе представлены некоторые приёмы организации побуждающего диалога на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_pobuzhdayushchego_dialoga.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение побуждающего диалога
на уроках русского языка в 5 классе.
Урок русского языка по теме “Формы слова”.
Учитель | Ученик | |
Постановка учебной проблемы | Запишите слова 1 и 2 столбиков: |
Это всё однокоренные слова, но разные части речи |
выдвижение гипотезы
| Давайте проверим, определим части речи. | В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза) Разное строение слов |
Подводящий к теме диалог | Проверим, разберите слова по составу. Что получилось? | У них разное строение В первом столбике меняется только окончание, во втором –изменяются суффиксы, приставки |
Подводящий к теме диалог | Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось? А во втором? Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему? | Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж. Меняется и строение, и значение слова. (2 вывод.) Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.) |
Формулировка темы | Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? | Однокоренные слова и формы слов. |
|
|
Урок русского языка по теме “Правописание корней -лаг/лож-”
Учитель | Ученик | |
Создание проблемной ситуации | – Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы | Распевать песни – петь |
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме
| – Давайте проверим написание последнего глагола по словарю. – Исправим ошибку. Итак, над каким правилом мы работали? – Как мы проверяли слова? – Применимо ли это правило в последнем случае? – Чем же мы будем сегодня заниматься? | – Здесь написано предлАгать. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. – Безударную гласную ставили под ударение. – Нет – Изучать новое правило о правописании безударных гласных. |
Побуждение к гипотезе
Побуждение к проверке | – Найти нужное правило нам помогут слова на доске. – Что заметили? Есть ли какие-то предположения? – Как это можно проверить? – Выполняйте. – Сформулируйте правило | Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать – Перед “г” пишется – а, перед “ж” -о. – Распределить в два столбика. – Подобрать ещё примеры. – В корнях -лаг/лож- …. |
Задание на формулирование темы | – Какую же тему мы сегодня изучили? – Так… ещё какие варианты? – Сверьте вашу формулировку с материалом учебника – Оформите правило графически в схеме. | – Правописание безударных гласных О, А – Правописание безударных гласных О, А в корнях -лаг/лож-
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение. Синтаксис и пунктуация. Прямая речь и знаки препинания при ней. Диалог"
Предложен материал для самостоятельного повторения темы....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....