урок русскогоязыка в 5 классе по теме "Суффикс - значимая часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Яшагина Татьяна Александровна

Урок составлен по учебнику Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazykv_5_klass_suffiks.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока «Суффикс – значимая часть слова»

( по учебнику Ладыженской, Баранова)

Цели урока:

  1. Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
  1. Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
  2. Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности, развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность,  способствовать воспитанию навыков самообразования.

I. Организационный  этап

Приветствие. Эмоциональная настройка учащихся на работу. Пожелание успеха. 

2. Этап  целеполагания:  - Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. И отправимся мы сегодня в гости к королю Грамматики.

Король Грамматики очень любил книжку «Приключения Гулливера». А поскольку он был человек очень занятой и самому побывать в Лилипутии не представлялось возможным, он решил пригласить лилипутов к себе в гости. Они с радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что король даже не успел приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута - целый домище! Но король не растерялся, и в мгновенье ока ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ - в СТОЛИК, СТУЛ - в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ - в КРОВАТКУ. Король побежал на кухню. Ужас! Суп для гостей пересолили! Но прежде чем его успели подать к столу, СОЛЕНЫЙ суп стал СОЛОНОВАТЫМ, КИСЛЫЙ сок - чуть-чуть КИСЛОВАТЫМ, и даже старый повар из ЛЫСОГО превратился в ЛЫСОВАТОГО.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: дом ■ домище - домик

стол - столик стул – стульчик

кровать - кроватка

соленый - солоноватый

кислый - кисловатый лысый -лысоватый

- Какая часть слова пришла на помощь королю?

Сформулируйте и запишите тему урока. (Суффиксы и их значения.)

Какие задачи нам необходимо решить? Чему должны научиться?
Определять значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с суффиксами. Выполнять морфемный разбор слов.

На доске: (или на слайде)

ОНОК НИК ИК ТЕЛЬ ОК ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК Б К ИЩ АЩ ЯЩ

Побуждающий диалог :

- Что это за слова на доске? ( Это не слова, потому что ничего не понятно. Есть слова, похожие на них, но не они. Это разорванные слова.- Что можно сказать об их значении?- Сами эти части слов, наверное, ничего не обозначают, но их можно услышать в словах, например: тигр – тигрёнок, лист – листик, ягода- ягодка.. Это  не слова, это суффиксы.

Наши задачи: мы должны понять :

  1. Что образуют суффиксы?
  2. Какую роль играет суффикс в слове?
  3. Почему  суффикс - значимая часть слова.
  4. Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
  5. На какие группы по значению делятся суффиксы?
  6. Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?

3. Этап усвоения нового материала.

Актуализация знаний

Синтаксический разбор предложения.

Обычный дом для лилипута - целый домище!

Морфемный разбор ДОМИЩЕ

Для чего нужен  суффикс? Как изменилось слово дом  с помощью суффикса? (Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой морфемы).

Знакомство с материалом учебника § 76

(Суффикс занимает место после корня. Это значимая часть слова. Суффикс служит для образования слов с новым лексическим значением, а также для образования однокоренных слов различных частей речи.)

-Хотим узнать, какие значения бывают у суффиксов? Конечно, хотим.

Игра «Я – учитель»

Об этом нам расскажут ребята. Они провели целое исследование, проанализировали много слов с суффиксами. (Проанализировать слова с точки зрения их состава и определить значения суффиксов – ЗАДАНИЕ ГРУППЕ РЕБЯТ) (Учитель помогает создать презентацию выступающим)

Выступление  учащихся,  демонстрация слайдов, запись слов, составление таблицы

(такая таблица получается по мере выступления).

СУФФИКСЫ

ЗНАЧЕНИЯ

-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-

уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

- чик-,-щик-,-ист-,-тель-

название лица по роду занятий, по профессии

-оват-,-еват-

признак предмета

-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-

название лица по месту жительства

-ец-

принадлежность действия лицу

-ищ-

увеличительное значение

-ищ-

место

4. Этап первичного закрепления знаний

ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)

  1. 1 группа (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

  1. 2 группа (задания конструктивного уровня):

— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу). 

  1. 3 группа (задания творческого уровня):

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

— Вот и заканчивается наш урок.. Достаточно ли мы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.

  1. 1 группа:

Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.

  1. 2 группа:

Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске.  Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

  1. 3 группа:

Написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

5. Этап подведения итогов. Рефлексия

Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи.

А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов. Знакомство с этими морфемами мы продолжим на следующих уроках.

А СЕГОДНЯ

- Что узнали нового?

- Полезен ли был урок?

- Что понравилось на уроке?

- Какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?

- Я сегодня на уроке узнал и научился….

Что же мы сегодня повторили? Что вам понравилось на уроке? Поставьте себе оценку (красный, синий , зеленый, черный цвет)

IY. Домашнее задание:

  1. повторить значения суффиксов по записям в конспекте, § 76, упр.390, 400 или
  2. составить небольшое сочинение « О чем мне рассказал суффикс…» или
  3.  анализ стихотворения Есенина 

Из-за леса, из-за тёмного,

Подымалась красна зорюшка,

Рассыпала ясной радугой

Огоньки-лучи багровые.

В это утро вместе с солнышком

Уж из тех ли тёмных зарослей

Выплывала, словно зоренька,

Белоснежная лебёдушка.

- Какое настроение вызывают у вас эти строки? услышали  ли вы красоту слова? Найдите суффиксы в этих стихах, определите их значение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ

Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....

урок в 10 классе "НЕ с разными частями речи"

Тип – урок систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний. Урок ориентирован на формирование прочного и осознанного навыка правописания НЕ с разными частями речи и подготовку старшекл...

Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи" ("Школа 2100")

Урок повторения, обобщения и систематизации умений и навыков.Конспект урока принадлежит сайту scool2100.com, презентация авторская и отражает основные этапа урока....

урок в 5 классе фгос "Морфема-значимая часть слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок в 5 классе по теме "Служебные части речи"

Технологическая карта урокаФИО учителя   Захарчук Д.В.Класс 5Тема урока: Служебные части речиЦель урока: создать условия для формирования  представления о самостоятельных и служебных ча...

Урок в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов....

Открытый урок в 5 классе по русскому языку "Части речи"

Обобщающий урок по теме "Части речи. Самостоятельная и служебная"...