Урок в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дорохина Нина Васильевна

Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.

Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_kl._imya_chislitelnoe_kak_chast_rechi.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе на тему:

«Имя числительное как часть речи»

Класс - 6.

Дата проведения – 12 марта.

Учитель Дорохина Нина Васильевна.

Цель урока: создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, организовать деятельность обучающихся для достижения ими УУД всех видов.

Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни).

Урок нацелен на формирование следующих УУД:

- личностные УУД:

- понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

- регулятивные УУД:  развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

- познавательные УУД: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;

-коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

                                    Ход урока

1.Эмоциональный настрой. 1 слайд.

Настроение у нас отличное,

А улыбки- дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

 2. Актуализация знаний. (Задания ВПР)

Урок начнём с синтаксической разминки. Запишите предложение для синтаксического разбора: На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом.

Выполним также морфемный, словообразовательный, морфологический разборы. Пушистый. Выпал.

Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи. Какая? Имя числительное.

3. Мотивация учебной деятельности

Вы учитесь в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуры вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете дату, номер упражнения, когда я вас прошу найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи.

4.Целеполагание. 2 слайд, 3 слайды.

Определите тему нашего урока: Имя числительное как часть речи.

Откройте тетради, запишите дату, классную работу, тему урока.

Давайте попробуем сформулировать цели урока. В этом вам помогут опорные слова.

5.Начинаем знакомство с именем числительным. Работа в парах.

1. Распределите слова на две группы. Определите принцип деления. 4 слайд.

  • Шестой, пятнадцатый, тридцать,
  • восемь, девятнадцатый, сорок, два,
  • девяносто, третий.

Проверяем. 5 слайд.

  • Шестой                      Тридцать
  • Пятнадцатый            Восемь
  • Девятнадцатый        Сорок
  • Третий                         Два  
  •                                      Девяносто              

По какому принципу разделили? На какой вопрос отвечают имена числительные в первом столбике? (какой). А во втором? (сколько?).

Давайте сделаем вывод: что обозначает числительное как часть речи?

Мы познакомились со значением имени числительного. 6, 7, 8 слайды.

6.Первичное усвоение знаний.

1.Проверим, как поняли. 9 слайд.

Распределите по разрядам числительные: количественные или порядковые.

Задание на слайде.

Взаимопроверка и оценивание. 10 слайд.

2.Давайте сейчас выясним морфологические признаки этой части речи. 11 слайд.

Запишите числительные и сравните. Три яблока, трёх яблок, трём яблокам.

Какой можно сделать вывод: как изменяются количественные

числительные?

3.Посмотрим, как изменяются порядковые числительные? 12 слайд.

Сделаем полный вывод, как изменяются количественные и порядковые числительные.

4.Нам осталось выяснить, каким членом предложения является числительное. С этой целью выполним следующее задание:

Запишите предложения, найдите числительные, задайте к ним вопросы и определите синтаксическую роль. 13 слайд.

Работаем в парах.

Проверим, как справились с этим заданием. 14 слайд.

Каким членом предложения является числительное? (разными)

Сделаем полный вывод об имени числительном. Кто попробует?

7. Первичная проверка понимания.

Ребята, а сейчас будем учиться отличать числительные от слов других частей речи, потому что числовое значение могут иметь и другие части речи.

15 слайд.

Проверим выполнение задания. Слайд 16.

8.Отдохнём, проведём физминутку. 17 слайд.

9.Отдохнули, продолжаем работать. Будем учиться использовать числительные в своей речи.

Подберите к каждому из слов первого столбика подходящую пару из второго столбика и запишите получившиеся пословицы и фразеологизмы. 18 слайд.

10.Рефлексия.

1.Подведём итог урока. Какие цели ставили перед собой?

Достигли целей?

2.Проверим. 19-22 слайды.

Проверьте себя. 23 слайд.

3.Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?  24 слайд.

11.Дом. Задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

Урок по теме "Числительное как часть речи"

Урок по теме "Числительное как часть речи"  в 6 классе по учебнику Ладыженской, построен по ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...