Открытый урок в 5 классе по русскому языку "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Обобщающий урок по теме "Части речи. Самостоятельная и служебная"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Части речи

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом, со словарем, поиск информации в Интернете.

Содержательная: формирование знаний о частях речи.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД: обучающийся научится давать определение каждой части речи, как самостоятельной, так и служебной; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной теме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять части речи; обучающийся получит возможность научиться находить в предложениях и художественных произведениях самостоятельные и служебные части речи.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Ученик. Если человек стремиться быть грамотным, то в будущем для него будут открыты все двери, и он нигде не пропадёт!

Ученик. Например, нужно грамотно написать заявление в какую-либо спортивную секцию или в какой-либо кружок. Для этого нужно быть грамотным!

Ученик. Или, например, требуется найти нужную улицу в незнакомом городе. Если не уметь читать (указатели и карту), то придется блуждать очень долго, беспокоя прохожих.

Ученик. Но ведь и у прохожих нужно уметь вежливо спросить, объяснить, что именно нужно. Если не владеешь грамотной речью, то можно и не получить нужный ответ.

Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?

Ученики. Готовы!

Проверка домашнего задания

2. Орфоэпическая разминка

Начнем наш урок с проговаривания и записывания слов

СвЕкла, каталОг, жалюзИ, тЕфтели, щавЕль, агЕнт, алфавИт, фэропОрты, бАнты

Прилетел мохнатый шмель и уселся на щавЕль.

Девочки надели бАнты и играют дружно в фанты.

(Синтаксический разбор с помощью кукол)

3. Определение темы урока

- Мы с вами проговорили слова. Что они обозначают? (предметы)

- Давайте их попробуем изобразить или представить.

БАНТЫ СВЕКЛА КАТАЛОГ

- Какой частью речи обозначаются слова, которые обозначают предмет? (существительное)

- А можем ли мы разукрасить наши слова? Возьмем слово «БАНТЫ». Какого цвета они могут быть? Размера? Состояния?

- Какую часть речи мы использовали? (прилагательное)

- Теперь давайте совершать действия: завязать, развязать, сложить, купить и т.д.

- Какую часть речи использовали?

- Может уже кто-то догадался, какая тема урока? (Части речи)

Учитель: Ребята, а что всегда мы проговариваем после того, как записали тему урока? (цель урока)

Учитель:

- Цель урока: знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять части речи.

Учитель:

- Для плодотворной работы на уроке, для достижения цели нам необходимо спланировать работу по алгоритму (план действия). Как и зачем мы будем работать, что нового узнаем, чему должны научиться (конечный результат нашей работы).

Учитель:

- Что предполагает урок изучения нового материала? (Познание чего–то нового, изучение нового материала, применение этого материала, оценка и сравнение с эталоном).

Учитель:

- Правильно, но к концу урока мы с вами все части речи должны разделить на группы. Для этого мы попробуем их поселить в один дом, но в разные подъезды. А вот почему в разные вы мне и скажите?

- Каждый подъезд имеет свое название: самостоятельные жильцы, служебные жильцы, особые жильцы.

- Как вы думаете, почему у них такие названия? (самостоятельные – сами делают, служебные- помогают, особые – для особенных случаев)

4. Работа по теме урока

Перед вами перечень слов:

Глобус, разговаривать, на, золотистый, а, играющий, улыбаясь, восемь, читать, она, гав-гав, быстро, весело, ау!, ни.

- Давайте из них выберем слова, которые мы себе четко приставляем, они несут в себе лексическую нагрузку, то есть что-то обозначают.

записывают в таблицу

Самостоятельные

Служебные

Особые

Глобуc

Разговаривать

Золотистый

Улыбаясь

Восемь

Читать

Она

Быстро

Весело

На

А

ни

Гав-гав

Ау!

- А теперь давайте определим части речи.

3. Открытие новых знаний.

1. Учитель:

- Внимательно послушайте сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но

очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

- Скажите, на какие группы делятся части речи?

- Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным?

- Назовите, какие относятся к служебным?

- Давайте, ребята, посмотрим таблицу!

- А почему вторая группа называется «Служебной»? Давайте выполним то, что я буду говорить: положить мешок, положить в мешок, взять стул, взять со стула, красный и желтый; красный, а не желтый.

- Итак, давайте сделаем вывод. Почему все части речи делятся на такие группы? (Самостоятельные части речи несут лексическую нагрузку, служебные служат для связи слов в предложениях и словосочетаниях)

- А почему они все -таки живут в одном доме? (Они все взаимосвязаны между собой)

- Правильно, но не все части речи дружат друг с другом, а зависит это от того, что обозначает часть речи.

(Составление взаимосвязи самостоятельных частей речи)

5. Закрепление материала

- Некоторым из вас повезло сегодня и им достались секретные карточки. Откройте их у вас там записаны слова, выйдите к доске и составьте предложение.

КРАСНАЯ ДЕВИЦА СИДИТ В ТЕМНИЦЕ, А КОСА НА УЛИЦЕ.

Отгадайте загадку – СВЕКЛА (подсказка в орфоэпической разминке есть)

4. Работа с таблицей.

действия

самостоятельные

служебные

1. Можно задать вопрос.

2. Нельзя задать вопрос.

3. Являются членами предложения.

4. Не являются членом предложения.

5. Имеют лексическое значение

6. Не имеют лексического значения.

Физкультминутка. Учитель: А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.

Учитель: А сейчас отгадайте загадку. Назовите часть речи, о которой говорится в ней. К самостоятельным или служебным частям речи она относится?

Загадки про части речи

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть,

Падежей различных сразу целых шесть.

(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ...(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

С папой Существительным

Живёт на редкость дружно:

Изменит окончание,

Когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется

Никогда уже:

Стоит с ним в одном роде,

Числе и падеже.

(Имя прилагательное.)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное.)

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

Очень не любит оно изменяться,

Род не имеет, не хочет склоняться.

Как его имя, скорее ответьте!

(Наречие. 1-2 примера)

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение.)

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

Это? (Предлог).

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Это ? (Союз).

Учитель:

- Молодцы! Вы справились с заданием.

Задание 3. Итоговый контроль.

Учитель:

- А сейчас проведём итоговый контроль

(Тест распечатан для каждого учащегося).

Тест

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

- Взаимопроверка по ключу:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – в

5 – а

6 – б

7 – а

8 - б

- Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5», 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»

Домашнее задание (Слайд № 15). Сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи (для сильных); нарисовать карту государства «Части речи».

Рефлексия. Подведение итогов учебной деятельности. Результаты урока.

Учитель:

- Что узнали нового на уроке? Что делали? Как мы это выполняли?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"

 Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенацион...

Конспект открытого урока по теме: «Повествование как тип речи. Рассказ». 6 класс.

Урок включает в себя методы ИКТ,  технологию объяснительно - иллюстрированного обучения,  технологию формирования приемов учебной работы, элементы технологии проектной деятельности (дом.зада...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Материалы открытого урока по теме: "Употребление частиц в речи" 7 класс

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Частицы"...

Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс

Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....