Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цели:
1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи;
2. Способствовать обогащению словарного запаса учеников новой лексикой.
3. Воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили».
4. Совершенствовать навыки описания произведений живописи;
5.Развивать воображение учеников, навыки устной и письменной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shirokov_microsoft_word.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. Читаем, говорим, пишем по тексту Ю. Яковлева и картине Е. Широкова « Друзья». (5 класс)
Цели:
1. Закрепить знания признаков «тип речи»; формирование навыков сочинения разных типов речи;
2. Способствовать обогащению словарного запаса учеников новой лексикой.
3. Воспитание чувства ответственности «за тех, кого приручили».
4. Совершенствовать навыки описания произведений живописи;
5.Развивать воображение учеников, навыки устной и письменной речи
Оборудование:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания по тексту Ю. Яковлева
а) Выразительное чтение текста. Синтаксический разбор словосочетаний
б) Ребята, как вы ответили на вопросы по тексту:
- Какой это текст- повествование или описание? Докажите
( повествование с элементами описания)
- Как вы понимаете слова автора, что Коста « поддерживал в них( собаках) веру в человека?
- Определите тему и основную мысль текста ( тема- человек и животные; основная мысль- человек в ответе за тех, кого приручил)
- Вы хотели бы дружить с таким мальчиком, как Коста? Почему?
- Кем стали друг для друга пес боксер и Коста?( друзьями)
- Как вы понимаете значение этого слова? Докажите, опираясь на текст
Учитель: сегодня мы продолжим рассматривать эту тему на примере картины Е. Широкова « Друзья»
- Сообщение целей урока.
а) Слово о художнике. (демонстрация портрета по компьютерному слайду)Евгений Николаевич Широков-ведущий художник Урала, один из
ярких мастеров изобразительного искусства второй половины 20 века. Его произведения хранятся в музеях России, в том числе в главной сокровищнице
национального искусства – Государственной Третьяковской галерее ( демонстрация слайдов).
б) Беседа
-Перед вами репродукция картины Е.Широкова « Друзья». Рассмотрите ее внимательно .
- Обратите внимание на глаза собаки. Какие они? (грустные печальные)
- Какая поза у собаки? (лежит, поджав задние лапы; голову положил на вытянутую переднюю лапу)
-Какое выражение лица у мальчика( тоже грустное)
- О чем говорит поза мальчика? (сидит на полу рядом с собакой, ласково гладит ее по спине, он жалеет и утешает друга)
-Что могло произойти, пофантазируйте ( пес заболел, кто-то во дворе ударил собаку и у нее болит лапа, мальчик уезжает в лагерь на летние каникулы…)
- Почему художник назвал картину « Друзья» ?
Наша с вами задача – написать рассказ по картине. Какие типы речи вы будете использовать?( повествование с элементами описания)
3.Подготовка к сочинению (словарная работа).
На слайде :
Поза - сидит, подогнув под себя ногу;
гладит собаку;
смотрит, наклонив голову;
лежит, положив голову на лапы,
слушает, приподняв ухо.
Лицо мальчика – печальное, грустное, страдальческое, огорчённое, задумчивое.
— Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение? (сине-серые, холодные тона)
- Работа над сочинением.
- Сочинение по репродукции картины Широкова «Друзья».
У моего товарища по имени Алеша есть пес Лорд. Они неразлучные друзья. Лорд – королевский дог. Шерсть у него гладкая и блестящая, черная, только на кончиках лап белые пятна, как белые носочки.
Однажды я зашел к ним в гости и увидел обоих грустными. Алеша сидел на полу рядом с собакой и гладил её. Лорд лежал, положив голову на вытянутые лапы. Глаза у него были печальные. Оказывается, Алеша уезжал на летние каникулы в лагерь. Сегодня у них был прощальный вечер.
На другой день мы провожали Алешу. Он обнял за голову Лорда и что-то прошептал ему в ухо. Собака ласково стала лизать языком его лицо, как будто говорила: «До свидания, мой друг. Возвращайся поскорее. Я тебя буду ждать так, как никто, кроме меня не умеет. Честное собачье слово». (Конторщиков Иван)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...
Урок развития речи. Учимся говорить. Академическое красноречие.
Цель: ввести школьников в мир ораторского искусства;познакомить с основными вопросами риторики;совершенствовать практические умения в произнесении речей;Форма: урок-практикумПодготовительная работа: к...
Презентация к уроку развития речи. Подготовка к сочинению в форме дневниковой записи по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве"
Презентация знакомит учащихся с творчеством художницы, помогает в работе при подготовке к сочинению. Представлены материалы для словарной работы на уроке....
Технологическая карта урока развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Материал к уроку...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Презентация к уроку развития речи в 7 классе "Подготовка к сочинению-описанию по картине Б.Кустодиева"Сирень"
Качественная подготовка к написанию сочинения...
« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»
На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...