Методическая разработка раздела программы по русскому языку 5 класса«Синтаксис»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Данная методическая разработка раздела программы может быть использована учителями при аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_razdela_programmy._sintaksis_5kl.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
№ | Название |
1. | Пояснительная записка |
2. | Цели и задачи изучения раздела «Синтаксис» |
3. | Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями |
4. | Технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся |
5. | Ожидаемые результаты освоения раздела программы |
6. | Учебно-тематическое планирование по разделу «Синтаксис» |
7. | Практическая часть Разработка темы «Словосочетание» |
8. | Разработка урока «Словосочетание. Разбор словосочетания» |
9. | Список использованной литературы |
Методическая разработка раздела «Синтаксис»
Пояснительная записка
Программа ОУ: Программа по русскому языку.5-9 классы.
Авторы: М.М разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львов – Москва «Дрофа», 2009г.
Учебник для общеобразовательных учреждений
Русский язык 5 класс под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта,-
Москва, Дрофа -2009г.
Главная цель обучения русскому языкув ОУ – обеспечить языковое развитие обучающихся, помочь им овладеть речевой деятельностью.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики.
Содержание обучения по русскому языку в соответствии Государственным образовательным стандартом структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим целью обучения русскому языку является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетентностей учащихся.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами РЛЯ , обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различным лингв. словарями.
Ку льтуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами рус.языкового этикета, культурой межнационального общения.
Цели и задачи изучения раздела «Синтаксис»
Цель – формирование компетенций посредством изучения синтаксических явлений.
Задачи:
Обучающие: способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам синтаксиса; сформировать в процессе аналитической и продуктивной текстовой деятельности умение находить и использовать изучаемые синтаксические конструкции.
Развивающие: совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся, развивать интерес к русскому языку, развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.
Воспитательные: воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову, воспитывать нравственные качества личности, любовь к родной прмроде, формировать умение работать в группах.
Психолго-педагогическое обоснование освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Психолого-педагогический статус пятиклассника
1. Познавательная сфера | |
1.1.Произвольность психических процессов | Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание внимания на учебной задаче. |
1.2.Уровень развития мышления | Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями. |
1.3.Сформированность важнейших учебных действий | Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков. |
1.4.Уровень развития речи | Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи. |
1.5.Уровень развития тонкой моторики | Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда. |
1.6.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом. |
2. Поведение: | |
2.1.Взаимодействие со сверстниками | Установление адекватных отношений со сверстниками во время учебных занятий и вне их. Способность к установлению межличностных отношений со сверстниками. |
2.2.Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом. |
2.3.Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения. |
2.4.Активность и автономность поведения | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. |
3. Особенности мотивационно-личностной сферы: | |
3.1.Наличие и характер учебной мотивации | Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. |
3.2.Устойчивое эмоциональное состояние в школе | Отсутствие выраженных противоречий между: -требованиями школы (педагога) и родителей; -требованиями взрослых и возможностями ребенка. |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе: | |
4.1.Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. |
4.2.Отношения с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами. |
4.3.Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя». |
4.4.Отношение к себе | Устойчивая положительная самооценка |
Технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция». В педагогическом словаре под редакцией Мижериковой В.А. мы находим определение: Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в различных ситуациях. Например, при освоении современной техники, во взаимоотношениях людей, в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, при выборе профессии, при оценке собственных поступков, при необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения. Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться». При изучении темы «Словосочетание» в методике преподавания я старалась использовать компетентностный подход, и мною был применен основной обучающий метод - частично-поисковый (эвристическая беседа) и репродуктивный метод (чтение статьи учебника, запись выводов в тетрадь), который помог учащимся применить знания и умения в знакомой учебной ситуации, получить новые знания.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. Поэтому при планировании уроков я опиралась на здоровьесберегающие технологии, целью которых является создание здоровосберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей ребенка. Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, как я считаю, связано с предоставлением учащимся многообразных знаний и видов деятельности для опробывания ими своих сил и возможностей, с отказом от пассивных форм обучения и вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, использованием игровых технологий на уроке. В процессе обучения обязательно должны учитываться принципы здоровьесберегающией деятельности:
1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи
Создание здоровьесберегающей среды в школе позволит каждому ребенку получать полноценное образование с учетом его склонностей и возможностей.
Информационные технологии
Применение инф. технологий в учебном процессе открывает новые пути в развитии мышления, умении решать сложные задачи, предоставляет новые возможности для активизации обучения. Они позволяют сделать занятия более интересными, динамичными, а огромный поток получаемой информации легко доступным.
Сказкотерапия и игротерапия
Использование на уроках грамматических сказок позволяет теоритеческий материал сделать доступным и интересным. Ребенок почерпнет из сазки намного больше, если будет не просто слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключенияи превращения. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы». Это развивает творческие способности и умения слушать себя и других, учит создавать новое.
На уроках мною были использованы различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная. Фронтальная форма деятельности воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить их рассуждать и находить ошибки в рассуждении своих товарищей, формировать устойчивый познавательный интерес, активизировать деятельность учащихся. При использовании фронтальной работы важно заинтересовать учащихся и обеспечить их устойчивое внимание. И этому, на мой взгляд, будет способствовать постановка и решение (самостоятельно или с помощью учителя) проблемных и творческих заданий. Для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся наряду с фронтальной формой мною были использованы коллективная (групповая) форма и индивидуальная. Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный характер, так как совместный труд наиболее рационален. Коллективная форма организации учебной деятельности также учитывает возрастные особенности подростков, которые расположены к различным видам совместной деятельности. Коллективная форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу. Индивидуальная форма работы использовалась мною при решении следующих дидактических задач: закрепление теоретических знаний, при контроле за формированием знаний, умений и навыков.
Ожидаемые результаты освоения
раздела программы
У обучающихся сформируется учебно - познавательный интерес к разделу «Синтаксис» и способам решения новых языковых задач, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка .
Обучающиеся научатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как словосочетание, член предложения, простое и сложное предложение изученных видов, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Обучающиеся продолжат учиться использовать такие виды чтения, как ознакомительное,
изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица).
Обучающиеся продолжат учиться передавать собеседнику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;
использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по теме «Синтаксис»,
описывать по определенному алгоритму изученные языковые единицы, сравнивать их между собой;
по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности(например, при постановке знаков препинания);
определять последовательность выполнения действий ( при разборе словосочетаний и предложений.
Продолжит формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию как основы всего процесса обучения, средства развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Учебно-тематическое планирование по разделу «Синтаксис»
Тема | Результаты обучения | Кол-во часов |
Что изучают синтаксис и пунктуация | Знать понятия «синтаксис» и «пунктуация» Уметь объяснять, почему два раздела изучаются параллельно, как они взаимосвязаны | 1 |
Словосочетание | Знать понятие «словосочетание» как сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически, особенности строения словосочетания и связи слов в нём, типы словосочетаний по характеру главного слова Уметь отличать словосочетания от сочетания слов, которые не являются словосочетаниями, выполнять разбор словосочетаний, находить в предложении словосочетания, определять их выразительно-изобразительную роль, использовать точные, выразительные словосочетания | 3 |
Предложение. Интонация и цель высказывания | Знать: предложение как главное средство выражения мысли, особенности произношения и построения разных по цели высказывания и интонации предложений Уметь строить, произносить, правильно ставить знаки препинания в изученных предложениях | 3 |
Р.р. Типы речи | Знать характерные особенности каждого типа речи Уметь определять тип речи, использовать определённый тип речи в зависимости от речевой ситуации | 2 |
Главные члены предложения | Знать признаки и способы выражения подлежащего и сказуемого Уметь опознавать главные члены, в том числе выраженные сущ. н. ф., ставить тире между подлежащим и сказуемым | 3 |
Р.р. Оценка действительности Анализ текста: определение типа речи | Знать основные способы выражения оценки действительности, особенности текстов разной типовой принадлежности Уметь употреблять предложения со значением оценки в художественной речи, определять тип текста | 2 |
Второстепен- ные члены предложения | Знать отличия распространенных и нераспространенных предложений, понятия «дополнение», определение», «обстоятельство», способы выражения второстепенных членов Уметь распространять предложения, находить в предложении и употреблять в речи второстепенные члены | 4 |
Однородные члены предложения | Знать опознавательные признаки однородных членов предложения, роль и место обобщающего слова, особенности интонации в предложениях с однородными членами Уметь правильно произносить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания, строить схемы предложений | 5 |
Обращение | Знать отличия подлежащего и обращения, звательный падеж, звательная интонация Уметь правильно обращаться, читать и составлять предложения с обращениями | 2 |
Синтаксический разбор простого предложения | Знать изученные синтаксические понятия, правила пунктуации при однородных членах и обращении Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения | 1 |
Сложное предложение | Знать структурные особенности, средства связи, классификацию сложных предложений, отличия сложных и простых предложений Уметь классифицировать сложные предложения, разбирать, составлять схемы | 4 |
Р.р. Изложение с элементами сочинения «Отчаянный воробей» | Проверит умение сохранить стиль исходного текста (художественный), его типологическую структуру (повествование с элементами описания), умение развернуть повествование, опираясь на исходный текст | 2 |
Прямая речь и диалог | Знать пунктуационное оформление прямой речи и диалога Уметь интонировать предложения с прямой речью и диалогом, находить в тексте и использовать прямую речь и диалог, расставлять знаки препинания | 3 |
Повторение и обобщение изученного по теме « Синтаксис» | Обобщить сведения о синтаксических единицах и знаках препинания в простом и сложном предложении; работая над лингвистическим текстом, расширить сведения о предложении, его функциях в языке и речи | 2 |
Контрольный диктант с грамматичес-ким заданием по теме «Синтаксис» | Проверить усвоение правописания гласных в корнях слов, постановки знаков препинания при обращении, однородных членах, прямой речи и в сложном предложении | 2 |
В своей работе учитель может выбрать разнообразные методы и приемы обучения, но целесообразность их применения должна быть обусловлена психолого-педагогической характеристикой класса. Перечисленные выше приемы, методы и формы были применены в 5 «Б» классе, потому что ученики имеют высокую познавательную активность, хорошие коммуникативные способности, достаточный уровень развития основных психических процессов: памяти (преобладает зрительная), запоминания, концентрации и объема внимания. Учащиеся способны выделять причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, обладают достаточным уровнем развития вербального мышления. Мотивация к концентрации соответствует возрастным нормам. Уровень обученности высокий, успеваемость стопроцентная. Однако в кассе есть такие ученики, которым по состоянию здоровья (снижение слуха), труднее дается восприятие материала, формирование знаний и умений у них в силу этих особенностей затрудняется. Такие дети требуют особого внимания и подхода.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Особое внимание при изучении вводного курса синтаксиса, на мой взгляд, должно быть сосредоточено на контроле за усвоением ключевых синтаксических понятий русского языка. Одним из таких понятий является «словосочетание». На первом этапе работы по синтаксису в пятом классе в центре внимания именно тема «Словосочетание» по программе Русский язык 5-9 класс М.М. Разумовской 2008год. Работа над словосочетанием имеет большое значение. Если школьники 5-7 классов допускают ошибки в выделении словосочетаний из предложений, то в 8-9 классах, как правило, эти дети не овладевают на должном уровне рядом пунктуационных умений. При изучении данной темы необходимо опираться на те знания и умения, которыми овладели учащиеся по разделу «Синтаксис» в начальных классах. Это обеспечит необходимую преемственность процесса обучения.
Практическое ознакомление со структурой словосочетания способствует более осмысленному усвоению языка и его грамматического строя, повышению культуры речи, обогащению синтаксического строя школьников.
При изучении темы «Словосочетание» мною были определены следующие цели
(СЛАЙД №19):
ОБУЧАЮЩИЕ:
- Дать понятие словосочетания;
- Научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании;
- Дать понятие о сочетании слов, которые словосочетаниями не являются;
- Познакомить с видами словосочетаний;
- Сформировать умение выделять словосочетания из предложений;
- Научить разбирать словосочетание по схеме;
- Находить эпитеты в тексте.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Способствовать развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы, развивать познавательную деятельность, ассоциативное, абстрактное и логическое мышление, повышать культуру речи.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Формировать бережное уважительное отношение к родному языку, развивать интерес учащихся к русскому языку, воспитывать любовь к родной природе.
Начать беседу по теме можно с небольшой этимологической справки, которая поможет школьникам запомнить правописание рассматриваемого термина.
Как видим, термин «словосочетание» по своему происхождению связан со словом «ЧЕТ» - четное число и «ЧЕТА» - два. Это не случайно. Словосочетание всегда состоит из двух частей. (СЛАЙД №20)
Каких же? Что такое словосочетание? Как оно живет в речи? Чем отличается от слова? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы в процессе нашей беседы. Налицо постановка проблемной ситуации. Дети самостоятельно, путем наблюдений или под руководством учителя ищут ответы на поставленные вопросы.
Учитель. Сравните: бежать - бежать быстро, автомобиль - желтый автомобиль, горький - очень горький. Что шире по значению слово или словосочетание? Представьте машину, она может быть легковой, гоночной, спортивной и т.д. А в нашем словосочетании из всех возможных признаков взят лишь один. Так что шире, богаче объемней по значению? (СЛАЙД №21) При сравнении слова и словосочетания школьники понимают, что последнее более точно, конкретно, чем одно слово, называет предметы, их признаки, действия, что с помощью словосочетаний слушающий получает более полную информацию о предмете.
Предлагаем провести лингвистический эксперимент. Можно ли из двух любых слов построить словосочетание? Например: вестибюль, смотреть, гигантская, брошюра, громко, область. (СЛАЙД №22)
Учащиеся приходят к выводу, что не все слова могут сочетаться друг с другом. Это могут делать только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности. То есть слова в словосочетании связаны по смыслу, а в речи существуют законы сочетаемости слов. Учитель, подводя итоги наблюдений детей, сообщит, что смысловая связь в словосочетании оформляется с помощью вопроса от одного слова к другому и предлагает ребятам задать этот вопрос. Например, синее море, работать спозаранку, поддержать друга.
Школьники задают вопрос от одного слова к другому и делают новое для себя открытие: словосочетание состоит из двух частей. От одной (главной) задается вопрос к другой (зависимой).
УЧИТЕЛЬ. Чтобы лучше представить и осознать, о чем мы с вами говорим, я предлагаю вам посмотреть на схему и пофантазировать. Представьте, что слово похоже на солнышко, которое протягивает ладошки к другим близким ему по смыслу словам. Такое слово, которое протягивает лучик-ладошку в синтаксисе (раздел языкознания, который мы с вами начали изучать) называется главным, а другое слово – зависимым.(1урок)
Использование формы диалога и педагогическая поддержка в решении проблемы - методы личностно-ориентированного подхода, которые были мною здесь применены.
Итогом всех экспериментов и наблюдений будет прочтение основного теоретического материала учебника на странице 126,128(1): «Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически; словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому ставится вопрос. Например, в словосочетании синее море главное слово – море, зависимое - синее; синее море. (СЛАЙД №23) .Чтобы правило не показалось детям сухим и скучным, можно предложить им следующее стихотворение:
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание!
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права:
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает,
А кто же кто есть?
Без труда вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт к зависимому слову,
И никогда наоборот-
Запомни как основу.
Использование элементов занимательности на уроках русского языка, во-первых, оживляет уроки, во-вторых, побуждает учащихся к учению, в-третьих, способствует созданию благоприятной обстановки на уроке, снимает утомляемость, а значит реализует здоровьесберегающие технологии.
При изучении данной темы очень важно, на мой взгляд, показать, как функционирует, живет словосочетание в речи, как проявляется свойство словосочетания называть более точно, образно, чем слово, предмет, явление окружающего нас мира. Ранее мы уже говорили, что словосочетание живет по законам сочетаемости слов. Иногда поэты и писатели сознательно нарушают эти законы, используя непривычные для обиходной речи словосочетания. Такие словосочетания являются средствами выразительности речи, они помогают ярче, образнее представить описываемый предмет, явление. Предлагаем послушать отрывки из стихотворений и ответить на вопросы: Какие словосочетания вам показались необычными? Как вы думаете, с какой целью их использует поэт? (СЛАЙД №25).
Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядя по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
(Н. Рыленков.)
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
(И. Бунин)
В небе дым поблеклый,
Снег на тротуаре,
На трамвайных стеклах –
Ледяной гербарий.
(И. Кобзев.)
Подберите возможные для разговорной речи словосочетания с существительными лес, кусты, слезы, гербарий. Данное задание позволяет детям наглядно увидеть разницу между образными словосочетаниями и словосочетаниями, передающими обычные свойства и признаки, используемые в разговорной речи. Подобная работа связана с речевой деятельностью школьников, а значит, формирует коммуникативную компетенцию.
В качестве тренировочных упражнений по изученному материалу можно предложить следующие задания.
- Составьте возможные словосочетания, запишите их, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставьте пропущенные орфограммы
Пож…леть, друг; увл…каться, спорт; уд…вительный, зрелище; сп..ститься, герой; см…лый, снег.
Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (СЛАЙД№ 26)
- Какие из приведенных ниже словосочетаний нельзя употреблять в речи? Почему?
Старая старушка, старая вещь, вороной портфель, вороной конь, коричневые глаза, карие глаза, молодая девушка, молодые ростки. (СЛАЙД № 27)
При изучении способов грамматической связи слов в словосочетании используем частично-поисковый метод. Проблемная ситуация формулируется с помощью вопросов: «Возможно, ли составить из данных слов словосочетания, не изменяя их? Что надо сделать, чтобы из этих пар слов получились словосочетания?»
Участвовать, уборка; гиган…ский, ель; неизвес…ный, мес… ность; пятна, сон… це, ярос…ный порывы. (СЛАЙД №28) Создание проблемной ситуации, на мой взгляд, реализует личностно-ориентированный и компетентностный подходы в методике преподавания.
Дети, как правило, самостоятельно приходят к выводу о том, что слова нужно изменить, в некоторых случаях использовать предлоги, для того чтобы получилось словосочетание. Они успешно изменяют слова, составляют словосочетания с предлогами и без, вставляя пропущенные буквы и повторяя орфограмму «непроизносимая согласная».
Следующее задание позволит учащимся проанализировать, как ведет себя наречие в словосочетании и каковы средства связи в этом случае. Школьникам предлагается составить словосочетания из слов: аккуратно; писать; бежать; быстро; читать; громко. (СЛАЙД № 29) При анализе словосочетаний учащиеся приходят к выводу, что зависимые слова в них - наречия – не изменяются, а значит, не имеют окончаний, следовательно, слова в таких словосочетаниях связаны только по смыслу. При участии учителя формируется вывод: грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова, окончания зависимого слова и предлога и по смыслу, если зависимое слово – наречие. (СЛАЙД № 30)
Для усвоения новых теоретических знаний и их закрепления школьникам предлагается выполнить следующее задание: распределить словосочетания на группы по средствам связи и вписать в нужную строку.
Пришел поздно, объединиться в борьбе, поседеть от переживаний, отломить ровно, румяное яблоко, дорога дружбы, пирог из яблок, яблочный пирог, говорить тихо. (СЛАЙД №31)
Учащиеся весьма часто выделяют, как словосочетание, подлежащее и сказуемое, хотя эти сочетания слов к словосочетанию не относятся, поскольку они составляют предложение. Необходимо обратить внимание на то, что к словосочетаниям не относятся существительные с предлогом и сочетания однородных членов, которые тоже формируются в предложении.(СЛАЙД№32)
Упражнения, способствующие отработке соответствующих навыков и умений, могут быть следующего характера:
Выпишите сначала слова, затем словосочетания и предложения, однородные члены (СЛАЙД №33):
- А ) хорошо
Б) живет Винни-Пух
В) живет на свете
Г) живет хорошо
Д) на свете
- А) ветер срывал
Б) мокрые и пахучие
В) срывал с берез
Г) листья
Д) пахучие листья
Выпишите словосочетания из предложений ( СЛАЙД № 34):
На зорьке утренней, над речкой быстрою умылись яблони росою чистою.
Над трепещущей осиной легкий месяц заблестел.
Данные виды работ выполняются коллективно, а затем самостоятельно (репродуктивный метод). На мой взгляд, это очень важный вид работы, так как умение определять синтаксическую зависимость оказывает влияние на усвоение правописных форм, обусловленных этими связями (например, в согласовании, управлении) и на пунктуацию (например, способствует совершенствованию навыка постановки запятой в предложении с однородными членами).
Важность формирования данного умения подчеркивают многие методисты, так А.Ю.Купалова утверждает: «Если ученик умеет устанавливать связи между словами в синтаксической конструкции, ставя вопрос от одного из её членов к другому,…то это очень важное для речевой, правописной практики, умения уже свидетельствует об элементарном усвоении основ синтаксиса».*
При изучении видов словосочетаний учащиеся используют уже полученные по теме знания, а так же продолжают наблюдать и анализировать. ( СЛАЙД № 35).
Дается задание записать под диктовку словосочетания, обозначить, какой частью речи выражены главные и зависимые слова в каждом из них, задать вопрос, составить схемы. Задается вопрос, рисуется стрелка от главного слова к зависимому, помечается главное слово, обозначаются части речи.
Узкая тропинка, гигантские кедры, белый от снега, выполнить долг, освещать местность.
Школьники в процессе работы видят, что главное слово может быть выражено как глаголом, так и именем существительным или прилагательным. Учитель сообщает, что словосочетание в зависимости от частиречной принадлежности главного слова могут быть глагольными или именными.
(СЛАЙД № 36) Для усвоения полученных знаний предлагается распределить словосочетания (дрожать от холода, посвящение другу, виднеется в долине, уборка урожая, мешать движению, местный говор, участник соревнований, кричать громко) в таблице по видам словосочетаний. ( СЛАЙД № 37) Задание выполняется коллективно, у доски, а затем самостоятельно.
Развитию логического мышления способствуют упражнения на конструирование словосочетаний по данным схемам. Например, «прил. +сущ.» (главное слово – прилагательное), «сущ.+сущ. «(главное слово – существительное). (СЛАЙД №38).
Учитывая, что школьники очень часто ошибочно принимают сочетания подлежащего и сказуемого за словосочетание, следует давать задания на составление глагольных словосочетаний по схемам («глаг. + сущ.», « глаг. + сущ. с предлогом»). Чтобы конструирование словосочетаний не показалось делом скучным и неинтересным можно использовать игры в процессе обучения.
Игровые технологии требуют от ребенка большей самостоятельности, инициативы, стимулируют соревновательность в игре проявляется, как мне видится, индивидуальность ребенка его самовыражение, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Более того, участие в игре оказывает сильное эмоциональное воздействие на школьников, не сопоставимое с воздействием других форм обучения. Поэтому я использую игровые моменты на своих уроках.
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.
К.Д. Ушинский
Игра «фокусник» не только поможет детям научиться конструировать словосочетания, но и покажет, что с помощью словосочетания различаются значения многозначных слов.
Игра «фокусник». (СЛАЙД№39) Твоя волшебная палочка словосочетание. С его помощью ты можешь сделать так, чтобы вместо одного слова получилось два, совершенно разных по значению.
ЛИНЕЙКА (провёл по линейке, торжественная линейка)
РУЧКА (ручка двери, детская ручка)
КОРЕНЬ (пустить корни, корень слова)
ПЕЧЬ (печь пироги, русская печь)
НОЖКА (ножка стола, ударил ножку)
ЛУК (горький лук, лук со стрелами)
Подчеркнуть именные словосочетания (1 вариант)
Подчеркнуть глагольные словосочетания (2 вариант)
Для закрепления подтемы «Виды словосочетаний» используются тесты (самостоятельная работа). ( СЛАЙД № 40, 41) Например,
Укажите именные словосочетания:
1. устный счет;
2. участие в соревновании;
3.участвовать в игре;
4. чествовать победителя;
5. шёл по дороге
Найдите глагольные словосочетания:
1. ужасный вечер;
2. расстилаться по равнине;
3. искусный мастер;
4. работать спозаранку;
5. собирать крыжовник.
После того, как школьники познакомятся с видами словосочетаний, целесообразно, на мой взгляд, ввести понятие эпитета. Учащимся объясняется, что словосочетание
прил. + сущ. не просто сообщает какие-то признаки предмета, а может быть средством выразительности речи. Прилагательное, входящие в состав словосочетаний, не только сообщают определенные сведения о предмете, нужные для понимания смысла, но и ярко, образно рисует предмет, передает чувства, отношение автора к нему. Это прилагательное-эпитет. Такое свойство словосочетания позволяет сделать текст более интересным, запоминающимся, позволяет избежать повторения одних и тех же слов. (СЛАЙД № 42)
Сформировать умение находить эпитеты в тексте помогут упражнения следующего характера:
- Составьте словосочетания, используя прилагательные, которые сообщают какие-то сведения о предмете, могут придать речи образность, выразительность. (СЛАЙД № 43). Например, туча большая; туча свинцовая; осина прямая; осина нарядная.
- Найдите в предложении словосочетания, в состав которых входят прилагательные- эпитеты, выпишите их. ( СЛАЙД № 44).
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(И.З. Суриков)
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст
(А.Н. Майков.)
- Используйте эпитеты в описании изображенной на картине осени. Это задание направлено на создание словосочетаний текста, содержащих средства выразительности-эпитеты (СЛАЙД № 45). Например, золотая листва, одинокий куст, вода хрустальной чистоты, золотая осень, свинцовое небо. Задания такого характера способствуют развитию образности и выразительности речи школьников, т е. формируют их коммуникативную компетенцию и содействует проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального.
Со схемой разбора словосочетания школьники знакомятся по учебнику (репродуктивный метод), а затем у доски и самостоятельно разбирают словосочетания, выписывая их из предложения, вставляя при этом пропущенные буквы. (СЛАЙД №46)
Вставьте пропущенные буквы, выпишите из данных предложений словосочетания, проведите разбор трех из них. ( СЛАЙД № 47).
Т…шина кроткого веч...ра ст..яла в пол.. .
На восток… выр…совывалась гр…да нежно-розовых облаков.
К з…кату собиралис… длинные ткани тучек.
Чтобы разбор словосочетаний не стал формальностью, необходимо, чтобы школьники осмыслили логику анализа этой единицы синтаксиса: от определения модели, по которой стоится словосочетание, к определению типа смысловых отношений между главным и зависимым словами, от анализа структуры к анализу семантики.
Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это художественно – стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа.(СЛАЙД №48)
Восстановите текст и запишите. Какие два слова не являются словосочетанием, почему? Озаглавьте текст с помощью слова, с помощью словосочетания. Какое заглавие более точно говорит о предмете? Объясните значение слова «горько». Объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу, но не являющихся в предложениях словосочетаниями (первая группа).
Вторая группа найдёт и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав слова (прилаг.+сущ.).
Славяне придумали свою (прилаг.+сущ.) о ландыше. Водяная царевна Волхова (гл.+сущ.). На свою беду она (гл.+сущ.) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (сущ.+сущ.), но не нашла его на берегу.
( Нар.+гл.) Волхова, (сущ.+гл.) среди трав, превратившись в (прилаг.+сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.
Подвести итоги, обобщить полученные знания помогут тесты (РАБОТА ВЫПОЛНЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО!)(СЛАЙД №49-53)
Укажите номера правильных ответов.
Словосочетания изучаются в разделе:
1.морфемика;
2.пунктуация;
3.синтаксис.
Слово дом является главным в словосочетании:
1.тихий дом;
2.дом ребенка;
3.увидеть дом.
Зависимое слово является именем прилагательным в словосочетании:
1. контрольная работа;
2.контролировать работу;
3.работа под контролем.
Схема прил.+сущ. Соответствует словосочетанию:
1.печь пироги;
2.в теплой печи;
3.выпекание хлеба.
Схема глаг.+сущ. Соответствует словосочетанию:
1.разговор с товарищем;
2.разговаривать с товарищем;
3.(без) товарищеского разговора
По окончании изучения темы «Словосочетание» учащиеся должны быть
сформированы зания: (СЛАЙД № 54):
- Понятие словосочетания;
- Отличие словосочетание от слова и предложения;
- О смысловой связи слов в словосочетании;
- Строение словосочетаний;
- Способы выражения грамматической связи слов в словосочетании;
- Виды словосочетаний;
- Схему разбора словосочетаний.
сформированы компетенции: (СЛАЙД № 55):
- Нахождение главной и зависимой части словосочетания;
- Определение средств грамматической связи в словосочетании;
- Различение именные и глагольные словосочетания;
- Построение словосочетания по схемам;
- Выделение словосочетания из предложения;
- Использование точных, выразительных словосочетаний для достижения ясности, образности речи.
Прочность усвоения указанных умений обеспечивается, если работа ведется в системе, включает в себя не только проведение разнообразных тренировочных упражнений, направленных на практическое овладение этими умениями, но и регулярное повторение, и закрепление их, и главное – постоянный контроль за их формированием. Речевое развитие школьников требует особое внимание на каждом уроке русского языка. Главная цель в преподавании русского языка заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема урока: «Словосочетание. Разбор словосочетаний».
Цель: Научить выполнять разбор словосочетаний
Закрепить изученный материал предыдущих уроков по теме «Словосочетание».
Повторить ранее изученные орфограммы.
Отработать умения выделять словосочетания из предложений.
Воспитывать логическое мышление, внимание и любви к слову.
Ход урока.
1.Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
2.Словарная работа:
А) обратить внимание на правописание слова
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Б) словарный диктант с продолжением (по рядам):
Соловьи-………………..
Жираф-…………………..
Берег-…………………..
Вывод: над какими орфограммами работали? Назвать условия выбора каждой орфограммы
В) Игра «Четвертый лишний» (найти лишнее слово, объяснить выбор)
--(Не)сделаешь, (не)взлюбил, (не)читаешь, (не)стерпел
--о дочер.., о ноч…, о песн…, о брош…
--разв ..валось (на ветру), разв….валось (быстро), зас…делся, уд…вление
3.Фонтальное повторение о словосочетании:
--Что называется словосочетанием?
--Скажите, из скольких частей состоит словосочетание?
--Как определить главную и зависимую?
--Как вязано главное слово с зависимым?
- С помощью чего устанавливается смысловая связь?
- С помощью чего выражается грамматическая связь?
--Назовите виды словосочетаний
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?
Давайте вспомним стихотворения о словосочетании.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание!
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права:
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает,
А кто же кто есть?
Без труда вопрос определяет.
Вопрос от главного идет к зависимому слову.
И никогда наоборот-
Запомни как основу.
4. Знакомство с порядком разбора словосочетания, образцами устного и письменного разбора.
1.Работа по учебнику на странице 132.
2.Разберите словосочетания.
Прибыть под вечер, дом родителей, родимый край, работать с удовольствием, работа в радость, поработать спозаранку, беседовать с ровесником, завтрашним днем, летним днем, платье из ситца, ситцевое платье.
5.Закрепление материала:
А). Г). Учащимся 5 класса было дано задание: выписать из предложений словосочетания. При выполнении ученики допустили ошибки. Найдите их.
Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.
1)дорога к станции
2) вилась к станции
3)дорога вилась
4)вилась по тропинке
5) вилась и спускалась
6) вилась в ложбинки
7) в сырые ложбинки
8) в ложбинки ответы:
3),5),8).
Б). Попробуем сами без ошибок выписать словосочетания из предложения Вставьте пропущенные буквы, проведите разбор трех из них.
Т…шина кроткого веч...ра ст..яла в пол.. .
На восток… выр…совывалась гр…да нежно-розовых облаков.
К з…кату собиралис… длинные ткани тучек.
В) Восстановите текст и запишите.
Славяне придумали свою (прилаг.+сущ.) о ландыше. Водяная царевна Волхова (гл.+сущ.). На свою беду она (гл.+сущ.) Садко к прекрасной Любаве. Вышла Волхова на берег послушать (сущ.+сущ.), но не нашла его на берегу. ( Нар.+гл.) Волхова, (сущ.+гл.) среди трав, превратившись в (прилаг.+сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.
- Скажите, какие 2 слова не являются словосочетанием. Почему?
- Слёзы упали.( Это грамматическая основа. Она не является словосочетанием.
- Озаглавьте текст с помощью слова.
- Легенда.
- А теперь озаглавьте текст с помощью словосочетания.
- Легенда о ландыше.
- Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете?
- Более точно говорит о предмете словосочетание.
-Объясните значение слова «горько».
- Сейчас мы будем работать по группам. Первая группа должна найти и объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу, но не являющихся в предложениях словосочетаниями. Один ученик из первой группы читает пары слов: славяне создали, царевна полюбила, Волхова не нашла, Волхова заплакала. (Объясняет орфограммы).Вторая группа найдёт и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав слова (прилаг.+сущ.).Один ученик из второй группы читает словосочетания: удивительную легенду, водяная царевна, чудесные цветы, с изумительным ароматом.(Объясняет орфограммы).
ТЕСТЫ
Укажите номера правильных ответов
I Словосочетания изучаются в разделе:
1.морфемика;
2.пунктуация;
3.синтаксис.
II Слово дом является главным в словосочетании (-ях):
1.тихий дом;
2.дом ребенка;
3.увидеть дом.
III Зависимое слово является именем прилагательным в словосочетании:
1. контрольная работа;
2.контролировать работу;
3.работа под контролем.
IV Схема прил.+сущ. Соответствует словосочетанию:
1.печь пироги;
2.в теплой печи;
3.выпекание хлеба.
V Схема глаг.+сущ. Соответствует словосочетанию:
1.разговор с товарищем;
2.разговаривать с товарищем;
3.(без) товарищеского разговора
(Ответы: I-3, II-1, 2 III-1, IV-2,V-2)
Домашняя работа.
Итоги. Дети задают вопросы друг другу по изученному материалу.
Какие навыки отрабатывали на уроке? Сформулируйте алгоритм разбора словосочетания.
Домашнее задание: стр.133,Упр. 398.
Предложения для самостоятельной работы:
1 вариант: На берегах светлых озёр птицы спокойно разводят птенцов.
2 вариант: С раннего утра отправляется белочка на поиски корма.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- М.М.Разумовская Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 5 класс», Москва Дрофа, 2002.
- И.В. Текучева Контрольные работы по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс», Москва Экзамен, 2008.
- Г.А. Богданова Уроки русского языка в 5 классе, Москва Просвещение, 2003 год
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. —М.: Знание, 1989.
- Планирование уроков русского языка в 5 классе по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова , М.: Мнемозина, 2006.
- Бондаревская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
- Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2002.
- Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа. 2007
- Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. Советская педагогика. М., 1973
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
- . Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. М.: Дрофа, 2007.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. – 352с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
- Ресурсы ИНТЕРНЕТА
*Купалова А.Ю., Никаноров В.В. Практическая методика русского языка.8 класс. – Москва, 1992 . – С. 31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Принципы русской орфографии"
Методическая разработка по русскому языку. Тема: "Принципы русской орфографии" для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик"....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...