План-конспект урока по истории (Технологическая карта). "Русская правда" Ярослава Мудрого.
учебно-методический материал по истории (6 класс)
Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что не может не расстраивать, ведь кругозор постепенно уменьшается и ограничивается компьютерными играми, веб-сёрфингом, воспитанники перестают быть социализированы в обществе. Гаджеты имеют негативное влияние на реальную жизнь человека. Так почему учитель не может обернуть ситуацию в свою пользу и начать использовать цифровые образовательные технологии в своей работе.
XXI век — век высоких технологий и цифровые технологии основательно закрепились во всех сферах жизни человеческого общества. С 2019 г. началась реализации в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда», задачей которого является качество и общедоступность образования, в безопасной цифровой образовательной среде. С помощью ИКТ традиционный урок превращается в непривычный для школьников, чем привлекает их внимание к уроку истории.
В данном плане-конспекте решение проблемы происходит путём внедрения цифровых образовательных технологий на уроках истории. С помощью презентации ученики вступают в дебаты — примеряют на себя роль дружины князя Ярослава Мудрого и обсуждают новый свод законов «Русская правда», нужен ли он на Руси. разбирая несколько статей они выступают ЗА или ПРОТИВ. Учащиеся должны разобраться в историческом документе, работая в группе, для реализации разных видов деятельности: рассуждать, мыслить, вступать в дискуссии со своими сверстниками, что несомненно, формирует коммуникативные умения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект (Технологическая карта) | 26.06 КБ |
Презентация к уроку | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предисловие к плану-конспекту: Одним из составляющих компонентов проблемы преподавания истории в школе является отсутствие мотивации к уроку истории у обучающихся. В последнее время, в интересах детей вообще отсутствует школа, что не может не расстраивать, ведь кругозор постепенно уменьшается и ограничивается компьютерными играми, веб-сёрфингом, воспитанники перестают быть социализированы в обществе. Гаджеты имеют негативное влияние на реальную жизнь человека. Так почему учитель не может обернуть ситуацию в свою пользу и начать использовать цифровые образовательные технологии в своей работе.
XXI век — век высоких технологий и цифровые технологии основательно закрепились во всех сферах жизни человеческого общества. С 2019 г. началась реализации в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Цифровая образовательная среда», задачей которого является качество и общедоступность образования, в безопасной цифровой образовательной среде. С помощью ИКТ традиционный урок превращается в непривычный для школьников, чем привлекает их внимание к уроку истории.
В данном плане-конспекте решение проблемы происходит путём внедрения цифровых образовательных технологий на уроках истории. С помощью презентации ученики вступают в дебаты — примеряют на себя роль дружины князя Ярослава Мудрого и обсуждают новый свод законов «Русская правда», нужен ли он на Руси. разбирая несколько статей они выступают ЗА или ПРОТИВ. Учащиеся должны разобраться в историческом документе, работая в группе, для реализации разных видов деятельности: рассуждать, мыслить, вступать в дискуссии со своими сверстниками, что несомненно, формирует коммуникативные умения школьников.
Тема урока: «Русская правда» Ярослава Мудрого.
Класс: 6 класс
Цели урока:
Учебные:
- Сформировать у обучающихся целостное представление о предпосылках создания, содержании и значении первого русского судебника в Древней Руси.
- При непосредственном знакомстве с документом подвести учащихся к самостоятельным выводам о противоречивом характере «Русской правды», сохраняющей признаки родовых обычаев и одновременно направленной на юридическое оформление частной собственности, имущественного и социального расслоения общества;
Образовательные:
- Развитие навыков коммуникации (создание доклада в группе, обоснование своей позиции, представление результатов работы группы, умение слушать докладчика, умение вести диалог с собеседником).
- формирование у учащихся умений самостоятельной работы с различными видами источников и использование знаний и умений на практике.
Воспитательные:
- Сформировать интерес к исторической науке, в частности к истории России.
- Воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; выработка умения учиться на примере выбора пути исторической личностью.
Тип урока: в традиционной типологии – комбинированный,
по ФГОС - открытие новых знаний, с акцентированием на работе с источниками.
Форма урока:
1 часть урока - краткая лекция (освоение нового материала)
2 часть урока: деловая игра с элементами групповой работы, подготовка докладов.
3 часть урока: выступление с докладами. Подведение итогов.
УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные: целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Основные понятия: закон, право, гривны, холоп, закуп, изгой, «Русская Правда», личность в истории, Ярослав Мудрый.
Основные даты: X в.
Наглядные средства обучения: Презентация, раздаточные материалы визуального типа (репродукции с темами докладов на обороте, список наименований произведений искусств и авторов для соотнесения).
Учебник: История России. 6 класс. 1 часть - Арсентьев Н.М., Данилов А.А.
Технологическая карта урока (ход урока):
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1.Организационный момент | Приветствие. Перекличка, выявление отсутствующих. Вводный вопрос: «Вам было бы интересно оказаться в X в. на обсуждение нового свода законов «Русская правда» Ярослава Мудрого?» | Участие в перекличке и выявлении отсутствующих. Краткий, однозначный ответ на поставленный вопрос. | 2 мин. | |
2.Постановка целей и задач урока | Тема урока сегодня: Свод законов Ярослава Мудрого «Русская правда». В ходе урока мы познакомимся и попытаемся изучить древнейший письменный закон на Руси, с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе и то, какое влияние он оказал на жизнь общества. | Подготовка к предстоящей работе. Постановка целей урока. | Регулятивные УУД. (планирование работы; составление прогноза, ожидаемые действия) | 1 мин. |
3.Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний | Краткая характеристика рассматриваемого периода: Появление «Русской правды» - первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым. Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси? Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках. «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. (показ слайда). Постановка проблемы: довольно трудно понять, как именно «Русская правда» повлияла на жизнь общества на Руси. И какие были предпосылки создания? | Конспектирование ключевых моментов. | Познавательные УУД: общеучебные-постановка и формулирование проблемы. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей. | 3 мин. |
4.Групповая работа в форме игры для подготовки собственной работы | Учитель ставит задание перед учащимися: сегодня они будут жителями древней Руси. Делит учащихся на три равные группы – местные бояре, дружинники, холопы.. Выдаёт необходимый дидактический материал: распечатанные краткие статьи из свода законов. Дублирование задач на слайд для их наглядности и визуализации. ЗАДАЧИ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ:
| Деление на группы. Прочтение раздаточного материала , выделение плюсов и минусов нового свода законов. Подготовка аргументов и краткого сообщения для выступления. | Коммуникативные УУД Умение слушать и вести диалог с собеседником, четко излагать свою мысль, учет позиции других людей, умение работать в группе. Личностные УУД: Самоопределение (ученики сами выбирают то, чем им хотелось бы заниматься). Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера – обучение поиску информации. Структурирование знаний. Учащиеся уже знают об этих событиях, но теперь им нужно взглянуть на них под другим ракурсом – в сопоставлении со своим социальном слоем. | 3 мин. на деление и раздачу материалов. 10 мин. на соотнесение и подготовку докладов. |
5.Представление результатов групповой работы. | Модерация выступлений: корректировка подаваемой учениками информации, задание вопросов на понимание материала. | Выступление перед классом: демонстрация сообщения и сопоставления (1 мин на каждую группу). Ознакомление с другими докладами. | Коммуникативные УУД: представление своего сообщения, созданного в рамках групповой работы. | 24 мин. |
6.Домашнее задание (закрепление материала, самостоятельное освоение нового для работы на следующем уроке). | Изучить учебник, страницы 57-65. | Запись домашнего задания. Вопросы по домашнему заданию. | 1 мин. | |
7.Подведение итогов (чему научились?) | Итак, сегодня мы узнали не только о своде законов Ярослава Мудрого «русская правда», но и побывали в Древней Руси и установили как «Русская правда» повлияла на жизнь общества. | Личностные УУД: смыслообразование-установление взаимосвязи между целью урока и ее практическим применением. | 1 мин. |
Приложение 1.
№1 Отрывок из сборника законов «Русская правда»
Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.
Ст. 12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.
Ст. 86. Если же умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если не будет сыновей, то наследство получают их дочери.
№ 2 Отрывок из сборника законов «Русская правда»
Ст. 3. Если кто убьет людина, платит виру князю в 40 гривен.
Ст. 6. Если кто (из членов) не внесет свою долю в виру, таму люди не должны помогать, но он сам платит.
Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка.. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.
№3 Отрывок из сборника законов «Русская правда»
Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.
Ст. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то наследство идет князю; если после него останутся дочери, то выделить им часть имущества.
Ст. 26. А за убийство смерда 5 гривен.
№ 4 Отрывок из сборника законов «Русская правда»
Ст.52. Если закуп убежит от господина, не расплатившись с ним за ссуду (купа-долг), то становится полным холопом (рабом). Если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, за это нельзя делать холопом, а следует дать ему суд. (Мог получить свободу, возвратив купу вдвое больше).
Ст.56. Если возьмет господин с закупа больше денег, чем условились, то излишне полученные деньги также вернуть закупу и заплатить ему за обиду 3 гривны.
Ст.57. Если господин побьет закупа за дело, то не отвечает за это, а побьет без повода, то должен заплатить столько, сколько платят свободному человеку.
№5 Отрывок из сборника законов «Русская правда»
Ст.42. Если ворами окажутся холопы ответчика, с которых князь продажи не взыскивает, потому что они не свободны, то ответчик должен заплатить потерпевшему двойную цену украденного.
Ст.84. А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу, а князю - 2 гривны продажи (т.к. убивший рассматривается на княжеском суде).
Ст.102. Холопство трех видов бывает: если кто купит свободного человека хотя бы за полгривны
Ст.103. А второе холопство: кто женится на рабыне (холопке) без договора с её господином, а женится с договором, то, как договорится, так пусть и будь.
Ст.104. А вот третье холопство: кто станет у господина слугой без договора, если же с договором, то, как срядится, так пусть и будет»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Появление «Русской правды» - первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым. Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси? Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках. «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси.
I группа Местные бояре
II группа Дружинники
III группа Холопы
План работы: 1.Прочитать статьи 2.Выделить плюсы и минусы для своего социального положения 3.Подготовить аргументы в пользу своей позиции 4.Подготовить краткое сообщение для выступления
I группа Местные бояре
II группа Дружинники
III группа Холопы
Домашнее задание Изучить учебник, страницы 57-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
План - конспекта открытого урока по истории России
Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. ...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе
“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....
План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6
План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...
План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....