Урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие по городу Числительску"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Маркина Наталья Васильевна

На уроке представлены разные виды работы: описание картины, разгадывание загадок, редактирование предложений по теме "Имя числительное", подбор пословиц и поговорок. Это урок обобщения и повторения материала по теме "Имя числительное", построен в виде путешествия по разным районам: район Орфографии, улица Стилистики, Городская библиотека, Живописный переулок. На уроке используются межпредметные связи: русский язык, литература, живопись, музыка. Задания имеют дифференциальный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока 500 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Путешествие по городу Числительску»

(урок обобщения и систематизации изученного материала по теме «Имя числительное», 6 класс).

Цели урока:

Обучающие:

  1. обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное»;
  2. закрепить умение применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  1. развивать навыки устной и письменной речи;
  2. развивать умение давать развернутый ответ на вопрос учителя;
  3. развивать познавательную активность, инициативу, воображение, образное восприятие.

Воспитывающие:

  1. воспитывать бережное отношение к родному языку;
  2. воспитывать в учениках уверенность в своих силах, взаимопомощь, доброжелательность.

Оборудование: компьютерная презентация «Путешествие по городу Числительску», путевые листы, карточка-информатор «Функциональные стили речи», репродукция картины А.А.Пластова «Жатва».  

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня всегда награда

Улыбка ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведем урок.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по городу Числительску. У каждого из вас есть путевой лист, с которым он будет работать на уроке. Задания дифференцированные, различаются уровнем сложности материала. На уроке будет использована компьютерная презентация. Посмотрите на карту Числительска. Здесь мы увидим постоянных жителей города - количественные и порядковые числительные. За время урока мы посетим Морфологический проспект, пройдемся по Району орфографии и культуры речи, заглянем в городскую библиотеку, побываем на Стилистической улице и в Живописном переулке.

3. Звукозапись «Дважды два – четыре».

-Вот с этой детской песенки хотелось бы начать наш урок.

? О каких числительных здесь идет речь? Какую роль выполняют числительные в нашей жизни?

 4. Повторение и обобщение морфологических и синтаксических

    признаков имени числительного. «Морфололгический проспект».

1 группа – определить часть речи, разряд числительных.

2 группа – определить часть речи, разряд и падеж числительных.

3 группа – определить разряд числительных, их синтаксическую роль.

5. Район орфографии и культуры речи. Редактирование предложений. 

   -Найдите ошибки в употреблении числительных, запишите предложения в исправленном виде.

   1. Из семьсот пятдесят вычесть два.

   2. По обоим сторонам дороги возвышались горы.

   3. Трое подруг ехали в трамвае.

   4. Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

   5. К восемьсот шестдесят семи прибавить тристо.

6. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

   1. Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

   2. В скольких насекомых оборачивался царевич Гвидон, когда навещал отца-царя Салтана?

   3. У скольких богатырей жила царевна в «Сказке о мертвой царевне…»?

7. «Городская библиотека».

Работа по развитию речи. Употребление числительных в загадках, фразеологизмах, пословицах и поговорках

1 группа – восстановить числительные в загадках, отгадать их.

2 группа – объяснить значения фразеологизмов.

3 группа – вспомнить и записать пословицы и поговорки, в составе которых есть числительные.

8. «Стилистическая улица».

   - Определите стиль предложенного текста и функцию числительных в нем. При выполнении этого задания вам поможет карточка-информатор «Функциональные стили речи».

9. «Живописный переулок». Описание репродукции картины А.А.Пластова «Жатва».

   - Используя числительные, составьте предложения по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Жатва».

10. Задание на дом и инструктаж по его выполнению.

  1 группа – упражнение 382(учебник).

  2 группа – написать объявление по образцу ( упр. 380).

  3 группа – творческая работа «Роль числительных в нашей жизни».

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Какой материал об имени числительном мы сегодня повторили?

 2. Какие виды работы понравились вам больше всего?

 3. Произведения каких видов искусства помогли нам сегодня на уроке? (музыка, литература, живопись)

 В конце урока все путевые листы учащихся оцениваются.

                                         Приложение

                      «Путешествие по городу Числительску»

                                                   Путевой лист

                                                       1 группа

1. Морфологический проспект

Определите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова, задав вопросы.

Почему Егорка                            И не говорите-

Прибежал веселый?                    Это достижение!

Первую пятерку                          Сами посмотрите:

Он принес из школы.                  Пять баллов – по поведению!

Определите часть речи, у числительных определите разряд.

Десять, три пятых, столетие, тройка, семеро ребят.

2. Район орфографии и культуры речи

Найдите ошибки в употреблении числительных, запишите предложения в исправленном виде.

  1.   Из семьсот пятдесят вычесть два.

_____________________________________________________

2.  По обоим сторонам дороги возвышались горы.

______________________________________________________

3.   Трое подруг ехали в трамвае.

______________________________________________________

4.  Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

  _____________________________________________________

5.  К восемьсот шестдесят семи прибавить тристо.

______________________________________________________

3.Городская библиотека

Восстановите  пропущенные числительные и отгадайте загадки.

1. …..конца, …..кольца, посередине гвоздик.(                           )

2. ….. одежек и все без застежек.(                                 )

3. ……братца пошли купаться, ……. купаются,…………. на берегу валяется.(                                                                      )

4. ……….братца под одной крышей стоят.(                    )

4.Стилистическая улица

Определите  стиль текста и функцию числительных в нем.

Часы на Спасской башне Кремля заводятся два раза в сутки в одно и тоже время: в двенадцать часов дня и в двенадцать часов ночи. Заводятся они подъемом гирь от ста до двухсот килограммов. Циферблаты выходят на четыре стороны башни. Высота цифр - семьдесят два сантиметра. Длина часовой стрелки - два метра девяносто сантиметров, длина минутной стрелки – три метра двадцать восемь сантиметров.

5. Живописный переулок 

Используя числительные, составить предложения по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Жатва».

                    «Путешествие по городу Числительску»

                                                   Путевой лист

                                                2 группа

1. Морфологический проспект

Определите часть речи подчеркнутых слов, у числительных определить разряд, падеж.

Два мальчика, удвоить, вдвое, двойной, первым номером, у второго школьника, удесятерить, десятка, три седьмых, вчетверо, сперва, тысяча, четверо (детей).

2. Район Орфографии и Культуры речи

Найдите ошибки в употреблении числительных, запишите предложения в исправленном виде.

1.  Из семьсот пятдесят вычесть два.

_____________________________________________________

2.  По обоим сторонам дороги возвышались горы.___________________________________________________

3.   Трое подруг ехали в трамвае.

______________________________________________________

4.  Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

  _____________________________________________________

5.  К восемьсот шестдесят семи прибавить тристо.________________________________________________

3.Городская библиотека

Объясните значения фразеологизмов.

1. Все как один (                                     )

2. В два счета (                                 )

3. Знать как свои пять пальцев (                                   )

4. На одно лицо(                                      )

5. Наговорить с три короба(                                  )  

4.Стилистическая улица

Определите  стиль текста и функцию числительных в нем.

                                              Директору спортивного клуба»Динамо»

                                              ученика 6 класса А школы №56

                                              Иванова Александра

                                заявление.

Прошу зачислить меня в секцию плавания с 1 сентября 2008 года. Занятия секции обязуюсь посещать аккуратно.

 25 августа 2008 года                                                Иванов Александр.                  

5. Живописный переулок 

Используя числительные, составить предложения по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Жатва».

                         «Путешествие по городу Числительску»

                                               Путевой лист

                                                   3 группа

1. Морфологический проспект

Найдите числительные, определите их разряд и синтаксическую роль.

1. Три на пять – пятнадцать.

2. Первый снег выпал ночью.

3. Пятьдесят четыре тома там стояли за окном.

4. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

5. К трем шестым прибавить две третьих.

6. Семеро ребят отправились в поход.

2. Район Орфографии и Культуры речи

Найдите ошибки в употреблении числительных, запишите предложения в исправленном виде.

1.  Из семьсот пятдесят вычесть два.

_____________________________________________________

2.  По обоим сторонам дороги возвышались горы.

______________________________________________________

3.   Трое подруг ехали в трамвае.

______________________________________________________

4.  Стояли бидоны с девяностами литрами молока.

  _____________________________________________________

5.  К восемьсот шестдесят семи прибавить тристо.

______________________________________________________

3.Городская библиотека

Вспомните и запишите пословицы и поговорки, в составе которых есть числительные.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Стилистическая улица

Определите  стиль текста и функцию числительных в нем.

     ….И по трубе водосточной полез.

          Третий этаж,

          И четвертый,

          И пятый…

          Вот и последний,

          Пожаром обътый.                                          

5. Живописный переулок

Опишите  репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «Жатва», используя числительные.

      Репродукция картины А. А. Пластова «Жатва».

                     Пояснительная записка

Направление:Работа «Путешествие по городу Числительску» представлена по гуманитарному направлению.

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имя числительное».

Программа: В.В.Бабайцева Программа по русскому языку для школ и классов с углубленным изучением русского языка. – М., Дрофа,2009.

Учебник: Русский язык. Теория.5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение. В.В.Бабайцева. – М.: Дрофа, 2009. Русский язык. Сборник заданий 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой для школ и классов с углубленным  изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2010.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Вид урока: комбинированный урок, урок-путешествие.

Методы обучения:

  1. эвристический метод (аналитическая беседа, фронтальный опрос);
  2. исследовательский метод (работа в группах, подбор пословиц, описание картины);
  3. репродуктивный метод (индивидуальный письменный и устный опрос).

Формы организации урока: фронтальная беседа (опрос), работа в группах, индивидуальная работа, викторина, работа по развитию речи (описание репродукции картины, стилистическая работа с текстами).

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал (путевые листы с дифференцированными заданиями для индивидуальной работы, карточка-информатор «Функциональные стили речи»).

Этап урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

1.Оргмомент

Обеспечение подготовки к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность.

2.Сообщение темы и цели урока.

Обеспечение принятия учебной цели и положительной мотивации на работу.

Планирование работы, проявление чувства ответственности.

3.Звукозапись

Нацеливание на практическое использование знаний, умений и навыков по теме урока.

Концентрация внимания.

4.«Морфолологический проспект».

Диагностика знаний морфологи-

ческих и синтаксических признаков числительного. Дифференцированный подход. Фронтальный опрос.

Повторение признаков числительного, самоконтроль, взаимоконтроль (правильность выполнения задания других групп).

5. «Район орфографии и культуры речи».  Редактирование предложений.

Диагностика знаний норм употребления числительных, склонения составных количественных числительных.

Развитие орфографической зоркости. Повторение норм употребления числительных. Самоконтроль. Взаимоконтроль

6. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Смена вида деятельности. Межпредметные связи. Фронтальный опрос.

Развитие смекалки, инициативы.

7. «Городская библиотека».

Развитие внимания к слову. Обеспечение самореализации учащихся.

Развитие творческого мышления, смекалки, инициативы. Повышение речевой культуры, расширение словарного запаса. Взаимоконтроль.

8. «Стилистическая улица». Стилистический анализ текста.

Диагностика знаний по стилистике. Фронтальный опрос.

Определение стилевой принадлежности текста. Работа с карточкой-информатором. Взаимоконтроль.

9. «Живописный переулок». Развитие связной речи.

Выявление качества и уровня овладения навыками связной речи учащихся. Коррекция речевых ошибок в текстах учащихся.  

Расширение словарного запаса, развитие творческих способностей учащихся.

10. Задание на дом.

Обеспечение закрепления материала по теме. Дифференцированный подход.

Оценка уровня усвоения материала.

11. Подведение итогов.

Объективная оценка знаний.

Удовлетворение от продуктивной деятельности, испытание чувства успеха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие по городу Числительску"

На уроке представлены разные виды работы: описание картины, разгадывание загадок, редактирование предложений по теме "Имя числительное", подбор пословиц и поговорок. Это урок обобщения и повторения ма...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным"

Данная методическая разработка представлена в форме дидактической игры по теме "Имя числительное" в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

Методическая разработка урока по русскому языку Прогулка по городу "Наречие" ( Повторение и обобщение)

Методическая разработка урока. Повторение и обобщение по теме "Наречие"...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Конспект урока по русскому языку "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек»...