Конспект урока по русскому языку "Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Малый Наталья Викторовна

Данная методическая разработка представлена в форме дидактической игры по теме "Имя числительное" в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным»

(конспект открытого урока по русскому языку в форме дидактической игры по теме «Имя числительное» в 9 классе коррекционной школы VIII вида)

Работу выполнила

учитель русского языка

ГБС (К) ОУ школы №21 VIII вида

Краснодарского края

Малый Наталья Викторовна

2011 г.

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся об имени числительном, о его роли в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение; коррекция речемыслительной деятельности учащихся.
  3. Воспитание познавательного интереса учащихся к родному городу.

  1. Организационный момент

Учитель: сегодня у нас необычный урок: нам предстоит совершить экскурсию. А вот куда – это необходимо определить вам.

Задание: выполните математическое действие – умножение. По результатам определить место нашего путешествия (слайд 1):

  1. 3x3

Р      7x2

С      4x7

Д       9x9

К       4x4

Н       5x4

А       2x9

16         14        18        28       20       9       81      18      14

(Краснодар)

- вписывание букв под таблицей с числами по мере решения примеров, ответы учащихся.

Учитель: правильно. Нам предстоит совершить экскурсию по нашему родному городу, но не одним.

(Слайд 2): чтение объявления учащимися:

Объявление

Во вторник, 15 апреля, состоится экскурсия по городу Краснодару. Автобус отходит в 11 часов 30 минут от школы № 21.

? Как вы считаете, прочитав объявление, наличие (присутствие) какой части речи в данном тексте является основной? (числительное)

  1. Введение в тему урока

Учитель: правильно, путешествовать мы будем в сопровождении имени числительного.

(слайд 3) на экран выводится тема урока «Путешествие по городу Краснодару вместе с именем числительным».

Учитель: наша экскурсия будет обучающей. Мы поговорим о прошлом нашего города, «пройдём» по современным улицам. И ещё раз убедимся, что имя числительное – очень важная часть речи.

  1. Работа по теме урока
  1. Словарная работа: экскурсия (слайд 4)

-учащимся выдаются «Маршрутные листы» (см.приложение 1), запись словарного слова в «Маршрутный лист».

- толкование слова (даёт учитель с выводом на экран слайда 5): экскурсия – это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чем-либо.

- звуко – буквенный анализ словарного слова;

- работа со словосочетаниями (они записаны в «Маршрутных листах»): увлекательная …, … в музей, … по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база (вставить пропущенные слова и буквы);

2. Работа с именами числительными по «Маршрутным листам».

Учитель: давайте ещё раз посмотрим на наше объявление. С какой частью речи связано числительное? (с существительным)

- заполнение «Маршрутного листа» 2 задание: выписать числительные с существительными, к которым они относятся, из объявления и распределить их по группам.

3. Работа с текстом (учитель читает текст вслух «Маршрутным листам»)

Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв.км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.

Учитель: обратите внимание на большое количество числительных в тексте. Давайте распределим их по группам (работа по «Маршрутному листу»).

  1. Закрепление навыка правописания числительных.

Учитель: поехали дальше! (читает текст). Сейчас мы с вами движемся медленно – 40-50 км/ч. Максимальная скорость в городе не должна превышать 60 км/ч. На трассе, за пределами города, автобус движется со скоростью 70 и даже 80 км/ч.

- Какие особенности правописания данных числительных мы с вами можем отметить? (правописание ь знака)

Задание по «Маршрутным листам» (задание 4): вставить пропущенные буквы (ь знак) в числительных пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

  1. Образование родительного падежа имен существительных и числительных.

За последние годы в Краснодаре появилось много новых объектов – это целые микрорайоны жилых домов с магазинами, поликлиниками, детскими учреждениями.

Учитель: сейчас мы сделаем остановку и зайдём в один из популярных среди жителей универмагов города – ЦУМ (слайд 4), где мы должны приобрести некоторые товары, необходимые в быту и хозяйстве (слайды 5-9). Задание: поставить существительное в данном сочетании в Р.п. мн.ч., а числительное записать словами (6 вёсел, 7 мётел, 20 простыней, 8 пар валенок, 12 черешен)

Как правильно спросить продавца о каком-либо товаре? Ответы учащихся (не будете ли вы так любезны…, будьте добры…, подскажите, пожалуйста…).

Какова характерная особенность правописания данной группы числительных? (ь знак на конце)

Физкультминутка

  1. Остановка «Литературная».

Учитель: теперь мы с вами остановимся и зайдём в один из самых крупных магазинов, который является гордостью нашего города. По своим размерам он превосходил до недавнего времени магазины в ряде столиц европейских государств. Речь идёт о Доме книги (слайд 10).

Задание: по описанию вам нужно определить название произведения. Есть одно условие: в названии будет присутствовать число (отгадки появляются на слайдах):

  • Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек? («Волк и семеро козлят»)
  • Героиня этого произведения стала жертвой своей мачехи, съев отравленное ею яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  • Придя в жилище к семейству лесных хищников, героине удалось спастись благодаря своей ловкости («Три медведя»)
  • Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку и называется … («Три поросёнка»)

  • Герой этой восточной сказки узнал волшебные слова, которые были ключом к пещере с несметными богатствами («Али-Баба и 40 разбойников»)
  1. Продолжение экскурсии.

Краснодар – город-сад. Старейший парк им.М.Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им.40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул.Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

Задание: выписать из текста предложения с числительными, записать их словами.

  1. «А знаете ли вы, что…» (записать только числительные с ь знаком на конце)
  • Пешеход проходит за час 5 км.;
  • Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;
  • Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;
  • Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.
  1. Викторина (2 команды)
  • Приготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (первый блин комом)
  • Какое вещество в земных условиях существует в трёх состояниях? (вода)
  • Как зовут знаменитых трёх русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
  • Назовите четырёх бременских музыкантов (осёл, пёс, кот, петух)
  • Какой из четырёх океанов не оправдал своего названия? (Тихий)
  • Сколько рублей в трёх пятирублёвых монетах? (15)
  • Название какой птицы состоит из 40 букв? (сорока)
  • Сколько яблок на берёзе, если на ней 8 сучков, а на каждом сучке по 5 яблок? (ни одного)
  • Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря? (33 года)
  • Сколько братьев у Царевны Лебеди? (33 богатыря)
  1. Итог урока.

(выставление оценок)

Учитель: вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Краснодару; надеюсь, что вы для себя узнали много полезной информации. Спасибо, с вами было приятно путешествовать.

                                                                                            Приложение 1

Маршрутный лист

  1. Словарь: ________________________________________

Увлекательная _____________________ , ________________ в музей, __________________ по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база.

  1. Количественные                                     Порядковые

числительные                                        числительные

________________                               _________________

________________                               _________________

________________                               _________________

________________                               _________________

________________                               _________________  

________________                               _________________

________________                               _________________

  1. Краснодар – центр краснодарского края. Площадь его более 500 кв.км., 33 метра – высота над уровнем моря. Это первый по величине и численности населения город в крае. Он основан казаками в 1793 году. Ему более 2000 лет. Начинался город-крепость с 40 глинобитных казарм и назывался Екатеринодаром. С 1920 года город называется Краснодаром.
  2. Вставить пропущенные буквы:

Пят…десят, шест…десят, сем…десят, восем…десят.

  1. 6 (весло) ________________________________________

7 (метла) ________________________________________

20 (простыня) ____________________________________

8 пар (валенки) ___________________________________

12 (черешня) _____________________________________

  1. Найти лишнее слово:

Пять, пятёрка, пятерня, пятак (написать часть речи)

  1. Краснодар – город-сад. Старейший парк им.М.Горького заложен в 1850 году. Всего в городе 4 больших парка и 6 скверов. Парк им.40-летия Октября и 30-летия Победы называют гидропарками. Двухкилометровый бульвар по ул.Красной с красивыми фонтанами и кинотеатром «Аврора» у подножия древнего кургана – «визитная карточка» современного Краснодара.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Пешеход проходит за час 5 км.;

Семья скворцов за сутки истребляет 350 гусениц и жуков;

     Кукушка в час поедает до 100 гусениц, а ласточка – до 500;

Самое большое животное – синий кит; его длина превышает 30 м., а вес – 150 тонн.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

Сухин И.Г. «Новые занимательные материалы», М.: «Вако», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Порядковые числительные".

Данный урок предназначен для учителей, работающих в 6 классе. Материал интересен тем, что привлекается краеведение, воспитывается чувство любви к своей малой Родине....

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном.»

Цели урока:1.     Закреплять знания об имени существительном, его постоянных  признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы;2.     развивать...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...